Здесь представлены задания на некоторые из выше перечисленных понятий композиции.
I.
Виды
композиции.
ü
Фронтальная
или плоскостная.
*Элементы такой композиции располагаются в двух измерениях – вертикально и горизонтально (↑ ↓ ← →).
1.
«Тематическая композиция»
Составить
композицию на тему «Аквариум», «Букет в
вазе», «Автопарк» и т.п. Выделить
композиционный центр (центры), установить
целостное единство между элементами. (Используется
техника сгибания и складывания бумаги и
техника аппликации). |
ü
Объемно-пространственная.
*Все объемные предметы являются объектами объемно-пространственной композиции (транспорт, здания, предметы быта и др.).
2.
«Конструирование макетов и моделей».
Можно
предложить конструирование различных
объектов дизайна: мебели, одежды, зданий и т.д.
ü
Глубинно-пространственная.
*В дизайне отдельные предметы следует рассматривать в комплексе. Тогда проявляется их эстетическая выразительность. Комплекс объемных элементов и пространства между ними образуют глубинно-пространственную композицию. Пример такой композиции – любой интерьер: класс, жилая комната и т.п.
3.
«Конструирование интерьеров».
Конструировать
можно из различных модулей (полос, кубов и т.п.)
и создавать макеты различных интерьеров –
жилой комнаты, детской (для куклы), кабинета
и т. п.
*Следует учесть назначение интерьера, его форму (гармоничное сочетание элементов композиции) и определить композиционную доминанту (центр) или доминанты композиции.
Элементы (мебель, посуда и др.), образующие интерьер, имеют различную объемно-пространственную структуру и обладают разной проектно-художественной выразительностью. Так, например стол и стулья часто являются композиционным центром интерьера, т.к. у них сложная, открытая объемно-пространственная структура, а шкаф в свободном пространстве не может быть размещен, т.к. имеет закрытую, замкнутую структуру объема.
II.
Состояния
композиции.
Любой
объект дизайна характеризуется
определенным состоянием в пространстве:
динамичности и статичности. В композиции мы
связываем эти состояния со зрительным
ощущением движения или покоя. Это
обусловлено особенностями зрительного
восприятия состояния равновесия
геометрической формы, а также формой
элементов композиции и логикой её развития.
Статичность композиции связана с
состоянием покоя, устойчивости. Это может
быть заложено в геометрической форме
элементов композиции (куб, квадрат и т. п.) и
в симметричной организации композиции.
Динамичность характеризуется
направленностью элементов композиции,
асимметричностью. Динамичность заложена в
геометрических формах (треугольник и др.).
4.
«Конструирование из геометрических
фигур».
-Для
каких объектов дизайна характерно
состояние статичности?, динамичности?
*Для мебели и других тяжелых предметов характерно состояние статичности, для транспорта – состояние динамичности.
III.
Средства
гармонизации.
Для
воплощения художественно-выразительной
идеи в реальном продукте необходимо знать
приемы и средства, с помощью которых это
можно осуществить. В композиции такими
средствами являются средства гармонизации:
симметрия и асимметрия, контраст и нюанс,
ритм и метр, масштаб и масштабность,
пропорции и пропорциональность.
Симметрия
и асимметрия.
5.
«Симметричное вырезывание»
Орнаменты, ажурные салфетки, снежинки и
т.п.
*Симметрия – одно из важнейших средств гармонизации формы. Её можно рассматривать в широком смысле с разных точек зрения: С математической –это определенный порядок, в изобразительном искусстве –это красота, в дизайне – совершенство и т.д.
В асимметричной форме организующим началом является зрительное равновесие.
6.
«Плоскостное конструирование из
геометрических фигур».
*Симметричная фигура чаще всего уравновешенная, асимметричная может быть и неуравновешенной.
Контраст
и нюанс.
Контраст
– мера противоположности, различия качеств
объекта. Нюанс –мера приближения к
равенству, схожести качеств. Контрастные
отношения воспринимаются легко и быстро (и
детьми, и взрослыми), а восприятие нюансных
отношений происходит постепенно. Особую
сложность вызывает у детей восприятие
нюансных отношений формы. Объяснение
нюанса лучше начинать с цветовых
упражнений (см. раздел «Цветоведение»).
Контраст
в дизайне часто определяет целостность
формы всей композиции, конструкции.
Контраст может проявляться в разных
характеристиках объектов: объем, высота,
масса, цвет, фактура, текстура и т. п.
7.
«Плоскостное конструирование из
геометрических фигур».
б)
«Веселые фигуры»
-Найдите
сходства и различия.
-Найдите
самый большой треугольник, самый маленький
и т.п.
-Расположи
фигуры от самой маленькой к самой большой и
т.д.
Ритм
и метр
Ритм
– это повторение или чередование каких-либо
элементов (линий, плоскостей, объемов).
Линейный
ритм:
Плоскостной
ритм:
Объемный
ритм:
Ритм может
быть статичный и динамичный.
Повторяющаяся
часть в ритме называется модулем, а то, что в
модуле изображено – мотив.
Метр
– это постоянное повторение и чередование
элементов.
Закономерности
ритма и метра можно рассмотреть на примере
ряда заданий по составлению композиций из
разных однородных элементов.
8.
«Плоскостная композиция из листьев, из
геометрических фигур».