Цвет ] [ Композиция ] Форма ]

Домой

Здесь представлены задания на некоторые из выше перечисленных понятий композиции.

I.                  Виды композиции.

ü      Фронтальная или плоскостная.

*Элементы такой композиции располагаются в двух измерениях – вертикально и горизонтально (↑ ↓ ← →).

1.      «Тематическая композиция»  

Составить композицию на тему «Аквариум», «Букет в вазе», «Автопарк» и т.п. Выделить композиционный центр (центры), установить целостное единство между элементами. (Используется техника сгибания и складывания бумаги и техника аппликации).  


ü      Объемно-пространственная.

*Все объемные предметы являются объектами объемно-пространственной композиции (транспорт, здания, предметы быта и др.).

2.      «Конструирование макетов и моделей».

Можно предложить конструирование различных объектов дизайна: мебели, одежды, зданий и т.д.

ü      Глубинно-пространственная.

*В дизайне отдельные предметы следует рассматривать в комплексе. Тогда проявляется их эстетическая выразительность. Комплекс объемных элементов и пространства между ними образуют глубинно-пространственную композицию. Пример такой композиции – любой интерьер: класс, жилая комната и т.п.

3.      «Конструирование интерьеров».

Конструировать можно из различных модулей (полос, кубов и т.п.) и создавать макеты различных интерьеров – жилой комнаты, детской (для куклы), кабинета и т. п.

*Следует учесть назначение интерьера, его форму (гармоничное сочетание элементов композиции) и определить композиционную доминанту (центр) или доминанты композиции.

Элементы (мебель, посуда и др.), образующие интерьер, имеют различную объемно-пространственную структуру и обладают разной проектно-художественной выразительностью. Так, например стол и стулья часто являются композиционным центром интерьера, т.к. у них сложная, открытая объемно-пространственная структура, а шкаф в свободном пространстве не может быть размещен, т.к. имеет закрытую, замкнутую структуру объема.

II.               Состояния композиции.

Любой объект дизайна характеризуется определенным состоянием в пространстве: динамичности и статичности. В композиции мы связываем эти состояния со зрительным ощущением движения или покоя. Это обусловлено особенностями зрительного восприятия состояния равновесия геометрической формы, а также формой элементов композиции и логикой её развития. Статичность композиции связана с состоянием покоя, устойчивости. Это может быть заложено в геометрической форме элементов композиции (куб, квадрат и т. п.) и в симметричной организации композиции. Динамичность характеризуется направленностью элементов композиции, асимметричностью. Динамичность заложена в геометрических формах (треугольник и др.).

4.      «Конструирование из геометрических фигур».  


Из предложенных геометрических фигур составить динамичную композицию и статичную. Фигуры могут быть заготовлены заранее, а могут их заготовить дети.

 


-Для каких объектов дизайна характерно состояние статичности?, динамичности?

*Для мебели и других тяжелых предметов характерно состояние статичности, для транспорта – состояние динамичности.

III.             Средства гармонизации.

Для воплощения художественно-выразительной идеи в реальном продукте необходимо знать приемы и средства, с помощью которых это можно осуществить. В композиции такими средствами являются средства гармонизации: симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм и метр, масштаб и масштабность, пропорции и пропорциональность.

Симметрия и асимметрия.

5.      «Симметричное вырезывание»

Орнаменты, ажурные салфетки, снежинки и т.п.

*Симметрия – одно из важнейших средств гармонизации формы. Её можно рассматривать в широком смысле с разных точек зрения: С математической –это определенный порядок, в изобразительном искусстве –это красота, в дизайне – совершенство и т.д.

В асимметричной форме организующим началом является зрительное равновесие.

6.      «Плоскостное конструирование из геометрических фигур».  


Из геометрических фигур составить симметричную и асимметричную композицию.

 


*Симметричная фигура чаще всего уравновешенная, асимметричная может быть и неуравновешенной.

Контраст и нюанс.

Контраст – мера противоположности, различия качеств объекта. Нюанс –мера приближения к равенству, схожести качеств. Контрастные отношения воспринимаются легко и быстро (и детьми, и взрослыми), а восприятие нюансных отношений происходит постепенно. Особую сложность вызывает у детей восприятие нюансных отношений формы. Объяснение нюанса лучше начинать с цветовых упражнений (см. раздел «Цветоведение»).

Контраст в дизайне часто определяет целостность формы всей композиции, конструкции. Контраст может проявляться в разных характеристиках объектов: объем, высота, масса, цвет, фактура, текстура и т. п.

7.      «Плоскостное конструирование из геометрических фигур».


а) Задание аналогичное заданию №6.

б) «Веселые фигуры»

 

-Найдите сходства и различия.

-Найдите самый большой треугольник, самый маленький и т.п.

-Расположи фигуры от самой маленькой к самой большой и т.д.

Ритм и метр

Ритм – это повторение или чередование каких-либо элементов (линий, плоскостей, объемов).

Линейный ритм: ‌‌              


Плоскостной ритм:

Объемный ритм:

 

Ритм может быть статичный и динамичный.

Повторяющаяся часть в ритме называется модулем, а то, что в модуле изображено – мотив.

Метр – это постоянное повторение и чередование элементов.

Закономерности ритма и метра можно рассмотреть на примере ряда заданий по составлению композиций из разных однородных элементов.

8.      «Плоскостная композиция из листьев, из геометрических фигур».


Hosted by uCoz