[ Цвет ] Композиция ] Форма ]

Домой

I. Эмоционально-эстетическое воздействие цвета на человека. Выявление и восприятие эмоционально-эстетических признаков.

1.      «Цветовой круг».

- Назови цвета и оттенки.

- Какой цвет нравиться? Почему?

- Какой цвет не нравиться? Почему?

- Какое настроение вызывают разные цвета?

- Какие возникают ощущения от различных цветов?

 



*Общепринято делить цветовой круг на четыре сектора по основным цветам (красный, желтый, зеленый, синий), располагая эти цвета против часовой стрелки. Дополнительные цвета располагаются между ними. Важным является расположение цветов относительно друг друга. Общепринятого расположения цветов в парах нет, но некоторые авторы считают наиболее целесообразным выделять основные цвета в парах соответственно существующим природным хроматическим осям восприятия человеческого глаза – сине-желтой и красно-зеленой. Тогда и промежуточные цвета сами собой располагаются логически последовательно: между зеленым и желтым  - желто-зеленый, между желтым и красным – оранжевый, красным и синим – фиолетовый, синим и зеленым – голубой. Существует три основных способа гармоничного сочетания цветов, находящихся на цветовом круге напротив друг друга. Самый смелый – сочетание контрастных цветов, самый изысканный – сочетание оттенков одного цвета, самый спокойный – использование аналогичных цветов, т. е. тех, которые на цветовом круге являются соседними. Каждый чистый цвет имеет светлые и темные оттенки.

2.      «Букеты».

В вазах расположены два букета на одинаковом расстоянии от зрителей. Один букет составлен из цветов теплых оттенков, второй – из цветов холодных оттенков. Цветы можно заменить другим растительным материалом.

- Посмотрите на букеты. Какое настроение они у вас вызывают? Какие ощущения у вас возникают? Какой букет расположен ближе к вам? Какой дальше?

* Теплые цвета оживляют композицию, они эффектны. Чистые цвета отвлекают внимание от резких холодных оттенков. Важное свойство теплых цветов – приближать зрительно окрашенные в них предметы. Холодные цвета успокаивают. Чистые цвета умиротворяют в жаркую погоду. Теплые яркие цвета их подавляют. Основное свойство холодных цветов - зрительно отдалять окрашенные в них объекты.

3.      «Нюанс цвета»

- Выбери все цвета, которые можно назвать «красный», «синий» и т.п.

- Расположи предметы от самого светлого к самому темному? Какому предмету подходит такой цвет, а какой предмет ты бы перекрасил? Почему?

*Предметы могут относиться к разным видам дизайна (автомобили, одежда и т.д.)

Для подобных заданий можно предложить и готовые выкраски.


 

4.      «Цветовые сочетания»

а) Фитодизайн.


Из природных материалов (живые  или засушенные цветы, ветки, кора деревьев, мох, ракушки и т.д.) с использованием различных аксессуаров (сосуды, подставки, ленты и т.д.) составить композицию (монохроматическую, полихроматическую, контрастную и аналогичную).

* Монохроматические композиции состоят из оттенков одного цвета. Составление таких композиций – это самый простой способ передать определенное настроение. Синий цвет – ощущение покоя, желтый – яркий и жизнерадостный, красный – возбуждающий, волнующий, с драматическим эффектом, зеленый – передает ощущение свежести, уравновешенности, успокаивающий цвет природы, оранжевый – пылкий, стимулирует, согревает, создает ощущение веселья, радости, черный действует угнетающе, белый – холодный и чистый. В монохроматических композициях лучше использовать наибольшее количество оттенков выбранного цвета. С ограничением цвета повышенные требования предъявляются к форме композиции – дизайн-форме.

В полихроматических композициях используются все или многие цвета из цветового круга. Чтобы сочетание не выглядело кричащим, неудачным, пятнистым, необходимо подбирать бледные оттенки цветов и избегать равномерности в распределении цвета.

Контрастные композиции составляются из противоположных цветов. Синий и оранжевый, фиолетовый и желтый и т.п. Такие сочетания оптимистичны, но лучше не делать их слишком яркими.


В аналогичных композициях используются несколько цветов, расположенных рядом в цветовом круге. В таких сочетаниях важны оттенки. Такие композиции изысканны, благородны. Аналогичные сочетания в красно-фиолетовых тонах жизнерадостны, в синих – сдержанны и спокойны

Полихроматическая композиция.  

б) «Модельеры»  

Детям предлагаются модели кукол (картонные или др.). Из цветной бумаги необходимо изготовить платье для куклы. Сделать жгутик из пластилина и прикрепить посередине вдоль платья. «Жгутик» будет планкой, на которую дети будут «пришивать» пуговицы. Пуговицы надо подобрать подходящие к данному цвету платья.  


5.      «Цвет в интерьере»

Очень важно научить детей видеть предметы в комплексе, в единстве, находить их сочетание. Для этого можно использовать макеты комнат, изготовленные самими детьми или картины с изображением различных интерьеров. Можно предложить композицию интерьера, в котором предметы подобраны с учетом законов цветовой гармонии и композицию, в которой предметы различны по цвету и по форме.

- Сравните комнаты. Поделитесь вашим  мнением о красоте каждого интерьера. Что нравиться? Что не понравилось? Почему?

 

*Восприятие пространства у человека ориентировано на природу. Светлые тона – сверху, темные – снизу. Легкие, светлые (голубой, желтый и др.) цвета располагаются в природе выше (небо, солнце, звезды), а тяжелые, темные (коричневый, черный, зеленый и др.) располагаются внизу (земля, трава). Поэтому и в интерьере, чтобы хорошо чувствовать себя , люди обычно полы делают темными, а потолки – светлыми. Если знать это и использовать воздействие разных цветов, то можно менять пространство интерьера. Например, светлые цвета зрительно расширяют пространство, темные – уменьшают, красный цвет акцентирует горизонтальность плоскости, голубые оттенки создают впечатления простора, избыток фиолетового угнетает. Очень важно учитывать и характер воздействия  разных сочетаний цветов. Сочетание желтого со светло-зеленым вызывает радость, веселье. Зеленый с бежевым – успокаивающая теплота. Пурпурный с золотым  - праздничность, красный и синий – волнение, отталкивание. Цветовое решение интерьера зависит также и от его функции.

6.      «Узоры на плоскости»


Изучение работы цвета в объемно-пространственных композициях является очень важной составляющей в дизайн-деятельности. Но не следует пренебрегать и изучением работы цвета на плоскости.

Научить детей выявлять и воспринимать эмоционально-эстетические признаки помогут следующие задания и вопросы:

а) Подбери к листу бумаги данного цвета контрастный по цвету лист.

б) Расположи детали (геометрические фигуры, листья и т.п.) так, чтобы было красиво.

в) Составь простую композицию в полосе, используя геометрические фигуры двух цветов (используя сочетающиеся цвета и т.п.).

г) Составь произвольную композицию, используя различные элементы одного цвета, но разных оттенков.

*Подобные композиции можно составлять в круге, в квадрате. Можно предложить детям схемы композиций.


 


-Какое настроение вызывают яркие цвета?, темные цвета?

-Как с помощью цвета можно увеличить форму?, уменьшить форму?

-Какое сочетание цветов утомляет?, приободряет?, угнетает?,раздражает?

-Какие цвета создают веселое настроение?, грустное?

-Какие цвета подходят для изготовления спортивной одежды?, детских игрушек и т.п.?

II. Сочетание цвета и формы, цвета и функции, цвета и фактуры.

Взаимосвязи цвета и формы, цвета и функции в дизайне уделяется большое внимание. Очень высока эффективность цвета как средства формообразования. Применяя цветовые изменения, можно подать исходную форму, объяснить ее суть не только по-разному, но и совершенно противоположно, вызывая при этом самые полярные эмоциональные и эстетические впечатления – от чувства эстетической удовлетворенности, надежности, уверенности до чувства неприятия, беспокойства. 

1.      «Автомобили и постройки».

а) - Сравните автомобили с разной цветовой трактовкой формы кузова.


*При однородной окраске форма автомобиля воспринимается как наиболее цельная, гармоничная (рис 1), при темном верхе кузова и светлом низе форма кажется менее устойчивой (рис 2), более устойчивая и динамичная форма. но неоднородная – при более темной нижней части кузова (рис3), при окраске кузова пятнами форма воспринимается  дробно, беспокойно.


б) - Сравните арки по тональности (цвету) и степени их надежности.  

*На рисунке 1 – форма надежная и массивная, на рисунке 2 - очень легкая и надежная, а на рисунке 3 – ненадежная, неустойчивая.

Все окружающие нас предметы должны «говорить», и не просто, а содержательно и красиво. Цвет является свойством формы. Изменение цвета изменяет и визуальный образ формы. В этом проявляется формообразующее свойство цвета. Цвет является одним из художественных компонентов языка дизайна, образно-ассоциативная форма выражения, обобщения и кодирования информации о предметной среде. Цвет во многом определяет и формирует отношение человека к предмету.

2.      «Цвет и форма»

а) Детям раздаются геометрические фигуры разного цвета (по одной фигуре каждому) и предлагается нарисовать или вырезать из бумаги предметы, которые совпадают по форме и цвету с этими фигурами. Например, желтый круг – солнце, воздушный шар и т.п.

б) Детям раздается несколько геометрических фигур разного цвета и формы и предлагается придумать предмет, который состоит из этих фигур. Например, из синего прямоугольника и желтого треугольника можно получить лодочку, домик, флажок, машину, зонтик и т.п.


 


в) Детям предлагается внимательно рассмотреть различные объекты дизайна (мебель, посуда и т. д.) и ответить на вопросы:

- На какую геометрическую форму похожа общая форма предмета?

- Как можно описать форму с точки зрения красоты? Какая это форма (динамичная, статичная, легкая и т.д.)?

- Как можно определить цветовую гамму предметов с точки зрения красоты? Как она влияет на форму предмета?

- Как можно усилить (снизить) динамичность (статичность) формы?, легкость (массивность), плавность (угловатость)?

*Динамичность формы можно усилить контрастным сочетанием цветов, а уменьшить нюансным сочетанием. Статичность - наоборот. Легкость формы усиливается нюансным сочетанием светлых оттенков, снижается – контрастным сочетанием цветов. Массивность можно увеличить с помощью сочетания контрастных цветов и темных оттенков, а снизить нюансными сочетаниями светлых оттенков. Плавность формы повышается нюансным сочетанием, понижается – контрастным сочетанием цветов. Угловатость – наоборот.

Цвет по-разному воспринимается в зависимости от свойств фактуры. Один и то же цвет на гладкой, тисненой, шершавой и др. поверхности будет казаться или светлее, или темнее. Очень часто проектно-художественный образ предмета формируется вследствие сопоставления различных по фактуре и цвету материалов (пластмассы, металлы, древесина, ткани и т.д.)

3        «Говорящий материал»

Детям раздаются образцы материалов с разной фактурой (гладкой, ребристой, тисненой, шершавой и т.д.) и предлагается покрасить их одним цветом.

- Что может каждый материал сказать о себе? ( о своей поверхности, о своем цвете)

- Какая по выразительности фактура данного материала?

- Как влияет разная фактура на цвет?

Hosted by uCoz