А.Н. Фанталов

Введение в мифологию народов мира

Пояснительная записка

В наш век мир стал гораздо теснее. Время и растояние, благодаря техническому прогрессу стремительно сокращаются. Народы, многие из которых раньше и не слышали друг о друге, вступают в постоянный диалог. При этом очень важно понимать и уважать мышление собеседника, а это невозможно без знания его культуры. Изучение же любой культуры лучше начинать с мифологии.

Миф (в переводе с греческого — предание) в сущности содержит все истоки человеческого знания. В нем люди давали свои первые объяснения явлений природы, из которых впоследствии развилась наука. В мифах человечество осознавало себя, свое место в мире и цель существования, что нашло затем воплощение в религии и философии. Наконец, мифология породила искусство и литературу и тысячи лет питает их своими соками.

К сожалению, из всего мирового запаса преданий, у нас более или менее широко известны лишь греческие. В последние годы в школьные программы ввели минимум сведений по скандинавской и славянской мифологии, но уровень получаемых учениками знаний явно недостаточен. В ряде вузов появился курс “История религии“. Однако религия, как уже говорилось, представляет более высокий, поздний этап эволюции сознания и для лучшего понимания требует знакомства с мифологией.

Данная программа представляет попытку заполнить существующий пробел в образовании и адресована студентам педагогических, филологических, культурологических и художественных факультетов. Она может быть связана с упомянутым курсом “история религии” и курсом “История художественной культуры”.

Курс “Введение в мифологию народов мира” должен решать следующие задачи:

1. Расширить знания студентов о народах нашей планеты, их истории и особенностях культуры.

2. Познакомить студентов с мировым фольклорным наследием.

3. Раскрыть перед студентами эстетическое значение фольклора, его роль в литературе, музыке и изобразительном искусстве прошлого.

4. Показать студентам возможность использования мифологических образов и сюжетов в современном искусстве.

Курс рассчитан на 36 часов и завершается зачетом — коллоквиумом.

Тематический план

п/п

Наименование тем

Количество часов

Лекции

Практические

занятия

1

Введение. Теория мифа

1

 

Раздел I. Ближний Восток (Египет, Месопотамия)

   

2

Общая характеристика древней культуры и ее наследие

1

 

3

Изложение древнеегипетской мифологии

1

 

4

Изложение месопотамской мифологии

1

 

Раздел II. Дальний Восток и Месоамерика

   

5

Общая характеристика древней культуры и ее наследие

1

 

6

Изложение древнекитайской мифологии

1

 

7

Изложение месоамериканской (ацтекской) мифологии

1

 

Раздел III. Индия

   

8

Общая характеристика древней культуры и ее наследие

1

 

9

Изложение среднеиндийской мифологии

1

 

10

Изложение Рамаяны”

1

 

11

Изложение Махабхараты”

1

 

Раздел IV. Иран и Кавказ

   

12

Общая характеристика древней культуры и ее наследие

1

 

13

Изложение древнеиранской (зороастрийской) мифологии

1

 

14

Изложение нартского эпоса

1

 

Раздел V. Греция

   

15

Общая характеристика древней культуры и ее наследие

1

 

16

Изложение древнегреческой мифологии

1

 

17

Изложение эпических циклов Аргонавтыи Илиада

1

 

18

Изложение эпических циклов Одиссеяи Фиванского

1

 

Раздел VI. Кельтика

   

19

Общая характеристика древней культуры и ее наследие

1

 

20

Изложение мифологического цикла ирландских саг

1

 

21

Изложение героического (уладского) цикла ирландских саг

1

 

22

Изложение цикла об Артуре и рыцарях Круглого стола

1

 

Раздел VII. Германо-Скандинавия

   

23

Общая характеристика древней культуры и ее наследие

1

 

24

Изложение эддической мифологии

1

 

25

Изложение эддической мифологии (окончание)

1

 

26

Изложение “сигурдовскогоэпического цикла

1

 

Раздел VIII. Славяне

   

27

Общая характеристика древней культуры и ее наследие

1

 

28

Изложение славянской мифологии

1

 

29

Изложение былинного цикла

1

 

30

Изложение былинного цикла (окончание)

1

 

Раздел IX. Балты и финно-угры

   

31

Общая характеристика древней культуры и ее наследие

1

 

32

Изложение балтской (летто-литовской) мифологии

1

 

33

Изложение мифологии обских угров

1

 

34

Изложение карело-финского эпоса Калевала

1

 

35

История национального костюма (на материале Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого)

 

1

(экскурсия)

36

Зачет — коллоквиум

 

1

Всего:

36 часов

 

Содержание курса

Тема 1. Введение. Теория мифа

Миф, эпос, сказка. Первые попытки осмысления мифологического материала в период античности. Аллегоризм (софисты). Символизм (Платон). Эвгемеризм (теория обожествления исторических лиц). Отношение к мифологии в средневековье. Оживление интереса к ней с эпохи Возрождения. Философия мифа Дж. Вико. Романтики (Шеллинг и др.).

Научные теории мифа в ХIX-ХХ вв.: солярный мифологизм (А. Афанасьев и др.); анимизм (Э. Тайлор); ритуализм (Дж. Фрэзер); теория трех функций (Ж. Дюмезиль); структурализм (К. Леви-Строс, В. Иванов, В. Топоров); архетипы (К. Юнг).

Раздел I. Ближний Восток (Египет, Месопотамия)

Тема 2. Общая характеристика древней культуры и ее наследие

Страны древнего Ближнего Востока — первые очаги цивилизации. Семито-хамитская языковая семья народов. Особенности географии Египта. Нил. Централизация. Обожествление фараона, роль жречества. Несколько центров формирования единой мифологии — Мемфис, Фивы, Гелиополь, Гермополь. Религиозное искусство и господство канона. Влияние Египта на греческую культуру.

Месопотамия (“Междуречье“). Множество мелких городов — государств. Политическая нестабильность. Попытки создания империй (Саргоном Аккадским; III династией Ура; Хаммурапи; Ассирией; Нововавилонской династией). Две основные версии мифологии — шумерская и вавилонская. Идея борьбы поколений богов и ее влияние на греческие мифы.Связь ряда сюжетов с “Книгой Бытия” (Ветхий Завет).

Тема 3. Изложение древнеегипетской мифологии

Рождение из водного хаоса бога Солнца (Атума, Ра, Амона). Сотворение Атумом пары великих богов: Шу (воздух), Тефнут (хранительница миропорядка). Порождение последними Геба (Земля) и Нут (Небо). Хнум создает человека из глины на гончарном круге. Тот — бог мудрости. Великое плавание Ра в солнечной ладье. Дети Геба и Нут — Осирис, Сет, Изида и Нефтида. Гибель и воскресение Осириса. Его сын Гор мстит Сету и становится царем Египта.

Тема 4. Изложение месопотамской мифологии

Появление в первичном океане бога неба Ану и богини земли Ки. Их сын, бог воздуха Энлиль разделяет родителей. Основные персонажи мифологии: Энки (культурный герой, владыка подземных вод и мудрости); Инанна (олицетворение любви и плодородия); Син (луна); Шамаш (солнце). Львиноголовый Нергал и Эрешкигаль (хозяйка загробного мира).

Схождение Инанны в преисподнюю. Болезнь и исцеление Энки. Бог войны Нингирсу и дракон Асаг. Вавилонский миф о Мардуке. Гильгамеш — месопотамский герой.

 

 

 

 

Раздел II. Дальний Восток и Месоамерика

Тема 5. Общая характеристика древней культуры и ее наследие

Дальний Восток — предположительная родина солнечных культов. Происхождение древнекитайского этноса. Ирригация, борьба с разливами реки Хуанхэ. Деспотическая династия Шан-Инь. Культ неба XVIII-XII вв. до н.э. Децентрализованная династия Чжоу и культ героев XII-III вв. до н.э. Разрозненность источников древнекитайской мифологии и ее архаизм (обилие змеиных, звериных и птичьих черт в облике божеств). Националистическое толкование мифов конфуцианцами. Формирование средневековой народной мифологии.

Япония, — одна из немногих стран, сохранившая официальный языческий культ (“синто”). Его особенности — тесная связь с природой, существование трех великих божеств — Аматэрасу (богиня солнца); Сусаноо (бог бури); Цукуеми (бог луны). Возведение генеалогии японских императоров к Аматэрасу.

Индейская Америка. Запутанность ее истории. Два очага цивилизации: месоамериканский и андский (лишенный письменной традиции).

Тольтеки как творцы основной линии развития культуры Месоамерики, наставники ацтеков и майя. Великая держава ацтеков XV—XVI вв. н.э. Катастрофизм — отличительная особенность их сознания и культуры. Свитки (“кодексы”) — основной источник центральноамериканской мифологии.

Тема 6. Изложение древнекитайской мифологии

Паньгу, зародившийся в мировом яйце, разделяет небо и землю. Змееподобные Нюйва и Фуси-демиурги и создатели людей. Ян-ди — бог Солнца, земледелия и медицины. Хуан-ди “желтый владыка” — верховное божество. Мятеж демона Чию. Желтый владыка побеждает мятежников и возносится на небо. Легендарные герои двевнего Китая. Стрелок И поражает девять солнц. Великий Юй усмиряет потоп и очищает землю от чудовищ. Начало истории.

Тема 7. Изложение месоамериканской (ацтекской) мифологии

Пантеон. Деление мифической истотрии на эры пяти солнц, каждая из которых оканчивалась катастрофой, после чего творение мира и человека происходило заново (соединение цикличности языческой мифологии и эсхатологизма развитой религии).

Формирование триады великих богов: Кецалькоатль — демиург; Тескатлипока — разрушитель; Уицилопочтли — национальный покровитель ацтеков.

 

Раздел III. Индия

Тема 8. Общая характеристика древней культуры и ее наследие

Древнейшая цивилизация долины Инда (Хараппа, Мохенджо-Даро) – III тыс. до н.э. Народы индоевропейской языковой семьи: приход индоариев — II тыс. до н.э. Варновая структура общества. Веды, Брахманы. Появление буддизма. Буддистские империи — Маурья и Гупта.

Начало средневековья. Раджпутское движение – VII в. н.э. и возрождение древних культов, на базе которых сложилась религия индуизм. Триада великих богов: Брахма-творец, Вишну-охранитель, Шива-разрушитель. Отличительная черта средневекового периода — децентрализованность страны и система каст. Господство жречества и ритуала. Связь архитектуры и изобразительного искусства с культом и мифологией. Гиперболизованность — “избыточность образов” индийского фольклора. Литература — эпосы (“Рамаяна“, “Махабхарата“).

Индия — единственная страна Индоевропы, сохранившая языческую веру.

Тема 9. Изложение среднеиндийской мифологии

Творение. Порождение Брахмой основных классов богов — “Дева“. Индры — индийские титаны. Рудра-Шива. Царь богов Индра и его деяния (освобождение небесных коров, уничтожение Валы). Победа Индры над Вритрой — местный вариант “основного индоевропейского мифа“ — битва громовержца со змеем. Индра и святые отшельники. Появление Гаруды — царя птиц. Пахтание молочного океана и начало вражды богов и асуров. Шива и разрушение Трипуры. Хранители мира (структурная организация пространства). Рождение Раваны — царя демонов ракшасов и его бесчинства. Воплощения Вишну.

Тема 10. Изложение “Рамаяны“

Рождение Рамы. Первые подвиги и женитьба на Сите. Изгнание с родины. Скитания Рамы и его битвы с ракшасами. Гнев Раваны и Золотой олень. Похищение Ситы. Встреча Рамы с божественными обезьянами. Их вожди; Сугрива и Хануман обещают помощь. Хануман находит Ситу.

Великая битва на Ланке. Победа над Раваной и его войском. Рама возвращается домой. Уход Ситы.

Тема 11. Изложение Махабхараты

История Кришны. Великое жертвоприношение змей. Пандавы и Кауравы. Их вражда. Первое изгнание Пандавов. Женитьба на Драупади. Обретение царства, игра в кости и второе изгнание Пандавов. Посещение Арджуной небесного царства Индры. Приготовления к борьбе. Великая битва на Курукшетре. Гибель Кауравов. Коронация Юдхиштхиры и великое жертвоприношение коня. Вознесение Кришны. Восхождение Пандавов на небо.

 

Раздел IV. Иран и Кавказ

Тема 12. Общая характеристика древней культуры и ее наследие

Индоиранская общность народов. Религиозная реформа Заратуштры и размежевание Ирана и Турана. Иранские династии Ахеменидов (VI— IV вв. до н.э.); Аршакидов (III в. до н.э. – III в. н.э.); Сасанидов (III—VII вв. н.э.). Дуалистический характер древнеиранской религии. Ее влияние на христианство. Парсы — современные зороастрийцы.

Архитектура, скульптура, прикладное искусство. Богатейшее литературное наследие. “Шахнамэ“ Фирдоуси.

Туранцы — скифы, сарматы, аланы. Скифское декоративно-прикладное искусство. Сведения античных историков. Сармато-аланы и их современные потомки — осетины. Нартский эпос.

Тема 13. Изложение древнеиранской (зороастрийской) мифологии

Сотворение мира. Доброе начало — Ахура — Мазда и его окружение (Ахуры и язаты). Злое начало — Ангхро — Майнью и Дэвы. Борьба добра и зла.

Сотворение первой человеческой пары. Йима — царь золотого века и его падение. Ажи-Дахака — иранский вариант Антихриста. Победа над ним Траэтаоны. Противостояние Ирана и Турана — главное содержание “Шахнамэ“. Богатыри Сам, Рустам, Исфандияр. Фрашкард — иранская эсхатология (прообраз апокалипсиса).

 

 

Тема 14. Изложение нартского эпоса

Древние божества леса, воды, подземного мира и т.д. Урызмаг и Сатаней-Гуаша — прародители нартов. Брат Урызмага — Хамыц. Величайшие герои нартов Сослан (связанный с солнечным культом) и Батрадз (эпическое воплощение громовержца). Борьба с великанами (иныжами).Сырдон-трикстер (комически-демонический персонаж). Богоборчество и гибель нартов.

 

Раздел V. Греция

Тема 15. Общая характеристика древней культуры и ее наследие

Особенности географии Греции. Море. Древнейшая Крито-микенская цивилизация. Формирование древнегреческого этноса из различных индоевропейских племен, приходивших на Балканский полуостров с севера (ахейцев, дорийцев и т.д.). Сочетание индоевропейской религии и восточных культов.

Древнегреческое искусство и мифология: (Гомеровская эпоха IX—VIII вв. до н.э.) — формирование греческого варианта мифологии; архаика (VIII—VI вв. до н.э.) — териоморфные (звероподобные) персонажи; классика (V—IV вв. до н.э.) — пантеон олимпийских богов и формирование зрелого героизма; поздний период (IV в. до н.э. – III в. н.э.) — оживление архаических мотивов, фактическое создание триады: Зевс — творческое, Аполлон — упорядочивающее, Дионис — оргиастическое — начала.

Некоторая искусственность сложения мифологии. Неоднородность источников (Гомер, Гесиод, “гомеровские” гимны, греческие трагедии, эллинистическая литература и т.д.). Необычайная поэтичность греческих мифов. Их значение для всей последующей европейской цивилизации. Пантеон богов-олимпийцев — своего рода эталон, с которым сопоставляют мифические образы других традиций.

Тема 16. Изложение древнегреческой мифологии

Рождение из хаоса Геи и Урана — первого поколения богов. Наполнение мира чудовищами (сторукими, циклопами и т.д.). Крон и его братья Титаны — второе поколение богов. Свержение Зевсом власти Крона. Упорядочивание мира, его структурирование (Олимп, Аид, Тартар и т.д.). Двенадцать олимпийских богов (Гера, Афина, Аполлон и т.д.), их функции, атрибуты и мифы. Прометей — культурный герой и создатель людей. Золотой, серебряный, медный, железный века. Геракл.

Тема 17. Изложение эпических циклов Аргонавтыи Илиада

Аргонавты. История золотого руна. Ясон. Поход Аргонавтов в Колхиду. Помощь Медеи. Возвращение в Грецию. Ясон и Медея.

Илиада. Елена Прекрасная — дочь Зевса и Леды. Суд Париса. Похищение Елены. Менелай собирает греческих героев для похода на Трою. Одиссей и Ахилл. Филоктет. Осада Трои. Ссора Ахилла и Агамемнона. Вмешательство богов. Бой Ахилла и Гектота, Гибель Ахилла. Падение Трои. Возвращение греков домой. Трагическая история Агамемнона и Клитемнестры. Мщение Ореста.

Тема 18. Изложение эпических циклов “Одиссея” и “Фиванского”

Оригинальная композиция “Одиссеи“ (начинается с описания восьмого года скитаний героя и затем рассказывается о предыдущих событиях, о том, как герой избежал многочисленных опасностей: великанов-лестригонов, чудовищ Сциллы и Харибды, волшебницы Цирцеи, людоедов-циклопов, гнева Посейдона). Боги решают вернуть Одиссея на родину. Герой в подземном мире вопрошает души умевших. Одиссей приходит домой и расправляется с женихами Пенелопы.

Фиванский цикл. Детство и юность Эдипа. Загадка Сфинкса. Эдип в Фивах. Его смерть. Захват власти Креонтом. Семеро против Фив и гибель Антигоны, дочери Эдипа. Поход эпигонов.

 

Раздел VI. Кельтика

Тема 19. Общая характеристика древней культуры и ее наследие

Происхождение кельтских народов (VII в. до н.э.). Традиционная слабость княжеской власти, ведущая роль жречества, преобладание в обществе магического, иррационального начала. Неистовость вкупе с мечтательностью — черты национального характера. Кельтские города, Жилища, одежда, корабли. Высокое развитие ремесел. Кельтика — прообраз средневековой Европы. Потеря независимости континентальными кельтами (I в. до н.э.). Искусство, как основной источник наших знаний по древнекельтской мифологии.

Средневековые кельты. Особая роль Ирландии в деле сохранения фольклора. Ирландские саги. Валлийцы и создание легенды о короле Артуре. Влияние кельтского наследия на культуру средних веков и Нового времени. В.Шекспир. Д.Макферсон (“Поэмы Оссиана”). Прерафаэлиты. О. Бердслей. У. Йейтс и ирландское возрождение. Дж. Джойс. Современный литературный жанр “Фэнтази”.

Тема 20. Изложение мифологического цикла ирландских саг

История “захватов Ирландии“. “Племена богини Дану“ — основные боги кельтского пантеона (Нуаду — небо, Дагда — подземный мир, Луг — хранитель тайных знаний, Морриган — война и т.д.). Их битва с фоморами — ирландский вариант столкновения богов и демонов. Появление людей. Уход Племен богини в чудесные холмы и их превращение в эльфов. Ирландский праздник Самайн. Дальнейшие отношения между эльфами и людьми. Начало героического века.

Тема 21. Изложение героического (уладского) цикла ирландских саг

Чудесное рождение Конхобара. Он становится королем Улада (Ольстера). Появление на свет Кухулина — сына бога света и смертной женщины. Его первые подвиги, женитьба на Эмер. Кухулин — величайший ирландский герой.

Истории, предварявшие Великое похищение быка из Куальнге. Ссора ирландских королей. Похищение быка из Куальнге — кульминация героического цикла. Путешествие Кухулина в потусторонний мир. Его гибель. Эпилог.

Тема 22. Изложение цикла об Артуре и рыцарях Круглого стола

“История бриттов” Гальфрида Монмутского. Захват власти в Британии Вортигерном и нашествие саксов. Мерлин. Воцарение Утера Пендрагона и рождение Артура. Меч в камне. Коронация Артура и его женитьба на Гвиневере. Круглый стол. Архаические образы рыцарей: Килох, Гавейн, Оуэн, Передур (Парсифаль). Волшебница Фея Моргана. Мерлин впадает в вечный сон. Куртуазные образы рыцарей: Тристан, Ланселот, Галахад. Поиски Святого Грааля. Интриги Мордреда и гибель короля.

Пророчество о грядущем возвращении Артура.

 

Раздел VII. Германо-Скандинавия

Тема 23. Общая характеристика древней культуры и ее наследие

Происхождение германских народов. Великое переселение народов и крушение Рима. Роль военных вождей у германцев и отсутствие организованного жречества.

Скандинавы. Вендельский период (IV—VII вв. н.э.) — “золотой век” в истории Швеции.

Начало движения викингов (VIII вв. н.э.). Морские походы. Одежды, жилище, корабли, культовые места эпохи викингов (по XI в. н.э.). Искусство, его экспрессия, драматизм. Скандинавский звериный орнамент (влияние римских, кельтских, франкских, восточных мотивов). Древнескандинавская литература. Роль Исландии в ее сохранении. Саги. Эддическая и скальдическая поэзия. Особенности мифологии эпохи викингов (эсхатологизм, сумрачная фантастика) и ее значение для северноевропейской культуры Нового времени. Предромантизм (У. Блейк). Романтизм и неоромантизм (Р. Вагнер). Модерн. Скандинавские мифологические мотивы в архитектурном декоре С.-Петербурга.

Тема 24. Изложение эддической мифологии

Зарождение мира, появление богов и великанов. Создание богами обитаемого мира (небосвода, суши, гор) из тела первосущества. Мировое древо, деление вселенной на три уровня.

Культурные деяния бога Одина: создание эльфов и карликов; сотворение людей; установление светил; добыча меда поэзии, священных рун и воды из источника мудрости. Двенадцать светлых асов: Один, Тор, (громовержец), Тюр (бог неба и войны), Фреир (плодородие) и т.д. Богини: Фриг, Фрейя, Сив, Идунн и т.д. Валькирии. Строительство небесного города.

Тема 25. Изложение эддической мифологии (окончание)

Дети злого бога Локи (Мировой Волк, Мировой Змей и Хель-владычица). Похищение Идунн и ее молодильных яблок. Выковывание карликами чудесных предметов. Похищение молота Тора. Борьба громовержца с великанами. Путешествие Тора в зачарованный Утрард. Ловля Мирового Змея. Локи убивает Бальдра — светлого сына Одина. Пир у морского великана Эгира. Разоблачение Локи и его наказание. Рагнарек — судьба богов (скандинавский апокалипсис).

 

Тема 26. Изложение “сигурдовскогоэпического цикла

Божественное происхождение Вельсунгов. История Сигмунда. Рождается Сигурд — величайший герой германо-скандинавского мира. Карлик Регин и история проклятого кольца. Сигут побеждает дракона Фафнира и завладевает кладом. Встреча с валькирией Брюнхильд. Сигурд и Гьюкунги. Женитьба на Гудрун. Смерть Сигурда. Гибель Гьюкунгов. Гудрун и ее дети. Сказание о Хельги — герое, трижды возрождавшимся к жизни.

 

Раздел VIII. Славяне

Тема 27. Общая характеристика древней культуры и ее наследие

Происхождение славян. Культурные влияния: кельтское с запада, скифское с востока. Разделение славянства на западное, южное и восточное (с VII в. н.э.). Восточные славяне и русы. Викинги и варяги. Происхождение Рюрика. Отношения со скандинавами в IX-XI в. н.э. Погребальный обряд славян, их жилища и одежда. Растительный орнамент.

Аркона и Ретра — крупнейшие культовые центры западных славян. Деревянные храмы. Открытые святилища Восточной Европы. Связанность с силами природы — отличительная черта славянского язычества.

Источники по мифологии — средневековые хроники, церковные поучения, записи обрядов (с XV в.); фольклор, прикладное искусство. Собиратели фольклора XVIII—XX вв. Образы сказок, былин в литературе — А. Пушкин, в музыкальном творчестве — Н.А. Римский-Корсаков; И. Стравинский; в изобразительном искусстве — В. Васнецов, И. Билибин, А. Муха.

Тема 28. Изложение славянской мифологии

“Великие языческие боги“: Сварог, Даждьбог, Хорс, Макошь, Лада, Перун, Велес. Их функции, атрибуты, праздники. Симаргл и Ящер.

Низшая славянская мифология. Берегини и навьи (доброе и злое начала). Воплощения природных стихий: водяные, лешие, полевики, домовые. Сказочные образы: змей; баба яга; Кащей; мужик, сам с перст — усы на семь верст. “Стих о Голубиной книге” — соединение индоарийского и православного начал.

 

 

 

Тема 29. Изложение былинного цикла

Киевский эпос. Святогор — образ великана в былинах. Илья Муромец: чудесное исцеление, победа над Соловьем-разбойником. Конец Святогора. Князь-оборотень Вольх Всеславьевич и землепашец Микула Селянинович. Змееборец Добрыня. Михайло Потык (единственный герой былин, оказавшийся в царстве подземном). Дунай — богатырь и женитьба князя Владимира.

Тема 30. Изложение былинного цикла (окончание)

Соловей Будимирович. Алеша Попович (сочетание героических и плутовских черт). Иван Годинович и Кащей. Илья Муромец и Идолище. Илья Муромец и Сокольник (типичный индоевропейский сюжет боя отца со своим сыном). Камское побоище.

Новгородские былины: Садко, Василий Буслаев.

 

Раздел IX. Балты и финно-угры

Тема 31. Общая характеристика древней культуры и ее наследие

Балты (летто — литовцы) — ближайшие соседи и родственники славян. Важная роль жречества. Ромово — крупнейший культовый центр древних балтов. Триада великих богов. Чрезвычайно длительное сохранение официального язычества (до XV в.). Обширный фольклорный фонд — сказания, песни (дайны), обряды. Изящество балтийского фольклора и его влияние на формирование национальной культуры в XIX в. “Лачплесис“ — авторский эпос.

Финно-угорские народы. Их история. Роль угров в Великом переселении народов, отношения с гуннами. Походы на Север, 3апад и Юг. Венгры. Институт шаманства у финно-угров — сибирская черта. Дуализм верований (влияние древнего Ирана).

Обские угры (ханты и манси) — основные хранители мифологии народов своей языковой группы. Их образ жизни; костюм; геометрический орнамент. Интерес к угорскому наследию в Венгрии.

Карелы — носители эпической традиции. Руны. Элиас Леннрот и его “Калевала” (первый авторский эпос XIX в.). Сюжеты карельских рун в творчестве А. Галлен-Каллелы — основателя национальной школы финской живописи. Северный модерн.

 

Тема 32. Изложение балтской (летто-литовской) мифологии

Основные божества: Диевас (небо) и его сыновья; Сауле (солнце) и ее дочери; Менесс (месяц); Перкунас (громовержец); Велс (подземный мир).

Дуалистические литовские сказания о Диевасе и Велсе. Небесная свадьба. Велс и Перкунас.

Образы низшей мифологии: дейвы-пряхи, бардзуки-гномы, виклтаки-оборотни-волки; Айтварас — огненный змей, каукас — домовой.

Тема 33. Изложение мифологии обских угров

Пантеон: Нум-Торум (небесный бог); его супруга Калтась-эква (кожистая земля) и младший брат Куль-Отыр (черт — богатырь). Божества Солнца, луны, леса, воды и огня. Семь сыновей небесного бога — духи-хранители.

Мир — Сусне-Хум (За миром наблюдающий человек) — культурный герой и покровитель угорского народа.

Низшая мифология: дух медведь; великаны — менквы; мамонт, шестиногий лось, Товлынг-карс — исполинский орел и т.д.

Основные мифические сюжеты. Героические сказания.

Тема 34. Изложение карело-финского эпоса Калевала

Сотворение мира из яйца, снесенного уткой.

Вяйнямяйнен — песнопевец и первый шаман. Его неудачное сватовство. Вяйнямяйнен и ведьма Лоухи — хозяйка Севера. Кузнец Ильмаринен создает для Лоухи чудесную мельницу Сампо.

История героя Лемминкяйнена. Путешествие Вяйнямейнена в царство смерти. Свадьба Ильмаринена и дочери Лоухи. Печальная история Куллерво. Битва за Сампо. Герои Калевалы увозят его домой. Месть старой Лоухи. Уход Вяйнямейнена.

Тема 35. История национального костюма (на материале

Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого)

Китайский костюм, его отличие от японского. Разнообразие одежд американских индейцев. Костюмы народов Индии, Африки, Полинезии. Связь характерных черт костюма с особенностями национальной культуры.

 

Примерные темы для зачета-коллоквиума

1. Влияние различных культур друг на друга.

2. Основное ядро индоевропейской мифологии, характерное для всех народов этой языковой семьи.

3. Связь между мифологией, историей, культурой.

4. Миф и национальный характер.

5. Животные в мифах. Особенности использования таких персонажей, как Змей, Орел, конь, волк и т.д.

6. Фантастические образы фольклора.

7. Мифологические прототипы героев литературы.

 

Рекомендуемая литература

Апполодор. Мифологическая библиотека. -.Л.: Наука, 1972.

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. — М., 1957. Т. 1-3.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Индрик, 1994. Т. 1-3.

Власова М. Новая абевега русских суеверий. — СПб., 1995.

Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. — М., 1984.

Гесиод. Теогония. — Л., 1974.

Готтенрот Ф. История внешней культуры. — 1912. Т. 1.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. — М., 1992.

Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. — М.: Наука, 1986.

Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. — М.: Наука, 1976.

Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. — М.: Наука, 1990.

Иванов С.В. Маски народов Сибири. — Л., 1974.

Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири. — М.; Л.: Акад. наук СССР, 1954.

Иванов С.В. Одежда народов Сибири: Сб. статей. — Л., 1970.

Иванов С.В. Орнаменты народов Сибири как исторический источник. — М.; Л.: Акад. наук СССР, 1963

Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири. — Л.: Наука, 1970.

Исландские саги. Ирландский эпос. — М.: Худ. Лит., 1973.

Кириков Б.М. Архитекторы—строители Санкт-Петербурга сер. XIX — нач. XX вв. — СПб.: Пилигрим, 1996.

Кодзики. Записки о деяниях древности. — СПб., 1994. Т. 1, 2.

Корни Иггдрасиля. — М.: Терра, 1997.

Котерелл А. Мифология: Энциклопедический справочник. — М., 1996.

Кун Н.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. — М.: Правда, 1987.

Латышские дайны: Народные песни. — М.: Худ. лит., 1985.

Леннрот Э. Калевала. — М.: Худ. лит., 1977.

Мабиногион. Волшебные сказания Уэльса. — М.: Ладомир, 1995.

Мелетинский Е.М. Литературные архетипы. Общее понятие мифа и мифологии: Мифологический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992.

Мифы народов мира / Гл. ред. С.А. Токарев. — М.: Российская энциклопедия, 1997. Т. 1, 2.

Мифы, предания, сказки хантов и манси. Переводы с хантыйского, мансийского и немецкого языков. -М.: Наука, 1990.

Моммзен Т. История Рима. — Ростов на Дону: Феникс, 1977. Т. 1.

Мэлори Т. Смерть Артура. — М.: Наука, 1993.

Похищение быка из Куальнге. — М., 1985.

Предания и мифы средневековой Ирландии. — М.: Изд. Моск. Ун-та, 1991.

Пумпур А. Лачплесис. — М., 1975.

Рак И.В. Зороастрийская мифология. — СПб.; М., 1988.

Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — СПб., 1993.

Раков Ю. Каменные мифы Петербурга / Диалог. 1988. № 21.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М., 1994.

Сказания о нартах. Эпос народов Кавказа. — М., 1969.

Славяне и Скандинавы. — М., 1986.

Снисаренко А.Б. Третий пояс мудрости. — Л., 1989.

Старшая Эдда. Заподноевропейский эпос. — Л.: Лениздат, 1977.

Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. — М.: Высшая школа, 1979.

Стурлусон Снорри. Младшая Эдда / Пер. О.А. Смирницкой. — Л.: Наука, 1979.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989.

Темкин Э.Э., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. — М.: Наука, 1982.

Темкин Э.Э., Эрман В.Г. Три великих сказания Древней Индии. — М., 1978.

Уингейт Ф. Викинги. — М.: Росмэн, 1995.

Цветок папоротника. Литовские мифологические сказания. — Вильнюс: Вага, 1989.

Чарнолусский В.В. Саамские сказки. — М., 1962.

Щукин М.Б. На рубеже Эр. Фарн. — СПб., 1994.

Элиаде М. Аспекты мифа. — М.: Инвест ППП, 1996.

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. — М., 1987.

Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — М., 1996.

Я открою тебе сокровенное слово. — М., 1981.

 

Художественная культура Древней Руси.

Программы