Р.Н. Смирнова, А.А. Щербакова

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Пояснительная записка

Спецкурс “Художественная культура Древней Руси“ — один из новейших интегративных курсов, используемых в практике учебных заведений. Он объединяет в себе необходимые для каждого культурного человека знания об искусствах и его видах.

В наше время вопрос художественного образования и эстетического воспитания молодежи приобретает особую актуальность. Факультет начального образования не готовит специалистов по художественной культуре, поэтому основной целью введения курса на этом факультете является развитие личности будущих учителей начальной школы через приобщение их к ценностям, накопленным историей отечественной художественной культуры, их готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных произведений, содействие гармоничному развитию будущего педагога.

Сейчас со всей остротой обозначилась проблема интегративной направленности в процессе обучения.

Курс “Художественная культура Древней Руси” имеет комплексный характер: в нем изучаются различные виды искусств — литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр, народное искусство.

Основными учебно-воспитательными задачами курса являются:

1. Познакомить студентов с истоками, причинами, путями развития искусства Древней Руси, основными художественными школами, ее литературными памятниками, с творчеством художников, архитекторов прошлого, с замечательным наследием отечественной музыки.

2. Раскрыть составляющие фундамента русской художественной культуры. Сущность и специфику древнерусского искусства, научить распознавать особенности его образного языка.

3. Рассмотреть искусство Древней Руси в контексте средневековой культуры Западной и Восточной Европы, в контексте процессов мировой художественной культуры.

4. Развивать у студентов эстетический вкус, формировать их духовную культуру и потребность постоянно общаться с искусством, уметь самостоятельно анализировать произведения искусства и оценивать их художественные достоинства.

5. Углубить интегративные эстетико-философские представления студентов ФНО, необходимые при направленности их образования.

Предлагаемая программа рассчитана на 32 часа. Она включает в себя различные формы и методы обучения, в том числе лекционную форму подачи наиболее фундаментальных положений, изложение доступного материала в виде непрерывного диалога, проведения семинаров, практикумов, написание рефератов, закрепляющих полученные теоретические знания.

Программа предусматривает и самостоятельную работу студентов: анализ произведений искусства, написание творческих работ по заданию педагога, составление рецензий на литературные работы, фильмы об искусстве, написание рефератов, посещение музеев, концертных залов и храмов. Цель работы студентов над рефератами по художественной культуре России — формирование навыков и умений подготовки выступлений, развитие способностей к самостоятельному анализу литературы по взятой теме.

На протяжении всего курса важно развивать у студентов стремление добывать знания об искусстве, стремление к самостоятельному осмыслению явлений искусства, накоплений эстетических переживаний.

Следует особо подчеркнуть, что программа курса и методика его преподавания требует использования разнообразных экранно-звуковых пособий: техники с комплексом современных аудиовизуальных средств обучения и соответствующих видеозаписей, диапозитивов, звукозаписей, полиграфических материалов и т.п. В дополнение к программе прилагается список учебной литературы для данного курса.

Программа по курсу “Художественная культура Древней Руси“ не ставит целью исчерпать тему полностью. Речь идет о том, что будущий педагог должен получить представление об основных исторических вехах развития древнерусского искусства, формах становления художественного процесса на Руси в общих и особенных характеристиках, осознать великую роль русского искусства и уметь использовать эту силу в совершенствовании своей личности и профессиональной деятельности.

Тематический план

п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Лекций

Семинаров

1

Художественная культура Древней Руси (VI-XII вв.). Славянские истоки древнерусского искусства

4

-

2

Культура Руси IX-XII вв.

8

-

3

Искусство XII – первой половины XIII в.

4

-

4

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

4

-

5

Русская художественная культура конца XV-XVI вв.

4

4

6

Культура России XVII в.

4

-

Всего:

32 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Художественная культура Древней Руси VI-XII вв.

Славянские истоки древнего искусства

Самобытные черты и национальное своеобразие русской художественной культуры. Периодизация культуры Древней Руси. Образы Древней Руси в искусстве последующих веков.

Хозяйственный и общественный строй славян VI-VIII вв. Религия. Славянская мифология (язычество древних славян). Народное искусство древних славян, миф и сказка. Мифологические персонажи и сказочные образы. Языческая скульптура. Жилища и культовые сооружения.

Истоки славянской культуры. Солярные символы, древо жизни. Языческие поверья Древней Руси. Гусли — музыкальный инструмент древних славян.

Тема 2. Культура Руси IX-XII вв.

Пантеон богов. Календарные праздники и обрядовый фольклор Древней Руси. Мелодика календарных песен, черты семейно-бытового фольклора. Музыкальный инструментарий.

Принятие христианства на Руси. Христианизация Руси. Русские монастыри как исторические, политические и духовные центры. Библиотеки при монастырях.

Икона как предмет культа. Темы и сюжеты древнерусской живописи. Художественные и композиционные особенности. Символика цвета.

Духовная музыка. Знаменный распев. Крюки. Осмогласие.

Письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. Древнерусское летописание. “Слово о законе и благодати” и его автор митрополит Илларион, размышление о месте русского народа среди других народов.

“Повесть временных лет“, “Поучение Владимира Мономаха”, “Сказание о Борисе и Глебе” (середина XI — начало ХII вв.).

Героический эпос, запечатленный в былинах и старинах.

Былины Киевского и Новгородского циклов.

Тема 3. Искусство XII – первой половины XIII в.

Киев и Новгород — центры художественной культуры Древней Руси.

Шедевр русской литературы — “Слово о полку Игореве“. Его музыкальные интерпретации в последующие века.

Традиции византийского и древнеславянского зодчества в архитектуре древнего Киева. Литературные известия о древнейших деревянных сооружениях Киевской Руси.

Каменная архитектура, крепостная и церковная. Золотые ворота. Десятинная церковь. Киевский Софийский собор. Два этапа его строительства. Сущность его архитектурного образа. Черты самобытности, роль деревянного зодчества в решении архитектурной композиции.

Софийский собор в Новгороде. Монументальная живопись XI — XII вв. Связь с архитектурой. Регламентируемый церковью порядок размещения композиций и единичных изображений в храмовых росписях. Его соответствие небесной иерархии.

Техника мозаики и фрески. Мозаики и фрески Киевской Софии, их сюжетная иконография, стилистическая характеристика.

Древнейшая станковая живопись — иконопись. Икона “Владимирской Богоматери“ и ее история.

Знаменное и кондакарное пение. Искусство скоморохов. Музыка княжьего двора. Ратная музыка.

Распад Киевской Руси. Зарождение новых художественных школ. Владимиро-Суздальская Русь. Церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский и Владимирский соборы во Владимире.

Архитектура Ростова.

Тема 4. Русская культура второй половина XIII-XV вв.

Раздробленность русских земель. Устное народное творчество и литература. “Голубиная книга”. Духовный стих калик перехожих. “Повесть о разорении Рязани Батыем”.

“Слово о погибели земли русской”, “Повести о Куликовой битве”, “Задонщина” Сафрония Рязанца — похвала великим русским князьям.

Великий Новгород — центр развития искусства XIV-XV вв.

Новгородская школа иконописи. “Чудо Георгия о змие“ в изображении разных художников. Георгий и персонажи русских былин. Фрески из школы Феофана Грека. Философская глубина, экспрессивность, эмоциональность.

Расцвет смехового искусства скоморохов. Театрализация церковной службы — включение представлений на основе библейских сюжетов. Искусство колокольного звона. Колокола Софийского собора и Юрьева монастыря.

Московская школа живописи. Андрей Рублев. Росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора. “Троица” Рублева, ее идея в работах А.Рублева: сюжет, композиция и цветовое решение. Трактовка человека в работах Рублева, художественная манера мастера.

Тема 5. Русская художественная культура конца XV-XVI вв.

Завершение объединения Руси под властью Москвы. Свержение татарского ига. Сложение общерусской культуры и дальнейший подъем национального самосознания.

Широкий размах строительства в Москве при Иване III, как результат возросшей государственной мощи Москвы. Ансамбль московского Кремля. Соборы, стены и башни (1485-1495). Грановитая палата (1487-1491). Колокольня “Иван Великий” и ее роль в архитектурном ансамбле Кремля. Значение этого ансамбля в истории древнерусской архитектуры.

Творчество Дионисия, как представителя московской школы живописи второй половины XV в. Черты гуманизма в произведениях Дионисия и лирический характер образов, сближающих его искусство с творчеством А. Рублева. Новые черты в искусстве Дионисия — торжественность, парадность и изысканность, отражающие новый этап в развитии русского государства. Особенность художественного языка Дионисия.

Народное деревянное зодчество XIV-XVI вв. Жилые дома и хоромы. Типы деревянных церквей (клетские и шатровые), (восьмигранные и крестообразные). Лазаревская церковь Муромского монастыря на Онежском озере (до 1391 г.).

Шатровый стиль. Церковь Вознесения в селе Коломенском. Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве (1555-1560) — памятник победы над Казанским царством. Своеобразный характер архитектуры: необычная планировка и композиция собора. Обращение к достижениям народного творчества.

Русская живопись XVI в. Появление новых тем, свидетельствующих о расширении кругозора художников. Усиление повествовательности.

Иконы, иллюстрирующие нравоучительные рассказы (притчи). “Притча о хромце и слепце”, “Видение Иоанна Лествичника”.

Развитие публицистики. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. “Степенная Книга” — один из выдающихся литературных памятников XVI в.

Расцвет протяжной лирической песни. Ее связь с напевами свадебного обряда и исторической песней. Разнообразие видов лирической протяжной песни. Синтезирующая и вершинная роль ее в русском фольклоре. Стилевые черты и значение для будущего русской музыки.

Развитие и обогащение мелодики, типы знаменного распева. Школа московских певцов и распевщиков. Савва Рогов, его ученики. Демественный и путевой распевы. Стоглавый собор и борьба церкви против многоголосия. Колокольный звон как типично национальное явление в русском богослужении. Хор государевых и хор патриарших певчих дьяков.

Фольклор и духовная музыка — два истока национального своеобразия русской культуры XVII b. Старец звенигородского монастыря А. Мезенец, “Азбука знаменного распева”.

Тема 6. Культура России XVII в.

Литература России XVII в. Переход к новому периоду в истории русской культуры. Светские элементы в культуре. Усиление авторского начала.

Появление сатирической бытовой повести. “Сказание о куре и лисице”. “Азбука о голом и небогатом человеке”. “Житие Протопопа Аввакума” — выдающийся памятник русской литературы XVII в.

“Азбука знаменного распева” А.Мезенца — системное пособие по изучению крюкового письма. Строчное и партесное пение. “Мусикийская грамматика” Н. Дилецкого.

Деревянное зодчество XVII в. и его влияние на каменную архитектуру. Запрет на шатровые постройки. Нарышкинское барокко. Церковь Преображения на о.Кижи. Духовный хоровой концерт — черты русского барокко. Творчество В.П. Титова.

“Строгановская школа” иконописи. Многофигурность, миниатюрный характер. Орнаментальность и декоративность “строгановских икон“. Особенности их рисунка и колорита. Правдивость изображения в живописи Симона Ушакова. Центральная тема творчества Ушакова — изображение человеческого лица. “Спас нерукотворный”, “Троица”.

Становление реалистического искусства в произведениях на религиозные сюжеты.

Появление первых портретов, отражающих возросший интерес к человеческой личности. “Иван IV” — портрет на дереве работы неизвестного художника XVII в., “Князь Скопин-Шуйский”, “Царь Федор Алексеевич”.

Кант, многоголосная песня. Придворное и домашнее музицирование. Проникновение в Россию европейских музыкальных инструментов. Домашние инструментальные капеллы. Музыка в придворном театре.

Значение древнерусского искусства в мировой художественной культуре. Мир и человек накануне XVIII в.

Рекомендуемая литература

Алленов М., Евангулов О. Русское искусство Х — начала ХХ в. — М., 1984.

Акимова Т. Очерки истории русской народной песни. — Саратов, 1977.

Алпатов М. Древнерусская живопись. — М., 1984.

Барская Н. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Просвещение, 1993.

Белкин А. Русские скоморохи. — М., 1975.

Бекенева Н. Симон Ушаков. — Л., 1984.

Брюсова В. Русская живопись XVII в. — М., 1978.

Бусеева-Давыдова И. Язык древнерусской живописи // Юный художник. 1993. № 3.

Высоцкий С. Светские фрески Софийского собора в Киеве. — М, 1989.

Гошовский В. У истоков народной музыки славян. — М., 1971.

Гумилев Л. Древняя Русь и Великая степь. — М. 1989.

Гумилев Л. От Руси до России. — СПб., 1992.

Гусев В. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). – СПб., 1993.

Голицвен С. Сказания о белых камнях. — М. 1980.

Древнерусское искусство. — М. 1980.

Ильин М. Русское шатровое зодчество середины XVI в. — М., 1980.

Как была крещена Русь. — М., 1990.

История русской литературы XI-XVII в. / Под ред. Д. Лихачева. — М., 1985.

Костомаров Н. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII вв. — М., 1992.

Лазарев В. Новгородская иконопись. — М., 1981.

Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки от древнейших времен до середины XIX в. — М., 1972. Т. 1.

Литература Древней Руси: Хрестоматия. — М., 1990.

Лихачев Д. Человек в литературе Древней Руси. — Л., 1987.

Лихачев Д., Панченко А. Смех в Древней Руси. — Л., 1984.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. — М., 1981.

Мень А. Таинство. Слово, образ. — Л., 1991.

Мифы народов мира. — М., 1987; 1988.

Музыкальная эстетика России XI –XVIII вв. — М., 1973.

Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. — М., 1979.

Попова Т. Основы русской музыки. — М., 1977.

Рапов О. Русская церковь в IX — первой трети XII в. после принятия христианства. — М., 1986.

Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. — М., 1988.

Смирнова Э. Московская школа. — М., 1989.

Сергеев В., Рублев М. Молодая гвардия. — М., 1981.

 

Основы этнологии и этнокультурологии.

Программы