А.Б.Афанасьева

ОСНОВЫ ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИИ

И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Пояснительная записка

Курс “Основы этнологии и этнокультурологии и их применение в начальной школе” создан для эстетической специализации факультета начального образования по модулям дополнительных специализаций “Преподаватель русской народной культуры”, “Преподаватель отечественной культуры”, “Преподаватель художественной культуры англоязычных стран”. Он входит в состав циклов спецкурсов, разработанных для каждого модуля специализации студентов на кафедре эстетического воспитания.

Данный курс может органично включиться в систему базового обучения, так как предмет “Этнология” запланирован в образовательном стандарте высшей школы, но еще широко не введен в вузовскую практику. Данная программа создавалась с учетом специфики педагогического вуза. В силу этой специфики содержание курса выстроено в интеграции проблем этнологии, этнокультурологии и этнопедагогики.

Кроме того созданный для русскоязычного факультета курс фокусирует внимание на этнологических проблемах России. Ее полиэтническая основа имеет длительную историю развития. Житель Российской Федерации, тем более ее будущий педагог должен глубже разбираться в многообразии народов, культур, языков своей страны. Понимание этнических процессов чрезвычайно актуально в наше время. Пристальное внимание в курсе к этнокультурологии, сопоставление традиционной культуры русского народа с культурой соседних народов, нацеленность на применение элементов традиционной культуры в школьной практике усиливает этнопедагогический аспект предмета. В целом в построении курса осуществляется для каждого студента взаимосвязь: народы мира — моя страна (Родина) — я и моя будущая профессия.

Основная цель курса — познакомить студентов с основной проблематикой этнологии — науки, изучающей этнические особенности народов мира, их историю развития как этнических общностей.

При изучении дисциплины формируются общие учебные и специальные умения и навыки, отвечающие научно-познавательным и практическим задачам курса. Среди задач наиболее значимы: освоение понятийного аппарата этнологии, основных принципов и видов этнической классификации народов мира, осмысление проблем взаимосвязи этносов и биосферы Земли, этнической истории России, современных этнических процессов, практическое овладение путями внедрения форм традиционной культуры в детскую педагогику. Через традиционную народную культуру осуществляется “связь времен”. Погружение в нее позволяет ребенку приобщиться к историческому и культурному наследию своего народа во временном (вертикальном) срезе. Этнологическое погружение в культуры разных народов реализует пространственный (горизонтальный) срез в сознании ребенка (также и студента). Это позволяет увидеть то общее, что объединяет человечество, и то особенное, что придает культуре этническое своеобразие.

Ключевые понятия курса: этнос, этничность, этническая классификация, этническая история, этническая культура и культура этноса, этнические процессы, национальный менталитет и характер. Эти понятия раскрываются в темах лекций и практических занятий.

Основные методы при чтении курса: комплексный, синхронно-диахронный, конкретно-исторический, сравнительно-исторический, типологический, активно применяющиеся в современной этнографии.

За 36 часов, на которые рассчитан курс, невозможно изложить полную проблематику этнологической науки, сложившуюся за долгие годы ее развития. По ходу изучения предмета важно сориентировать студентов в основных принципах и направлениях этнологии. Акцент на этнической истории России в данной программе восполняет пробел, существующий в исследованиях и преподавании российской истории. Полученные при изучении предмета знания о традиционной культуре своего и других народов, их обрядах и обычаях, национальных праздниках, образе жизни должны облегчить взаимопонимание между людьми.

Ожидаемые результаты: можно прогнозировать, что введение подобного предмета поможет мобилизовать выпускников — людей, которые будут активно работать в ХХI в., на сотрудничество, а не на конфликты.

Учебно-тематический план курса имеет два варианта: для основного и английского отделений. В них при общей тематике различается количество часов. Тема “Региональный вариант: проблемы этнологии и этнокультурологии в англоязычных странах” представляет интерес для основного отделения, но является ключевой для английского отделения. В связи с этим количество часов на нее увеличено за счет некоторого сокращения других тем.

Формы организации занятий: лекции, практические, семинары.

Формы самостоятельной работы: репродуктивные (конспектирование литературы при подготовке к семинарам), аналитические (анализ литературы при ее реферировании, анализ художественно-творческих форм традиционной культуры), творческие (разработка сценариев конкурсов и праздников традиционной культуры для школьников, рецензирование программ по традиционной культуре, созданных для школы, а также художественно-творческой деятельности центров народной культуры).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование темы

Количество часов

Основное отд.

Англ. отд.

Лекции

Практич.

Лекции

Практич.

1

Этнология и ее место в системе научного знания о мире

2

 

2

 

2

Понятийный аппарат этнологии

2

2

2

2

3

Типы и принципы этнологической классификации

2

 

2

 

4

Роль языка в формировании этносов

2

 

2

 

5

Этнолингвистическая структура населения России

2

 

2

 

6

Структура народов России по антропологической классификации

2

 

2

 

7

Религиозная классификация населения России

2

2

2

2

8

Классификация народов России по историко-этнографическим областям и хозяйственно-культурным типам

2

 

2

 

9

Основные понятия этнокультурологии

2

 

2

 

10

Материальная культура этноса

2

 

2

 

11

Духовная культура этноса

2

2

2

 

12

Проблемы этнической истории России

2

 

2

 

13

Включение этнологических проблем в школьную практику

2

 

2

 

14

Мир традиционной культуры в начальной школе

2

 

-

 

15

Региональный вариант: проблемы этнологии и этнокультурологии в англоязычных странах

2

 

4

2

 

Итого:

30

6

30

6

Формы промежуточной аттестации: проверка самостоятельных и контрольных работ, семинары по темам, в завершение курса — зачет.

Содержание курса

Тема 1. Этнология и ее место в системе научного знания о мире

Этнология как наука изучения народов мира. Сравнение различных определений этнологии. Составные части этнологии. Этнология как теоретическая основа этнографии. Роль этнологии в системе наук (философии, истории, социологии, археологии, географии, биологии, антропологии, психологии, лингвистики). Связь со смежными науками (фольклористикой, этносоциологией, этнопсихологией, религиоведением, этнопедагогикой, эортологией и др.). Исторические вехи развития науки этнологии (от Геродота до наших дней). Современные методы исследования: комплексный, синхронно-диахронный, сравнительно-исторический, сравнительно-гене-тический, типологический, структурный, системный, семантический.

Тема 2. Понятийный аппарат этнологии

Понятие этноса как специфической социальной группы, базирующейся на общности культуры, психики, едином самосознании, фиксированном в самоназвании (по Ю.В. Бромлею). Обеспечение единства синхронными (в пространстве) и диахронными (во времени) информационными связями. Сравнение определений этноса. Две формы этноса: этникос (основан на диахронных связях, что обеспечивает межпоколенную передачу этнокультурной информации) и этносоциальный организм (опирается на синхронные связи: политические, экономические, социальные, культурные). Роль природно-экологического локуса (ниши) для этноса. Признаки этноса и этнические свойства (язык, традиционно-бытовой слой культуры, национальная психика). Этническое самосознание. Иерархия этнических общностей: народ, этнос, национальность.

Этнос как явление историческое. Характерные черты этносов доклассовых обществ, раннеклассовых (доиндустриальных) и развитых классовых (индустриальных) обществ. Этносоциальная общность: племя, народность, нация. Микроэтническая и метаэтническая общности. Субэтнос. Этническая группа. Понятие этноса как биосоциального организма (по Л.Н. Гумилеву). Роль Л.Н. Гумилева в теории этногенеза. Понятие пассионарности.

Понятие этничности, национального менталитета, национального характера. Основные концепции этничности. Примордиалистские концепции этничности. Две группы объективистских теорий этничности: а) социобиологические, в которых этничность рассматривается как природно-биологический компонент (П. Эван ден Берг, Ф. Теннис, Э. Шиллз); б) эволюционно-исторические, в которых этничность понимается как продукт культуры и истории (Й.Г. Гердер, С.М. Широкогородов, Ю.В. Бромлей, А. Смит).

Понятие “непотизма” (предрасположенность к родственному отбору), “реципрокности” (взаимности), “суммарной приспособленности”.

Ассимиляционные, инструменталистские и конструктивистские трактовки этничности.

Семинар-коллоквиум по книге Л.Н. Гумилева “Этногенез и биосфера Земли”.

Тема 3. Типы и принципы этнологической классификации

Основные типы классификации народов мира: этнолингвистическая, расово-антропологическая, религиозная. Классификации по историко-этнографическим областям и хозяйственно-культурным типам. Географическая классификация и ее использование в этнографии. Понятие ойкумены. Основополагающие принципы каждой классификации. Понятие расы, ее признаки. Большая и малая расы. Этногенетический пучок. Типы, особенности и распространение большой экваториальной (австрало-негроидной) расы, большой евразийской (европеидной) расы, азиатско-американской (монголоидной) большой расы. Смешанные расовые типы.

Анализ карты мира по различным типам классификаций.

Тема 4. Роль языка в формировании этносов

Классификационные разряды языка (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков, языковая семья. Языковой союз. Язык межнационального общения. Процессы пиджинизации и креолизации. Разговорная и литературная формы языка. Государственный язык. Морфологическая (типологическая) и генеалогическая классификации языков. Архетипическое значение языка. Восемь макросемей человечества и их связи: ностратическая, афразийская, синокавказская, австрическая, индотихоокеанская, америндская, конгосахарская, койсанская.

Тема 5. Этнолингвистическая структура населения России

Индоевропейская семья. Славянская группа: восточнославянская, западнославянская, южнославянская подгруппы. Германская, романская, балтийская, армянская, греческая, индоарийская, албанская, иранская группы. Уральско-юкагирская семья. Финская группа: поволжско-финская, пермская, балто-финская подгруппы. Угорская, самодийская, юкагирская группы. Алтайская семья: тюркская, монгольская, корейская, тунгусско-маньчжурская группы. Семитохамитская семья. Северокавказская семья: нахско-дагестанская, абхазо-адыгская группы. Картвельская семья: грузинская группа. Чукотско-камчатская, эскимосско-алеутская, китайско-тибетская семьи. Изолированные языки: нивхи, кеты.

Тема 6. Структура народов России по антропологической

классификации

Европеидная и монголоидная расы как основные в структуре народов России. Десять этногенетических пучков на территории России. Анализ пучков европеидной расы. Состав, особенности, распространение восточноевропейского, поволжского, северокавказского пучков. Анализ пучков монголоидной расы. Состав, особенности, распространение западносибирского, сибирско-амурского, чукотско-камчатско-сахалинского пучков. Процессы расового смешения.

Тема 7. Религиозная классификация населения России

Религиозный фактор как один из механизмов объединения людей в этносы. Понятия естественного и сверхъестественного, обыденного и сакрального. Магия. Типологические формы верований доклассового общества: тотемизм, анимизм, шаманизм, фетишизм; культы природы, плодородия, промысловый культ; культы умерших, предков, родовой, семейный, домашних охранителей.

Политеизм, единство в нем религиозного сознания, культа, организации. Мифология как генеалогия объектов почитания. Общность и различия в пантеоне богов народов мира. Сопоставление с языческой религией славян. Следы древних верований в традиционных культурах народов России.

Монотеизм. Религии мировые и национальные. Распространение основных конфессий (христианство, ислам, буддизм) и их направлений у народов России. Взаимосвязь межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Понятие “этнокультурная агрессия”.

Семинар: Религии народов мира.

Самостоятельная работа к семинару: составить таблицу “Основные религии и их направления у народов мира и России”.

Тема 8. Классификация народов России

по историко-этнографическим областям

и хозяйственно-культурным типам

Географические и исторические координаты данной классификации. Основные историко-этнографические провинции России (Европейская часть, Кавказ, Сибирь и Дальний Восток), их области, подобласти, районы. Хозяйственно-культурные типы в историческом развитии (по М.Г. Левину и Н.Н. Чебоксарову). Первый тип — с преобладанием в хозяйстве охоты, собирательства, отчасти рыболовства. Второй тип — с преобладанием мотыжного (ручного) земледелия и скотоводства. Третий — тип плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных. Локальные варианты типов.

Соотнесение типов по этапам формирования общества: доклассовое (племя, союз племен, потестарная организация), раннеклассовое общество (протогосударственная организация), развитое классовое общество (государственная организация).

Хозяйственно-культурные типы в истории развития народов России.

Тема 9. Основные понятия этнокультурологии

Этнокультурология как часть этнологии. Понятие этнической культуры. Материальная и духовная культуры. Традиционно-бытовой слой культуры. Функции культуры. Механизм преемственности передачи культуры: традиция, обычай, обряд, ритуал. Типология обрядов: инициации, семейные, календарные, бытовые. Праздничный обряд как репрезент этнической культуры. Формы семьи и брака как устойчивые структуры этнической культуры.

Тема 10. Материальная культура этноса

Образ жизни (оседлость, кочевничество). Типы экономик: присваивающая (охота, рыболовство, собирательство); производящая. Природопользование. Виды скотоводства и земледелия. Основные занятия и ремесла. Виды поселения и жилища (постоянное, передвижное, сезонное, временное). Особенности пищи: ритуальной, традиционной. Особенности утвари и одежды (повседневной, праздничной, обрядовой). Типы покроя одежды: глухая, распашная, цельнокройная, туникообразная, кимонообразная, прямоспинная, фигурная. Украшения.

Средства передвижения: ручные, верховые, вьючные, полозовые, санные.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти примеры типов покроя одежды у народов мира.

2. Посетить Музей этнографии народов России, выписать, зарисовать: а) типы жилищ, б) образцы мужской, женской, детской, девичьей одежды народов России.

3. Посетить школу традиционных ремесел в Музее этнографии.

Семинар: Различия и общность между этносами с преобладанием земледельческой или скотоводческой культуры среди народов России.

Тема 11. Духовная культура этноса

Роль и формы народных верований в этнической культуре. Основные ментальные структуры ранних культур: миф, обряд, тотем и их значение для развития этноса. Реализация и развитие этнической культуры в комплексе видов художественного народного творчества: словесного, музыкального, хореографического, игрового, драматического. Взаимосвязь материальной и духовной культур в изобразительных видах художественного творчества: декоративно-прикладном искусстве и народном зодчестве.

Народные знания. Народная медицина. Народная педагогика. Их значение для этнической культуры.

Влияние традиционной культуры и религиозной принадлежности на профессиональную художественную культуру этноса. Народная культура как средство сохранения этноса.

Семинар: Этническая культура русского народа в сопоставлении с культурами других народов России.

Тема 12. Проблемы этнической истории России

Древняя Русь — этнические истоки. Становление России как многонационального государства в XVI-XVII вв. Внешние территориальные границы России и их изменения от XVI в. до XX в. Административное устройство России в различные исторические периоды: XVI-XVII вв., XVIII в. — середина XIX в., 1861-1917 гг., 1917-1991 гг., постсоветский период. Динамика развития национального состава России в разные исторические периоды. Национальная политика в царской России. Основные черты государственной национальной политики в СССР. Этно-политическая структура Российской Федерации. Основные этнические процессы: внутриэтнические, межэтнические, надэтнические. Процессы ассимиляции, консолидации, межэтнической интеграции, аккультурации, европеизации. Современное состояние этнических процессов.

Тема 13. Включение этнологических проблем

в школьную практику

Учет этнических различий в классе. Пути включения этнологических проблем в преподавание предмета “Окружающий мир” в начальной школе, географии и истории в средней школе. Этнологические проблемы в детской литературе. Анализ программы М.Ю. Новицкой “Введение в народоведение” для начальной школы.

Семинар-коллоквиум по книге Б. и А. Киндерсли, С. Копси “Мы все так похожи”, М., 1998.

Тема 14. Мир традиционной культуры в начальной школе

Образы традиционной народной культуры в программах и учебниках русского языка и литературы, музыки, изобразительного искусства и художественного труда. Проблема комплексного представления и освоения традиционной культуры своего народа, сопоставление с культурами других народов. Интегрированные формы внеклассных занятий по народной культуре.

Анализ экспериментальных программ занятий народным творчеством для начальной школы М.Ю. Новицкой, Н.С. Ширяевой, Г.Я. Шпикаловой. Знакомство с опытом освоения традиций разных народов мира в детском центре народного творчества “Китеж-град”. Анализ принципов построения праздников народной культуры в педагогической литературе.

Формы самостоятельной работы: 1) рецензии на программы М.Ю. Новицкой, Н.С. Ширяевой, Г.Я. Шпикаловой; 2) анализ деятельности “Китеж-града”; 3) составление сценариев конкурсов и праздников традиционной культуры (любого народа).

Тема 15. Региональный вариант: проблемы этнологии

и этнокультурологии в англоязычных странах

Этнические особенности Великобритании. Этнические процессы взаимодействия кельтской, англосаксонской, шотландской, ирландской этнических культур. Межэтнические конфликты. Традиционные формы материальной и духовной культур. Роль этнических культур в формировании и развитии культуры Великобритании. Основные праздники.

Англия — великая колониальная держава прошлого. Северо-американские колонии Великобритании. Австралийская и новозеландская колонии Великобритании. Азиатские и африканские колонии. Этнологические проблемы коренных народов в процессе колонизации. Многообразие антропологических типов. Особенности вариантов английского языка в англоязычных странах (США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии). Особенности традиционной многонациональной культуры этих стран. Этническое ядро белого европеидного англосаксонского протестантского населения в современных англоязычных государствах и его роль в формировании культур. Роль французского заселения в культуре Канады и США. Роль испанской культуры в испано-афро-кубинском синтезе и ее влияние на культуру южных штатов США. Вклад латиноамериканских традиций в культуру США. Синтез европейских и африканских традиций на североамериканской почве: регтайм, блюз, спиричуэлс, джаз. Синтез западных и восточных традиций в материальной и духовной культуре. Роль танца, киноискусства. Массовая культура XX в.

Теория “плавильного котла” в этнологии США (М. Гордон, Н. Глезер, Д. Мойнихан). Критика ассимиляционных концепций.

Использование традиционных форм художественной культуры англоязычных стран в школьной практике.

Рекомендуемая литература

Учебные пособия

Алексеев В.П. Историческая антропология. — М., 1979.

Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. — М., 1982.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. — Л., 1974, 1991.

Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология — М., 1997.

Преображенский П.Ф. Курс этнологии. — М.; Л., 1929.

Основная

Алексеев В.П. География человеческих рас. — М., 1974.

Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. — М., 1989.

Богораз-Тан В.Г. Распространение культуры на земле, основы этнографии. — М., 1928.

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М., 1973.

Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. — М., 1981.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983.

Брук С.И. Население мира: этнодемографический справочник. — М., 1986.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1990.

Иванов К.П. Проблемы этнической географии. — СПб, 1998.

Конрад Н.И. Запад и Восток. — М., 1966.

Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры. — М., 1979.

Народные знания, фольклор, народное искусство. — М., 1991.

Религиозные верования. — М., 1993.

Свод этнографических понятий и терминов: Этнография и смежные дисциплины. Школы и направления. Методы. — М., 1988.

Семенов С.А. Происхождение земледелия. — Л., 1974.

Токарев С.А. История русской этнографии. — М., 1966.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. — М., 1976.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М., 1978.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Расы, народы, культуры. — М., 1971.

Шпирельман В.А. Происхождение скотоводства. — М., 1980.

 

 

Дополнительная

К темам 4, 5

Базиев А.Т., Исаев Н.И. Язык и нация. — М., 1973.

Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира. — М., 1990.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.

К теме 12

Андреевский И.Е., Арсеньев К.К., Петрушевский Ф.Ф. (ред.) Россия: Энциклопедический словарь. — СПб., 1991.

Ауман В.А., Чеботарева В.Г. (сост.) История российских немцев в документах (1763-1992 гг.). — М., 1993.

Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. — М., 1988.

Брук А.С., Кабузан В.М. Миграционные процессы в России и СССР. — М., 1991.

Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М., 1967.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. — М., 1992.

Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. — М., 1994.

Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. — М., 1993.

Клибанов А.И. (ред.) Русское православие: вехи истории. — М., 1989.

Левина М.Г., Потапов Л.П. (ред.) Историко-этнографический атлас народов Сибири. — М., 1990.

Петров П.Н. История родов русского дворянства. — М., 1991. Кн. 1, 2.

Тишков В.А. (гл.ред.) Народы России: энциклопедия. — М., 1994.

К теме 13, 14

Афанасьева А.Б. Праздники русского народного календаря. — СПб., 1996.

Камаева Т.Ю. Детские музыкальные праздники. — М., 1994.

Киндерсли А., Киндерсли Б., Копси С. Мы все так похожи. — М., 1998.

Комарова Т.С. (ред.) Народное искусство в воспитании детей. — М., 1997.

Латышина Д.И., Кондратьева И.А. Родная история: за веком век. — М., 1998.

Науменко Г.М. Фольклорная азбука. — М., 1996.

Новицкая М.Ю. Программа факультативного курса “Введение в народоведение// Начальная школа. 1993. № 7; 1994. № 7; 1995. № 12.

Шангина И.И. Русские традиционные праздники. — СПб., 1997.

Ширяева Н.С. Программа “Русское народное творчество (1-5 классы)”. — СПб., 1992.

Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. — М., 1997.

Шпикалова Г.Я. (гл.ред.) Программа “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (1-4 классы)”. — М., 1997.

Хильченко Е.О. Основы русской народной культуры (программа для начальной школы). — СПб., УПМ, хранится на кафедре культурологии.

К теме 15

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. — М., 1979.

Конен В.Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке ХХ века. — М., 1994.

Коллиерс Дж. Становление джаза. — М., 1984.

Ощепкова В.В. (сост.) Great Britain: Geography, History, Culture. — М., 1996.

Ощепкова В.В. (сост.) Тhe USA: Geography, History, Education, Painting. — М., 1997.

Ощепкова В.В. (сост.) Australia and New Zealand in brief. — М., 1998.

 

Художественная культура Санкт-Петербурга.

Программы