ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Р.Н. Смирнова

Ч. I.

Архитектура Санкт-Петребурга

Пояснительная записка

Спецкурс “Художественная культура Санкт-Петербурга разработан в системе программы углубленной подготовки учителя начальных классов и рассчитан на студентов II курса ФНО. Предполагается, что к моменту изучения курса, студентами освоены такие дисциплины как “История цивилизаций”, “Мировая художественная культура“, “Основы этики и эстетики“ и т.д.

Образовательная цель курса: развитие у студентов культуросообразного, гуманистически ориентированного мировоззрения; воспитание потребности современного культурного познания в “целостности мироздания, культуры, искусства, человека”, что является одним из отличительных свойств гуманитарного мышления: освоение многообразия художественных связей истории Петербурга с мировой художественной культурой в схеме с философией, историей религии, социологией, политическими учениями с учетом их детерминации (объективной, закономерной связи).

Организационно-педагогическая цель курса: создание условий для формирования у студентов знаний по основам петербурговедения. Содержание спецкурса строится на основе рассмотрения истории и культуры Петербурга почти за 300-летний период его существования.

Программа спецкурса позволяет представить общие тенденции взаимопроникновения западной культуры и национальные “русские“ инварианты в строительстве города.

Кроме лекций, курс предусматривает занятия-экскурсии в музеи, дворцы, пешеходные экскурсии по городу, формируя важные практические умения экскурсионной деятельности с младшими школьниками; работу с научно-педагогической и искусствоведческой литературой (составление тезауруса, терминологических “гнезд” и т.д. ).

Программа курса состоит из 2-х разделов.

В первом разделе даются основы петербурговедения (хронология истории и культуры развития города, многообразие художественных стилей Петербурга, жизнь и творчество зодчих и скульпторов, создавших выдающиеся ансамбли и монументальные скульптурные памятники и т.д.)

Второй раздел курса содержит вопросы социализации личности младшего школьника, технологии организации образовательного процесса по предмету “История города” на уроках и во внеклассной работе; методику работы с детьми, направленную на воспитание истинных горожан-петербуржцев, любящих свой город, понимающих его ценности и проблемы.

Курс рассчитан на 36 часов.

Формы отчетности: зачет, разработка конспекта проведения экскурсии по городу и творческая работа по заданию педагога.

Тематический план

№№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

   

Лекционных

Практических

Раздел I.

1

Наш край в далеком прошлом. Предыстория Санкт-Петербурга

1

-

2

История и культура Санкт-Петербурга первой трети XVIII в.

5

 

3

История и культура Санкт-Петербурга середины и второй половины XVIII в.

5

2

4

История и культура Санкт-Петербурга 1-й половины XIX в.

4

 

5

История и культура второй половины XIX и начала XX в.

4

 

6

История и культура Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга XX в. Новые течения в градостроительстве

3

2

7

Героическая оборона города в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2

 

Раздел II

8

Методика преподавания предмета История и культура Санкт-Петербурга в начальной школе

6

2

 

Всего:

30

6

 

РАЗДЕЛ I.

Тема 1. Наш край в далеком прошлом.

Предыстория Санкт-Петербурга

В глубине веков. Ижорская земля в раннем средневековье. Ладога как предшественница Петербурга. Русско-финско-шведские взаимоотношения в новгородский период. Ландскрона. Орешек.

Невские берега в составе Московской Руси. Балтийский вопрос в политике европейских государств XV-XVIII вв.

Предпосылки и начало Северной войны.

Взятие Нотебурга и Ниеншанца.

Тема 2. История и культура Санкт-Петербурга

первой трети XVIII в.

Основание и строительство Петербурга при Петре I. Легенды и мифы его основания. Районы расселения.

Городской остров. Первая площадь и ее роль в жизни города и страны.

Основание и строительство крепостей. Этапы строительства.

Различные типы сооружений. Типовые проекты домов.

Дворцовое строительство: городское и пригородное (усадьбы Летнего дворца, Меншикова, Петергофа, Ораниенбаума).

Планы регулярной застройки.

Здание Кунсткамеры как научное и музейное сооружение.

Александро-Невская Лавра как новый тип монастырского сооружения.

Оформление производственных построек. Адмиралтейство. Литейный двор.

Приглашение архитекторов по договорам. Иностранные архитекторы — А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Д.М. Фонтана, Г. Маттарнови.

Доменико Трезини (1670-1734) — первый архитектор Санкт-Петербурга. Основные проекты и постройки зодчего (Петропавловский собор, Петровские ворота, здание Двенадцати коллегий, Гостиный двор).

Ведущие русские зодчие первой трети XVIII в., работавшие в Петербурге: М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин.

Общая характеристика русской архитектуры начала XVIII в. Многообразие тематики, практически-деловой подход к архитектуре. “Петровское барокко“. Особенности стиля. Взаимосвязь русской и западно-европейской архитектуры.

Простота и рациональность плановых решений. Сдержанность в использовании скульптуры и декоративных элементов, плоскостность в приемах обработки общих масс и в членениях фасадов.

Петр I и его время. Образ Петра в живописных и скульптурных портретах (И. Никитин, К. Растрелли).

Театр, театральные представления. Театр царевны Натальи Алексеевны. Репертуар дворцового театра. Школьный театр семинарии при Александро-Невской Лавре. Устройство театрализованных шествий, маскарадов. Празднеств.

Петровские ассамблеи. Танцевальная музыка и танцы.

Быт, нравы и обычаи жителей Петербурга. Изменения в быту дворянства. “Юности честное зерцало” (1717 г.) — кодекс петровского быта и этикета.

Итоги развития культуры Петербурга первой трети XVIII в.

Тема 3. История и культура Санкт-Петербурга середины

и второй половины XVIII в.

Искусство на службе двора и придворного дворянства.

Архитектура Петербурга середины и второй половины XVIII в. “Русское, елизаветинское барокко” — особенности и самобытность стиля. Архитектор В.В.Растрелли и его крупнейшие сооружения (Летний, Зимний, Екатерининский, Строгановский и Воронцовский дворцы, Смольный монастырь). Характерные черты стиля зодчего: подчеркнуто-декоративные приемы обработки, при строгости и простоте плановых и пространственных решений, органичности сочетания внешнего и внутреннего облика. Значение ордера, прием построений интерьера, роль декоративной скульптуры, цвет.

С.И. Чевакинский. Деятельность по морскому ведомству. Никольский военно-морской собор как крупнейшее создание С.И. Чевакинского. Строительство дворцов.

Неприемлемость барочных приемов при более широкой городской застройке.

Предпосылки сложения классицизма. Зодчие раннего классицизма: А.Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен, А. Ринальди.

Расцвет русского классицизма. Строительство крупных общественных и административных зданий в Петербурге. Творчество архитекторов И. Старова, Д. Кваренги, Ч. Камерона.

Монументальная и монументально-декоративная скульптура Петербурга середины и второй половины XVIII в.

Театр. Первый профессиональный русский театр. Ф.Г. Волков. Классицизм и сентиментализм в драматургии театра 30-50 г. и 60-90г. XVIII в. Рождение русской драмы на петербургской сцене. Пьесы Д.И. Фонвизина, сатирическая комедия. Драматургия Я.Б. Княжнина и В. Капниста. Оформление спектаклей.

Романсы. Инструментальная музыка (Д.С. Бортнянский). Рождение русской оперы (В.А. Пашкевич, Е. Фомин).

Открытие в Петербурге первой в России балетной школы Жана Ланде. Быт, нравы, обычаи, костюм, этикет петербуржцев.

Тема 4. История и культура Санкт-Петербурга

1-й половины XIX в.

Общая характеристика периода. Архитектура Петербурга первой половины XIX в. Высокий классицизм и архитекторы, работающие в этом стиле: А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Т. де’Томон, В.П. Стасов.

Усиление понимания общественной роли архитектурного сооружения. Разработка темы городского архитектурного ансамбля. Широкое использование декоративной скульптуры для раскрытия тематики здания и участие в этом скульпторов И. Мартоса, И. Прокофьева, Ф. Щедрина, С. Пименова.

Кризис классицизма. О. Монферран. К. Росси. Три основные этапа развития его творчества. Творческие приемы К. Росси. Роль декоративной скульптуры и живописи в его постройках.

Театр первой половины XIX в. в Петербурге. Драматургия и репертуар театра (романтизм, сентиментальная драма. Александринский театр. В.А. Каратыгин, Е. Семенова, М.И. Глинка — основоположник русской музыкальной школы).

Основание филармонического общества. Утверждение русской балетной школы (А. Истомина, Е. Телешова).

Тема 5. История и культура Санкт-Петербурга второй половины

XIX в. и начала XX в.

Общая характеристика периода. Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XIX в. и начала XX в. Разнообразие архитектурных стилей и их основные принципы. Восприятие стилей прошлого исключительно как декоративно-орнаментальных систем.

А.И. Штакеншнейдер — наиболее типичный и умелый мастер архитектуры эклектизма. Основные постройки.

К. Тон и “русско-византийский” стиль. Модерн. Основные выразительные средства. Представители модерна в Петербурге.

Сюзор, А. Гоген, Мельцер. Ф. Лидваль.

Возрождение форм допетровского зодчества. А.А. Парланд.

Новые инженерно-архитектурные принципы сооружений.

 

 

Тема 7. Героическая оборона города в годы

Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Памятники, посвященные защитникам города (Пискаревское кладбище, монумент защитникам города на пл. Победы и др.).

РАЗДЕЛ 2.

Тема 8. Методика преподавания предмета “История и культура

Санкт-Петербурга в начальной школе“

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста и их готовность к усвоению знаний о городе. Учет дифференцированного подхода. Поуровневый подход к восприятию материала.

Задачи и значение предмета. История и культура Санкт-Петербурга в начальной школе. “Язык” города как основа усвоения знаний о нем. Анализ учебных программ по истории и культуре Санкт-Петербурга. Теоретические и методические требования к отбору и построению занятий с детьми и других форм работы (беседы, дидактические и художественно-познавательные игры, экскурсии, викторины и т.д.). Основные и ведущие методы обучения детей в процессе изучения предмета. Роль наглядности и материально-технической оснащенности занятий.

Методика подготовки и проведения экскурсий по городу для младших школьников (задачи, тема, объекты, составление маршрута и т.д.).

Обзор искусствоведческой и методической литературы по изучению курса “Художественная культура Санкт-Петербурга”.

Практические занятия по составлению конспектов проведения уроков по истории города, бесед, КВН, дидактических игр и т.д.

Музейная педагогика и ее роль в воспитании юного петербуржца.

Составление проектов программ курса “История и культура Санкт-Петербурга“ для детей разного возраста.

Рекомендуемая литература

Анциферов Н.П. Душа Петербурга. — Л., 1960.

Анциферов Н.П. Непостижимый город. — Л., 1991.

Архитектура и эмоциональный мир человека. — М., 1985.

Архитектурный путеводитель по Ленинграду. — Л., 1971.

Божерянов Н.И. Невский проспект. — СПб., 1903.

Грабарь И.Э. История русского искусства. — М., 1912. Т. 3.

Горбачевич К., Хабло Е. Почему так названы. — Л., 1975.

Гранитный город: Литературно-художественный сборник. — Л., 1998.

Из бронзы и мрамора. — Л., 1965.

Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. — М., 1985.

Курбатов В. Петербург. — СПб., 1903.

Лукомский Г.К. Поэзия садов. — Л., 1982.

Нестеров В.В. Львы стерегут город. — Л., 1972.

Поэзия русского барокко. — М., 1991.

Хогарт В. Анализ красоты. — Л.; М., 1958.

 

Музыкальный Петербург.

Программы