Н.А. Уреевская
Ч. II.
Музыкальный Петербург. История и современность
пояснительная записка
Курс “Музыкальная культура Петербурга” является второй частью спецкурса “Художественная культура Санкт-Петербурга” и адресован студентам, желающим приобщиться к духовной культуре родного города и подготовиться к ведению аналогичного предмета в начальной школе.
Анализ существующих учебных программ (школьных и вузовских) показал, что музыкальный аспект в них представлен чрезвычайно скромно и не дает достаточного представления о музыкальной культуре ни прошлого, ни настоящего. В предлагаемой программе мы пытаемся восстановить утраченную гармонию, расширить музыкально-исторический кругозор студентов, ориентировать их на музыкально-краеведческую работу в дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель курса:
- возможно наиболее полно ознакомить студентов с историей становления и особенностями развития музыкальной культуры Санкт-Петербурга;
- научить отбирать наиболее значимый и интересный материал для использования его в работе с младшими школьниками;
- приобщить к исследовательской работе по музыкальному краеведению, с целью ее применения в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.
Предусматриваются следующие формы занятий:
- лекции, семинары, экскурсии, знакомство с музыкальными произведениями (в аудио- и видеозаписи, в концертном исполнении, в музыкальных театрах), изучение литературы.
Курс рассчитан на 36 часов и завершается творческим зачетом.
Тематический план
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
||
Лекции |
Семина-ры |
Экскур-сии |
||
1 |
Музыкальная культура и быт Петербурга первой половины XVIII в. |
2 |
2 |
1 |
2 |
Расцвет музыкальной культуры Петербурга в конце XVIII в. |
2 |
2 |
2 |
3 |
Музыкальная культура и быт Петербурга первой половины XIX в. |
2 |
2 |
2 |
4 |
Музыкальная жизнь Петербурга второй половины ХIХ в. |
2 |
2 |
2 |
5 |
Музыкальное искусство Петербурга на переломе эпох |
2 |
1 |
1 |
6 |
Музыкальное искусство Петрограда – Ленинграда |
2 |
2 |
1 |
7 |
Музыкальная панорама Петербурга на исходе XX в. |
2 |
1 |
1 |
Всего |
36 часов |
Содержание программы
Тема 1.
Музыкальная культура и быт Петербургапервой половины XVIII в.
Петровская эпоха и развитие светской музыки нового типа. Военная музыка. Канты. Новые музыкальные инструменты. Распространение простейших видов прикладной музыки в придворной, дворянской и городской мещанской среде. Музыкальный репертуар петровских ассамблей. Музыкальная немецкая капелла герцога Шлезвиг-Голштинского, ее репертуар и музыкально-педагогическая деятельность братьев Хюбнер. Особенности музыкального образования. Итальянские оперные группы 30-х гг. Открытые первой русской балетной школы. Концертная жизнь города: формирование отечественных оркестров, хоровых капелл, оперных трупп; придворные концерты, концерты по подписке, концерты в частных домах, публичные концерты. Музыкальные увеселения в придворном кругу. Городской музыкальный быт: колокольные звоны, колокольные часы, колокольная игральная музыка; роговой оркестр; массовые гулянья, зрелища, увеселения. Первые отечественные мастера музыкальных инструментов. Русские музыкальные сборники.
Тема 2.
Расцвет музыкальной культуры Петербургав конце XVIII в.
Зарождение русской национальной композиторской школы. Демократизация музыкально-общественной жизни. Возникновение публичных театров. Организация платных концертов “по билетам”. Распространение домашнего музицирования в мелкопоместной и городской мещанской среде. Ведущая роль оперного театра в музыкальной жизни столицы. Русская оперная труппа, крепостные театры и оркестры (капеллы А.Д. Меншикова, М.Ю. Черкасской, адмирала Ф.М. Апраксина). Концертная жизнь: репертуар; публичные концерты; концерты в воспитательных домах; в Доме Энгельгардта; выступления зарубежных и первых русских исполнителей. Развитие музыкального образования: в государственных учебных заведениях; в пансионах и частных школах; домашнеее образование. Развитие нотопечатания и нотоиздательского дела. Первые музыкальные общества. Освоение отечественными музыкантами различных жанров хоровой, вокальной и камерной музыки. Русская опера в творчестве Д. Бортнянского, Е. Фомина и др. Формирование принципов симфонического мышления. Судьба культовой музыки, ее высочайшие достижения в творчестве Д. Бортнянского.
Тема 3.
Музыкальная культура и быт Петербургапервой половины XIX в.
Музыкальные общества Петербурга и их разнообразная деятельность. Широкий размах концертной деятельности зарубежных и отечественных музыкантов. “Благотворительные” и “университетские” концерты и их репертуар. Летние концерты на дачах, в парках, в Павловском вокзале. Музыкально-литературные салоны, домашние музыкальные собрания. Развитие русской музыкальной критики (В.Ф. Одоевский, В.П. Боткин и др.). Расцвет городской бытовой песни и городского романса в творчестве Алябьева, Варламова, Гурилева. Музыкальный театр: деятельность К. Кавоса, С. Давыдова, Ш. Дидло. М.И. Глинка — основоположник русской музыкальной классики. А.С. Даргомыжский и его художественные принципы Музыкальные увеселения, балы и маскарады.
Тема 4.
Музыкальная жизнь Петербурга второй половины XIX в.Борьба за национальную самобытность русского музыкального искусства. Общественно-музыкальная деятельность В. Стасова. М. Балакирева. “Могучая кучка”. Бесплатная музыкальная школа. Музыкальная и общественная деятельность А.Г. Рубинштейна: РМО, первая отечественная консерватория. “Беляевский кружок”, “Русские симфонические концерты” и их организатор М.П. Беляев. В.В. Андреев и его оркестр. Чайковский и Петербург. Мариинский театр: репертуар, солисты, дирижеры. Особенности концертной жизни города: великопостные концертные сезоны, программы, формы, новации.
Тема 5.
Музыкальное искусство Петербурга на переломе эпохРусский оперный театр начала XX в. Последние оперы Н.А. Римского-Корсакова. Театр музыкальной драмы Ф. Шаляпина. “Русские сезоны“ в Париже и деятельность С.П. Дягилева. Балеты И.Ф. Стравинского. Музыкально-просветительская деятельность отечественных музыкантов: организация рабочих хоров на заводах; кружков хорового пения и нотной грамоты в рабочих клубах; благотворительных и “народных” бесплатных концертов. Деятельность Общества распространения музыкальных знаний им. М.И. Глинки. Открытие оперного театра Народного дома.
Тема 6.
Музыкальное искусство Петрограда-ЛенинградаМузыка революции. Общественное музицирование, монументальные постановки. Развитие рабочей и красноармейской самодеятельности. Массовые музыкальные олимпиады; выездные концерты-лекции на рабочих окраинах. Национализация частных музыкальных школ. Народные школы музыкального просвещения. Реформа музыкального образования 1923г. Особенности концертной и театральной жизни 30-х гг. Выдающиеся музыкальные просветители: И.И. Соллертинскай, Б.В. Асафьев, А.В. Оссовский. Эстрадный оркестр Л. Утесова. Музыкальная самодеятельность в дворцах культуры и домах пионеров. Героическая деятельность музыкантов Ленинграда в период блокады. Послевоенные годы: оживление концертной и театральной жизни города; появление новых музыкальных коллективов; расцвет музыкально-исполнительского искусства; Ленинградская консерватория и ее ученики. Фестивали “Ленинградская музыкальная весна” и “Белые ночи”; “Неделя музыки для детей”. Ленинградская композиторская школа.
Тема 7.
Музыкальная панорама Петербурга на исходе ХХ в.Традиции и новаторство в современной музыкальной жизни. Многообразие стилей. Возрождение русской культовой музыки. Возвращение исторических комплексов в концертную жизнь города. Новая жизнь старинной музыки (“Pro Анима”, “Куранта”, “Барокко”, “Российская Эрата” и др.). Обновление фольклорных традиций. Фестивали, конкурсы, музыкальные праздники последнего десятилетия. Музыкальное искусство Петербурга и дети: театры, филармония. Дом композиторов, музыкальные издательства. Петербургские композиторы — детям (С. Баневич, С. Слонимский, В. Гаврилин, А. Петров, О. Петрова, О. Хромушнн, Л. Пригожин и др.).
Произведения для слушания
Музыка XVIII-XX вв.
Канты XVIII в.
Бортнянский Д. Опера “Сын-соперник“, Хоровые концерты.
Русские романсы XVIII в.
Музыка XIX в.
Песни и романсы Варламова, Гурилева, Алябъева, Верстовского.
Глинка М.И. Фрагменты из опер “Иван Сусанин” и “Руслан и Людмила”, произведения для оркестра “Камаринская”, “Арагонская хота” и др. Романсы.
Даргомыжский А.С. Песни, романсы, фрагменты из оперы “Русалка”.
Произведения композиторов “Могучей кучки”.
Чайковский П.И. Симфонии № 1 “Зимние грезы” и № 6; фрагменты из оперы “Пиковая дама”, сюиты из балетов; пьесы для фортепиано “Времена года”.
Глазунов А.К. Фрагменты из балетов “Барышня-крестьянка” и “Времена года”.
Лядов А.К. Для симфонического оркестра: “Про старину”, “Кикимора”, “Баба-Яга”, “Волшебное озеро”, пьеса для фортепиано “Музыкальная табакерка”.
Стравинский И.Ф. Сюиты из балетов “Петрушка”, “Весна священная” и “Жар-птица”.
Прокофьев С.С. Симфония № 1 “Классическая”; фрагмент из оперы “Игрок” и “Война и мир”; Кантата “Александр Невский”, “Пушкинский вальс” соч.120
.Глиэр Р.М. Сюита из балета “Медный всадник”.
Шостакович Д.Д. Симфонии № 7, № 8, № 11, № 12; музыка к кинофильму “Трилогия о Максиме”, “Человек с ружьем”, “Великий гражданин”, “Белинский” и др.
Свиридов Г.В. “Петербургские песни”, “Метель”.
Хачатурян А.И. Музыка к драме Лермонтова “Маскарад”.
Слонимский С.М. Кантата “Голос из хора”.
Петров А.П. Вокально-симфонические фрески “Петр Первый”, опера “Петр Первый”, балеты “Станционный смотритель”, музыка к кинофильмам “Путь к причалу”, “Берегись автомобиля”, “Петербургские тайны” и др.
Гаврилин В.А. Фрагменты из балета “Анюта”, хоровой цикл “Памяти павших”, вокальные циклы “Времена года” и “Русская тетрадь”.
Темы для семинарских занятий
1. История и современность дома Энгельгардта.
2. Зал Дворянского собрания.
3. Балы и развлечения прошлого столетия.
4. Народные гуляния и праздники.
5. Звуки города.
6. Петербургские шарманщики.
7. Великие исполнители и Петербургская филармония за три столетия.
8. Оперные звезды Мариинского театра XIX в. (XX в.).
9. Триумф петербургского балета в Париже (антреприза С.П. Дягилева).
10. Музыкально-литературные салоны Петербурга XIX в.
11. Петербургские музыкальные династии.
12. Путеводитель по концертам последних лет.
13. Путеводитель по музыкальным театрам города.
14. Обзор и анализ абонементов детской филармонии.
15. Анализ репертуарной и педагогической политики детских музы-кальных театров города.
16. Городская музыкальная среда и ее влияние на младших школьников.
17. Музыка петербургских пригородов в прошлом и настоящем.
Экскурсии
1. Музыкальные адреса Невского проспекта.
2. Академическая капелла им. М.И. Глинки.
3. Михайловская площадь.
4. Театральная площадь.
5. Музыкальные памятники и памятники музыкантам.
6. Музыкальные адреса (Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсако-ва, Чайковского, Шостаковича и др.).
7. Дом композиторов.
8. Музей музыкальных инструментов.
9. Музей театрального и музыкального искусства.
10. Музей-квартира. Н.А.Римского-Корсакова.
11. Музей-квартира Ф.И.Шаляпина.
12. Некрополь мастеров искусств “Композиторская дорожка”.
Примечание
: все экскурсии разрабатываются и проводятся студентами.Формы проведение текущей аттестации студентов
1. Музыкальные викторины по произведениям петербургских композиторов XVIII-XX вв.
2. Ведение музыкального словаря по данному курсу.
3. Ведение музыкального дневника (отзывы, впечатления, рецензии на концерты, музыкальные спектакли, конференции, фестивали, праздники).
Творческий зачет
1. Сценарная разработка и проведение музыкального праздника.
2. Проведение экскурсии.
3. Защита авторской программы по курсу “Музыкальный Петербург” для начальной школы.
Рекомендуемая литература
Азаров В.В.
“А музы не молчали!...” — М., 1987.Александро-Невская лавра: Проспект. – Л., 1991.
Антонов Б.И. Петербургская старина: Очерки по истории СПб. – СПб., 1993.
Бахтин А.А. Брюхо Петербурга, очерки столичной жизни. — СПб.. 1994.
Балакирев М.А. Летопись жизни и творчества. – Л., 1967.
Баренбойм Л.А. А.Г. Рубинштейн. — Л., 1957.
Берлиоз Г. Избранные письма. — Л., 1982.
Бородин А.П. в воспоминаниях современников. — М., 1985.
Вьюник В. Площадь искусств. — Л., 1966.
Гаккель Л.Е. Театральная площадь. — Л., 1990.
Гозенпуд А.А. Дом Энгельгардта. — СПб., 1992.
Даринский А.В. Прогулки по старому Петербургу. — СПб., 1994.
Жизнь в свете, дома и при дворе. — СПб., 1890. Репринтное издание СП “Интербук“, 1990.
Зорин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. — Л., 1991.
Кашкин Н.Д. Воспоминания о Чайковском. — М., 1954.
Каратыгин В.Г. Избранные статьи. — М.; Л., 1965.
Кюи Ц. Избранные статьи. – Л., 1952.
Ларош Г. Избранные статьи. — Л., 1977.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского даорянства. — СПб., 1994.
Ленинградская филармония: Статьи. Воспоминания. Материалы. — Л., 1971.
Музыкальная энциклопедия. — М., 1973. Т.1-6.
Музыкальный Ленинград. 1917-1957. — Л., 1989.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конца XVIII — начала XX века. — Л., 1988.
Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956.
Прокофьев С.С. Автобиография. — М., 1982.
Пыляев М.И. Старый Петербург. — М., 1991.
Розанов А.С. Музыкальный Павловск. – Л., 1978.
Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жнзни. – Л., 1955.
Серов А.Н. Избранные статьи. – М., 1981. Т. 2.
Столпянский П. Музыка и музицирование в старом Петербурге. –Л., 1989.
Театральный Петербург. Начало XVIII века — октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель / Сост. И.Р.Петровская, В.В. Сомина. — СПб., 1994.
Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия. — М., 1985.
Фрадкина Э.Б. Зал Дворянского собрания; Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга: Очерки. — СПб., 1994.
Чудинова И.А. Пение, звоны, ритуал: Топография церковно-музы-кальной культуры Петербурга. — СПб., 1994.