Н.А. Уреевская

Ч. II.

Музыкальный Петербург. История и современность

пояснительная записка

Курс “Музыкальная культура Петербурга” является второй частью спецкурса “Художественная культура Санкт-Петербурга” и адресован студентам, желающим приобщиться к духовной культуре родного города и подготовиться к ведению аналогичного предмета в начальной школе.

Анализ существующих учебных программ (школьных и вузовских) показал, что музыкальный аспект в них представлен чрезвычайно скромно и не дает достаточного представления о музыкальной культуре ни прошлого, ни настоящего. В предлагаемой программе мы пытаемся восстановить утраченную гармонию, расширить музыкально-исторический кругозор студентов, ориентировать их на музыкально-краеведческую работу в дальнейшей профессиональной деятельности.

Цель курса:

- возможно наиболее полно ознакомить студентов с историей становления и особенностями развития музыкальной культуры Санкт-Петербурга;

- научить отбирать наиболее значимый и интересный материал для использования его в работе с младшими школьниками;

- приобщить к исследовательской работе по музыкальному краеведению, с целью ее применения в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.

Предусматриваются следующие формы занятий:

- лекции, семинары, экскурсии, знакомство с музыкальными произведениями (в аудио- и видеозаписи, в концертном исполнении, в музыкальных театрах), изучение литературы.

Курс рассчитан на 36 часов и завершается творческим зачетом.

 

 

 

 

 

Тематический план

п/п

Наименование тем

Количество часов

Лекции

Семина-ры

Экскур-сии

1

Музыкальная культура и быт Петербурга первой половины XVIII в.

2

2

1

2

Расцвет музыкальной культуры Петербурга в конце XVIII в.

2

2

2

3

Музыкальная культура и быт Петербурга первой половины XIX в.

2

2

2

4

Музыкальная жизнь Петербурга второй половины ХIХ в.

2

2

2

5

Музыкальное искусство Петербурга на переломе эпох

2

1

1

6

Музыкальное искусство Петрограда – Ленинграда

2

2

1

7

Музыкальная панорама Петербурга на исходе XX в.

2

1

1

Всего

36 часов

Содержание программы

Тема 1. Музыкальная культура и быт Петербурга

первой половины XVIII в.

Петровская эпоха и развитие светской музыки нового типа. Военная музыка. Канты. Новые музыкальные инструменты. Распространение простейших видов прикладной музыки в придворной, дворянской и городской мещанской среде. Музыкальный репертуар петровских ассамблей. Музыкальная немецкая капелла герцога Шлезвиг-Голштинского, ее репертуар и музыкально-педагогическая деятельность братьев Хюбнер. Особенности музыкального образования. Итальянские оперные группы 30-х гг. Открытые первой русской балетной школы. Концертная жизнь города: формирование отечественных оркестров, хоровых капелл, оперных трупп; придворные концерты, концерты по подписке, концерты в частных домах, публичные концерты. Музыкальные увеселения в придворном кругу. Городской музыкальный быт: колокольные звоны, колокольные часы, колокольная игральная музыка; роговой оркестр; массовые гулянья, зрелища, увеселения. Первые отечественные мастера музыкальных инструментов. Русские музыкальные сборники.

 

Тема 2. Расцвет музыкальной культуры Петербурга

в конце XVIII в.

Зарождение русской национальной композиторской школы. Демократизация музыкально-общественной жизни. Возникновение публичных театров. Организация платных концертов “по билетам”. Распространение домашнего музицирования в мелкопоместной и городской мещанской среде. Ведущая роль оперного театра в музыкальной жизни столицы. Русская оперная труппа, крепостные театры и оркестры (капеллы А.Д. Меншикова, М.Ю. Черкасской, адмирала Ф.М. Апраксина). Концертная жизнь: репертуар; публичные концерты; концерты в воспитательных домах; в Доме Энгельгардта; выступления зарубежных и первых русских исполнителей. Развитие музыкального образования: в государственных учебных заведениях; в пансионах и частных школах; домашнеее образование. Развитие нотопечатания и нотоиздательского дела. Первые музыкальные общества. Освоение отечественными музыкантами различных жанров хоровой, вокальной и камерной музыки. Русская опера в творчестве Д. Бортнянского, Е. Фомина и др. Формирование принципов симфонического мышления. Судьба культовой музыки, ее высочайшие достижения в творчестве Д. Бортнянского.

Тема 3. Музыкальная культура и быт Петербурга

первой половины XIX в.

Музыкальные общества Петербурга и их разнообразная деятельность. Широкий размах концертной деятельности зарубежных и отечественных музыкантов. “Благотворительные” и “университетские” концерты и их репертуар. Летние концерты на дачах, в парках, в Павловском вокзале. Музыкально-литературные салоны, домашние музыкальные собрания. Развитие русской музыкальной критики (В.Ф. Одоевский, В.П. Боткин и др.). Расцвет городской бытовой песни и городского романса в творчестве Алябьева, Варламова, Гурилева. Музыкальный театр: деятельность К. Кавоса, С. Давыдова, Ш. Дидло. М.И. Глинка — основоположник русской музыкальной классики. А.С. Даргомыжский и его художественные принципы Музыкальные увеселения, балы и маскарады.

Тема 4. Музыкальная жизнь Петербурга второй половины XIX в.

Борьба за национальную самобытность русского музыкального искусства. Общественно-музыкальная деятельность В. Стасова. М. Балакирева. “Могучая кучка”. Бесплатная музыкальная школа. Музыкальная и общественная деятельность А.Г. Рубинштейна: РМО, первая отечественная консерватория. “Беляевский кружок”, “Русские симфонические концерты” и их организатор М.П. Беляев. В.В. Андреев и его оркестр. Чайковский и Петербург. Мариинский театр: репертуар, солисты, дирижеры. Особенности концертной жизни города: великопостные концертные сезоны, программы, формы, новации.

Тема 5. Музыкальное искусство Петербурга на переломе эпох

Русский оперный театр начала XX в. Последние оперы Н.А. Римского-Корсакова. Театр музыкальной драмы Ф. Шаляпина. “Русские сезоны“ в Париже и деятельность С.П. Дягилева. Балеты И.Ф. Стравинского. Музыкально-просветительская деятельность отечественных музыкантов: организация рабочих хоров на заводах; кружков хорового пения и нотной грамоты в рабочих клубах; благотворительных и “народных” бесплатных концертов. Деятельность Общества распространения музыкальных знаний им. М.И. Глинки. Открытие оперного театра Народного дома.

Тема 6. Музыкальное искусство Петрограда-Ленинграда

Музыка революции. Общественное музицирование, монументальные постановки. Развитие рабочей и красноармейской самодеятельности. Массовые музыкальные олимпиады; выездные концерты-лекции на рабочих окраинах. Национализация частных музыкальных школ. Народные школы музыкального просвещения. Реформа музыкального образования 1923г. Особенности концертной и театральной жизни 30-х гг. Выдающиеся музыкальные просветители: И.И. Соллертинскай, Б.В. Асафьев, А.В. Оссовский. Эстрадный оркестр Л. Утесова. Музыкальная самодеятельность в дворцах культуры и домах пионеров. Героическая деятельность музыкантов Ленинграда в период блокады. Послевоенные годы: оживление концертной и театральной жизни города; появление новых музыкальных коллективов; расцвет музыкально-исполнительского искусства; Ленинградская консерватория и ее ученики. Фестивали “Ленинградская музыкальная весна” и “Белые ночи”; “Неделя музыки для детей”. Ленинградская композиторская школа.

Тема 7. Музыкальная панорама Петербурга на исходе ХХ в.

Традиции и новаторство в современной музыкальной жизни. Многообразие стилей. Возрождение русской культовой музыки. Возвращение исторических комплексов в концертную жизнь города. Новая жизнь старинной музыки (“Pro Анима”, “Куранта”, “Барокко”, “Российская Эрата” и др.). Обновление фольклорных традиций. Фестивали, конкурсы, музыкальные праздники последнего десятилетия. Музыкальное искусство Петербурга и дети: театры, филармония. Дом композиторов, музыкальные издательства. Петербургские композиторы — детям (С. Баневич, С. Слонимский, В. Гаврилин, А. Петров, О. Петрова, О. Хромушнн, Л. Пригожин и др.).

Произведения для слушания

Музыка XVIII-XX вв.

Канты XVIII в.

Бортнянский Д. Опера “Сын-соперник“, Хоровые концерты.

Русские романсы XVIII в.

Музыка XIX в.

Песни и романсы Варламова, Гурилева, Алябъева, Верстовского.

Глинка М.И. Фрагменты из опер “Иван Сусанин” и “Руслан и Людмила”, произведения для оркестра “Камаринская”, “Арагонская хота” и др. Романсы.

Даргомыжский А.С. Песни, романсы, фрагменты из оперы “Русалка”.

Произведения композиторов “Могучей кучки”.

Чайковский П.И. Симфонии № 1 “Зимние грезы” и № 6; фрагменты из оперы “Пиковая дама”, сюиты из балетов; пьесы для фортепиано “Времена года”.

Глазунов А.К. Фрагменты из балетов “Барышня-крестьянка” и “Времена года”.

Лядов А.К. Для симфонического оркестра: “Про старину”, “Кикимора”, “Баба-Яга”, “Волшебное озеро”, пьеса для фортепиано “Музыкальная табакерка”.

Стравинский И.Ф. Сюиты из балетов “Петрушка”, “Весна священная” и “Жар-птица”.

Прокофьев С.С. Симфония № 1 “Классическая”; фрагмент из оперы “Игрок” и “Война и мир”; Кантата “Александр Невский”, “Пушкинский вальс” соч.120.

Глиэр Р.М. Сюита из балета “Медный всадник”.

Шостакович Д.Д. Симфонии № 7, № 8, № 11, № 12; музыка к кинофильму “Трилогия о Максиме”, “Человек с ружьем”, “Великий гражданин”, “Белинский” и др.

Свиридов Г.В. “Петербургские песни”, “Метель”.

Хачатурян А.И. Музыка к драме Лермонтова “Маскарад”.

Слонимский С.М. Кантата “Голос из хора”.

Петров А.П. Вокально-симфонические фрески “Петр Первый”, опера “Петр Первый”, балеты “Станционный смотритель”, музыка к кинофильмам “Путь к причалу”, “Берегись автомобиля”, “Петербургские тайны” и др.

Гаврилин В.А. Фрагменты из балета “Анюта”, хоровой цикл “Памяти павших”, вокальные циклы “Времена года” и “Русская тетрадь”.

Темы для семинарских занятий

1. История и современность дома Энгельгардта.

2. Зал Дворянского собрания.

3. Балы и развлечения прошлого столетия.

4. Народные гуляния и праздники.

5. Звуки города.

6. Петербургские шарманщики.

7. Великие исполнители и Петербургская филармония за три столетия.

8. Оперные звезды Мариинского театра XIX в. (XX в.).

9. Триумф петербургского балета в Париже (антреприза С.П. Дягилева).

10. Музыкально-литературные салоны Петербурга XIX в.

11. Петербургские музыкальные династии.

12. Путеводитель по концертам последних лет.

13. Путеводитель по музыкальным театрам города.

14. Обзор и анализ абонементов детской филармонии.

15. Анализ репертуарной и педагогической политики детских музы-кальных театров города.

16. Городская музыкальная среда и ее влияние на младших школьников.

17. Музыка петербургских пригородов в прошлом и настоящем.

Экскурсии

1. Музыкальные адреса Невского проспекта.

2. Академическая капелла им. М.И. Глинки.

3. Михайловская площадь.

4. Театральная площадь.

5. Музыкальные памятники и памятники музыкантам.

6. Музыкальные адреса (Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсако-ва, Чайковского, Шостаковича и др.).

7. Дом композиторов.

8. Музей музыкальных инструментов.

9. Музей театрального и музыкального искусства.

10. Музей-квартира. Н.А.Римского-Корсакова.

11. Музей-квартира Ф.И.Шаляпина.

12. Некрополь мастеров искусств “Композиторская дорожка”.

Примечание: все экскурсии разрабатываются и проводятся студентами.

Формы проведение текущей аттестации студентов

1. Музыкальные викторины по произведениям петербургских композиторов XVIII-XX вв.

2. Ведение музыкального словаря по данному курсу.

3. Ведение музыкального дневника (отзывы, впечатления, рецензии на концерты, музыкальные спектакли, конференции, фестивали, праздники).

Творческий зачет

1. Сценарная разработка и проведение музыкального праздника.

2. Проведение экскурсии.

3. Защита авторской программы по курсу “Музыкальный Петербург” для начальной школы.

Рекомендуемая литература

Азаров В.В. “А музы не молчали!...” — М., 1987.

Александро-Невская лавра: Проспект. – Л., 1991.

Антонов Б.И. Петербургская старина: Очерки по истории СПб. – СПб., 1993.

Бахтин А.А. Брюхо Петербурга, очерки столичной жизни. — СПб.. 1994.

Балакирев М.А. Летопись жизни и творчества. – Л., 1967.

Баренбойм Л.А. А.Г. Рубинштейн. — Л., 1957.

Берлиоз Г. Избранные письма. — Л., 1982.

Бородин А.П. в воспоминаниях современников. — М., 1985.

Вьюник В. Площадь искусств. — Л., 1966.

Гаккель Л.Е. Театральная площадь. — Л., 1990.

Гозенпуд А.А. Дом Энгельгардта. — СПб., 1992.

Даринский А.В. Прогулки по старому Петербургу. — СПб., 1994.

Жизнь в свете, дома и при дворе. — СПб., 1890. Репринтное издание СП “Интербук“, 1990.

Зорин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. — Л., 1991.

Кашкин Н.Д. Воспоминания о Чайковском. — М., 1954.

Каратыгин В.Г. Избранные статьи. — М.; Л., 1965.

Кюи Ц. Избранные статьи. – Л., 1952.

Ларош Г. Избранные статьи. — Л., 1977.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского даорянства. — СПб., 1994.

Ленинградская филармония: Статьи. Воспоминания. Материалы. — Л., 1971.

Музыкальная энциклопедия. — М., 1973. Т.1-6.

Музыкальный Ленинград. 1917-1957. — Л., 1989.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конца XVIII — начала XX века. — Л., 1988.

Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956.

Прокофьев С.С. Автобиография. — М., 1982.

Пыляев М.И. Старый Петербург. — М., 1991.

Розанов А.С. Музыкальный Павловск. – Л., 1978.

Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жнзни. – Л., 1955.

Серов А.Н. Избранные статьи. – М., 1981. Т. 2.

Столпянский П. Музыка и музицирование в старом Петербурге. –Л., 1989.

Театральный Петербург. Начало XVIII века — октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель / Сост. И.Р.Петровская, В.В. Сомина. — СПб., 1994.

Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия. — М., 1985.

Фрадкина Э.Б. Зал Дворянского собрания; Заметки о концертной жизни Санкт-Петербурга: Очерки. — СПб., 1994.

Чудинова И.А. Пение, звоны, ритуал: Топография церковно-музы-кальной культуры Петербурга. — СПб., 1994.

 

Театральный Петербург.

Программы