И.Д.Пелих

Ч. III

Театральный Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спецкурса “Театральный Петербург” знакомит студентов с историей театрального искусства в нашем городе, раскрывает его основные типы, жанры, формы. Возникновение и развитие народного, церковного, школьного, придворного, крепостного или общедоступного театров в Санкт-Петербурге имели, в одних случаях, заимствованный, традиционный характер, в других — оригинальный, специфический, свойственный новой российской столице. Рождение и эволюция тех или иных театральных течений рассматриваются в контексте отечественной культуры. В программу спецкурса входит изучение малоизвестного периода театральной жизни — периода развития частных театров после отмены государственной монополии Дирекции императорских театров и их судьба в послереволюционное время.

Наиболее внимательно изучается мир детских театров в Петрограде — Ленинграде — Санкт-Петербурге. Будущие учителя начальных классов должны хорошо знать виды, жанры детских представлений, ориентироваться в репертуаре спектаклей для детей. Познание истории и развития детских театров, углубленные сведения современного театра позволят учителям активно формировать эстетический художественный вкус младших школьников лучшими образцами театральной культуры.

Практическая часть спецкурса посвящена также знакомству с нетрадиционными театральными формами (“Формальный театр”, ”Дерево”, ”Театр с неограниченной ответственностью” и др.).

В процессе обучения студенты выступают с докладами, разрабатывают рефераты, посвященные прошлому или современному этапу развития театрального Петербурга.

Тематический план

п/п

Название тем

Количество часов

Лекции

Семинары

1

Истоки формирования русского профессионального театра

2

2

Первый придворный театр России

2

3

XVIII в. Русский сценический классицизм в Петербурге

2

2

4

XIX в. Монополия императорских театров. Трагедия. Драма. Водевиль

2

2

5

Музыкальный театр XIX в.

2

2

6

1882 — 1917 гг. Частная антреприза

2

7

Театральная жизнь в советский и постсоветский периоды

2

2

8

Муниципальные театры и театры-студии. 1980-1990-е гг.

2

4

9

XX в. Театр для детей. Его эстетическая и педагогическая значимость

2

6

Всего:

36 часов

Содержание курса

Тема 1. Истоки формирования русского профессионального театра

Народное творчество — обряды, игрища, профессиональное искусство скоморохов. “Повесть временных лет” (ХI в.) — первое упоминание о скоморохах. “Медвежьи комедии”, “небывальщины”, сатирические сценки, героические былины в исполнении народных потешников. Скоморошьи труппы кн. Василия Шуйского, Дмитрия Пожарского и др.

ХVII в. — расцвет искусства скоморохов. “Всяк спляшет, да не как скоморох”. Церковь и скоморошество. Царские Указы о запрещении народных представлений.

“Святочные маски и скоморохи” (А.В. Веселовский). О происхождении скоморошества на Руси — Н.Я. Марр, П.О. Морозов, А.И. Кирпичников.

Кукольный театр “Петрушка”.

Литургические действа или Церковный театр (ХVI — ХVII вв.). “Хождение на осляти”, “Умовение ног”, “Пещное действо”. Единство государственной и церковной власти.

Тема 2. Первый придворный театр России

1672 г. — Указ Алексея Михайловича, повелевавший построить “Комедийную хоромину” и “учинити комедию”, а на комедии действовать из Библии книгу “Эсфирь”. “Артаксерксово действо” в постановке пастора И. Грегори. За четыре года существования театра было поставлено девять комедий, из них: “Иудифь”, “Комедия о Товии младшем”, “Комедия об Егории Храбром”, “Жалостная комедия об Адаме и Еве”, “Малая прохладная комедия об Иосифе”, балет “Орфей” и т.д.

Две театральные школы — русская и иностранная.

1702 г. — Указ Петра I о создании государственного публичного (общедоступного) театра. Приглашение немецкой труппы и обучение “русских ребят” (Кунст-Фюрст). Исполнительская манера русских актеров — принципы искусства представления “английских комедиантов”. Репертуар — “Сципио Африкан, вождь римский и погубление Софонизбы, королевы Нумидийския”, “Честный изменник, или Фредерико фон Поплей и Алоизия, супруга его” и т.п. Закрытие театра — 1706 г.

Тема 3. XVIII в. Русский сценический классицизм в Петербурге

“Театр царевны Натальи Алексеевны” — первый регулярно действовавший театр в Петербурге (1714). Становление и развитие придворного театра: итальянская, немецкая, французская труппы (комедия дель арте, опера, балет). Дворцовые театры (1732-1755). “Театр фейерверков” времен Анны и Елизаветы (1732-1756). Театрализованные зрелища в честь военных побед. Потешные зрелища.

Кукольный  театр: “Петрушка”, “Вертеп”, “Раек”.

Школьный театр. Любительские спектакли учащихся Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (“Рыцарская Академия“), Академии художеств, Смольного института, Артиллерийской школы; служителей царских конюшен и др.

Любительские (разночинские) театры — “охочие комедианты”.

1756 г. — Указ Елизаветы Петровны о создании “Русского для представлений трагедий и комедий публичного театра” (Головкинский дом). Первая профессиональная труппа.

А.П. Сумароков (1717-1777) — основоположник русской классицистской драматургии (“Северный Расин“), первый директор постоянного публичного театра. “Эпистола о стихотворстве” — теория театра, теория жанров.

“Слезная комедия” и “Мещанская драма” — М.М. Херасков, М.И. Веревкин, В.И. Лукин. Русская комическая опера.

Ф.Г. Волков (1729-1763) — “отец русского театра” (В.Г. Белинский). “Торжествующая Минерва”. Представления по случаю коронования Екатерины II (1763).

И.А. Дмитревский (1734-1821) — крупнейший представитель русского сценического классицизма, главный режиссер русской труппы, преподаватель театральной школы.

Я.Б. Княжнин (1740-1791) — представитель русского просветительского классицизма. Трагедии: “Дидона”, “Владимир и Ярополк”, “Рослав”, “Ольга” и др. Указ Екатерины II об изъятии и сожжении трагедии Я.Б. Княжнина “Вадим Новгородский”.

“Комедия нравов” Екатерины II. 1766 г. — Cоздании Дирекции петербургских придворных (позднее императорских) театров.

Народный (фольклорный) театр. “Народ, который поет и пляшет, зла не думает” (Екатерина II). Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища.

Первая постановка Д.И. Фонвизина “Недоросль” на сцене Вольного Российского театра на Царицыном Лугу (1778 г.)

Крепостные театры (гр. Шереметевых, кн. Юсуповых и др.). Судьбы крепостных актрис. П.И. Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова.

В.А. Озеров (1769-1816) — трагедии “Эдип в Афинах”, “Ярополк и Олег”, “Дмитрий Донской” и др.

Формирование национальной школы трагической игры — И.А. Дмитревский, Я.Е. Шушерин, П.А. Плавильщиков.

Придворные комедианты — Я.Д. Шумский, А.М. Крутицкий, В.Ф. Рыкалов, С.Н. Сандунов.

Малый (деревянный) театр. 1783 г. — Большой (каменный) театр. Эрмитажный театр.

 

Тема 4. XIX в. Монополия императорских театров.

Трагедия. Драма. Водевиль

Театры: Каменноостровский (1827, арх. С.Л. Шустов; 1844 — арх. А.К. Кавос), Александринский (1832, арх. К.И. Росси), Михайловский (1833, арх. А.П. Брюллов), Мариинский (1860, арх. А.К. Кавос).

Репертуар русской драматической труппы: отечественные и переводные трагедии, комедии (Вольтер, Расин, Корнель, Мольер); сентиментальные драмы, мелодрамы, комические оперы, представления с хорами, балетами, превращениями, интермедиями.

Актерские династии: Каратыгины, Самойловы, Васильевы. “Слава русского театра” — В.А. Каратыгин (1802-1853). “Театр всегда ломился, когда играл Каратыгин” (В.А. Панаев). А.С. Яковлев, И.И. Сосницкий, Е.С. Семенова — “Единодержавная царица трагической сцены” (А.С. Пушкин).

Водевили А.А. Шаховского, Н.И. Хмельницкого, Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, А.И. Писарева, Ф.А. Кони, В.А. Соллогуба. Актеры — Н.О. Дюр, В.Н. Асенкова.

Драматургия А.С. Пушкина.

Трагедии В.А. Озерова и их роль в формировании национальной школы трагической игры (“Эдип в Афинах”, “Дмитрий Донской” и др.)

1831 г. — премьера комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” в Большом театре.

А.Н. Островский (1823-1886) — основоположник национального театра.

А.Е. Мартынов, И.Ф. Горбунов, В.В. Стрельская, М.Г. Савина, В.Н. Давыдов. К.А. Варламов — “царь русского смеха” (Э. Старк), П.Н. Орленев, П. Стрепетова, В.Ф. Комиссаржевская и др.

22 марта 1882 г. — отмена государственной монополии на театры.

Тема 5. Музыкальный театр XIX в.

Большой театр — дирижер К.А. Кавос, балетмейстер — Ш. Дидло. А.И. Истомина (1799-1848) — прима-балерина Большого театра. Опера М.И. Глинки “Жизнь за царя” (1836), “Руслан и Людмила” (1842). Балеты “Конек-Горбунок”, “Золотая рыбка” (1860-е).

1859 г. — Русское музыкальное общество.

1862 г. — Первая русская консерватория (А. Рубинштейн).

Парижская, немецкая, итальянская труппы на сцене Михайловского театра.

Каменный Театр-цирк — Мариинский театр (с 1860 г.). Балеты П.И. Чайковского, А. Глазунова в постановке М.И. Петипа, Л.И. Иванова. Деятельность А.В. Ширяева, А.А. Горского, М.Н. Муравьевой.

А.С. Даргомыжский — “великий учитель музыкальной правды” (М.П. Мусоргский).

М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков — “сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов” (В.В. Стасов, 1867).

Э.Ф. Направник — выдающийся дирижер и главный капельмейстер Мариинского театра.

Ф.И. Шаляпин — Борис Годунов в опере М.П. Мусоргского (1898).

Творчество А.П. Павловой, М.Ф. Кшесинской, Т.П. Карсавиной, В.Ф. Нижинского и др. Балетмейстер — М. Фокин.

“Русский балет” С. Дягилева (1913-1929).

Тема 6. 1882 — 1917 гг. Частная антреприза

Частные театры (антреприза). Русский театр Д.Д. Коровякова (1882). Театр Литературно-художественного общества — Театр А.С. Суворина. Панаевский театр (1888). Аквариум (1889). Театр в Измайловском саду (1890). Зал В.Н. фон Дервиз (1898) — Новый Василеостровский театр (1906). Фарс (1898). Театр Буфф. Зимний Буфф (1904). Театр К.Н. Незлобина. Веселый театр. Интимный театр.

Петербургский театр В.А. Неметти (1903) — Русский исторический театр А.А. Навроцкого (1904) — Невский фарс (1905) — Труппа под рук. Я.С. Тинского (1906) — Н.Д. Красова (1907/8) — М.Т. Строева (1908/9).

Русский драматический театр А.В. Амфитеатрова. Литературный театр О.В. Некрасовой-Колчинской (1903). Общедоступный (1903) — Передвижной театр П.П. Гайдебурова и Н.Ф. Скарской (1905). Первый в мире футуристов театр (реж. В.В. Маяковский, А.И. Крученых). Новый театр Л.Б. Яворской, под рук. Н.Н. Андреева.

1904 г. — драматический театр В.Ф. Комиссаржевской (Горький, Блок, Ибсен). Режиссура В.Э. Мейерхольда.

Невский фарс (1904) — Современный театр (1907) — Театр Валентины Лин (1912) — Невский фарс (1914).

Старинный театр (литургическая драма, миракль, пастораль XIII в., моралите XV в., фарсы XV-XVI в., испанская драматургия XVI-XVIII в.) — Н.Н. Евреинов, А.А. Санин, Н.В. Дризен. М.Н. Бурнашев; А.К. Глазунов, Л.А. Саккетти, И.А. Сац; М.М. Фокин; Л.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, В.Я. Чемберс, В.А. Щуко и др.

Литейный театр В.А. Казанского (1909) — Мозаика (1911) — Литейный интимный (1913) — Литейный театр Е.А. Мосоловой (1915).

Лиговский театр (Народный дом графини Паниной) — А.И. Таиров, А.А. Брянцев.

Троицкий театр. Театр К.Н. Незлобина (1911).

Театры миниатюр: Теремок; Театр Е.В. Зброжек-Пашковской; Ассамблея; Ниагара; Фортуна; Синяя птица; Ренессанс; Казино или Уголок в Париже; Веселый театр (1912).

Театры-кабаре: Пиковая дама; Черный кот; Кривое зеркало — А.Р. Кугель, З.В. Холмская, Н.Н. Евреинов (1908); Бродячая собачка (1911); Привал комедианта (1916); Би-ба-бо (1917).

Тема 7. Театральная жизнь в советский

и постсоветский периоды

Музыкальные театры

Мариинский театр (1935) — театр оперы и балета им. С.М. Кирова (Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская, К.М. Сергеев, В.М. Чабукиани, Т.М. Вечеслова).

1918 г. — Малый театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Лаборатория советской оперы). Дирижер С.А. Самосуд.

Музыкальный театр Консерватории. Театр музыкальной комедии (1929). Мюзик-Холл.

Театр классического балета под рук. В. Королькова, “Русский балет” А. Брускина, Балетная труппа А. Кузнецова, “Мужской балет” В. Михайловского.

Драматические театры

1919 г. — Большой драматический театр (“Театр Шекспира и Гете, Софокла и Мольера, великих слез и великого смеха”. А.А. Блок). Г.А. Товстоногов — спектакли “Мещане” (М.Горький), “История лошади” (Л.Н. Толстой) и др.

Александринский театр — Петроградский государственный академический театр драмы (1920) — Ленинградский государственный академический театр им. А.С. Пушкина (1937) — Александринский театр. Актеры: Ю.М. Юрьев, И.Н. Певцов, Б.А. Горин-Горяинов, Е.П. Корчагина-Александровская, Н.К. Симонов, Н.К. Черкасов, В.В. Меркурьев, Ю.В. Толубеев и др.

Театр им. В.Ф. Комиссаржевской (1943). Исторические пьесы А.Н. Толстого. Режиссер Р.А. Агамирзян.

Красный театр (1924) Г.А. Авлов, В.Е. Вольф — ТРАМ (1925) М.В. Соколовский — театр им. Ленинского Комсомола (1936) — “Балтийский дом”.

Театр сатиры (1926) — Театр сатиры и комедии (1931) — Государственный театр комедии (1935). Режиссер и художник Н.П. Акимов. Драматургия Е.Л. Шварца.

Новый театр (1933) — Театр им. Ленсовета (1953) Ведущая актриса А.Б. Фрейндлих — Открытый театр.

Театр драмы и комедии “На Литейном”. Молодежный театр “На Фонтанке” (С. Спивак). “Приют комедианта” (Ю. Томошевский). Театр Сатиры (В. Словоохотов). Театр “Эксперимент” (В. Харитонов).

Драматургия А. Афиногенова, Л.М. Леонова, В. Розова, А. Арбузова, А. Володина.

Традиционные и “Левые” театры. Программа “Театральный Октябрь”.

Самодеятельные театры; агиттеатры “Синяя блуза”, “Живая газета”; ТРАМы, театры малых форм.

Малый драматический театр — Театр Европы (Л. Додин).

Тема 8. Муниципальные театры и театры-студии. 1980-1990-е гг.

Муниципальные драматические: “Вторая реальность (В. Колесников), “Да-Нет” (Б. Понизовский), “Интерьерный театр” (Н. Беляк), “Камерный театр” (В. Койфман), “Перекресток (В. Груздов), “Классический театр” (Л. Мартынова), “Комедианты в доме Перцова” (М. Левшин), “Крот” (М. Граф) , “Маленький театр”, “Хамелеон” (К. Черноземов), “Метаморфозы (О. Чернявская), “Остров” (А. Болонин), “Под самой крышей (В. Фунтусов), “Причастие (П. Коновалов), “Санкт-Петербург (Е. Лукошков), “Суббота (Ю. Смирнов-Несвицкий), “Театр поколений” (З. Корогодский), “Театр Вячеслава Иванова” (В. Иванов), “Особняк (В. Михельсон), “Монплезир (И. Ларин), “Театр дождей (Н. Никитина), “Театр драматических импровизаций (П. Подеревянский), “Трагики и комедианты (А. Пузырев), “Формальный театр” (А. Могучий), “Театр реального искуства” (Э. Горошевский), “Театр абсурда” (М. Гиндин), “Студия 87” (В. Малыщицкий), “Карточный домик”.

Балетные труппы: “Визит IЕ, “Маленький балет” (А. Кузнецов) “Палитра (Л. Павинская), “Театр танца А.Кукина (А. Кукин), шоу-балет “16 тонн” (М. Тамаш).

Пластические театры: “Дерево”- “Очень важен для нас животный мир. Очень важно для нас отсутствие сознания, отсутствие рассудка, отсутствие интеллекта. Очень важно для нас видеть сны...” (А.Адасинский). “Диклон” (Ю. Кретов), “Жест-театр” (Л. Челнокова), “Мимигранты” (А. Плющ-Нежинский), “РазДваТри (А. Макеев), “Terra Mobile (В. Михиенко), “Четыре ветра” (В. Глазков). Театр музыки, поэзии и пластики “Странник” (Т. Преображенская-Николаенко), “Лицедеи”.

Эстрадные театры: Клуб “Стэп шоу, “Комик-трест (В. Фиссон), “Планета”, “Попугай Флобер (Т. Кабанова), “Пять углов, “Клуб кавалера Глюка” (Е. Пуссер).

Студенческие театры: “Глагол”, “Перелом” (Л. Макарова), “ТАК-комплекс” (А. Кагнер).

Литературный театр “Классика” (Д. Катышева), “Глагол” (К. Гершов).

Театр поэзии “Ноль-ноль” (Р. Смирнов).

Уличный театр “Гун-го” (С. Гогун), “Балаган” (Л. Лиц).

Скомороший театр “Перекати-поле”, “Балаган”, “Театр затей”.

1988 — Фестиваль театров-студий (166 коллективов).

Тема 9. XX в. Театр для детей.

Его эстетическая и педагогическая значимость

Театр марионеток (1918). Театр петрушек (1924). Театр кукол под руководством Е.С. Деммени (1930). 1920-е гг. — Государственный Педагогический театр (Ю. Бонди, Гр. Рошаль). Театр Юных Зрителей (1922) — А.А. Брянцев: “Здесь должны объединится художники сцены, умеющие мыслить как педагоги, с педагогами, способными чувствовать как художники; и все вместе они должны духовно молодеть, должны искренне почувствовать себя сверстниками своих юных зрителей”. (Б.В. Зон, З.Я. Корогодский, А.А. Андреев, А.А. Праудин).

“Музыкальное шоу марионеток В.Ордина. Театр “Зазеркалье. Кинематический театр “Шарманка” (Т. Жаковская). Театр “Бродячая собачка” и др.

Театры 1980-90-х гг.: “Опера кукол” (В. Лопухин), “Кукла (Е. Угрюмов), “Встречи”, “Дом на Троицком поле (А. Маслов), “Карамболь(И. Брондз), “Крона”, “Мозаика (А. Словак), Театр детского балета (И. Сафонова), “Нео (А. Стрельников), “Новый театр” (В. Лутц), “Пятница (А. Платонов), “Северная сказка (С. Кригер), “Товарищество драматических артистов (С. Фридлянд), “Вообрази” (М. Демченко), “Муравейник” (Сестрорецк, А. Духовской).

Рекомендуемая литературА

К теме 1

Основная

Берков П.Н. Русская народная драма // Русская народная драма XVII- XX вв. — М., 1953.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр. От истоков до середины XVIII в. — М., 1957. Гл. 1-3.

Русское народное поэтическое творчество / Под ред. П.Г.Богатырева. — М., 1956. Гл. “Народный театр”.

Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. — СПб., 1889.

Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. / Вып.II. — М.; Л.,1928. Гл. “Скоморошье дело на Руси.

Цехновицер О.В., Еремин И. Театр Петрушки. — М.; Л., 1927.

Дополнительная

Борщевский И. Несколько слов из истории искусства скоморохов. — Ростов-Ярославский, 1914.

Беляев И.Д. О скоморохах / Временник императорского Московского об-ва истории и древностей российских. 1854. Кн. 20. С. 69-92.

Кирпичников А.И. К вопросу о древнейших скоморохах // Сб.отд. русск.языка и словесности. АН. — СПб., 1891. Т. 52. № 5. С. 1-21.

К теме 2

Архангельский А.С. Театр допетровской Руси. — Казань,1884.

Асеев Б.Н. Русский драматический театр. XVII-XVIII вв. — М., 1958.

Богоявленский С.К. Московские театры при царях Алексее и Петре. — М., 1914.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр от истоков до середины XVIII в. — М., 1957.

К теме 3

Основная

Авраменко С.И. Эрмитажный театр. — Л., 1975.

Асеев Б.Н. Русский драматический театр. XVII-XVIII вв. — М., 1958.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр второй половины XVIII века. — М., 1960.

Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. — М.; Л., 1948.

Дризен Н.В. Любительский театр в царствование императрицы Екатерины II // ЕИТ., 1895 -1896. Приложения, кн.3.

Евреинов Н.Н. Крепостные актеры. — Л., 1925.

Елизарова Н.А. Театры Шереметевых. — М., 1944.

Кузьмина В.Д. Русский демократический театр. XVIII в. — М., 1958.

Куликова К. Кинжал Мельпомены. Рассказ о жизни Федора Волкова. — Л.; М., 1963.

Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси. — СПб., 1895.

Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург. Начало XVIII — октябрь 1917 г. — СПб., 1994.

Станюкович В. Домашний крепостной театр Шереметевых XVIII века. — Л., 1927.

Шляпкин И.А. Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени. — СПб., 1898.

Дополнительная

Белинский В.Г. Очерки жизни и избранные сочинения А.П.Сумарокова // Белинский В.Г. — 1954.

Берков П.Н. А.П.Сумароков. — М.; Л., 1949.

Бурнашев М. Театр при императорской Академии художеств в XVIII веке // Старые годы. 1907. № 7-9.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Театр в России при Анне Иоанновне. — СПб., 1913.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Иван Афанасьевич Дмитревский. — М.; Л., 1945.

Дынник Т.А. Крепостной театр. — М., 1933.

Елизарова Н.А. Крепостная актриса П.И. Ковалева-Жемчугова. — М., 1952.

Кашин Н.П. Театр Н.Б. Юсупова. — М., 1927.

Коган М.Ф. Ф.М. Волков. — М.; Л., 1938.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конца XVIII — начала XX века. — Л., 1988.

Русские драматурги XVIII в. — Л.; М., 1959.

Сахновский В.Г. Крепостной усадебный театр. — М., 1925.

Старикова Л. Первая труппа русского профессионального театра // Вопросы театра. — М., 1987.

Столпянский П.Н. Из прошлого Рыцарской академии // Педагогический сборник. 1916. № 11.

Ф.Г.Волков и русский театр его времени: Сборник материалов. — М., 1953.

К теме 4

Основная

А.Н.Островский — драматург. — М., 1946.

А.Н.Островский: Сб. статей и материалов. — М., 1962.

Воспоминания о В.Н.Асенковой // Театральное наследство. — М., 1956.

Данилов С.С. Постоянный публичный театр в Петербурге в XIX веке // О театре. — Л., 1929.

Державин К.Н. Эпохи Александринской сцены. — Л., 1932.

Медведева И. Екатерина Семенова. Жизнь и творчество трагической актрисы. — М., 1964.

Марков П. Вера Федоровна Комиссаржевская. — М., 1950.

Самойлова на сцене (Краткие сведения о 18 представителях семьи Самойловых) // Искусство и жизнь. 1941. № 4.

Дополнительная

Альтшуллер А. Александр Евстафьевич Мартынов. — Л.; М., 1959.

Белинский В.Г. О драме и театре. — М.; Л., 1948.

Гайдебуров П.П. Зарождение спектакля. — Пг., 1922.

Гроссман Л.П. Пушкин в театральных креслах. Картины русской сцены 1817 — 1820. — Л., 1926.

Дризен Н.В. Сорок лет театра: 1875-1917. — Пг., 1916.

Крыжицкий Г. Тетя Варя // Театральная жизнь. 1962. № 4.

Кузнецов Е. Иван Федорович Горбунов. — Л., 1947.

Лотман Л. А.Н.Островский и русская драматургия его времени. — М.; Л., 1961.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конца XVIII-начала ХХ вв. — Л., 1988.

Родина Т. Русское театральное искусство в начале XIX в. — М., 1961.

Сто лет. Александринский театр — театр госдрамы. — Л., 1932.

Шнейдерман И. Мария Гавриловна Савина. — М.; Л., 1956.

К теме 5

Основная

Вальтер В.Г. Эдуард Францевич Направник. — СПб., 1914.

Гозенпуд А.А. Музыкальный театр в России. — Л., 1959.

Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX в. (1836-1856). — Л., 1969.

Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. — Л.; М., 1958.

Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург. Начало XVIII в. — октябрь 1917 г. — СПб., 1994.

Дополнительная

Бернандт Г. Капельмейстер русской оперы — Э.Ф.Направник // Советская музыка. 1939. № 8.

Вазем Е.О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884. — Л.; М., 1937.

Мовшенсон А.Г., Слонимский Ю.И. Новое о последних годах деятельности Дидло // Театральное наследство. — М., 1956.

Плещеев А. Наш балет. — СПб., 1899.

Старк Э.А. Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910. — Л.; М., 1940.

Шнейдерман И.И. Мария Гарвиловна Савина. — Л.; М., 1956.

К теме 6

Основная

А.Ф.Б. (Боссе А.) Частные театры и французские артисты в Санкт-Петербурге. — СПб., 1878.

Алянский Ю.Л. Веселящийся Петербург. — СПб., 1993. Т. 3.

Дубнова Е.Я. Из истории Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской. — М., 1980.

Кугель А.Р. Листья с дерева. Воспоминания. — Л., 1926.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конца XVIII — начала ХХ вв. — Л., 1988.

Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург. Начало XVIII в. — октябрь 1917 г. — СПб., 1994.

Хайченко Г.А. Русский народный театр конца XIX — начала XX века. — М., 1975.

 

 

Дополнительная

Горин-Горяинов Б.А. Актеры. — Л.; М., 1947.

Теляковский В.А. Воспоминания. 1898-1917. — Пг., 1924.

К теме 7

Альтшуллер А.Я. К истории академического театра драмы им. А.С. Пушкина в первые годы советской власти // Ученые записки. ЛГИТМИК. — Л., 1958.

Волков Н.Д. Александр Блок и театр. — М., 1926.

Ленинградский государственный театр комедии. — Л., 1960.

Музыкальная жизнь Ленинграда. — Л., 1961.

Музыкальный Ленинград. 1917-1957. — Л., 1958.

Очерки истории русского советского драматического театра. — М., 1954-1956.

Петров Н. 50 и 500. — М., 1960.

Рабинянц Н. Театр юности. — Л.; М., 1959.

Рабинянц Н. Театр, рожденный революцией // Театр и жизнь. — Л.; М., 1957.

Русская советская эстрада. Очерки истории. 1917-1929. — М., 1976.

Слонимский Ю. Советский балет. — М.; Л., 1950.

К теме 8

Акимов Н.П. О театре. — Л.; М., 1965.

Гительман Л. Студийцы, которые гуляют сами по себе // Нева. 1991. № 4.

Дмитревская М. Что делать, Владимир? Не знаю, Константин (Ленинградские театры-студии: “Театр реального искусства”, “Театр абсурда”, группа “Дерево”) // Театр. 1989. № 8.

Жаковская Т. Кинематический театр: Шарманка (К истории создания театра-студии “Четыре окошка”) // Антракт. 1990. № 7.

Маркова Е. Драматические игры (О театрах-студиях Ленинграда) // Искусство Ленинграда. 1991. № 2.

Экран — Сцена // Искусство Ленинграда. 1990. № 4.

К теме 9

Основная

А.А.Брянцев: Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. — М., 1979.

Гозенпуд А.А. Театр для детей / Очерки истории русского советского драматического театра. — М., 1954-1961.

Гончарук А. Просвещенная провинция, или Как живешь, театр в школе // Искусство в школе. 1993. № 6.

Деммени Е.С. Страницы из жизни театра. — Л.; М., 1949.

Еремин И., Цехновицер О. Театр Петрушки. — Л.; М., 1927.

Кукольные театры ЛенТЮЗа. — Л., 1934.

Макарьев Л. Государственный театр юных зрителей. Задачи и организация. — Л., 1929.

Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. — М., 1975.

Сац Н. Дети приходят в театр. — М., 1961.

Театр и дети ( Дискуссия) // Театр. 1987. № 2.

Чухман Е. Творчество — восприятие — творчество // Искусство в школе. 1993.

Язовицкий Е.В. Педагогическое наследие К.С.Станиславского и эстетическое воспитание в школе: Дисс ... д-ра пед. наук. — Л., 1973.

Дополнительная

Ауслендер С. Работа по театру в школе II ступени // Искусство в школе. 1927. № 1.

Бахтин Н.Н. Театральные экскурсии // Информ. бюлл. ЛГОНО. 1925. № 9.

Брянцев А. Театр юных зрителей. 1922-1932. — Л., 1932.

В государственном Педагогическом театре (Беседа с Гр. Рошалем) // Новый зритель. 1926; 1927.

Государственный Педагогический театр // Искусство в школе. 1928; 1930.

Гроховская В. Спектакль Театра для детей в учебно-воспитательной работе учителя начальной школы // Художественная литература в начальной школе. — М., 1956.

Любинский И.Л. Педагогика и театр // Ученые записки Мурманск. гос. пед. ин-та, 1957.

Любинский И.Л. Из истории театра для детей в России. – Мурманск, 1959.

Михайлова А.Я. Знакомимся с секретами драмы // Начальная школа. 1993.

Осипова Т. Эстетическое воспитание школьника средствами театра // Литература в школе. 1958.

Рошаль Гр. Дети и театр. — Л., 1925.

Театр детской книги. — М., 1934.

Театр для детей. — М., 1955.

Федотов А.Я. Из истории кукольного театра. — М., 1940.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. А.П. Сумароков — поэт, драматург, театральный деятель.

2. А.П. Сумароков — основоположник русского классицизма.

3. Сухопутный шляхетный кадетский корпус и его выдающиеся ученики (Ф. Волков, И. Дмитревский, А. Сумароков, И.П. Елагин, М.И. Веревкин, В.А. Озеров и др.).

4. Федор Волков — “отец русского театра” (В. Белинский).

5. “Торжествующая Минерва”, 1763 г. (пост. Ф. Волкова).

6. Крепостные театры России.

7. Александринский театр (I пол. ХIХ в.).

8. Мариинский театр (Ш. Дидло, М. Петипа, М. Фокин).

9. Династия Самойловых.

10. Театр “Де Мишель” — Михайловский театр.

11. Утверждение драматургии А.Н. Островского на Александринской сцене (вт. пол. ХIХ в.).

12. Э.Ф. Направник и его выдающаяся роль в становлении отечественного оперного искусства.

13. Великие комики Александринки (конец ХIХ — нач. ХХ вв.).

14.Театральный и общественный деятель — М.Г. Савина.

15.“Чайка” В.Ф. Комиссаржевской на петербургской сцене (1896, 1905).

16. Вс. Мейерхольд и В.Ф. Комиссаржевская.

17. Опыты Вс. Мейерхольда на Бородинской (1914).

18. Вс.Э. Мейерхольд в Александринском театре.

19. Педагогическая система А.Я. Вагановой.

20. Е.С. Деммени — кукольные спектакли для детей и взрослых.

21. А.А. Брянцев и его концепция театра юного зрителя.

22. Большой драматический театр — “Театр великих слез и великого смеха” (А. Блок).

23. Художник и режиссер Н.П. Акимов.

24. ТРАМ — театр им. Ленинского комсомола — Балтийский дом.

25. Г.А. Товстоногов. Творчество в 1960-1980 гг.

26. Драматургия М. Горького на сцене Большого драматического театра им. М. Горького (“Мещане”, “На дне” и др.).

27. “История лошади” в БДТ — синтез исполнительских стилей (античный хор, русский балаган, эстетика театра Б. Брехта, мюзикл, шлягер).

28. Детские театры сегодня (эстетика, жанры, репертуар).

29. Детские музыкальные театры (виды, репертуар).

30. Муниципальные театры и театры-студии (Мимигранты, Фарсы, театр Дождей, Особняк и др.).

31. Эстетика литературных спектаклей “театра одного актера” (Ю. То-мошевский, И. Ларин, В. Девотченко).

32. “Академия дураков” Вячеслава Полунина.

33. Три гостиных Театра-Буфф.

34. Концертные залы дворцов и домов культуры Санкт-Петербурга. Их театральная деятельность.

35. Премьеры последнего сезона (обзор).

36. Проза Ф. Абрамова в Малом драматическом театре (реж. Л. Додин).

Литература для подготовки рефератов

Бартошевич А. Н.Акимов — художник. — Л., 1947.

Богданов-Березовский В.М. А.Я. Ваганова. — М.; Л., 1950.

Брянский А.М. Владимир Николаевич Давыдов. Жизнь и творчество. — Л.; М., 1939.

Ваганова А.Я. Статьи. Воспоминания. Материалы. — М.; Л., 1958.

Волков Н. Мейерхольд. — М.; Л., 1929. Т. 1-2.

Государственный Большой Драматический театр им. М.Горького. 1919 — 1939. — Л., 1939.

Зельцер С. А.А.Брянцев. — М., 1961.

Карпов Е. Вера Федоровна Комиссаржевская на сцене Императорского Александринского театра // Сборник памяти В.Ф. Комиссаржевской. — СПб., 1911.

Крыжицкий Г.К. Константин Александрович Варламов. — М.; Л., 1946.

Ленинградский Государственный Большой Драматический театр им. М. Горького. 1919-1954. — Л., 1954.

Марков П. Вера Федоровна Комиссаржевская. — М., 1950.

Марков П.А. Новейшие театральные течения (1898-1923). — М., 1934.

Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч.1. 1891-1917. — М., 1968.

Мичурина-Самойлова В.А. Полвека на сцене Александринского театра. — Л., 1935.

Мичурина-Самойлова В.А. Шестьдесят лет в искусстве. — М.; Л., 1946.

Ростоцкий Б. О режиссерском творчестве В.Э. Мейерхольда. — М., 1960.

Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. — М., 1969.

Самойловы на сцене (краткие сведения о 18 представителях семьи Самойловых) // Искусство и жизнь. 1941. № 4.

Свободин П. В.В.Самойлов (Очерк жизни и воспоминания о нем) // Русская старина. 1887. Т. 54.

Серебров А. Время и люди. Воспоминания. 1898-1905. — М., 1955.

Фокин М. Против течения. — Л., 1981.

Ходотов Н. Близкое и далекое (о Комиссаржевской). — Л.; М., 1962

Экзаменационные вопросы

1. А.П. Сумароков — поэт, драматург, театральный деятель.

2. Федор Волков — “отец русского театра” (В. Белинский).

3. Александринский театр (I пол. ХIХ в.).

4. Мариинский театр (Ш. Дидло, М. Петипа, М. Фокин).

5. Театр “Де Мишель” — Михайловский театр.

6. Вс. Мейерхольд и В.Ф. Комиссаржевская.

7. Е.С. Деммени — кукольные спектакли для детей и взрослых.

8. А.А. Брянцев и его концепция театра юного зрителя.

9. Г.А. Товстоногов. Творчество в 1960 — 1980 гг.

10. Детские театры сегодня (эстетика, жанры, репертуар).

Рекомендуемая литература

Берков П.Н. А.П.Сумароков. — М.; Л., 1949.

Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. — М., 1979.

Волков Н. Мейерхольд. — М.; Л., 1929. Т. 1-2.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр второй половины XVIII века. — М., 1960.

Гозенпуд А.А. Театр для детей // Очерки истории русского советского драматического театра. — М., 1954-1961. Т. 1-2.

Данилов С.С. Постоянный публичный театр в Петербурге в XIX веке // О театре. — Л., 1929.

Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. — М.; Л., 1948

Деммени Е.С. Страницы из жизни театра. — Л.; М., 1949.

Еремин И., Цехновицер О. Театр Петрушки. — Л.; М., 1927.

Кукольные театры ЛенТЮЗа. — Л., 1934.

Марков П. Вера Федоровна Комиссаржевская. — М., 1950.

Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Ч.1. 1891-1917. — М., 1968.

Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. — М., 1969.

Столпянский П.Н. Из прошлого Рыцарской академии // Педагогический сборник. 1916. № 11. С.426-436.

Ф.Г.Волков и русский театр его времени: Сборник материалов. — М., 1953.

Фокин М. Против течения. — Л., 1981.

 

Народная хореография.

Программы