Основы формообразования.
Понятия «форма» и «формообразование»
в дизайне основополагающие. Дизайнеры
занимаются проектированием предметов,
изделий, форма которых удобна, эргономична,
красива и соответствует их назначению. В
дизайне форму
определяют как «выражение внешнего вида
изделия исходя из его внутреннего
содержания и предназначения», а
формообразование как процесс создания
целостных предметных форм, порождаемых
различными факторами. Важны все зрительно
воспринимаемые свойства или признаки формы:
геометрия, размеры, масса, пропорции,
положение в пространстве, фактура, цвет,
текстура, светотень. Основой формы является
конструкция. Это каркас , связывающий все
элементы в одно целое. Работая над
созданием новых форм, необходимо учитывать
функциональное назначение изделия,
предъявляемые эстетические
и эргономические требования, условия
эксплуатации, технологию изготовления.
Разные авторы по-разному классифицируют формообразующие факторы в художественном конструировании, но все выделяют функциональные, эстетические, социальные, конструкторско-технологические факторы. Исходя из этих факторов различают формы: функциональную, эстетическую, конструктивную, технологическую и др. Целостная дизайн-форма складывается из этих отдельных представлений.
Чтобы уметь правильно строить форму, надо, во-первых, знать, как влияют на неё различные факторы, которые извне определяют, каким должно быть изделие по содержанию и по форме, а во-вторых, знать и правильно использовать закономерности строения самой формы (закономерности композиции).
Рассматривая
объект художественного конструирования
как материально-пространственную
структуру, а её форму как «границу,
отделяющую эту структуру от внешней среды»
, можно выделить основные характеристики
объекта:
1.
функция (связана с назначением предмета):
1.1.
техническая (конструкция, материал),
1.2.
социальные: адаптивная
(удобство пользования предметом);
средовая
(связь с другими предметами)
1.3.
эстетическая (эмоциональное и
художественное воздействие);
2.
технология (способ получения формы из
определенного материала опреде-ленными
инструментами);
3.
морфология (форма, организованная в
соответствии со своей функцией);
4.
семантика (психологическое воздействие
формы предмета на человека).
Обозначая
творчество как процесс создания чего-то
нового, следует отметить, что в
художественном конструировании (дизайне)
новизну можно создавать по каждой
характеристике в отдельности: функция,
технология, морфология, художественный
образ или по нескольким сразу. С учетом
разных характеристик можно выделить
различные творческие подходы при развитии
замысла. Например, А.А. Белов с учетом
технологии различает три творческих
подхода:
ü
максимальное
выявление природы материала и способов его
обработки (монотипия, гофрирование и т.п.);
ü
ограниченное
выявление естественных свойств материала (окрашенный
пластилин, папье-маше и др.);
ü
смешанный
подход.
Возможность
комбинирования в создании новизны
позволяет говорить о