И.Н. Турро

Основы изобразительного искусства

Пояснительная записка

Целью курса “Основы изобразительного искусства” является теоретическая и практическая художественная подготовленность будущих учителей начальных классов, которая поможет им в овладении курсом “Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства” и даст возможность целенаправленно содействовать художественно-эстетическому воспитанию детей.

Конкретные учебно-воспитательные задачи курса определены с учетом того, что студентами прослушаны лекции курсов “Эстетика” и “История художественной культуры” и состоят в следующем:

Поставленные перед курсом учебно-воспитательные задачи решаются как в процессе теоретического обучения, так и при прохождении студентами лабораторного практикума. Учебным планом предусмотрено сочетание в курсе лекционного цикла (18 часов) и лабораторных занятий (З6 часов). В задачи лекционного курса входит сообщение студентам знаний общего характера о значении искусства в жизни общества, о месте художника в этой жизни, о специфике видов искусства, об индивидуальности художника, о специфике деятельности художественных музеев; конкретизация сведений о пространственно-пластических искусствах; ознакомление с законами перспективного изображения и основами композиции цветоведения. Таким образом лекционный курс включает в себя как сведения, относящиеся к теории (и отчасти истории) изобразительного искусства, так и знания, необходимые для грамотного выполнения лабораторных заданий.

Лекции сопровождаются показом репродукций, диапозитивов, таблиц, натурных объектов, демонстрацией художественных материалов и инструментов, используемых художниками в каждом из видов изобразительного искусства.

Лабораторные занятия строятся с опорой на лекционный материал; большое внимание уделяется рисованию с натуры, дающему наибольший эффект в развитии наблюдательности, глазомера, технических умений, а также заданиям, позволяющим проявить творчество, развивающим воображение. На лабораторных занятиях используются методические таблицы, иллюстрации, репродукции, гипсовые слепки, студенческие работы, педагогический рисунок на классной доске.

Лабораторный практикум ставит задачей не только практическое ознакомление студентов с выразительными средствами изобразительного искусства, развитие их творческих способностей, выработку системы навыков и умений рисования карандашом, акварелью, гуашью, углем, тушью, восковыми мелками, но и помогает студентам накопить наглядный материал, необходимый для работы с детьми.

Важную роль в процессе обучения играет установление межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, прежде всего с художественным трудом, природоведением, музыкой, детской литературой.

Весь учебный материал, относящийся к лабораторным занятиям, распределяется по 5 разделам: рисунок, живопись, тематическая композиция, декоративное рисование, декоративно-оформительская работа.

Самостоятельная работа студентов организуется по двум основным направлениям: первое — ознакомление студентов со специальной литературой, что позволит закрепить, расширить и углубить знания, полученные при прохождении лекционного курса и на лабораторных занятиях; второе — закрепление и развитие практических умений и навыков путем самостоятельного выполнения или завершения начатых в учебное время заданий.

Выполнение студентами заданий постоянно фиксируется в журнале. Качественная сторона рисунков регулярно анализируется в процессе работы и при подведении итогов каждого лабораторного занятия, а также при представлении самостоятельно выполненных рисунков. Качество самостоятельно выполненных рисунков дает объективную картину степени усвоения учебного материала и дает возможность оценивать степень подготовленности студентов. Таким образом промежуточная аттестация имеет непрерывный характер. Усвоение лекционного материала, не связанного напрямую с лабораторным практикумом, проверяется на лекциях с помощью вопросов, относящихся к предыдущим лекциям.

Итоговая аттестация — контрольная работа.

Тематический план

п/п

Наименование темы

Количество часов

Лекции

Лаборат.

занятия

Самост.

работа

1

Классификация искусств. Происхождение и история пространственно-пластических искусств. Содержание и форма. Художник и время. Художественные музеи

2

 

2

2

Виды изобразительного искусства. Живопись. Графика. Скульптура

6

 

6

3

Жанры изобразительного искусства

2

 

2

4

Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство. Архитектура

2

 

2

5

Учебный рисунок. Основы перспективы

2

8

10

6

Основы цветоведения. Рисование пейзажа, отдельных предметов и натюрмортов акварелью

2

8

10

7

Основы композиции. Основы декоративно-оформительской работы. Декоративная переработка растительных форм. Шрифт

2

4

6

8

Рисование птиц и зверей

 

2

2

9

Рисование фигуры человека

 

6

6

10

Рисование на темы окружающей жизни и иллюстративное рисование

 

4

4

 

Итого

18

32

50

Содержание курса

Тема 1. Классификация искусств. Происхождение и история развития

пространственно-пластических искусств. Содержание и форма.

Художник и время. Художественные музеи

Искусство и наука. Искусство и религия. Искусства пространственно-пластические, временные, пространственно-временные. Искусство доисторического периода, античности, средневековья, Возрождения, XVIII— XIX вв., XX в. Русское искусство. Единство содержания и формы в произведениях искусства. Художник и время. Мировоззрение и мироощущение художника.

Музейная работа: собирание, изучение, хранение, реставрация и популяризация произведений искусства. Крупнейшие художественные музеи мира, России, Санкт-Петербурга.

 

Тема 2. Виды изобразительного искусства. Живопись.

Графика. Скульптура

Классификация пространственно-пластических искусств. Изобразительное искусство, принцип разделения по видам. Цвет как основное выразительное средство живописи. Классификация по назначению: монументальная, монументально-декоративная, декорационная, станковая живопись, миниатюра. Художественные материалы и инструменты, используемые в живописи. Техники живописи. Последовательность воплощения замысла картины. Эскиз. Этюд.

Основные выразительные средства графики — линия, штрих, пятно. Графика станковая, книжная и журнально-газетная, прикладная (промышленная), плакат. Сатирическая графика. Особенности произведении для детей. Тиражирование графических произведений, способы печати. Эстамп. Художественные материалы и технические приемы, используемые в графике. Цвет в графике. Шрифт.

Объем — основное выразительное средство скульптуры. Круглая скульптура и рельеф. Монументальная, монументально-декоративная. станковая скульптура, мелкая пластика. Художественные материалы и инструменты, используемые при создании произведения. Постоянные и временные материалы. Процесс создания произведения. Цвет в скульптуре.

 

 

 

Тема 3. Жанры изобразительного искусства

Возникновение и развитие жанров. Основные жанры: исторический, религиозно-мифологический, бытовой, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. Специфика каждого из них, выделение на их основе новых жанров.

 

Тема 4. Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство.

Архитектура

Двойная ценность — утилитарная и художественная — произведений декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Декоративно-прикладное искусство как вид пространственно-пластического искусства.

Развитие декоративно-прикладного искусства в соответствии с требованиями времени. Классификация произведений декоративно-прикладного искусства.

Народное искусство. Художественные промыслы. Основные центры художественных промыслов в России.

Архитектура как вид пространственно-пластического искусства. Архитектурные ордера. Архитектурные стили. Выразительные средства, используемые в архитектуре. Влияние уровня развития строительной техники на облик строений.

 

Тема 5. Учебный рисунок. Основы перспективы

Специфика учебного рисунка. Художественные материалы, используемые при выполнении учебного рисунка. Техника работы карандашом при выполнении линейного рисунка. Приемы затушевывания. Последовательность рисования условно плоского предмета, использование вспомогательных линий. Визирование.

Перспектива — наука об изображении пространства на плоскости. Основной закон перспективы. Точка зрения, поле зрения, угол зрения, центральный луч зрения. Линия горизонта. Положение линий в пространстве. Точки схода. Картинная плоскость. Фронтальная и угловая перспектива,

Лабораторные задания: 1. Рисование куба во фронтальном и угловом положениях. Передача объема с помощью тушевки. Свет, тень (собственная и падающая), полутень, рефлекс. Светлотный пограничный контраст. 2. Натюрморт из геометрических тел. Специфика учебного натюрморта. Компоновка изображения. Последовательность выполнения построения, тушевки. Передача объема и светлотных различий. 3. Изображение комнаты. Комната как параллелепипед, видимый изнутри. Вид комнаты во фронтальном положении и в угловом. Положение линии горизонта. Точки схода. Последовательность изображения комнаты, деталей обстановки. Изображение мебели с использованием “обертывающей поверхности“.

 

Тема 6. Основы цветоведения. Рисование пейзажа

отдельных предметов и натюрморта акварелью

Классификация цветов. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Цветовой тон, светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета. Дополнительные цвета.

Лабораторные задания: 1. Рисование пейзажа по представлению (монохром). Передача пространства в пейзаже. Линия горизонта. Изменение видимых размеров предметов. Строение дерева. Ровная заливка поверхности бумаги в пределах контура с пропуском. Воздушная перспектива. 2. Рисование осенних листьев. Компоновка изображения. Последовательность рисования предмета сложной формы. Работа акварелью по влажной поверхности: вливание цвета в цвет. Использование палитры для подбора нужных оттенков цвета. Соотношение целого и деталей (жилки, черешок). 3. Рисование цветов. Передача индивидуальных особенностей строения изображаемых растений, оттенков цвета лепестков и листьев на свету и в тени. 4. Рисование геометрических тел (отмывка). Работа по сухой поверхности с передачей четких границ на телах, ограниченных плоскостями, и по влажной поверхности с плавным переходом от света к тени на образующей поверхности тел вращения. Светлотный пограничный контраст, рефлексы. 5. Рисование овощей,фруктов. Компоновка на листе бумаги нескольких изображений. Прием “обрубовки“ при передаче формы. Работа акварелью по сухой и влажной поверхности. Способ работы “прима“ и последовательное усиление цвета. Передача объема цветом. Цвет на свету, в полутени, в тени. Блики, рефлексы. Цвет падающей тени. 6. Натюрморт на локальный цвет. Композиция натюрморта, использование видоискателя. Последовательность работы акварелью. Сопоставление элементов натуры по цветовому тону, светлоте, насыщенности. Цветовые рефлексы. Цветовые и светлотные контрасты. Выявление силуэтов.

 

 

 

 

 

Тема 7. Основы композиции. Основы декоративно-оформительской

работы. Декоративная переработка растительных форм. Шрифт

Закономерности композиции в изобразительном искусстве и архитектуре. Композиция в рисунке с натуры при изображении отдельного предмета и натюрморта. Использование видоискателя. Композиция в декоративном рисунке. Основные композиционные схемы при составлении узоров в полосе, квадрате, круге, безграничного узора. Компоновка изображения при рисовании птиц, зверей, человека. Композиция тематического рисунка. Динамика и статичность. Выделение главных действующих лиц расположением на листе, цветом и светом.

Лабораторные занятия: 1. Декоративная переработка растительных форм. Особенности декоративного рисунка, его зависимость от характера и назначения украшаемого предмета. Составление узора для украшения конкретного объекта. 2. Плакатный шрифт. Композиция текста. Ознакомление с разновидностями шрифте. Особенности плакатного шрифта, строение букв. Общие требования к написанию текста. основные композиционные схемы размещения текста на листе.

 

Тема 8. Рисование птиц и зверей

Лабораторные занятия: 1. Строение тела птицы. Взаиморасположение частей тела. Компоновка изображения. Последовательность выполнения рисунка. 2. Строение тела изображаемого зверя. Форма и положение туловища, размер и положение головы и конечностей относительно туловища. Последовательность выполнения рисунка. Передача фактуры шерсти.

 

Тема 9. Рисование фигуры человека

Лабораторные занятия: 1. Пропорции человеческого тела. Модуль в искусстве древнего Египта, античной Греции, в современной художественной и общеобразовательной школе. Вид спереди, сзади, сбоку. Пропорции лица. 2. Изображение человека в движении. Степень подвижности суставов. Устойчивость фигуры. Схематичная передача движения и рисунок человека в этом движении. 3. Рисование фигуры человека с натуры (наброски кистью, силуэт).

 

 

Тема 10. Рисование на темы окружающей жизни

и иллюстративное рисование

Лабораторные занятия: 1. “Зимние забавы“ (акварель, гуашь, цветная бумага). Особенности и закономерности рисования на темы. Компоновка изображения. Линия горизонта. Членение пространства на планы. Особенности работы гуашью, сочетание гуаши и акварели. Использование цвета основы (цветной бумаги). Фигуры в пейзаже. 2. “Мир профессий” (картон, акварель). Выбор характерных деталей одежды, снаряжения, окружающей обстановки. 3. “Космос” (восковые мелки, акварель). Использование особенностей восковых мелков — несмачиваемости — для достижения декоративного эффекта. 4. “Подводный мир” (акварель, тушь, перо). Работа цветом и тушью по влажной поверхности. 5. Рисование иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина или русским народным сказкам. Пути достижения выразительности тематического рисунка. Компоновка выбранного сюжета. Цветовое решение: колорит, выделение главных действующих лиц цветом и светом. Цвет как средство характеристики персонажей.

 

Формы самостоятельной работы

1. Ознакомление с рекомендованной искусствоведческой и методической литературой, конспектирование основных источников.

2. Написание рефератов о направлениях в изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, о творчестве отдельных художников.

3. Самостоятельное посещение художественных выставок с последующим написанием отзыва.

4. Выступленние перед группой с сообщением на тему реферата или статьи.

5. Самостоятельное выполнение рисунков или завершение аудиторных работ:

- технические упражнения карандашом:

- изображение геометрических тел во фронтальном и угловом положениях на разных уровнях;

- изображение комнаты в перспективе;

- технические упражнения акварелью;

- составление узоров в полосе, квадрате, круге, безграничного узора;

- изображение фигуры человека — пропорции, движения (завершение рисунков);

- рисование на темы окружающей действительности или иллюстративное рисование (завершение рисунков).

Рекомендуемая литература

К теме 1

Агапов Б.Н. и др. Художник и наука. — М.: Знание, 1960.

Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. — М.: Знание, 1973.

Алянский Ю.Л. Рассказы о Русском музее. — Л.: Искусство, 1987.

Воронихина Л.Н. Государственный Эрмитаж. — М.: Искусство, 1992.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. — М., 1984.

Даниэль С.М. Искусство видеть. — Л.: Искусство, 1990.

Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979.

Искусство и зритель. М.: Знание, 1961.

История русского искусства: В 2-х кн. — М.: Изобразительное искусство, 1981.

Каган М.С. Искусство в системе культуры. — Л., 1987.

Мочалов Л.В. Художник, картина, зритель. Беседы о живописи. — Л.: Художник РСФСР, 1963.

Петров Г.Ф. Русский музей. — Л.: Лениздат, 1972.

Пиотровский Б.Б. Эрмитаж. История и коллекции. — М.: Искусство, 1980.

Репин И.Е. Далекое близкое. — М.: Искусство, 1964.

Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.

К теме 2

Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. — М.: Просвещение, 1977.

Иогансон Б.В. Как понимать изобразительное искусство. — М.: Знание, 1961.

Ковтун З.Ф. Как смотреть картину (Язык живописи). — Л.: Учпедгиз, 1960.

Коровкевич С.В. Анализ картины. — Л.: Знание, 1975.

Мочалов Л. Художник, картина, зритель. Беседы о живописи. — Л.: Художник РСФСР, 1963.

Островский Г.С. Как создается картина. — М.: Изобразительное искусство, 1976.

Принципы анализа произведений живописи / Сост. Т.Е. Шехтер. — Л.: ЛГПИ. 1980.

Суздалев Л.К. Основы понимания живописи. — М.: Искусство, 1964.

Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. — М.: Изобразительное искусство, 1989.

Ягодовская А.Т. О живописи. — М.: Советский художник, 1962.

———

Гончарова А.Д. Об искусстве графики. — М.: Молодая гвардия, 1960.

Звонцов В.М. Основы понимания графики. — М.: Изд. АХ СССР, 1963.

Калитина Н.Н. Графика как вид искусства. — Искусство и зритель. — Л.: Знание, 1961.

Ковтун Е.Ф. Что такое эстамп. — Л.: Художник РСФСР, 1963.

Турова В.В. Что такое гравюра. — М.: Изобразительное искусство, 1986.

Фаворский В.А. О графике как основе книжного искусства // Искусство книги. Альманах. Вып. 2. — М.: Изобразительное искусство, 1961.

———

Вучетич Е.В. Художник и жизнь. — М.: Изд. АХ СССР, 1963.

Голубкина А.С. Как создается скульптура. — М.: Искусство, 1965.

Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. — М.: Искусство, 1964.

Ермонская В.В. Что такое скульптура. — М.: Изобразительное искусство, 1977.

Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика: Книга для учителя: В 3-х ч. / Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. — М.: Просвещение, 1987.

Коненков С.Т. Слово к молодым. — М.: Молодая гвардия, 1958.

Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. — М.: Изобразительное искусство, 1982.

Савицкий С.Л. Работа с глиной, гипсом и папье-маше. — М.: Просвещение, 1975.

Шмидт И.М. В мастерской скульптора. — Л.: Художник РСФСР, 1966.

К теме 3

Мочалов Л.В. Развитие жанров в советской живописи. — Л.: Знание, 1979.

Ягодовская А.Т. О пейзаже. — М.: Советский художник, 1963.

Ягодовская А.Т. О натюрморте. — М.: Советский художник, 1965.

К теме 4

Власов В.Г. Стили в искусстве. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. — СПб., 1995-1996. Т. 1-2.

Воронов Н. и др. Художники вещей. — М.: Советский художник, 1966.

Каган М.С. О прикладном искусстве. — Л.: Художник РСФСР, 1961.

Максимов Ю.В. У истоков мастерства. — М.: Просвещение, 1983.

Советское декоративное искусство. — М.: Советский художник, 1982.

Торленко А. О красоте вещей. — М.: Легкая индустрия, 1966.

Чекалов А.X. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. — М.: Изд. АХ СССР, 1962.

———

Белов В.И. Лад. — М.: Молодая гвардия, 1982.

Жегалова С.К. Русская народная живопись. — М.: Просвещение, 1965.

Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.

Русское народное искусство. — Л.: Учпедгиз, 1959.

Шпикалова Т.Я. Русское народное искусство на уроках рисования в школе. — М: Просвещение, 1979.

———

Бартенев И.А. От пирамид до современных зданий. — М.: Искусство, 1973.

Бартенев И.А. Архитектура. — Л.: Художник РСФСР, 1960.

Борисовский Г.Б. Слово об архитектуре. — М.: Знание, 1975.

Гастев А.А. Как смотреть архитектуру. — М.: Советский художник, 1961.

Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. — М.: Искусство, 1971.

Ильин М.А. Основы понимания архитектуры. — М., 1963.

Искржицкий Г.И., Сычева М.А. По законам красоты. Беседы об архитектуре. — М.: Просвещение, 1981.

Циркунов В.Ю. Об эстетической природе зодчества. — М.: Стройиздат, 1970.

Щербаченко М.Л. Что может зодчий? — М.: Стройиздат, 1991.

К теме 5

Алексеев С.С. Школа изобразительного искусства. — М., 1988.

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. — М.: Высшая школа, 1992.

Методические рекомендации по передаче в рисунке пространства и объема / Сост. И.Н. Турро. — Л.: ЛГПИ, 1988.

Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. — М.: Просвещение, 1983.

Радлов Н.Э. Рисование с натуры. — М.: Художник РСФСР, 1978.

Рисунок и живопись: Руководство для самодеятельных художников. — М.: Искусство, 1976.

Технические способы выполнения заданий по изобразительному искусству / Автор-сост. И.Н. Турро. — Л.: ЛГПИ, 1982.

Учебное пособие по рисованию и живописи для самодеятельных художников. — М.: Искусство, 1951.

Учитесь рисовать и лепить. — М.: Просвещение, 1968.

Школа изобразительного искусства. Вып. 1-10. — М.: Изд. АХ СССР, 1960-1963.

К теме 6

Беда Г.В. Живопись. — М.: Просвещение, 1986.

Беда Г.В. Живопись. В помощь начинающему и самодеятельному художнику. — М.: Искусство, 1971.

Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1984.

Волков Ю.А. Работа над живописным этюдом. — М.: Просвещение, 1984.

Живопись: Практическое руководство для начинающих и самодеятельных художников. — М.: Искусство, 1964.

Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. — М.: Искусство, 1986.

Масленникова 3.Д. Работа красками в школе. — Л.: Учпедгиз, 1958.

Миронова Л.Д. Цветоведение. — Минск: Народная асвета, 1984.

Учебное пособие по рисованию и живописи для самодеятельных художников. — М.: Искусство, 1951.

Ящухин А.П. Живопись: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1985.

К теме 7

Волков Н.Н. Композиция в живописи. — М.: Искусство, 1977.

О композиции: Сборник статей. — М.: Изд. АХ СССР, 1959.

Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. — М.: Просвещение, 1978.

Шорохов Е.В. Композиция. — М.: Просвещение, 1986.

———

Ветров В.Н. Внеклассные занятия по изобразительному искусству // Методика обучения рисованию в восьмилетней школе / Под ред. А.П. Фомичева. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1963.

Журкин А.А. Художественно-оформительская деятельность. — СПб.: Любавич, 1996.

Кордобовский К.А. Декоративная и оформительская работа в школе. — Л.: Учпедгиз. 1961.

Пономарьков С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. — М.: Просвещение, 1976.

Чтобы ожили стены... / Сост. Е. Каменева. — М.: Молодая гвардия, 1969.

К теме 8

Ватагин В.А. Заметки анималиста. — М.: Советский художник, 1980.

Карлов Г.Н. Изображение зверей и птиц. — М.: Просвещение, 1976.

Кузин В.С. Наброски и зарисовки. — М.: Просвещение, 1980.

Кузнецов Э.Д. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Советский художник, 1984.

Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. — М.: Просвещение, 1980.

К теме 9

Глинская И.П. Как рисовать фигуру человека. — М.; Л.: Просвещение, 1964.

Кузнецова Э.В. Искусство силуэта. — Л.: Художник РСФСР, 1970.

Николаев Н.А. Рисование фигуры человека. — М.; Л.: Просвещение, 1964.

Рабинович М.Ц. Изображение человека на основах пластической анатомии. — М.: Искусство, 1965.

Рисунок и живопись головы и фигуры человека. — М.: 1954.

Унковский А.А. Живопись фигуры. — М.: Просвещение, 1968.

Школа изобразительного искусства. Вып. 1. 3-е изд. — М., 1986; Вып. 2, 1988.

 

Основы Эстетического воспитания.

Программы