Т.А. Барышева, Е.Е. Грецкая

(разд. III)

Основы эстетического воспитания

Пояснительная записка

В системе бакалавриата учебный курс “Основы эстетического воспитания” выполняет обобщающие и интегрирующие функции. Курс завершает базовую эстетическую подготовку учителя начальных классов и создает основу для углубленной эстетической подготовки. В содержании курса интегрируются и профессионально адаптируются знания и практический опыт, полученный студентами на философских (“Эстетика”), культурологических (“История художественной культуры”, “Социокультурный практикум”), искусствоведческих (“Основы изобразительного искусства”, “Основы теории музыки и детская музыкальная литература”), психолого-педагогических дисциплинах.

Цели курса:

Содержание курса базируется на современных научных разработках в области эстетики, искусствознания, педагогики и психологии искусства и творчества, теории и практики эстетического воспитания.

Программа курса включает 5 разделов.

В первом разделе (“Эстетическое воспитание в системе начального образования”) предметом изучения являются научные (философские, искусствоведческие, психолого-педагогические) основы эстетического воспитания младших школьников. Раскрывается роль эстетических и художественных факторов в становлении и развитии личности ребенка.

Во втором разделе программы (“История, теория и методика музыкального воспитания”) рассматриваются актуальные проблемы музыкального воспитания детей младшего школьного возраста. Краткий экскурс в историю развития идей музыкально-эстетического воспитания создает основу для постижения и анализа музыкально-педагогических систем XX в. Формулируются цели, задачи музыкального воспитания младших школьников на современном этапе, анализируются различные современные технологии и методы музыкального воспитания. Отдельная тема посвящена внеклассным формам музыкального воспитания младших школьников, которые являются специальной областью в будущей профессиональной деятельности студентов факультета начального образования.

Третий раздел программы (“Теория и методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе”) по структуре аналогичен второму разделу, что позволяет провести параллели между музыкальным воспитанием и занятиями изобразительным искусством, выявить специфику каждого направления и в дальнейшем интегрировать знания.

В четвертом разделе программы (“Интегративные формы эстетического воспитания младших школьников“) подробно описаны возможности межпредметных связей различных видов искусства в педагогической практике начальной школы и использования художественных элементов на уроках гуманитарного и естественнонаучного циклов в системе начального образования.

Пятый, заключительный раздел курса, посвящен проблемам педагогического творчества и основам опытно-эспериментальной работы учителя в области эстетического воспитания и художественного образования младших школьников.

Программа рассчитана на 40 часов лекций и 32 часа лабораторных занятий. Форма итогового контроля — экзамен.

Технологии обучения. Формы, методы, средства активизации самостоятельной, познавательной, творческой, исследовательской деятельности студентов.

Реализация программых задач курса “Основы эстетического воспитания” обеспечивается соответствующими содержанию программы технологиями обучения. Условно их можно разделить на три блока:

I. Художественные.

II. Художественно-педагогические.

III. Эвристические.

I. Художественные технологии (ХТ) — система методов и приемов, соответствующих природе искусства, отражающих различные грани художественной деятельности. ХТ направлены на развитие художественных способностей, художественно-познавательной мотивации студентов, на подготовку и освоение студентами основ художественно-творческой деятельности.

1. Художественно-ассоциативные методы (направлены на установление связей между отдельными художественными явлениями):

2. Художественное моделирование (цветовое, пластическое, графическое) метод художественных обобщений, перевод одного вида искусства на “язык” другого (художественное кодирование), имитационное моделирование (технологически построенная репродукция) и др.

3. Художественные игры (имитационные, режиссерские, игра-драма-тизация, практика перевоплощения, сюжетно-ролевые, музыкально-развивающие игры, прием сценарной разработки художественного материала и др.).

4. Художественно-герменевтичесние методы.

Опыт интерпретации художественных текстов, метод выдвижения гипотез, системно-аналитический метод, метод “активного воображения”.

5. Медитативный метод (духовное погружение в мир художественного произведения).

6. Художественно-эвристические методы:

II. Художественно-педагогичесние технологии (ХПТ): - система средств обучения,органично сочетающих художественные и педагогические компоненты (форму, содержание, принципы, приемы и т.д.); - “технологический” вариант интеграции искусства и педагогики.

Освоение ХПТ позволяет студентам интегрировать опыт в области художественной культуры, педагогики и психологии искусства, творчески егс трансформировать, педагогически адаптировать.

Виды хпт:

1. Искусствоведческая практика (рецензирование, аннотирование, анализ художественного текста).

2. Лекторская практика (мини-лекции).

3. Деловые игры:

4. Художественно-познавательные игры-конкурсы.

III. Эвристические технологии (ЭТ) - система методов и приемов, стимулирующих творческую активность студентов в различных сферах художественной культуры, эстетического воспитания, педагогического творчества.

1. Конкурсы педагогических идей по номинациям:

2. Различные виды творческой практики (создание художественно-информационного пространства на уроках естественнонаучного и гуманитарного цикла в системе начального образования; презентация произведений искусства, творчества художников, композиторов, художественных стилей и направлений; разработка экскурсий для младших школьников, сценариев уроков искусства в начальной школе, праздников, конкурсов в системе общего и дополнительного начального образования, уроки творчества, педагогическая импровизация и т.д.).

3. Опытно-экспериментальная работа:

Тематический план

п/п

Названия разделов и тем

Кол-во часов

Лекции

Лабораторные

занятия

Раздел I. Эстетическое воспитание в системе начального

образования

 

1

Сущность эстетического воспитания

1

 

2

Эстетическая и художественная культура учителя

1

 

3

Эстетические и художественные факторы развития личности ребенка

1

 

Раздел II. История, теория и методика музыкального

воспитания в начальной школе

 

4

Музыкально-эстетическое воспитание в Древнем мире (Мифология и космос)

1

 

5

Музыкальная эстетика и воспитание в средние века, эпоху Возрождения и Реформации

1

 

6

Теория и практика музыкально-эстетического воспитания в XVIII-XIX вв.

1

 

7

Музыкальное воспитание в России

2

 

8

Музыкально-педагогические системы XX в.

2

 

9

Музыка в системе эстетического воспитания младших школьников

2

 

10

Виды музыкальной деятельности

 

7

11

Музыкальные способности

 

1

12

Современные технологии в области музыкального воспитания младших школьников

2

 

13

Основные формы музыкального воспитания в начальной школе

 

4

Раздел III. Теория и методика преподавания изобразитель-

ного искусства в начальной школе

 

14

История методов обучения рисованию от древности до наших дней

2

 

15

Изобразительное искусство в системе эстетического воспитания младших школьников

1

 

16

Художественные способности

1

 

17

Детское художественное творчество. Проблема соотношения обучения и творчества на уроках изобразительного искусства

2

 

18

Современные методики преподавания изобразительного искусства в школе

2

2

19

Развитие наблюдательности и эстетического восприятия окружающего мира на занятиях изобразительным искусством в 1 классе

2

2

20

Знакомство детей с миром искусства на уроках рисования во 2 классе

2

2

21

Познание многообразия видов художественного творчества на занятиях изобразительным искусством в 3 и 4 классах

2

2

22

Русское народное декоративно-прикладное искусство на уроках рисования в начальной школе

2

2

23

Формы работы. Урок изобразительного искусства. Структура и содержание

2

2

24

Художественное оформление урока изобразительного искусства

1

2

25

Внеклассные формы работы с детьми по изобразительному искусству

1

2

Раздел IV. Интегративные формы эстетического воспитания

в начальной школе

 

26

Взаимодействие искусств в педагогическом процессе

2

2

27

Виды художественно-творческой практики на уроках интегративного типа

1

2

28

Искусство на уроках гуманитарного и естественнонаучного циклов в начальной школе

1

 

Раздел V. Педагогическое творчество и основы опытно-

экспериментальной работы в области эстетичес-

кого воспитания и художественного образования

младших школьников

 

29

Роль учителя в эстетическом воспитании младших школьников

1

 

30

Основы опытно-экспериментальной работы в системе эстетического воспитания младших школьников

1

 

Всего:

40

32

 

Содержание курса

РАЗДЕЛ I. Эстетическое воспитание в системе

начального образования

Тема 1. Сущность эстетического воспитания

“Мир красоты и красота мира”. Эстетическая картина мира в младшем школьном возрасте. Эстетическое воспитание как “системная генерация эстетических аспектов жизнедеятельности и отношений”. От эстетических элементов к эстетической целостности — основное направление эстетического воспитания. Эстетическое развитие — расширение и трансформация эстетической картины мира. Эстетическая культура личности — освоенная, переработанная, трансформированная личностью система эстетических ценностей и способов их создания.

Связь эстетического воспитания с другими видами воспитания. Роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Формы эстетической активности (контактная, рефлективно-интеллектуальная, креативная). Философские, искусствоведческие и психолого-педагогические основы эстетического воспитания.

Тема 2. Эстетическая и художественная культура учителя

Культура как генетический код человечества. Объективные и субъективные формы существования эстетической и художественной культуры. Разрушение эстетико-культурных начал в обществе и личности, его следствия.

Эстетическая и художественная культура учителя — профессионально значимое качество. Ценностные ориентации.

Тема 3. Эстетические и художественные факторы

развития личности ребенка

Основные сферы эстетического воздействия и эстетического воспитания в начальной школе. Эстетическая среда школы. Эстетические компоненты общения в системах: учитель — ученик, учитель — учитель, ученик — ученик. Роль личности учителя в эстетическом воспитании младших школьников. Имидж учителя. Искусство и младший школьник. Социальные функции искусства. Эстетические и художественные факторы развития креативности детей. Общее и специальное художественное образование. Предметы эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, хореография (ритмопластика), детская литература, художественный труд, театр, уроки искусства, уроки творчества.

Обучение искусству и воспитание искусством. Основные тенденции совершенствования и развития системы эстетического воспитания на современном этапе.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

к разделу I

1. В чем состоят научные основы эстетического воспитания в системе начального образования?

2. Раскройте содержание и особенности взаимосвязей эстетического и других аспектов начального образования.

3. Дайте определение понятиям: “Эстетическая культура”, “Художественная культура“, “Музыкальная культура“ личности.

4. Метод неоконченных предложений. “Художественная культура учителя это...“ (Определите структуру и содержание художественной культуры учителя как профессионально значимого качества):

5. Определите эстетические аспекты начального образования.

6. Отметьте основные тенденции совершенствования и развития системы эстетического воспитания в школе на современном этапе.

Раздел II. История, теория и методика

музыкального воспитания в начальной школе

Тема 4. Музыкально-эстетическое воспитание

в Древнем мире (Мифология и космос”)

Первые упоминания о целенаправленном музыкально-эстетическом воспитании в древневосточных цивилизациях. Космологические концепции музыки (Китай, Индия). Учение об этносе. Роль музыки в государственной системе Древнего Китая. Конфуцианство. Особенности музыкального образования в Древней Индии. Связь музыки с общекультурными установками в Древнем Египте, музыка в системе воспитания и образования в Древней Греции. Мифологичность и синкретизм античного мышления. Теории музыкального воспитания Платона и Аристотеля. Пифагорейская школа.

Тема 5. Музыкальная эстетика и воспитание в средние века,

эпоху Возрождения и Реформации

“Человек и мироздание“ в музыкальной эстетике средних веков. Музыкальные открытия средневековья. Светское и культовое начала в практике музыкально-эстетического воспитания в средние века. Августин. Иоанн де Грохео, Гвидо д'Ареццо.

Музыка в системе искусств эпохи Возрождения, “человек и мир” в музыкальной эстетике Ренессанса, музыка как воплощение единства интеллектуального, духовно-эмоционального и физического начал. Гуманистические идеалы воспитания. М. Монтень, Царлино, И. Тинкторис и др. Музыка в системах протестантского и католического воспитания (М. Лютер, Ф. Фенелон. Школа И. Штурма).

Тема 6. Теория и практика музыкально-эстетического воспитания

XVIII—XIX вв.

Функции искусства в эпоху Просвещения. Ф. Шиллер “Письма об эстетическом воспитании”. Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Спенсер, Д. Юм.

Общественно-культурная жизнь как фактор музыкально-эстетичес-кого воспитания в XIX в.

Целенаправленное и опосредованное музыкально-эстетическое воспитание. Домашнее музыкальное воспитание.

Тема 7. Музыкальное воспитание в России

Эволюция методики музыкального воспитания в России XVI— XVIII вв. Этикетность. Нормативность. Канонизированность певческого искусства средневековой России. Ренессансные тенденции в области музыкального образования в XVII в.

Идеи просветительства в русской музыкальной культуре XIX в. А.Н. Серов, В.В. Стасов. Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев.

Эстетическое воспитание в России в мемуарной и художественной литературе. Музыкальное воспитание в учебных заведениях России. Эстетические аспекты образования в Смольном институте. Бесплатная музыкальная школа. Домашнее музыкальное воспитание в XIX в.

Тема 8. Музыкально-педагогические системы XX в.

Основные тенденции развития музыкального воспитания в современном мире. Ж. Далькроз, З. Кодай. К. Орф, М. Монтессори, Ш. Судзуки. Рок-дидактика. Экспериментальная музыкальная педагогика. М. Кагель, Ф.Делаланд, Елинек, Парди, Фризиус, Хоффер, Эгельхоф.

Отечественные музыкально-педагогические системы XX в. Анализ программ музыкального воспитания и образования в отечественной музыкальной педагогике.

Концепция Д.Б. Кабалевского. Основные особенности программы. Современные альтернативные авторские программы музыкального воспитания младших школьников.

Контрольные вопросы и задания К разделу II

Темы 4-8

1. Какие идеи, принципы эстетического воспитания и музыкального образования, сформировавшиеся в странах Древнего мира актуальны сегодня?

2. Определите ключевые понятия, обобщающие характерные особенности музыкальной культуры Древнего мира (Китай — Индия — Греция).

3. Что общего и различного в теории и практике музыкального воспитания в странах Древнего мира?

4. Какие философские системы включали музыкальное искусство в качестве эффективного средства воспитания человека и управления жизнью общества?

5. Назовите “музыкальные открытия“ и их авторов в эпоху средневековья.

6. Определите роль искусства в процессах воспитания и образования в различные культурно-исторические эпохи.

7. Назовите авторов, в трудах которых рассматриваются проблемы музыкально-эстетического воспитания (от античности до XX в.).

8. На какие стороны и особенности музыкально-эстетического воспитания обращали внимание в различные культурно-исторические эпохи?

9. Каковы особенности развития представлений о музыкально-эстетическом воспитании в России?

10. Назовите системы музыкально-эстетического воспитания ХХ в., получившие наибольшее признание в педагогической науке и практике.

Тема 9. Музыка в системе эстетического воспитания

младших школьников

Роль музыкального искусства в формировании духовной культуры личности. Содержание музыки как фактор развития личности. Социальные функции музыкального искусства в современной педагогике. Сущность понятий музыкальное развитие и воспитание школьника.

Цели и задачи музыкального воспитания младших школьников.

Тема 10. Виды музыкальной деятельности

Музыкальная деятельность в музыкально-эстетическом развитии детей. Психологическая структура музыкальной деятельности.

Восприятие музыки — психологическая основа музыкальной деятельности. Свойства музыкального восприятия. Слушание музыки. “Искусство слышать”.

Музыкально-познавательная деятельность, музыкальная грамотность. Анализ музыкальных произведений на уроке музыки и внеклассных занятиях.

Виды музыкального исполнительства. Хоровое пение. Вокальный ансамбль. Методика музыкально-хорового воспитания. Охрана детского голоса. Вокально-хоровые навыки. Средства интерпретации вокально-хорового произведения.

Инструментальное музицирование. Детские музыкальные инструменты.

Ритмопластика (пластическое моделирование музыки).

Моделирование музыки (вербальное, цветовое, графическое).

Виды музыкальной деятельности. Сюжетно-ролевые игры, музыкально-познавательные. Дидактические музыкальные игры. Театральное воплощение музыки (драматизация и сценарная разработка музыкального материала).

Виды детского музыкального творчества. Акустические эксперименты. Экспериментирование с элементами музыкального языка, алгоритмами форм. Свободная импровизация. Импровизация “на тему“. Сочинение музыки на основе логики творческого процесса (подготовительный этап, замысел, поиск средств воплощения, воплощение, оценка, корректировка, результат).

Тема 11. Музыкальные способности

Современные представления о структуре музыкальности. Специфика музыкальных способностей.

Восприятие музыкальной информации. Сенсорные музыкальные способности, музыкальный слух. Эмоциональная отзывчивость. Эмоциональный слух. Экспрессивная эмоциональность.

Сохранение и воспроизведение музыкальной информации, музыкальная память. Переработка музыкальной информации, музыкальное мышление. Роль воображения и ассоциативной деятельности.

Музыкально-исполнительские способности.

Диагностика музыкальных способностей.

Тема 12. Современные технологии в области

музыкального воспитания

Технологии в педагогике — как способы реализации цели. Алгоритмы обучения и педагогическое творчество учителя. Классификации методов музыкального воспитания и развития личности. Информационно-рецептивные методы. Инструктивно-репродуктивные. Метод стимулирования и активизации музыкальной деятельности. Исследовательские технологии. Метод эмоциональной драматургии. Контроль на музыкальных занятиях с младшими школьниками. Оценка и отметка. Игровые и диалоговые методы

Эвристические методы музыкального воспитания. Ассоциативный и вариативный методы. Разнообразие методик и их “инвариант эффективности”.

 

 

Тема 13. Основные формы музыкального воспитания

в начальной школе

Базовый инвариант и вариативные компоненты музыкального воспитания.

Урок музыки. Структура, организация, драматургия. Урок музыки — урок искусства и творчества.

Внеклассные музыкальные занятия с младшими школьниками. Специфика, содержание и методика проведения. Беседы о музыке в начальной школе — функции, значение, виды. Тематика. Тематические концерты. Музыкальные юбилеи. Конкурсы и викторины. Праздники музыки. Музыкально-познавательные игры. Концерты-загадки. Детский хор — вопросы организации и методика работы. Вокальные и инструментальные ансамбли. Музыкальное оформление, музыкальные перемены. Музыкотерапия — метод коррекции эмоциональных состояний детей средствами музыки. Детский музыкальный театр. Музыкальные экскурсии.

Тематическое планирование внеклассных музыкальных занятий.

Контрольные вопросы и задания к разделу II

Темы 9-13

1. Какие функции выполняет музыкальное искусство в практике современного начального образования?

2. Что является психологической основой всех видов музыкальной деятельности?

3. Назовите виды музыкальной деятельности.

4. Раскройте цели, задачи и содержание музыкального воспитания в начальной школе (программа — по выбору студента).

5. Назовите основные компоненты в структуре музыкальных способностей.

6. Что общего и различного в программах художественно-эстетического воспитания Д.Б. Кабалевского и Б.М. Неменского?

7. Составьте банк данных современных художественных, художественно-педагогических и эвристических технологий.

8. Назовите внеклассные формы музыкально-эстетического воспитания в начальной школе.

9. Определите основные типы уроков музыки в начальной школе.

10. Составьте тематический концерт для младших школьников по определенному принципу эмоциональной драматургии.

11. Чем отличаются информационная и эвристическая беседа о музыкальном искусстве?

Раздел III. Теория и методика преподавания

изобразительного искусства в начальной школе

Тема 14. История методов обучения рисованию от древности

до наших дней

Методы обучения рисунку в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. Рисование в средние века. Рисование в эпоху Возрождения. Становление академической системы художественного образования и эстетического воспитания. Методы преподаваиия рисования в XVIII, XIX и ХХ вв.

Методы обучения рисованию в учебних заведениях России в XVIII—XIX вв. Педагогические взгляды художника-педагога Д.П. Чистякова. Постановка проблем эстетического воспитания и художественного образования в России в начале XX в. Методы обучения рисованию в советской школе.

Тема 15. Изобразительное искусство в системе

эстетического воспитания младших школьников

Цели и задачи обучения изобразительному искусству в начальной школе. Дидактические принципы обучения. Объем знаний, которыми должны овладеть школьники с 1 по 4 класс. Виды изобразительной деятельности. Средства художественной выразительности. Художественные материалы.

Тема 16. Художественные способности

Психологические основы обучения изобразительному искусству. Восприятие пространства и изобразительная деятельность. Зрительная память. Особенности художественного мышления. Фантазия, воображение. Понятие способностей. Способности и задатки. Художественные способности. Ведущие и вспомогательные свойства художественных способностей. Признаки, свидетельствующие о наличии способностей к изобразительной деятельности. Художественный талант. Гениальность.

Тема 17. Детское художественное творчество. Проблема соотношения

обучения и творчества на уроках изобразительного искусства

Понятие “художественного творчества”. Значение воображения в художественном творчестве. Развитие воображения у детей.

Возрастные особенности младших школьников. Особенности детского рисунка. Мир детского рисунка, как проявление потребности ребенка познать окружающий мир, познать самого себя. Специфика детского творчества. Критерии, показывающие наличие творческого начала в художественной деятельности детей. Исследователи детского рисунка. Выставки детского творчества. Детские картинные галереи.

Учитель — организатор и руководитель учебного процесса, изобразительной деятельности детей. Основные профессиональные педагогические умения. Создание на уроке обстановки, благоприятной для творчества.

Тема 18. Современные методики преподавания

изобразительного искусства в школе

Сравнительный анализ существующих программ по изобразительному искусству. Программа “Изобразительное искусство и художественный труд”, разработанная под руководством Б.М. Неменского. Принципы. Цели. Задачи. Структура. Содержание.

Тема 19. Развитие наблюдательности и эстетического восприятия

окружающего мира на занятиях изобразительным искусством

в 1 классе

Цели и задачи обучения изобразительному искусству в I классе. Планирование и содержание занятий. Пути формирования нравственно-эстетической отзывчивости детей на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Художественные средства, используемые в процессе обучения, для отражения ребенком своего видения окружающего мира.

Тема 20. Знакомство детей с миром искусства

на уроках рисования во 2 классе

Целя и задачи обучения изобразительному искусству во 2 классе. Планирование и содержание занятий. Формирование у детей первоначальных представлений о содержании и роли искусства. Использование различных художественных материалов и техник изображения на уроках изобразительного искусства во 2 классе. Выражение в рисунке чувств и мыслей детей различными выразительными средствами (цвет, линия, объем, композиция, ритм). Формирование начальных представлений детей о передаче пространства на плоскости.

 

 

Тема 21. Познание многообразия видов художественного творчества

на занятиях изобразительным искусством в 3 и 4 классах

Цели и задачи обучения изобразительному искусству в 3 и 4 классах. Планирование и содержание занятий. Знакомство учащихся с проявлениями изобразительного искусства в окружающей жизни (архитектура, дизайн, прикладные искусства, книжная иллюстрация). Музеи искусства. Организация творческой работы детей по созданию “проектов” игрушек, обоев, тканей, макетов книжек и т.д. Приемы работы с бумагой.

Формирование у детей представлений о многообразии художественного творчества в искусстве разных народов, о духовной красоте человека в искусстве. Общие гуманистические основы в искусстве разных стран. Связь эстетического, нравственного и художественного начал в развитии личности средствами изобразительного искусства.

Тема 22. Русское народное декоративно-прикладное искусство

на уроках рисования в начальной школе

Цели и задачи занятий по декоративному рисованию в начальной школе. Программа Т.Я. Шпикаловой (принципы, структура, содержание). Русские народные художественные промыслы (Хохлома, Гжель, Жостово, Городец, русская матрешка и т.д.) Традиции и современность. Знакомство детей с понятиями: стилизация, узор, орнамент, ритм, мотив, симметрия.

Тема 23. Формы работы. Урок изобразительного искусства.

Структура и содержание

Планирование, организация и проведение урока изобразительного искусства. Сценарий урока. Материально-техническая база урока. План-конспект урока. Ход урока. Фронтальная работа с классом и индивидуальная работа с учащимися. Подведение итогов урока. Анализ работ учащихся, их обсуждение, выставка. Соотношение теории и практики на уроке. Уроки-беседы.

Тема 24. Художественное оформление урока

изобразительного искусства

Наглядность. Подбор иллюстративного материала (таблицы, репродукции и т.д.). Оформление класса и классной доски к уроку. Педагогический рисунок. Рисунок мелом на классной доске. Демонстрация приемов работы различными художественными материалами. Синтез искусств на уроке. Литература и музыка на уроках ИЗО.

Тема 25. Внеклассные формы работы с детьми

по изобразительному искусству

Беседы об искусстве. Конкурсы детского рисунка. Выставки работ учащихся. Оформление класса и школы к празднику. Художественное оформление школьных спектаклей, концертов. Экскурсии. Посещение художественных музеев. Домашнее рисование учащихся. Работа художественной студии или кружка изобразительного искусства. Планирование, организация и проведение внеклассной работы с детьми по изобразительному искусству.

Контрольные вопросы и задания К разделу III

1. Каково значение художественного образования и воспитания в формировании духовной культуры человека?

2. Назовите основные цели и задачи преподавания изобразительного искусства в школе.

3. Какие виды изобразительной деятельности вы знаете?

4. Назовите, известные вам, средства художественной выразительности.

5. Какие художественные материалы используются на занятиях с детьми изобразительным искусством?

6. Раскройте понятие “художественные способности“.

7. Дайте анализ существующим программам по изобразительному искусству.

8. Составьте сценарий урока изобразительного искусства и подготовьте подборку необходимого иллюстративного материала к уроку.

9. Назовите внеклассные формы работы с детьми по изобразительному искусству.

Раздел IV. Интегративные формы эстетического воспитания

в начальной школе

Тема 26. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе

Художественная интеграция как отражение целостной эстетической картины мира. Интеграция как процесс сближения и связи различных элементов художественной культуры. Виды и способы художественной интеграции. Исторические, генетические, морфологические, функциональные, семантические взаимосвязи искусств. Синтез, доминантность, контраст — типы интеграции.

Особенности воздействия интегративных форм эстетического воспитания на личность ребенка. Исторические предпосылки художественной интеграции и дифференциации искусств. Уроки искусства и уроки творчества — педагогические формы взаимодействия различных видов искусства. Факультативные и внеклассные формы интегративных занятий. Детский музыкальный театр. Литературный театр в начальной школе. Фольклорный театр.

Тема 27. Виды художественно-творческой деятельности

на занятиях итегративного типа

Восприятие художественного текста как сотворчество. Искусство видеть, слышать, понимать, оценивать, интерпретировать. Деятельность как фактор художественно-творческого развития детей. Развитие креативных свойств личности младших школьников в процессе художественной деятельности. Художественное экспериментирование. Художественно-эвристические виды деятельности. Объекты художественных экспериментов. Художественное моделирование. Художественная игра. Драматизация, художественно-интеллектуальные игры в начальной школе. Практика перевоплощения, ассоциирования и художественной метафоры. Импровизация. Опыт художественной герменевтики. Творческие задания.

Тема 28. Искусство на уроках гуманитарного и естественнонаучного

циклов в начальной школе

Интеграция контрастных элементов культуры. Межпредметные связи. Понятие художественно-информационного пространства на уроке. Художественное оформление урока.

Искусство на уроках природоведения, детской литературы, математики, английского языка, русского языка и др.

Арттерапия в системе воспитательной работы учителя начальных классов (уроки духовного здоровья).

Контрольные вопросы и задания К разделу IV

1. Определите виды и способы взаимодействия искусств в педагогическом процессе.

2. Определите основные характеристики, специфику, виды и педагогический потенциал интегративных уроков искусства и уроков творчества в начальной школе.

3. Раскройте содержание, специфику и виды художественно-твор-ческой деятельности на занятиях интегративного типа в начальной школе.

4. Организуйте художественно-информационное пространство на уроках (по выбору): естественнонаучного (природоведение, математика), гуманитарного (детская литература, риторика), лингвистического (русский и иностранные языки) циклов в системе начального образования.

5. Составьте банк данных игровых технологий для занятий интегративного типа в начальной школе.

6. Составьте банк данных диагностических и коррекционных методик для уроков арттерапии (психокоррекции).

7. Составьте музыкальную программу урока арттерапии по определенному принципу эмоциональной драматургии.

Раздел V. Педагогическое творчество и основы

опытно-экспериментальной работы в сфере

эстетического воспитания и художественного образования

младших школьников

Тема 29. Роль учителя в эстетическом воспитании

младших школьников

Творчество как педагогическая проблема, педагогика искусства — педагогика творчества.

Эрудиция. Компетенция. Коммуникативная культура. Артистизм. Эмоциональная культура. Педагогическое творчество на занятиях эстетического цикла в начальной школе. Педагогическая импровизация. Искусство урока. Процесс становления творческой индивидуальности учителя. Стиль педагогической деятельности. Преодоление педагогических стереотипов. Результативность деятельности.

Тема 30. Основы опытно-экспериментальной работы в системе

эстетического воспитания младших школьников

Структура исследований в сфере эстетического воспитания. Организация экспериментальной работы. Диагностическая программа исследования. Методы обработки экспериментальных данных. Интерпретация результатов научного исследования.

Рецензирование. Реферат. Тезисы. Научный доклад. Виды учебных программ по предметам эстетического цикла (экспериментальная, скорректированная, авторская, типовая). Проектирование учебных и образовательных программ в области эстетического воспитания и художественного образования.

 

 

 

 

Контрольные вопросы и задания К разделу V

1. Составьте различные проекты образовательных программ эстетического воспитания и художественного образования младших школьников в системе общего и дополнительного образования (по выбору).

2. Самостоятельно разработайте тематический план, целевые установки авторской программы факультативных занятий эстетического цикла (по выбору).

3. Проанализируйте авторскую учебную программу по предметам эстетического цикла и напишите рецензию.

4. Разработайте тезисы научного сообщения (тематика — по выбору).

Тематика лабораторных занятий

№ и название темы занятия

Кол-во

часов

Раздел II

 

Тема 10.

Виды музыкальной деятельности:

 

10.1.

Методика вокально-хоровой работы с младшими школьниками

2

10.2.

Восприятие искусства как психологическая основа всех видов художественной деятельности

1

10.3.

Художественное моделирование (пластическое, цветовое, графическое и др.)

1

10.4.

Анализ художественного текста на уроке

1

10.5.

Инструментальное музицирование

1

10.6.

Художественно-познавательная деятельность

1

Тема 11.

Музыкальные способности. Структура. Диагностика

1

Тема 13.

Основные формы музыкального воспитания младших школьников:

 

13.1.

Урок музыки. Структура, типы

1

13.2.

Внеклассные формы музыкально-эстетического воспитания младших школьников

1

13.3.

Игровые формы музыкально-эстетического воспитания младших школьников

1

Раздел III

 

Тема 18.

Посещение и анализ уроков изобразительного искусства. Выполнение наглядных учебных пособий и таблиц, дидактических карточек по декоративному рисованию

2

Тема 19.

Защитавыполненных методических разработок с демонстрацией примеров работы и наглядных пособий

2

Тема 20.

Разработка сценариев уроков для учащихся 1-2 классов и их анализ. Разработка сценариев уроков для учащихся 2-4 классов и их анализ

2

Тема 21.

Составление конспекта урока-беседы для учащихся 4 класса. Рисование на классной доске

1

Тема 22.

Выполнение тематической композиции. Коллективная работа. Работа с аудиовизуальными источниками информации

 

2

Тема 23.

Изучение опыта учителей-новаторов, способов сотрудничества учителя и ученика на уроках искусства

2

Темы 24, 25.

Музейная работа. Посещение со школьниками Эрмитажа Русского музея

2

2

Тема 26.

Интегративные формы в системе эстетического воспитания младших школьников:

 

26.1.

Урок творчества

2

26.2.

Урок искусства

2

26.3.

Художественно-информационное пространство на уроках естественнонаучного и гуманитарного циклов в системе начального образования

2

Всего:

32

 

Аттестация студентов

п/п

Вид

Цель

Содержание

Результаты

1

Контрольная работа. Тема: Формы эстетического воспитания и художественного образования младших школьников (апрель)

Контроль за процессом освоения художественно-педагогических технологий и основных форм эстетического воспитания в начальной школе

Составление картотеки определений и характеристик основных форм эстетического воспитания младших школьников

Банк данных об основных формах эстетического воспитания в начальной школе

2

Самостоятельная работа по разработке игровых форм эстетического воспитания младших школьников

Контроль за процессом освоения игровых технологий

Разработка художествено-интеллектуальных игровых форм эстетического воспитания

Банк данных по игротехнике

3

Лекторская практика (в течение семестра)

Контроль за самостоятельной работой студентов

Подготовка и чтение мини-лекций”

Опыт лектора-искуствоведа. Программа коррекции

4

Экспресс-диагностика (каждое второе занятие)

Самоаттестация студентов, диагностика уровня развития различных художественно-эстетических свойств, сформированности ЗУН в области эстетической деятельности

Тестирование с помощью различных диагностических методик (карта эстетических интересов, метод художественной перцепции и др.)

Опыт ОЭР. Программа самокоррекции

5

Конкурс педагогических идей (май)

Активизация и контроль за самостоятельной работой студентов

Обоснование, аргументация собственной самостоятельной педагогической идеи в области эстетического воспитания и художественного образования

Рейтинговая оценка творческой самостоятельной работы

6

Проверка самостоятельной работы. Разработка сценариев и конспектов 5 различных форм эстетического воспитания младшего школьника (беседа, викторина, интегративная форма и т.д.)

Подготовка к технологическому практикуму

Определение тематики, сценарная разработка занятий, художественное оформление

Оценка творческих работ

7

Апробация одной из форм эстетического воспитания на лабораторных занятиях (деловая игра)

Отработка и коррекция педагогической технологии и форм эстетического воспитания

Деловая игра

Я — учитель”

Рейтинговая оценка результатов творческой работы

8

Самостоятельная работа. Аналитический этюд (анализ художественного произведения)

Определение аналитических способностей и умений

 

Оценка аналитического этюда

9

Педагогическая импровизация (на тему)

Диагностика способности к педагогической импровизации

 

Оценка и развитие способности к педагогической импровизации

 

 

 

Контрольные задания

для определения уровня профессиональной

готовности студентов ФНО в области

эстетического воспитания и художественного образования

младших школьников

1. Разработайте конспект-сценарий занятия по эстетическому циклу для детской аудитории (форма, содержание, тематика — по выбору студента).

2. Организуйте художественно-информационное пространство на одном из уроков (по выбору):

а) естественнонаучного цикла;

б) гуманитарного цикла;

в) иностранного языка в системе начального образования.

3. Проведите психолого-педагогический анализ художественных текстов (музыкального, изобразительного).

4. Составьте программу тематического концерта для детской аудитории (тема — по выбору).

5. Подберите репродукции произведений изобразительного искусства для тематической выставки для детской аудитории (тема по выбору).

6. Методика неоконченных предложений

“Художественная культура учителя это...“

7. Разработайте несколько заданий для игры-конкурса на тему (по выбору):

8. Составьте маршрут экскурсии для младших школьников:

Рекомендуемая литература

К разделу I

Буткевич О.В. Красота: Природа. Сущность. Формы. — М., 1983.

Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX—XX вв.: Хрестоматия. — СПб., 1995.

Каган М. Искусство в системе культуры. — Л., 1987.

Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития. — М., 1990.

Неменскии Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. — М., 1987.

Природа искусства и эстетическое воспитание. — М., 1989.

Пути и средства эстетического воспитания. — М., 1989.

Человек в зеркале культуры и образования. — М., 1989.

Эстетическое воспитание на современном этапе: Сб. статей. — М., 1990.

К разделу II

Абдуллин Э.Б. Методология музыкальной педагогики. — М., 1990.

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973.

Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

Беседы о музыке в начальной школе. — СПб., 1995.

Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки — уроки творчества (развитие творчества мл. школьников) // Проблемы детского музыкального воспитания: Сб. трудов рам им. Гнесиных: Вып. 13.— М., 1994.

Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. — М., 1987.

Жукова А. Оранжевый лев. Заметки об эстетическом воспитании в США. — М., 1971.

Идеи эстетического воспитания: Антология: В 2 т. / Под ред. В.П.Шестакова. — М., 1973.

Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Праксина. — М., 1990.

Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. — М., 1990.

Кабалевский Д.Б. Избранные статьи. Педагогические размышления. — М., 1986.

Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе. — М., 1995.

Корыхалова Н.П. Кризисные тенденции в буржуазном массовом музыкальном воспитании. — М., 1989.

Культура эпохи Возрождения / Под ред. А.Н. Немилова. — Л., 1986.

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.

Музыка в начальных классах: Методическое пособие / Под ред. Д.Б. Кабалевского. — М., 1980.

Музыкальные конкурсы, игры, викторины... (Игровые технологии в музыкально-эстетическом воспитании мл. школьников). Вып. 2. Сер. Эстетическая библиотека учителя”. — СПб., 1998.

Нечаева О.С. Программа Музыка. Интегративный курс для мл. школьников: В 2 ч. – Серпухов, 1996.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М.: Владос, 1997.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. — М., 1985. Т. 1.

Хрестоматия по методике музыкального воспитания. — М., 1987.

Шестаков В.П. Теория эстетического воспитания в Древней Греции и Китае // Вестник истории мировой культуры. — М., 1961. № 4.

Эстетическое воспитание в современном мире. — М., 1991.

Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития. — М.: Аквариум, 1997.

К разделу III

Основная

Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. 2-е изд. — М., 1981.

Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. — М., 1982.

Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1987.

Глинская И.П. Изобразительное искусство: методика в 1-3 классах, в 4 — 6 классах. — Киев: Радянська школа, 1979, 1981.

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. — М., 1991.

Дмитриева Н.А. Эстетическое воспитание. — М., 1973.

Изобразительное искусство и художественный труд в 1 — 4 классах. — М., 1991.

Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. — М., 1971.

Неменский Б.М. Мудрость красоты. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1987.

Полунина В.Н. Искусство и дети. — М., 1982.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. — М., 1980.

Терентьев А.В. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. — М., 1981.

Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. — М., 1986.

Энциклопедический словарь юного художника. — М., 1983.

Дополнительная

Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. 2-е изд., доп. — Л., 1983.

Волков Н.Н. Восприятие картины. — М., 1976.

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — М., 1961.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. — М., 1987.

Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Школа зарубежного рисунка. — М., 1981.

Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьника. — М., 1985.

К разделу IV

Барышева Т.А. Обоснование системы эстетического воспитания в гимназии общего типа // Индивидуализация содержания образования и учебно-воспитательного процесса. — СПб., 1995.

Барышева Т.А. Педагогика искусства — педагогика творчества // Творческая педагогика накануне нового века. — М., 1997. Ч. 1.

Барышева Т.А. Художественные способности и индивидуальность // Индивидуализация содержания образования и учебно-воспитательного процесса. — СПб., 1995.

Брусина А.Е. Опыт словесного творчества. — М., 1994.

Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. — М., 1983.

Варга Б. и др. Язык, музыка, математика. — М., 1981.

Вершинина Г.Б. ”... Вольна о музыке глаголитьМузыка на уроках развития речи: Пособие для учителя. — М.: Новая школа, 1996.

Вершинина Г.Б. Детское слово о музыке (урок развития речи). — М., 1995.

Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. — Л., 1989.

Диканева О.Т. Воспитание творца. — М., 1993.

Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокррекции. — СПб., 1996.

Ильенко П.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах // Начальная школа. 1988. № 9.

Кабкова Е.П., Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П. Программа факультатива Живой мир искусства(полихудожественное развитие школьников 1-4 кл.) Интегративная программа на основе взаимодействия искусств. — М., 1991.

Копцева Т.А. Природа и художник. — М., 1994.

Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. — М., 1985.

Медушевский В.В. Музыка в семье искусств // Музыка в школе. 1984. № 1.

Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. — СПб., 1992.

Музыка в зеркале поэзии. — М., 1986-1987. Вып. 1,2,3.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. — Ярославль, 1996.

К разделу V

Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. — М., 1993.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987.

Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических вузах. — М., 1986.

Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. — М., 1992.

Юдина Е. Учитель начальных классов и музыкальное воспитание // Музыка в школе. 1989. № 3.

 

Введение в мифологию народов мира.

Программы