А.А. Щербакова

Художник: диалог со временем

(история музыкальной культуры)

пояснительная записка

“Художник: диалог со временем” — углубленный специализированный курс истории мировой музыкальной культуры. Из необъятности этого процесса в программе выделено основное звено музыкального искусства Нового времени — композиторское творчество. Безусловно раскрыть с возможной полнотой феномен творчества, помочь студентам освоить, понять, оценить мировые шедевры музыки — сверхзадача курса. Вместе с тем он преследует цель на широком историческом фоне художественной и интеллектуальной жизни осветить аспект тонких и сложных взаимодействий композитора и времени. Эта проблема имеет несколько срезов: композитор и современность, сиюминутность и “вечность” плодов композиторского творчества, композитор — прошлое, композитор — будущее и др.

В девяти темах программы курса, связанных с историческими периодами и художественными направлениями, прослеживается историческая эволюция авторского европейского музыкального творчества. “Героями“ программы стали не все выдающиеся и даже великие композиторы. Их выбор, ограниченный пределами курса, определился не только художественной ценностью творчества, не только его исторической репрезентативностью, но и типичностью или, напротив, своеобразием отношений, в каждом отдельном случае отношений художник — время.

История музыки — явление жизни человеческого духа, средство личностного самопознания. Как учебный предмет она — серьезный компонент полноценного гуманитарного образования. В особенности это относится к проблеме “композитор и эпоха“, поскольку в ее центре находится создающий художественные ценности человек, сама личность композитора, мир отношений к нему сквозь призму творчества, тип и образ художника.

Помимо общекультурного, гуманитарного значения, тематика курса, программа в целом преследуют цели профессионального педагогического образования. Во-первых, он ориентирован на подготовку бакалавра образования с эстетической специализацией. Во-вторых, повышает общий уровень педагогической подготовки: углубляет понимание характера и закономерностей творческой деятельности, психологического склада творческой личности, объясняет значение музыки и искусства в целом как средства общения, а композитора, музыкального произведения, художественного произведения вообще как субъектов общения в мире культуры. Подобная подготовка станет базой для творчества экспериментирования в сфере эстетического воспитания младших школьников.

В результате прохождения курса ярче должны проявиться педагогически значимые качества студентов — чуткость, интуиция, эстетически окрашенная эмоциональность, а также устойчивые и осознанные навыки и умения музыкально-эстетического воспитания и развития, установка на аналитическое и ценностно-ориентированное отношение к искусству. Возможным результатом должно стать понимание глубокого родства художественно-созидательной и педагогической профессий.

Основной формой реализации курса является лекция с широким использованием музыкальных иллюстраций и художественных текстов других искусств. Другой, дополняющей лекции, формой обучения служат спецсеминары, на которых студенты выступают с докладами, сообщениями по проблемам курса. Программа предусматривает внеаудиторные занятия на базе посещения филармонических залов и музыкальных театров. Самостоятельные задания включают в себя освоение (аналитическое слушание в живом исполнениии или в звукозаписи) музыкальных текстов, исследовательскую и творческую работу с рекомендованной литературой.

Промежуточная аттестация студентов строится на выполнении домашней работы, самостоятельной работы творческого характера и контрольной аудиторной работы (письменная форма блиц-опроса). В зачетные требования входит выполнение задания по прослушанным фрагментам произведений: определение их черт индивидуального, регионального, эпохального стиля, психологических, языковых примет времени.

тематический план

пп

Название темы

Коллическтво часов

Лекции

Семинары

1

Художник – время, пространство. Рождение композитора

2

 

2

На рубеже эпох. И.С. Бах, Г.Р. Гендель

2

 

3

Композиторы Просвещения. Венская классическая школа

4

 

4

Музыкальный романтизм

4

 

5

XIX в. Новые композиторские школы

4

2

6

Реалистические тенденции в западноевропейской опере

4

 

7

Золотой век русской музыки

4

 

8

Импрессионизм

2

 

9

Музыка XX в.: ее предтечи и представители

6

2

Всего:

36 часов

Содержание курса

Тема 1. Художник – время, пространство.

Рождение композитора

Художник — творец произведения искусства. Художественный дар, талант, гений. Созидательная способность в различных видах творческой деятельности. Условия формирования и развития художника. Свобода творчества. Мир — человек — искусство.

Музыка в системе культуры. Тенденции ее развития в мировом художественном процессе. Объект и предмет музыкального искусства. Музыка в мире искусств. Ее полифункциональность, духовное содержание. Профессия композитора.

Элемент пра-музыки в синкретизме первобытного искусства. Гипотезы происхождения музыки. Мифология о музыке. Фольклор, культовая, придворная музыка Древнего мира. Музыка в Олимпийских состязаниях, в древнегреческой трагедии. Античная музыкальная эстетика.

Средневековые странствующие музыканты. Рыцарское искусство. Народные “профессионалы. Григорианский хорал (VI—VII вв.). Изобретение линейной нотации. Многоголосие (Х—XI вв.) — этап внутренней эволюции музыки. Композиторская школа при соборе Парижской богоматери.

XIV—XVI вв. в Западной Европе. Усиление индивидуального начала. Гильом де Машо, Ф. Лондино. Цехи мейстерзингеров. Гуситский гимн, лютеранский хорал, гугенотский псалом. Ганс Сакс.

Метризы — европейские центры обучения композиторов. Композиторские школы. Нидерландская — Ж. Депре, Й. Окегем, О. Лассо; рационалистичность, математическая строгость, вокально-хоровая полифония. Римская — Палестрина, “прояснение” полифонического стиля, его гармоническая основа. Венецианская — А. и Дж. Габриэли, звуковое великолепие, концертность, красочность.

Нотопечатание. Распространение термина “композитор” в Италии XVI в. Опера — итог итальянского Возрождения. Ее цель и участники. Трактаты Дж. Царлино и В. Галилеи.

Тема 2. На рубеже эпох. И.С. Бах, Г.Р. Гендель

Западная Европа XVII – первой половины XVIII вв. Наука, философия, искусство. Новая картина мира. Рационализм как доминирующая тенденция культуры. Неравномерность развития западноевропейских стран.

Новые формы и жанры инструментальной музыки. Ладовая мажорно-минорная система. Перемежение художественных стилей. Таланты и гении: Монтеверди, А. и Д. Скарлатти, Корелли, Вивальди, Куперен, Рамо, Шютц, Пёрселл, И.С. Бах, Гендель.

Демократизация музыки. Опера — ведущий музыкальный жанр. Роль итальянской музыкальной культуры.

И.С. Бах — представитель двухвековой династии музыкантов. Обобщение достижений, развитие традиций европейской музыки. Творчество Баха — вершина полифонического стиля. Барокко в музыке Баха. Связь с протестантским движением и его музыкальной культурой. Нравственная сила, величие духа, красота мысли в произведениях Баха.

Подвиг композитора. Отсталость феодальной Германии. Трудные условия существования и творчества. Выражение идеалов в музыке. Непонимание современников. Огромное наследие. Музыка Баха: настоящее, прошлое и будущее, многообразие жанров и образов. Высокий уровень индивидуализации творчества.

Г.Ф. Гендель — современник И.С. Баха. Сходство и различие их творчества, разнонаправленные жизненные и творческие векторы. Связь с эпохой и противостояние ей.

Широта жизненного пространства Генделя: города, страны, люди. Энергия и активная музыкально-преобразующая и общественно-полити-ческая деятельность. Разнообразие интересов и впечатлений. Слава первоклассного композитора Италии. Признание композитора национальным героем Англии. “Колосс новой музыки”. Монументальность и масштабность его произведений. Оперы. Оратории. Оды. Демократизм творчества. Сюиты “Музыка на воде”, “Музыка в лесу”, “Музыка фейерверка”.

Тема 3. Композиторы Просвещения.

Венская классическая школа

Философские воззрения эпохи, их влияние на художественную жизнь. Буало, Лафонтен, Батте, Вольтер, Руссо. Дидро. Лессинг. Шиллер, Гете. Классицизм, его новое наполнение — просветительство. Эволюция музыкального классицизма. Усиление рационального начала. Развернутые идейно-мировоззренческие концепции, драматическая конфликтность в музыке.

Особая роль в истории культуры Венской классической школы. Реформа К.В. Глюка. Симфонияот Гайдна к Бетховену.

К.В. Глюк. Годы учебы. Многогранные интересы. Высокая образованность. Оперная реформа: Вена — Париж. Античная трагедия и оперы Глюка. Идея нравственного долга. Возвышенный, героический стиль, при простоте и строгости выразительных средств.

Гайдн. Его место в творчестве композиторов Венской школы. Симфонии. Особенности музыкального языка. Оптимизм и народность. Структура сонатно-симфоничесного цикла. Сонатная форма. Программные произведения.

Роль практики, эксперимента в творчестве. Этапы жизни и эволюции творчества: от слуги-музыканта к общеевропейской славе. Недооценка значения творчества Гайдна в современной музыкально-исторической науке.

В.А. Моцарт. Биография композитора. Отец и сын. Стремительное раскрытие дарования. Оперное творчество. Моцарт и Бомарше. Гайдн и Моцарт: взаимовлияния. Эволюция симфонического цикла. Симфонизм как метод отражения и преображения мира. Особая аура музыки Моцарта: мелодизм, сочетание света и трагедийности, высокого и демократического. Моцарт и Сальери.

Л. ван Бетховен. Воздействия. Образование. Бетховен и современная ему философская мысль. Кант, Фихте, Гегель. Этапы творчества. Окончательное формирование жанра симфонии в творчестве Бетховена. Синтез рационального и эмоционального, как новое качество музыкального языка. Рациональное как новый дополнительный выразительный фактор. Бетховен — вершина музыкального классицизма и Просвещения.

 

Тема 4. Музыкальный романтизм

Романтизм как новый этап эволюции культуры. Причины его зарождения. Происхождение термина романтизм. Связь искусства романтизма, с немецкой классической философией. Новое отношение к искусству.

Романтизм в разных видах искусства. От Венской классической школы к романтизму. Усиление субъективно-личностного начала. Программность, интерес к национальной характерности в музыке. Преобладание эмоционального над рациональным в творчестве.

Ф. Шуберт — романтик первого поколения. Характеристика творчества. Особенности музыкального языка. Поэзия в музыке. Песня и романс — основа творчества. Песенный симфонизм. Гармоничность и уравновешенность в музыке. Шуберт и Бетховен.

К.М. Вебер. Значение в развитии музыкального романтизма. Рыцарская романтика, фольклор и природа — образные основы творчества. Общественная ситуация как стимул развития оперного жанра. “Вольный стрелок” — первая немецкая романтическая опера.

Р. Шуман — ярчайшая фигура немецкого романтизма. Своеобразие программности в музыке. Литературная деятельность. “Давидсбунд. Шуман и Клара Вик. Лирический психологизм в фортепианной и вокальной музыке. Общее в единичном и характерном. Отношение к классическому наследию.

Ф. Мендельсон — Бартольди. Общественная и творческая деятельность. Биография. Высокая образованность. Среда. Глава Лейпцигской школы. “Открытие” Баха. Органичный синтез черт романтизма и классицизма в творчестве. Характерные черты индивидуального стиля.

Г. Берлиоз. Творчество композитора как этап европейского романтизма. Художник-новатор, дирижер, писатель. Многообразие интересов и творческих увлечений. Литературность и театральность в творчестве, в музыке. Создание первой романтической программной симфонии. Романтические связи — “Чайльд Гарольд в Италии”. Новаторство в области гармонии и оркестровки.

Р. Вагнер — вершина и завершение эпохи роматизма. Гиперболизация эмоциональных состояний, оркестровых звучностей, музыкальных форм. Л. Фейербах, А. Шопенгауэр в формировании личности художника. Оперный реформатор. Байрейтский театр и “Кольцо нибелунга” — воплощение фундаментальных творческих идей композитора. Литературное творчество. Вагнер — дирижер, мировая известность, “Вагнеровское общество”. Вагнер и искусство XX в.

 

 

Тема 5. XIX в. Новые композиторские школы

Причины и условия формирования новых национальных композиторских школ. Их стилистические особенности и воздействие на европейский художественно-культурный процесс. Композиторские школы Венгрии, Польши, Норвегии, Финляндии.

Ф. Лист. Особенности личности художника, Связи с Западом и Востоком. Многогранность таланта и интересов. Лист-романтик — новатор. Программность в инструментальной музыке: камерной и симфонической. Влияние современников: Сен-Симона, В. Гюго, Ламартина, Берлиоза, Паганини. Взгляд на современные события и их оценка. Лист как венгерский композитор. Тема Венгрии в творчестве. Артистическая, просветительская, музыкально-общественная деятельность. Этапы жизни и творчества — картины духовной жизни Европы, новаторство в циклах “Годы странствий”, жанр симфонической поэмы. Литературные труды. Лист о социальном статусе хуожника, об искусстве.

Ф. Шопен — “поэт” музыкального романтизма. Шопен и А. Мицкевич фольклорные основы искусства. Одухотворенность, высокий артистизм, демократичность музыкального языка. Шопен и революционные события, тема Польши. Парижский период. Окружение, влияние: Беллини, П. Виардо, Бальзак, Гейне, Делакруа, Жорж Санд. “Шопен – поэт, бард рапсод фортепиано (А. Рубинштейн). Трудности интерпретации его произведений.

Э. Григ. Гармония личности и творчества. Образы Норвегии в музыке. Своеобразие музыкального языка как результат глубинной связи с национальным фольклором. Детство, учение, юность Грига. Музыкально-общественная, творческая, концертная деятельность композитора. Григ — Ибсен, Андерсен, Бьерсон. Григ и Чайковский. Солнечный свет северной музыки.

А. Дворжак — представитель чешской композиторской школы. Национальное своеобразие его музыки. Общественный подъем в Чехии, его отражение в творчестве Дворжака, развитие дарования. “Славянские танцы”, “Славянские рапсодии”. Поездка в США. Новые впечатления. Симфония “Из Нового Света”, Оперное творчество. Отражение идеи национально-освободительного движения. Дворжак и Чайковский. Всемирная известность.

Ян Сибелиус — крупнейший композитор Финляндии. Опора на финский эпос. Сибелиус — симфонист. Тема Родины в произведениях. Симфоническая поэма “Финляндия”, сюита “Лемминкяйнен”. Классические и романтические тенденции в творчестве. Сибелиус и Россия.

Ренасимьенто. Формирование в Испании новой композиторской школы. И. Альбенис, Э. Гранадос. Фольклорные истоки творчества. Сочетание черт народной музыки и языка современного искусства. Программность “Иберия”, романсы и песни Альбениса, “испанские танцы”, “Гойески“, Гранадоса. Танцевальность как основа национального своеобразия испанской музыки.

Ч. Айвз — крупнейшая фигура американской композиторской школы. Интонационная основа творчества — синтез английского, шотландского, негритянского, индейского фольклора, бытовой и духовной музыки Америки. Новаторство в сфере интонационного языка, метроритма, гармонии. Судьба творчества. Пути развития музыки США.

Тема 6. Реалистические тенденции в западноевропейской опере

Реалистическое искусство XIX в. Характерные черты реализма. Объективность и демократизм, направленность на внешний мир, зависимость личности от среды. Позиция художника.

Реализм в литературе (Стендаль, Бальзак, Мопассан, Диккенс). Реализм и натурализм. Реализм в живописи (О. Домье, Курбе, Милле, А. Менцель, барбизонская школа). Особенности реализма в музыке. Интонационный, жанровый реализм.

Великий гражданин Италии Дж. Верди. “Маэстро итальянской революции”. Реализм в творчестве Верди, мелодический стиль, традиции предшественников. Этапы жизни, творческое восхождение. Детство, учеба в провинции. Героико-романтические оперы 1840-х гг. “Набукко”, “Ломбардцы”. Связь творчества с национально-освободительной борьбой, с общественными и литературными течениями “Молодая Италия”, “Рисорджименто”. Отклик на события 1848 г. “Битва при Леньяно”. “Риголетто” (по др. Гюго “Король забавляется”), “Трубадур” (по драме Гутьерреса), “Травиата” (на сюжет пьесы “Дама — с камелиями” Д. Дюма-сына) — первая вершина оперного реализма. Личная, социальная драма героев. Их музыкальные характеристики. Европейская известность Верди. Работа для парижской сцены. Опера “Дон Карлос (по драме Ф. Шиллера). Активное участие в освободительном движении, политической жизни Италии в 1850-1860 гг. “Аида. “Реквием”. Поздний творческий период. Восхождение к творческим вершинам. “Отелло” — реалистическая музыкальная драма. Реформаторские черты оперы “Фальстаф”.

Жорж Бизе. Учеба в Парижской консерватории. Занятия у Ш. Гуно, Ж.Ф.Э. Галеви. Идейно-художественные искания 60-х гг. Широта интересов и взглядов. Италия, вилла Медичи. Симфония-кантата “Васко да Гама”. Борьба за существование в условиях Второй империи. Отказ от карьеры пианиста, ограничение композиторской деятельности. Отношение к франко-прусской войне и Парижской коммуне. Художественная зрелость. Демократическая и реалистическая платформа творчества. Музыка к пьесе А. Доде “Арлезианка. Работа над оперой “Кармен”, ее сценическая судьба. Литературный источник и либретто оперы. Принципы музыкальной драматургии. “Кармен” — вершина реализма во французской музыке. Недолгий жизненный путь композитора. Жизнеутверждающий характер его творчества.

Дж. Пуччини. Композитор — новатор. Последний представитель итальянской оперной классики. Успешное продвижение на композиторском поприще. Влияние веризма на формирование эстетических взглядов. Оперное творчество. “Манон Леско”, “Богема”, “Тоска”, “Мадам Баттерфляй”. Поэтизация образов простых людей. Гуманизм. Аполитичность. Чуткость к художественным веяниям эпохи, обновление художественно-вырази-тельных приемов. Развитие достижений позднего творчества Верди. Спад активности перед первой мировой войной. Новый подъем творчества. Мировое признание. Постановка опер на многих сценах Европы и Америки.

Тема 7. Золотой век русской музыки

Подъем музыкального искусства в XIX в. Интенсивность композиторского творчества. Новые направления в музыкальной жизни России. Почвенные традиции, обогащение эволюционного процесса веяниями Запада. Связь с демократическим движением в стране. Фольклор в профессиональной музыке. Патриотизм и национальная открытость. Русская музыка XIX в. в контексте европейской культуры.

М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Пушкин и Глинка. Глинка и Моцарт. Многогранность взгляда на мир. Черты классицизма и романтизма. Глубина постижения фольклора. Неизгладимые впечатления детства, молодых лет. Заграничные поездки, овладение мастерством. Петербург Глинки. “Жизнь за царя” — первая русская классическая опера. Жанровые ветви в опере. Открытия русского симфонизма — “Арагонская хота”, “Камаринская”. Романс “Я помню чудное мгновенье”.

А.С. Даргомыжский. Развитие оперного жанра. Пушкин и Лермонтов в творчестве композитора. Обогащение сферы вокальной музыки. “Хочу, чтобы звук выражал слово. Хочу правды”. Даргомыжский и его младшие современники.

Композиторы “Могучей кучки”. Общность идей и целей. Яркость индивидуальностей, различие путей. М.А. Балакирев — глава Новой русской музыкальной школы. М.П. Мусоргский. Страницы жизни. Формирование убеждений и творческих принципов. “К новым берегам”. История и современность на страницах произведений, картины народной жизни в операх. “Картинки с выставки”. Композитор и профессиональное окружение. Мусоргский и литература. Мусоргский и общество. Судьба его идей и творчества.

А.П. Бородин. Ученый, композитор, общественный деятель. Многогранный талант и личность. Вклад в отечественную культуру. Н.А. Римский-Корсаков. Композиторская, педагогическая, музыкально-обществен-ная деятельность. Дальнее и близкое в жизни и творчестве. Тихвин, Петербург, дальние странствия. Освоение древних пластов культуры и служение современности. Семья и служба, ученики. Связь с прошлым и будущим. Традиции Глинки. Римский-Корсаков — Мусоргский. Римский-Корсаков — Стравинский. Опера в творческом наследии композитора.

А.Г. Рубинштейн. Творчество. “Демон“, фортепьянные концерты. Пианист эпохи. Концертные турне, встречи с И.С. Тургеневым, Г. Берлиозом, П. Виардо, Р. Шуманом. Просветитель и музыкально-обществен-ный деятель. Открытие РМО, Петербургской консерватории. Масштабная педагогическая деятельность. “Исторические концерты”.

П.И. Чайковский — лирик, трагик, психолог, драматург. Отражение сознания русской интеллигенции 60-90-х гг. Прижизненное мировое признание. Детство, юность, зрелость. Духовные искания. Проблема отношения личности и среды. Неприятие современного мира. Темы рока и мечты, романтизм и реализм. Пушкин и Чайковский. Опера. Балет. Салонная и камерная классическая музыка. Опера, как средство общения с публикой. Симфонизм. Исповедально-философское содержание симфоний. Чайковский — публика, музыкальная критика. Наследие композитора в контексте культуры второй половины XIX в. Неиссякаемая красота и жизненная сила творений.

Музыкальное созвездие конца XIX в. — С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, А.К. Глазунов.

Тема 8. Импрессионизм

Эстетические позиции, образная система импрессионизма. Импрессионизм в живописи, музыке, литературе, театре. “Психологический импрессионизм”. Связь импрессионизма с романтизмом и реализмом. Импрессионизм и позитивизм, экзистенциализм, натурализм, символизм. Техника художников-ипрессионистов в живописи и музыке.

К. Дебюсси – представитель импрессионизма, новатор, мастер французской музыки рубежа XIX-XX вв. Формирование творческой индивидуальности. Воздействие импрессионисткой живописи и символистской поэзии (Бодлер, Верлен, Малларме). “Послеполуденный отдых фавна” — манифест импрессионизма в музыке. “Ноктюрны. Высокое мастерство, внимание к колориту, фону, деталям, фактуре. “Пелеас и Мелизанда” (по драме Метерлинка). Революционные и военные конфликты в Европе (1905—1917 гг.). Новые тенденции в творчестве Дебюсси. “Мученичество св. Себастьяна”. “Рождество детей, не имеющих больше крова” (на собст. текст) — отклик на события 1-й мировой войны.

М. Равель. Стилистическое и эстетическое многообразие, сложная эволюция его творчества. Парижская консерватория. Увлечение музыкой романтиков и современных французских композиторов, живописным импрессионизмом. Глубокое знакомство с русской музыкой. Изучение трудов Кондильяка и Дидро. Знакомство с музыкой К. Дебюсси. Расцвет творчества. Образы природы, народного быта. “Вечные идеалы” красоты античности, Ренессанса, сказок. Равель и русские музыканты. Интерес к фольклору. Воплощение близкой композитору испанской темы. Первая мировая война. Вступление в действующую армию. Болезнь. “Гробница Куперена” — “дань уважения… французской музыке XVIII в.”. На вершине творчества. “Вальс”. “Болеро” — одна из вершин симфонической музыки XX в. Принцип драматизации музыкального образа. Равель и композиторы французской “Шестерки”. “Картинки с выставки” в оркестровке Равеля. Переплетение романтико-импрессионистских, классицистских, неоклассицистских тенденций в творчестве.

Тема 9. Музыка XX в.: ее предтечи и представители

Историко-социальные и экономические характеристики эпохи. Контексты поэзий, поляризация сил: демократического искусства и крайнего индивидуализма. Творческая активность многих композиторов, их эстетико-теоретические искания. Расширение образной сферы. Экспрессионизм. Новая венская школа. Неоромантизм. Неоклассицизм. Расширение ресурсов музыкальной выразительности, резкие изменения музыкального языка. Музыка и научно-техническое творчество, авангардизм. Сближение музыки с другими искусствами. Обновление музыкальных жанров и форм. Классики XX в.

Тема человеческих страданий, мучительный философский поиск в творчестве Г. Малера. “Kак я могу быть счастлив, если где-нибудь еще страдает другое сердце”. Трагическое осознание противоречий эпохи. Романтики — предшественники Малера. Учеба в Венской консерватории и университете. Работа в крупнейших оперных театрах. Малер-дирижер. Мотивы скитальчества, идиллического единения с природой. “Песни странствующего подмастерья” (сл. Малера), 1-я симфония, “Волшебный рог мальчика”. Опора на жанры народной и городской музыки. Конфликт художника и общества, личности и мира, противоречия человеческой жизни в призведениях Малера. “Песни об умерших детях” (сл. Ф. Рюккерта). 5-я — 7-я симфонии. 6-я “Трагическая симфония”. Выход из конфликта в гармонии классического искусcтва (финалы 5-й, 7-й симфоний). Малер и Достоевский. Малер и Гете. Программность. Связь с литературой (Жан Поль, Ф. Клопшток, Ф. Ницше). Утверждение идеала в 8-й симфонии. “Песня о Земле” на стихи китайских поэтов VIII в. Экспрессионизм в поздних сочинениях. Влияние Малера на творчество композиторов разных направлений XX в.

Р. Штраус — крупнейший немецкий композитор и дирижер конца XIX—XX вв. Выдающееся мастерство и творческая продуктивность. Почетный доктор 3-х университетов, член Венской академии искусств. Литературная основа творчества, ритмическая и оркестровая красочность музыки, искусство выражения и изображения. Раннее всестороннее музыкальное развитие, высокая творческая активность. Обращение к жанру симфонической поэмы. Образы мировой литературы в “Макбете”, “Дон Жуане”. “Тиле Уленшпигеле”. Психологическая портретность, сатира и гротеск, героический порыв в музыке. “Так говорил Заратустра — попытка передачи некоторых аспектов философии Ф. Ницше. Автобиографичность симфонической поэмы “Жизнь героя” и “Домашней симфонии”. Воздействие творчества О. Уайльда, С. Цвейга, Г. Гофмансталя. Переписка с Р. Ролланом. Влияние Вагнера и Дебюсси, экспрессионизм в операх “Саломея” и “Электра”. Неоклассицизм, влияние Моцарта и И. Штрауса — сына в последующих операх. “Ариадна на Наксосе”. Предвосхищение в ней образного строя ряда произведений Стравинского, Фальи, Прокофьева.

А. Шенберг — австрийский композитор, педагог, музыкальный теоретик, дирижер. Глава “новой венской школы”, создатель додекафонной системы композиторской техники. Разностороннее приобщение к музыке в детстве. Самостоятельное изучение классического наследия. Дирижерский опыт. Плодотворная педагогическая деятельность. “Учение о гармонии”. Произведения раннего периода творчества: “Просветленная ночь”, “Песни Гурре”. Стремление, к соединению поставангардизма и брамсовского направления. Тяготение к экспрессионизму в последующих сочинениях. “Ожидание. Проблема слова и музыки в “Лунном Пьеро”. Разработка додекафонной техники в дальнейших сочинениях. “Уцелевший из Варшавы”. Отражение духа современности, событий 2-й мировой войны в трагедийных образах позднего периода творчества. Ученики Шенберга А. Берг, А. Веберн, Х. Эйслер.

А. Берг — представитель экспрессионизма. Антимилитаристские и социально-критические мотивы в опере “Воццек”. Художественный эффект додекафонной техники. Скрипичный концерт — вершина творчества.

А. Веберн — доктор философии, ведущий представитель “новой венской школы. Черты языка, стиля, метода. “Новое расстояние между музыкальным объектом и слушателем (И. Стравинский). Тексты вокальных произведений. Музыка Веберна — знамя музыкального авангарда середины XX в.

Активная пропаганда композиторами “новой венской школы” собственных произведений и творческих установок. Широкое распространение идей и принципов новой венской школы в творчестве композиторов многих стран.

Основные тенденции искусства XX в. в творчестве И. Стравинского. “Весна священная”, “Персефона”, “Священное песнопение”. Гражданин мира — И.Ф. Стравинский, “композитор 1001 стиля”. Периодизация творчества. Поиски и метаморфозы, исключительная роль русского периода. Плоды и корни. Обращение к древним фольклорным истокам. Выдающееся мастерство композитора (“Мэтр музыки XX в.”).

Голос нового времени в ранних произведениях С. Прокофьева. Отражение событий века, стремительных бурных перемен. Мощный динамизм, светлый жизнеутверждающий характер музыки. В. Маяковский и С. Прокофьев. Свежесть и своеобразие музыкального языка, мелодики, гармонии.

За рубежом и на родине. Многообразие тематики и жанров. Художественно-образный строй балетов. Оперы: “Игрок”, “Война и мир“, 6-я и 7-я симфонии. Яркий и индивидуальный стиль композитора. Радость обновления и созидания. Широкая популярность музыки Прокофьева во всем мире.

П. Хиндемит — выдающийся немецкий композитор XX в. После первой мировой войны — один из лидеров движения неоклассицизма. Урбанистические и социальные мотивы в творчестве. Антифашистская опера “Художник Матис”. Ее историко-философская основа. Тема “художник и общество“. Теоретические труды. “Гармония мира”. “Житие Марии” на стихи Р.М. Рильке. Позиция Хиндемита по отношению к “музыкальному авангардизму”. Новое “открытие” музыки Хиндегмита во второй половине XX в. Симфоническое творчество П. Хиндемита. “Фонд Хиндемита” в Швейцарии.

Б. Барток — крупнейший композитор XX в., прогрессивный общественный, музыкально-общественный деятель. Сочетание в творчестве фольклорных элементов с экспрессионистскими и модернистскими средствами. Дружба с З. Кодаем. Барток и венгерская демократическая литература, искусство начала XX в. Многообразие творчества. Концертные турне. Широкая известность. Фольклорно-исследовательская работа в венгерской Академии наук. Интерес к фольклору разных народов. Активная антифашистская позиция. Новые творческие искания 30-40 гг. — вершина творчества. Новаторское применение фольклора. Роль метроритма. Линеарная полифония. Ладогармонический строй. Тембровоколористические приемы.

К. Орф — композитор, педагог, драматург, актер. Экспериментатор, новатор в оперном жанре. Стремление к простоте. Альтернативность творческих принципов музыкальному авангарду. “Умница” — сатира на режим “Третьего рейха”.

Д. Шостакович — великий летописец эпохи. Фортепьянный квинтет, симфонии, соната для альта. Современное и вечное в его искусстве. Образ героя нашего времени, страдающего и мыслящего человека. Пафос совести, обличение зла. 7-я и 8-я симфонии. Историко-культурный диалог композитора. 15-я симфония, вокальный цикл на слова Микеланджело. Развитие симфонизма Бетховена, Чайковского. Влияние творчества Густава Малера. Философско-исповедальный характер симфоний. Воздействие личности, образов и идей Шостаковича, на следующие поколения музыкантов.

О. Мессиан. Влияние эстетики символизма, пантеизма, теологическая идея, религиозная экзальтация в творчестве. Служба органиста в Париже. Мобилизация. Создание и исполнение в лагере для военнопленных “Квартета на конец времени”. Профессор Парижской консерватории (классы гармонии, муз. анализа, муз. эстетики, муз. психологии). Ученики — П. Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис. Поиски в области музыкального языка. Полимодальность. “Песни земли и неба”, “Двадцать взглядов на младенца Иисуса”, “Хронохромия”. “Семь Хайку”. Изучение голосов птиц, их музыкальная трансформация; “Каталог птиц”. “Экзотические птицы”. “Чаю воскресение мертвых” (по заказу французского правительства к 20-летию окончания второй мировой войны).

Б. Бриттен — композитор, пианист, дирижер. Преломление многообразных влияний. Изучение наследия Г. Пёрселла. Круг образов, черты стиля. “Простая симфония”. “Путеводитель по оркестру”. Вариации и фуга на тему Пёрселла. Обработка английских народных песен. Оперное творчество. “Питер Граймс. Новаторские черты. “Баллада о героях”, посвященная памяти английского батальона, сражавшегося в Испании против фашистов; осуждение милитаризма в “Военном реквиеме”.

Музыкальный авангард второй половины XX в. Поиск новых звучаний, новой организации музыкальной формы, новое отношение к ритму. Дж. Кейдж. Увлечение дзэн-буддизмом, ритмами и тембрами индийской, латиноамериканской музыки. Отказ от структуры и формы произведения (“беззвучная пьеса” — 4 минуты 33 секунды). Абсолютизация, спонтанности, случайности в творческом процессе (сочинения для 12 радиоприемников, настроенных на разные волны). Я. Ксенакис. Стохастическая музыка. К. Штокхаузен. Эксперименты с электронной музыкой, алеаторика, сонористика. М. Кагель. Конкретная и электронная музыка. Рационализм и интеллектуализация композиторского творчества во второй половине XX в.

Л. Бернстайн — один из крупнейших современных дирижеров, композитор, пианист. Поиски в различных музыкальных жанрах. Экспериментатор в жанре мюзикла. Сближение мюзикла с музыкальной драмой. Просветительская деятельность, демократизм. Противник “антимузыки” авангардизма.

Русская музыка второй половины XX в.: направления, искания, школы, художники. Г. Свиридов, А. Шнитке, В. Гаврилин, Р. Щедрин, С. Слонимский, Б. Тищенко. Постмодернизм.

Темы ДЛЯ самостоятельной работы

1. И.С. Бах, Г.Ф. Гендель и современный мир.

2. Историко-художественно-культурная эволюция в творчестве: а) Гайдна, Моцарта; б) Бетховена; в) Шуберта.

3. Феномен творчества М.И. Глинки.

4. Романтизм Шуберта, Шумана, Листа.

5. Романтизм в музыке Шопена, Грига, Чайковского.

6. Идеи и творчество Р. Вагнера.

7. Особенности импрессионизма в музыке.

8. Музыкальные пути XX в.: люди, судьбы, творчество.

Вопросы, задания для контрольной работы

1. Назовите:

а) музыкальные инструменты древности;

б) имена композиторов эпохи Возрождения;

в) первые оперы.

2. Какие музыкальные жанры и формы, сложившиеся в XVII—XVIII вв. сохранились до наших дней.

3. Перечислите запомнившиеся вам фрагменты (части, эпизоды и др.) музыки Моцарта, Бетховена, Шуберта.

4. Какие из эпитетов: безоблачный, лучезарный, солнечный, ласковый, загадочный, трагический, драматический — характеризуют музыку Моцарта? Найдите свои эпитеты.

5. Каков характер финалов Бетховена?

6. Назовите предшественников и продолжателей творческой линии Вебера.

7. Назовите имена по духу близких Шуману художников.

8. Какой национальной культуре принадлежит Ф. Лист?

9. Какие черты более всего характеризуют музыку Шопена?

10. Назовите имена прославленных чешских музыкатов.

11. Какой национальной культуре принадлежит Девятая симфония Дворжака?

12. В каких произведениях Грига представлены картины природы?

13. Назовите известные вам имена композиторов США.

14. Назовите наиболее интересные, по вашему мнению, образы или сцены в оперных произведениях Верди.

15. Укажите признаки эстетической ценности музыкального произведения.

16. Назовите наиболее совершенные произведения русской симфонической музыки XIX в.

17. Какие музыкальные произведения связаны с творчеством А.С. Пушкина?

18. Приведите наиболее яркие примеры музыкального импрессионизма.

19. К какому художественному направлению относится творчество Г. Малера?

20. Назовите имена и известные вам произведения крупнейших композиторов XX в.

21. Сколько симфоний у Д. Шостаковича?

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ДЛЯ АУДИТОРНОГО И ВНЕАУДИТОРНОГО СЛУШАНИЯ

К теме 1

Й. Окегем. Мессы, мотеты.

О. Лассо. “Покаянные псалмы”. “Эхо”.

Палестрина. Мессы, мотеты, мадригалы.

К теме 2

А. Корелли. Концерто гроссо.

А. Вивальди. Концерты, сонаты.

Д. Скарлатти. Сонаты для клавира.

Ф. Куперен. Сюиты для клавесина.

Ж.-Ф. Рамо. Пьеса для клавесина

Г. Пёрселл. “Дидона и Эней”. Фрагменты.

Г. Шютц. Мадригалы. Мессы. “Магнификат”.

И.С. Бах. Месса си-минор, “Страсти по Матфею”. (Фрагменты). Органные прелюдии и фуги. Хроматическая фантазия и фуга. Сюиты. Партиты. Итальянский концерт. Бранденбургские концерты.

Г.Ф. Гендель. Фрагменты ораторий “Самсон”, “Мессия”, “Израиль

в Египте” и др.

 

 

К теме 3

К.В. Глюк. “Орфей”, “Ифигения в Авлиде”. Фрагменты опер.

И. Гайдн. Лондонские симфонии, оратории: “Сотворение мира”, “Времена года”. Фрагменты сочинений.

В.А. Моцарт. “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”, Симфонии № 40, 41.

Л. Бетховен. 6-я, 9-я симфонии. “Леонора № 3”.

К теме 4

Ф. Шуберт. Песни на сл. Гете, Штольберга, Рельштаба. “Прекрасная мельничиха”, “Зимний путь”, “Неоконченная симфония”.

К.М. Вебер. Увертюры к операм “Оберон”, “Эврианта”, “Приглашение к танцу”.

Р. Шуман. “Крейслериана“, “Симфонические этюды”, “Симфонические этюды“, “Любовь поэта”.

Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. “Песни без слов”.

Г. Берлиоз. “Фантастическая симфония”.

Р. Вагнер. Фрагменты опер: “Летучий голландец”, “Лоэнгрин”, “Тангейзер”, “Тристан и Изольда”, “Кольцо нибелунга”.

К теме 5

Ф. Лист. Венгерские рапсодии. “Годы странствий”. Концерты для фортепиано с оркестром.

Ф. Шопен. Мазурки, прелюдии, ноктюрны, полонезы, баллады, скерцо.

Э. Григ. Романсы. “Лирические пьесы. Концерт для фортепиано с оркестром.

Ян Сибелиус. Фрагменты симфоний. Концерт для скрипки с оркестром. “Грустный вальс”.

И. Альбенис. “Испанская сюита”. “Иберия”.

К теме 6

Дж. Верди. “Риголетто”, “Травиата”, “Аида”. Фрагменты опер. “Реквием”.

Ж. Бизе. “Кармен”.

Дж. Пуччини. “Тоска”, “Мадам Баттерфляй”. Фрагменты.

К теме 7

М. Глинка. “Иван Сусанин”, “Руслан и Людмила”, симфонические увертюры, вокальная камерная музыка.

М. Мусоргский. “Б. Годунов, “Хованщина”, “Картинки с выставки”.

А. Бородин. “Князь Игорь”, струнные квартеты.

Н. Римский-Корсаков. “Садко”. “Золотой Петушок. Романсы.

П. Чайковский. “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, 1-я, 5-я, 6-я симфонии.

С. Танеев. “Иоанн Дамаскин”.

С. Рахманинов. 2-й, 3-й фортепианные концерты.

А. Скрябин. “Поэма экстаза”.

К теме 8

К. Дебюсси. “Ноктюрны. “Прелюдии. “Послеполуденный отдых Фавна”.

М. Равель. “Испанская рапсодия”, “Болеро”, “Вальс”.

К теме 9

Г. Малер. 3-я, 5-я симфонии.

Р. Штраус. “Дон-Жуан”, “Тиль Уленшпигель”.

А. Шёнберг. “Просветленная ночь”, “Лунный Пьеро”.

И. Стравинский. “Весна священная”, “Петрушка”, “Поцелуй феи”.

С. Прокофьев. “Ромео и Джульетта”, “Война и мир” 6-я, 7-я симфонии.

Б. Барток. “Музыка для струнных, ударных и челесты”.

К. Орф. “Кармина Бурана”, “Триумф Афродиты”.

Д. Шостакович. 1-я, 4-я, 5-я, 8-я, 10-я симфонии. Фортепианный квинтет, фортепианные и скрипичные концерты.

Г. Свиридов. “Поэма памяти С. Есенина”.

А. Шнитке. Камерно-инструментальные произведения.

В. Гаврилин. “Русская тетрадь”, “ Перезвоны”.

Рекомендуемая литература

К теме 1

Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

Лосев А.М. Античная музыкальная эстетика. – М., 1960.

Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. – М., 1986.

Муха А. Процесс компзиторского творчества. – Киев, 1973.

Онеггер А. Я — композитор. – Л., 1963.

Прокофьев С. Автобиография. – М., 1973.

Стравинский И. Хроника моей жизни. – Л.. 1963.

Чайковский П. О композиторском творчестве и мастерстве. – М., 1964.

К теме 2

Барка И. Если бы Гендель вел дневник…: Пер. с венгер. – Будапешт, 1987.

Белецкий И. Антонио Вивальди. – Л., 1975.

Друскин М. Иоган Себастьян Бах. – М., 1982.

Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVII—XVIII вв. – Л., 1960.

И.С. Бах и современность: Сб. соч. – Киев, 1985.

Кац Б. Времена — люди — музыка; документальные повести о музыке и музыкантах. – Л., 1988.

Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII—XVIII вв. в ряду искусств. – М., 1977.

Любовский Л. Маленькая книжечка о Бахе (Техника и философия И.С. Баха). Заметки композитора. – Казань, 1994.

Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв. – М., 1976.

Окраинец И. Доменико Скарлатти: Через инструментализм к стилю. – М., 1994.

Роллан Р. Гендель. – М., 1984.

Скудина Г. Орфей из Кремоны. Клаудио Монтеверди. – М., 1974.

К теме 3

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. – М., 1971.

Белецкий И. Кристоф Виллибальд Глюк. – Л., 1971.

Великович Э. Великие имена. – СПб., 1997.

Зильберквит М. Великий музыкант из Рорау. – М., 1977.

Кац Б. Времена — люди — музыка. – Л., 1988.

Келлер К.-Х. … Прожить тысячу жизней”. По страницам разговорн. тетр. Бетховена. – М., 1986.

Климовицкий А., Селиванов В. Бетховен и Гегель // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 11. – Л., 1972.

Конен В. Театр и симфония.- М., 1968.

Кремлев Ю. Йозеф Гайдн: Очерк жизни и творчества. – М., 1972.

Ливанова Т. Реформа Глюка и французский оперный театр. Классическое искусство Запада. – М., 1966.

Одоевский В. Последний квартет Бетховена // Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. – М., 1956.

Письма Бетховена. – М., 1970—1986.

Роллан Р. Бетховен. Великие творческие эпохи. От Героической до Appassionata. — М., 1990.

Роллан Р. Моцарт по его письмам // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8 вып. Вып. 3. – М., 1988.

Соллертинский И. Кристоф Виллибальд Глюк. Музыкально-исторические этюды. – Л., 1963. Т. 1.

Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио // Собр. соч.: В 15 т. – М., 1959. Т. 8.

Черная Е. Моцарт: жизнь и творчество. – М., 1981.

К теме 4

Амброс, Август Вильгельм. Роберт Шуман: жизнь и творчество: Пер. с нем. – М., 1988.

Белецкий И. Антон Брукнер. – Л., 1979.

Берковский Н. Романтизм в Германии. – Л., 1973.

Берлиоз Г. Мемуары. – М. 1962.

Бэлза И. Т.А. Гофман. – М., 1982.

Вагнер Р. Избранные работы. – М., 1978.

Васина-Гроссман В. Песни Шуберта и их лирический герой // Романтическая песня XIX в. – М., 1966.

Ворбс Г.Х. Феликс Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников: Пер. с нем. – М., 1966.

Вульфиус П. Франц Шуберт. – М., 1983.

Друскин М. Иоганнес Брамс. – М., 1988.

Кенингсберг А. Рихард Вагнер. – Л., 1972.

Кенинсберг А. К.М. Вебер. – Л., 1981.

Мейлих Е. Феликс Мендельсон-Бартольди. –Л., 1973.

Некрасова Е. Романтизм в английском искусстве. – М., 1975.

От Люлли до наших дней: Сб. статей. – М., 1967.

Соллертинский И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. Исторические этюды. – Л., 1963. Т. 1.

Теодор-Валенси. Берлиоз: Пер. с франц. – М., 1969.

Хохлов Ю. Франц Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах. – М., 1978.

Хохловкина А. Берлиоз. – М., 1966.

Шуман Р. О музыке и музыкантах”. – М., 1975, 1979. Т. 1—2.

К теме 5

Асафьев Б. Григ. – Л., 1986.

Бенестад Ф., Шельдеруп-Эббе Д. Эдвард Григ — человек и художник: Пер. с норвеж. – М., 1986.

Бэлза И. Фридерик Шопен. – М., 1991.

Вайсборд М. Исаак Альбенис. – М., 1977.

Венок Шопену: Сб. статей. – М., 1989.

Волынский Э. Джордж Гершвин. – Л., 1980.

Гаал, Дердь Шандор. Лист: Пер. с венгер. – М., 1986.

Друскин М. История зарубежной музыки. Вып. 4. – М., 1967.

Крутяева Т. Бедржих Сметана. – Л., 1988.

Лист Ф. Шопен. – М., 1956.

Лушина Я. Дворжак. – Л., 1983.

Мартынов И. Мануэль де Фалья: Жизнь и творчество. – М., 1986.

Мильштейн Я. Ф. Лист. – М., 1971. Т. 1—2.

Павлишин С. Чарлз Айвз. – М., 1979.

Пастернак Б. Охранная грамота: Шопен. – М., 1989.

Рацкая Ц. Ференц Лист. – М., 1969.

Розеншильд К. Энрике Гранадос. Из истории испанской музыки. – М., 1971.

Энтелис Л. Ян Сибелиус. Силуэты композиторов XX в. – Л., 1971.

К теме 6

Андреев Ю. Движение реализма. – Л., 1978.

Богоявленский С. Верди и Шекспир. Шекспир и музыка. – Л., 1964.

Бушен А. Рождение оперы (молодой Верди). Роман. – Л., 1990.

Великович Э. Ж. Бизе. – Л., 1966.

Галь. Ганс. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира: Пер. с нем. – М., 1986.

Келдыш Т. Джакомо Пуччини. – Л., 1968.

Соллертинский И. КарменБизе Музыкально-исторические этюды. – Л., 1963. Т. 1.

Соловцова Л. Джузеппе Верди. – М., 1966.

Фарбштейн А. Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики. – Л., 1973.

К теме 7

Асафьев Б. Русская музыка. XIX — начало XX в. – М., 1979.

Брянцева В. С.В. Рахманинов. – М., 1976.

Ганина М. А.К. Глазунов. Жизнь и творчество. – Л., 1961.

Корабельникова Л. Творчество С.И. Танеева. – М., 1986.

Ливанова Т., Протопопов В. М.И. Глинка. Творческий путь. – М., 1955.

М.П. Мусорский и музыка XX в.: Сб. ст. – М., 1990.

Рахманинов М.П. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – М., 1995.

Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. – Л., 1956.

Серебряков Л. Образ бытия в художественной картине мира Н.А. Римского-Корсакова. Русская художественная культура 2-й половины XIX в. – М., 1991.

Скрябин А.Н. Сборник статей. К столетию со дня рождения. – М., 1973.

Сохор А. А.П. Бородин. Жизнь. Деятельность. Музыкальное творчество. – М., 1965.

К теме 8

Андреев Л. Импрессионизм. – М., 1980.

Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. – М., 1964.

Кремлев Ю. К. Дебюсси. – М., 1965.

Куницкая Р. О рамантической поэтике в творчестве Дебюсси. – М., 1982.

Равель в зеркале своих писем / Г. Филенко. – Л., 1988.

Ступель А. Морис Равель. – Л., 1975.

Энтелис Л. Морис Равель Силуэты композиторов XXв. – М., 1975.

Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. – М., 1978.

К теме 9

Барток Б. Избранные письма. – М., 1988.

Бернстайн Л. Концерты для молодежи: Пер. с англ. – Л., 1991.

Бернстайн Л. Музыка — всем: Пер. с англ. – М., 1978.

Веберн А. Лекции о музыке. Письма. – М., 1975.

Зарубежная музыка XX в. – М., 1975.

Кремлев Ю. Очерки творчества и эстетики новой венской школы. – Л., 1970.

Левая Т., Леонтьева О. П. Хиндемит. – М., 1974.

Леонтьева О. Карл Орф. – М., 1984.

Малер Г. Письма. Воспоминания. – М., 1968.

Михеева Л. Густав Малер: Краткий очерк жизни и творчества. – Л., 1972.

Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. – М., 1978.

Орджоникидзе Г. Р. Штраус. Музыка XX в.: Очерки. – М., 1977.

Русская музыка и XX век // М. Арановский. – М., 1997.

Сабинина М. Шостакович-симфонист. – М., 1976.

Сабольчи Б., Бониш Ф. Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях. – Будапешт, 1963.

Сергей Прокофьев: Статьи и материалы. 1953—1963. – М., 1965.

Стравинский И. Диалоги. – Л., 1971.

Ступель А. Рихард Штраус. – Л., 1972.

Уйфалуши Й. Бела Барток. – Будапешт, 1971.

Холопова В. Стравинский в тексте музыкальной эпохи // Муз. академия. 1992. № 4.

Шахназарова Н. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита. – М., 1975.

Шостакович Д.Д.: Сб. ст. к 90-летию со дня рождения. – СПб., 1996.

Якимовский В. Оливье Мессиан: Жизнь и творчество. – М., 1987.

 

Художники - иллюстраторы детских книг.

Программы