И.А. Соломонова
ХУДОЖНИКИ—ИЛЛЮСТРАТОРЫ ДЕТСКИХ КНИГ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс “Художники—иллюстраторы детских книг“ является дополнением к курсу “Детская литература“ и, в то же время, вполне самостоятельным. Наряду с произведениями детской литературы, которые изучаются в начальной школе, в него включен также и исторический аспект развития художественного иллюстрирования детских книг.
Многие годы прошли со времени появления первых иллюстраций, менялось время, менялись взгляды на искусство и на самого ребенка, менялся и сам ребенок. Все это многообразие жизненных явлений отразилось в детских книгах. Книги, которые берет ребенок в руки, всегда богато иллюстрированы. Они закладывают “эстетический фундамент” в духовном опыте ребенка, запоминаются именно своей зрелищной, изобразительной стороной
. Помимо познавательного материала, обладая зрительно-художест-венным эквивалентом слову, они формируют культуру ребенка.Основной целью данного курса является углубление знаний студентов о детской книге, как о целостном произведении искусства, где все — от обложки до иллюстрации и текста — подчинено единому художественному замыслу. Только при решении этой задачи можно говорить о формировании эстетического вкуса ребенка, воздействии на его воображение и фантазию.
Чтобы будущий педагог мог свободно ориентироваться в огромном потоке литературы, он должен в первую очередь сам обладать высокой общей культурой работы с книгой.
Вопрос о том, какой должна быть книга для детей, и сейчас довольно актуален. Впервые он был поставлен в середине XIX в.
В 1905 г. в “Вестнике литературы“ появилась статья “Требования, которые должны быть предъявлены к детским книгам”, где утверждалось, что наряду с доходчивостью, со стремлением к укреплению нравственного чувства в детях, книга должна способствовать и их эстетическому развитию. А.Н. Бенуа приветствуя появление красочных, хорошо отпечатанных изданий, сделанных художниками “превосходно знающими свое ремесло”, утверждал, что иллюстрация “могучее культурное средство, которое предназначено сыграть в русской образованности более благотворную роль, нежели мудрейшие государственные мероприятия и все потоки строго научных слов о воспитании“. Такой вывод сделал не просто критик, а художник, который много и интересно работал над иллюстрацией книг, в том числе детских. Интересно то, что А.Н. Бенуа подчеркивает именно талант художников, работающих в этой области, так как художественная иллюстрация требует от творца большой эрудиции, вкуса, лаконичности воплощения.
На более современном этапе об этом говорил и В. Фаворский в статье “О формальных типах книги и о детской книге”.
Естественно, что и современные художники-иллюстраторы хорошо понимают роль книги и, в частности, иллюстрации в формировании личности ребенка. Иллюстрации позволяют приобщиться к миру книги, принимая видимые осязаемые ее черты. И не так уж важно, какие пластические черты принимают эти иллюстрации: это может быть резьба и роспись по дереву, народная игрушка, творения мастеров Палеха, станковые полотна В.М. Васнецова и М.А. Врубеля, работы дореволюционных и современных оформителей детской книги. Все они выстраиваются в своеобразный “рассказ“ о множественности форм, интерпретации того или иного литературного произведения.
Как уже отмечалось, работа над иллюстрацией к былинам и русским народным сказкам в первую очередь пробуждает любовь к своей истории, дает знание ее истоков и ее культуры.
Практически все существующие программы в начальной школе недооценивают роль иллюстрациии в воздействии на современного ребенка (даже перенасыщенного зрелищной информацией). Часов, которые отводятся на работу с иллюстрацией, явно недостаточно, да и перечень авторов ограничивается 3-5 именами.
Данная программа рассчитана на студентов факультета начального образования и может быть использована для работы с младшими школьниками.
Курс рассчитан на 36 часов, форма аттестации — зачет.
Тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Как построена книга История развития детской иллюстрированной книги (некоторые этапы) Былины Обращение к сказке Художники “Мира искусства” детям20—30-е гг. — взлет искусства советской детской книги Мир природы в книжной графике для детей Сказки о животных Современные художники-иллюстраторы народной сказки Сказки А.С. Пушкина в творчестве русских худжожников-иллюстраторов Мир детства и образы детей |
2 2 2 6 6 4 2 2 4 4 2 |
Всего: |
36 часов |
Содержание курса
Тема 1.
Kак пocтpоeнa книгаМакет и элементы оформления книги. Краткий исторический обзор развития художественного иллюстрирования детских книг. Создание книги в современном ее варианте. Первые иллюстрации-миниатюры. Развитие книгопечатания и графические техники иллюстраций. Виды печатной графики. Фотомеханический способ репродуцирования. Использование разнообразных техник и материалов в работе над иллюстрацией. Виды иллюстраций.
Teма 2
. История развития детской иллюстрированной книги(некоторые этапы)
Появление первых иллюстрированных изданий для детей (40-е гг. XIX в.). Их эволюция. Графика и полиграфическая промышленность. “Товарищество Вольф” и его деятельность на рубеже веков. “Копеечные“ книжки И.П. Сытина.
Книготорговая фирма “Гроссман и Кнебель” и русские художники конца XIX — начала XX в.
Кнебель — “Пионер художественно-издательского дела в России”. Типографская деятельность. Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге.
Начало 20-х гг. — подъем искусства детской книги. “Радуга” — издательство художников. Книжная графика как самостоятельный вид искусства. Специфика графики детской книги, ее эволюция. Детское восприятие и эстетическое воздействие рисунка на ребенка младшего школьного возраста.
Teма 3.
БылиныСтилевое единство словесного фольклора с образами лубочных картинок и крестьянской мелкой пластики.
Формирование национального стиля в искусстве, через образы, былинных героев (В. Васнецов, Н. Рерих, К. Васильев), а также индивидуального стиля художников-иллюстраторов В. Конашевича, Л. Владимирского, И. Архипова, Кибрика. И. Иванова и т.д. Философское осмысление былин, причудливый сплав реального и фантастического и живописно-пластичес-кие средства их воссоздания. Принцип монументальности и масштабности.
Тема 4.
Обращение к сказкеСказочные сюжеты в народном декоративно-прикладном искусстве, его типологические параллели народной сказке (игрушка, лубок, лаковая миниатюра, сказочные вариации в вышивке, кружеве, резьбе и росписи по дереву).
Мир народной сказки, увиденный глазами профессиональных художников. Интерес к народному искусству, возрождение традиций. Абрамцевский кружок. Образно-пластическая линия от В. Васнецова до М. Врубеля — поиски самоопределения “русского стиля”, как целостной поэтической системы.
Е. Поленова и С. Малютин. Идея создания детской иллюстрированной книги-сказки. Увлечение русской стариной, крестьянским бытовым укладом, архитектурой, орнаментикой как основа их деятельности в целом и в работе над иллюстрированием книг для детей.
Teма 5.
Художники “Мира искусства” детямОбновление задач и приемов книжного искусства в творчестве художников “Мира искусства“. Введение таких понятий как художественность, декоративность, стильность издания. Своеобразие классического стиля и его влияние на современную графику. Книга, как единый декоративный ансамбль. А. Бенуа, Г. Нарбут, В. Митрохин — художники яркой индивидуальности и высокой профессиональной культуры.
И. Билибин — “первый профессионал книги”. Сложение билибинского орнаментально-графического стиля. Изобразительный язык иллюстраций, “праздничный“ характер оформления, орнаментальноеть, декоративность. Развитие “сказочного” иллюстрирования в творчестве последователей И. Билибина, Э. Лиснера, В. Спасского, В. Зворыкина. Билибинский стиль как выражение национального варианта модерна в графике.
Второе поколение художников “Мира искусства” — В. Конашевич. Деятельность художника как иллюстратора детских книг. Оригинальный почерк художника. 50-е гг. — выработка собственного стиля и высокая художественная выразительность оформления книг. Влияние творчества В. Конашевича на художников-графиков. В. Конашевич — родоначальник книжки-картинки в ее современном варианте.
Teмa 6.
20—30-е гг. — взлет искусствасоветской детской книги
Организация детского отдела Государственного издательства в Ленинграде и его ведущая роль в создании детской книги. Отражение времени, ее связь с жизнью как характерная черта детской книжной графики 1920-х г.
Новая эстетика, обусловленная решением новых задач. Формирование цельной книжной системы: строгая организация всего материала книги (текстового и изобразительного). Принципы оформления: наглядность, стройность, занимательность. В. Лебедев, как законодатель системы художественного конструирования книги. В. Лебедев и С. Маршак — соавторство художника и писателя. Внутреннее единство рисунков и текста. В. Лебедев и его деятельность во главе художественной редакции Детгиза. Организаторский талант художника. Объединение лучших художественных сил в издательстве: В. Конашевича, Е. Гарушина, И. Лапшина, А. Пахомюва, Е. Эвенбах, В. Васнецова и др.
Рождение новой производственной книжки: творчество Е. Эвенбах и ее роль в создании “производственной книжки
”. Книжка-картинка и ее специфические особенности.ОСТ и детская книга. Возрастающая роль изобразительного ряда. Новый графический язык. Взаимовлияние и взаимное обогащение живописи и иллюстрации. Введение методов и приемов станковой и монументальной живописи. Сближение детской иллюстрации и иллюстрации для взрослых. Оформление книг А. Дейнекой — “Кутерьма”, “I мая
”, “Наша авиация”, “Парад красной армии”; Н. Шифриным — “Нефть”; К. Вяловым — “Дорога”; И. Куприяновым — “Железные пути” как живое свидетельство эпохи.Мировое значение советской детской книжной графики 20-х гг.
Тема 7.
Мир природы в книжкой графике для детейАнималистика как жанр русского изобразительного искусства. 20-е гг. — возникновение и критический анализ течения: “жесткий реализм” в изображении животного мира. Художники-анималисты: В. Ватагин, А. Комаров, И. Ефимов, Н. Тарса, В. Лебедев, Е. Эвенбах, А. Дейнека, Ю. Пименов. Графический уровень их произведений. Е. Чарушин — первый анималист в книжной графике для детей. Главный и единственный предмет его изображения — животный мир. Классический Чарушин — от правдивого показа животных к постижению его характера, индивидуального внутреннего мира. Динамика развития творческой индивидуальности художника. 50—60-е гг. — расцвет анималистической иллюстрации: Н. Чарушин, Т. Капустина, К. Овчинников, В. Горячева и др. Традиции и новаторстао их искусства. Мир природы в его отношениях с человеком — лейтмотив творчества В. Курдова. Продолжение темы в самобытных иллюстрациях художников: С. Бойко, В. Белышева, М. Митурича, Д. Шмаринова, Г. Дмитриевой и др. Понимание эмоционального воздействия цвета на основе полнозвучной и сложной цветовой гармонии.
Тема 8.
Сказки о животныхОчеловеченный сказочный зверь — один из героев книжной графики для детей. Создание классической изобразительной интерпретации сказки о животных: Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Е. Рачев, В. Сутеев, В. Чижиков. Выбор художественных средств изображения, определение стиля, цвета как понимание художником атмосферы иллюстрируемого произведения.
Творчество Ю. Васнецова — волшебный мир сказки. Самобытное, васнецовское понимание художественного образа. Цвет в иллюстрациях художника как организатор эмоционального строя рисунка.
Тема 9. Современные художники-иллюстраторы
народной сказки
Художественно-педагогическая ценность сказки. Жанровое своеобразие — преобладание эмоционально-изобразительной стороны. Мир народной сказки — источник творчества художников. Традиции, идущие от В. Васнецова и М. Врубеля и их развитие в творчестве современных художников-графиков: 1) реалистически полное воплощение сказочного сюжета, 2) пластическое выражение, приближающееся к более условным изобразительным формам народного искусства.
1950-е гг. Работа художников Л. Владимирского, В. Милашевского, М. Майофиса, А. Слепкова, Б. Диадорова, А. Рейпольского, А. Горбарука и др.
Т. Маврина — певец русской сказки. Народные традиции, переосмысленные в творчестве художника. Декоративные элементы — одна из особенностей стиля.
Сказки народов мира с иллюстрациями русских художников. Глубокое понимание культуры народа, знание образа жизни, национальных обычаев — основные черты, которые определили творчество художников: Н. Кочергина, Е. Эвенбах, В. Конашевича, Т. Юфа и др. Занимательный характер рисунков, близость пластического выражения народному искусству, “ощущение правды сказки“ (В. Конашевич), жизненной достоверности, выразительность национального типажа.
Тема 10.
Сказки А.С. Пушкина в творчестве русскихи советских иллюстраторов
Сказки А.С. Пушкина и русские лубочные книжки. Юбилейное издание сказок 1899 г., проиллюстрированное выдающимися художниками конца XIX в. Иллюстрации И. Билибина (1904) — вершина дореволюционного оформления сказок А.С. Пушкина. Обложка как изобразительная и смысловая формула содержания “Сказки о царе Салтане”. Влияние одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова на билибинские иллюстрации. “Сказка о Золотом петушке“. Организация сказки как классического театрального спектакля. Лубочный характер иллюстраций.
Пушкинская тема в творчестве И. Бруни, Б. Дегтярева, В. Лохина, В. Меншикова, В. Милашевского, Е. Мешкого, Л. Владимирского и варианты стилистических решений в каждой отдельной книге. В. Конашевич — обращение художника к пушкинским сказкам (начиная с 1923 г.). Сборник сказок (60-е гг.) — новый тип книги, стилевая цельность в оформлении. Иллюстрации Т. Мавриной как пример художественного оформления книги. Эволюция пушкинской темы в творчестве художника от лирического, повествовательного тона 50-х гг. к декоративно-живописному решению. Сборник сказок 1971 г. “Лукоморье
”, стилистическое единство. Декоративный дар художника, проявившийся в иллюстрациях 70-х гг. Особый пластический язык выражений, “народный дух” пушкинских сказок. Новый этап в развитии пушкинской темы в преддверии 200-летия со дня рождения поэта. В. Назарук, Г. Спирин и др. Традиции и новаторство.
Тема 11.
Мир детства и образы детейМир детства в творчестве А. Пахомова — основоположника реалистического изображения детей. Этапы развития творческого метода — от типажного изображения детей к решению психологической характеристики ребенка. Основа творческого метода художника — натурные зарисовки.
Детские образы в поэзии А. Барто глазами художников-иллюстраторов. Разнообразие характеров детей в поэзии А.Л. Барто и их художественно-изобразительное воплощение. Совпадение текстовой структуры произведения и живописно-пластических средств. Обогащение текстового материала средствами искусства иллюстрации. Сотворчество поэта и художников (Ю. Молоканов, А. Каневский, Н. Радлов, К. Рогов, В. Горяев, Г. Валек, Р. Лемкуль, Г. Макавеева).
Рекомендуемая литература
Основная
Ганкина Э.
Русские художники детской книги. – М., 1963.Ганкина Э. Художники в современной детской книге. – М., 1977.
Глоцер В. Художники детской книги о себе и о своем искусстве. – М., 1987.
Заврина А.Г. Стиль модерн и книга. – Челябинск, 1995.
Зубков Б. Книжка про книжку. – М., 1984.
История русского искусства. – М., 1961. Т. 12. Книжная и станковая графика.
Кон Л. Советская детская литература 1917—1929 гг.: Очерки. – М., 1960.
Кузнецов Э.Д. Фактура как элемент книжного искусства. – М., 1979.
Матафонов В.С. Книжная графика для детей и проблемы эстетического воспитания: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Л., 1965.
Фаворский В.А.
Сб. искусства “О книге и гравюре”. – М., 1986.Чегодаев А. Пути развития русской советской книжной графики. – M., I955.
Дополнительная
К теме 4
Абрамова А.
Жизнь художника С. Матютина. — М., 1978.Бахревский В.А. В.М. Васнецов. – Л., 1957.
Гаврилова Е.И. М. Врубель. – М., 1973.
Гагеркина С. В.М. Васнецов. – Л., 1957.
Дмитриева Н.А. М. Врубель. – М., 1989.
Илюшин И. С.В. Малютин. – М., 1953.
Иовлева Л.И. В. Васнецов. – Л., 1964.
Ладуко А.К. В.М. Васнецов. – Л., 1990.
К теме 5
Голлербах Э.
Рисунки М. Добужинского. – М., 1923.Голынец Г.В. И. Билибин. – Л., 1972.
Липович И.Н. И. Билибин. – Л., 1966.
Молок Ю.А. В.М. Конашевич. – Л., 1969.
Нерадовский П.П. Г. Нарбут. – М., 1922.
Семенов С. И. Билибин. – М., 1997.
Эткинд М. А. Бенуа. – Л.; М., 1965.