Российский государственный педагогический университет

РГПУ им. А.И. Герцена

 

 

ПРОГРАММЫ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВЫПУСК 2

 

 

 

Санкт-Петербург

Издательство РГПУ им. А.И. Герцена

2000

Публикуется в год 80-летия

факультета начального образования

РГПУ им. А.И. Герцена

Печатается по решению кафедры эстетического воспитания и РИСа РГПУ им. А.И. Герцена

 

 

Научный редактор – канд. психол. наук, доц. Т.А. Барышева

Ответственный редактор – канд. филос. наук, доц. А.А. Щербакова

Рецензенты – д-р философ. наук, проф. И.Л. Набок (РГПУ)

канд. пед. наук, проф. Ю.А. Жигалов (СПГАХПТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторские программы эстетических дисциплин: “История художественной культуры”, “Теория музыки и детская музыкальная литература”, “Основы эстетического воспитания”, “Речевое мастерство”, “Основы изобразительного искусства” и курсов по выбору: “Художественная культура Санкт-Петербурга” (1-3 части), “Введение в мифологию народов мира”, “Литературный театр”, “Народная хореография”, “Искусство Древней Руси” и др. входят в систему базовой и углубленной эстетической подготовки учителя начальных классов. Тематика и содержание программ отражают актуальные проблемы эстетического воспитания и художественного образования, художественной культуры, педагогики и психологии искусства.

 

 

 

 

© Авторский коллектив, 2000

© Издательство РГПУ им. А.И. Герцена,

2000

 

 

 


 

От авторов

Программы базовых и элективных эстетических дисциплин, представленные в данном сборнике, отражают логику и содержание общей и углубленной эстетической подготовки учителя начальных классов. Программы разработаны в соответствии с современными тенденциями гуманизации образования и концепцией многоуровневого педагогического образования, которая в последние годы реализуется на факультете начального образования РГПУ им. А.И. Герцена.

Модель эстетической подготовки учителя начальных классов включает эстетические дисциплины общеобразовательного стандарта (базовые дисциплины) и курсы по выбору (элективные дисциплины). Дисциплины общеобразовательного стандарта входят в программу бакалавриата. Они инвариантны для всех студентов, обучающихся на факультете, и выполняют функции общеэстетической подготовки учителя. Цель данного блока дисциплин – дать базовые знания и ценностные ориентации в области культуры и искусства, основы методологии и общие методические принципы эстетического воспитания младших школьников. В блок эстетических дисциплин общеобразовательного стандарта входят: интегративный историко-культурологический курс (“История художественной культуры”), специальные (“Теория музыки и детская музыкальная литература”, “Основы изобразительного искусства”, “Речевое мастерство”) и завершает общую эстетическую подготовку – интегративный курс “Основы эстетического воспитания”.

В программу специализации – углубленной эстетической подготовки учителя начальных классов – входят курсы по выбору, тематика и содержание которых представляют различные направления эстетического воспитания и художественного образования: “Художественная культура Древней Руси”, “Народная хореография”, “Художник: диалог со временем”, “Художественная культура Санкт-Петербурга”, “Художники-иллюстраторы детских книг”, “Литературный театр” и др.

Все программы – результат творчества преподавателей кафедры эстетического воспитания и апробированы в педагогической практике.

 

 

 

 

Раздел I. Программы базовых эстетических

дисциплин

 

В.А. Шекалов


история художественной культуры

Пояснительная записка

Значение предмета “История художественной культуры” в системе подготовки будущего учителя, преподавателя любой дисциплины, общепризнано. Формируя духовный потенциал, расширяя кругозор, курс вместе с тем побуждает использовать полученные знания в своей работе в школе.

Для учителя начальных классов этот аспект обретает особый смысл. С одной стороны, не будучи специалистом в области художественного образования, учитель на протяжении трех (или четырех) лет в большинстве случаев практически единолично формирует личность младшего школьника, в том числе и с художественно-эстетической стороны. С другой — в его руках весь процесс обучения и воспитания в начальных классах; многопредметность его деятельности дает возможность широко и системно внедрять достижения мировой художественной культуры в процесс преподавания всех дисциплин, во внеклассную, внеучебную работу.

Учебный план факультета начального образования дает возможность также системно построить процесс художественно-эстетического образования и воспитания студентов. Предмет “История художественной культуры” является важнейшим, но не единственным звеном этой системы. В его преподавании необходима корреляция с такими дисциплинами, как “Эстетика”, “Культурология”, “История цивилизации”, комплексом психолого-педагогических и литературоведческих дисциплин. Важную вспомогательную по отношению к данному предмету роль играет курс “Социокультурный практикум”. В свою очередь, курс “История художественной культуры” является базовым по отношению к таким курсам, как “Основы теории музыки и детская музыкальная литература”, “Основы изобразительного искусства”, “Основы эстетического воспитания”, ряд литературных курсов, многие курсы по выбору; знания, полученные в нем, используются студентами в ходе всех видов практик в школе, при написании курсовых, выпускных и дипломных работ. Такая корреляция пролонгирует воздействие читаемых дисциплин на сознание студента, помогает избежать дублирования отдельных тем, позволяет при необходимости ссылаться на программы соответствующих курсов и т.д.

В результате изучения курса студент должен ориентироваться в основных исторических этапах развития художественной культуры с точки зрения

- места и значения художественной культуры в культуре общества;

- специфики ее функционирования;

- эстетических категорий, выдвигаемых ею на первый план;

- иерархии видов искусства;

- развития стилей, течений, направлений, методов;

- системы жанров.

Студент должен уметь дать обобщенную характеристику творчества крупнейших представителей художественной культуры (тех эпох, когда творчество имеет индивидуальный характер) и продемонстрировать (выборочно) знание конкретных памятников, репрезентирующих данную художественную культуру, вид искусства, стиль и т.д. на уровне как пассивном (узнавание), так и активном (припоминание, описание, частичное воспроизведение). Диалектика общего и единичного, абстрактного и конкретного должна быть постоянно в поле внимания как преподавателя, так и студента.

Курс должен иметь четко выраженную аксиологическую направленность двоякого рода. В каждой художественной культуре следует выделить

- ценности общечеловеческого, мирового значения;

- ценности “педагогические” — все то, что может быть в том или ином аспекте, той или иной педагогической интерпретации применено в дальнейшей работе. Это требует некоторой переакцентировки в освещении и отборе материала. Так, многие явления первобытной культуры — особенности изображения людей и зверей в наскальных росписях, петроглифах, кобанской бронзе, скифском золоте — близки детскому творчеству, обнаруживая общность филогенеза и онтогенеза. Трипольская керамика (как затем египетская и античная) может стать предметом моделирования на уроках художественного труда. В египетской культуре детям близки зооморфные божества, в античной — положительные культурные герои и т.д. При таком чтении курса следует (в первом приближении, имея в виду дальнейшее изучение в соответствующих курсах) обращать внимание и на те явления, которые при обычном подходе остаются “за бортом” (например, акварель “Заяц” или рисунок “Трава” А.Дюрера, анималистические работы П.Поттера и М.Хондекутера, детские портреты Пинтуриккьо и Гейнсборо, тему природы в музыке английских верджиналистов и французских клавесинистов, систему педагогических сочинений И.С.Баха, детскую тематику в творчестве венских классиков, романтиков и т.д.)

Сложной проблемой при изучении курса является проблема “географических” приоритетов. В условиях современной цивилизации, взаимовлияния крупнейших национальных культур безусловно перспективным является предельно широкий, всемирный подход к “географии” культуры. Но реальная ситуация с культурологическим и художественным образованием в стране, городе, острый дефицит времени (при постоянном сокращении), отводимого на чтение курса, практические потребности начального образования заставляют нас принять традиционную “европоцентристскую” модель; изучение культур Востока, Африки, Америки при этом производится обзорно. Более того, исключительная историко-художественная роль Петербурга в сочетании с теми же потребностями начального образования (в частности, введением в начальной школе различных петербурговедческих предметов), побуждают нас сделать эту модель в какой-то степени “петербургоцентристской”. Представляется весьма уместным введение в различные темы петербургских аспектов (например, “античность и Петербург”, “памятники египетской культуры в Петербурге”, “памятники скифской (трипольской, византийской и т.д.) культуры в Эрмитаже”, “голландская (французская, итальянская и т.д.) живопись в Эрмитаже”, “памятники древнерусской архитектуры на территории Ленинградской области”, “зарубежные композиторы и петербургская музыкальная культура” и др.)

Сочетание инвариантности и вариативности является одним из принципов как преподавания курса, так и оценки знаний студентов. Понимание фундаментальных закономерностей развития художественной культуры, знание особенностей основных национальных культур, стилей, памятников мирового значения относится к первой группе. Выбор конкретного художественного материала, включая в ряде случаев и приоритет того или иного вида искусства — ко второй.

Вариативность связана с одной из важных задач курса — формированием творческой активности студента. Не только выбор материала, его самостоятельный анализ, нахождение и изучение литературы, построение сообщений, но и сама тематика семинаров (отчасти и лекций) во многом зависит от художественных пристрастий и интересов, индивидуальности студентов.

Главная цель курса — зажечь в студенте интерес к художественной культуре, ее самостоятельному освоению, сформировать то сложное чувство восторга и неудовлетворенности — восторга перед художественным гением человечества и неудовлетворенности собственными знаниями в этой области — которое только и служит стимулом дальнейшего развития в этом направлении.

Самостоятельная работа студентов: формы и рекомендации.

  1. Изучение конкретных памятников мировой художественной культуры. Эта форма работы предполагает регулярные посещения Эрмитажа и других музеев, театров, концертных залов, прослушивание грамзаписей, аудио- и видеокассет, чтение художественной литературы, экскурсии к памятникам архитектуры, просмотры художественных фильмов, альбомов и т.д. Рекомендуется возможно более глубокое и основательное освоение конкретного памятника: неоднократное “погружение” в него — созерцание, вслушивание, вчитывание, изучение искусствоведческой литературы с его анализом и др. Этот путь — от единичного к общему.
  2. Чтение и анализ литературы по истории художественной культуры, искусствоведению. Рекомендуется идти от более обобщенных и кратких работ типа словарей и энциклопедий — к более подробным и детализированным, каталогизировать и конспектировать или аннотировать изученную литературу.
  3. Составление хронологических таблиц развития художественной культуры, сочетающих синхронический (по горизонтали) и диахронический (по вертикали) подходы. В них должны быть отражены (1) название и хронологические рамки той или иной эпохи, (2) ее общая характеристика, (3) общая характеристика художественной культуры этой эпохи, (4) особенности развития главных видов искусства (стили, жанры, крупнейшие представители, конкретные памятники), (5) педагогическая ценность художественной культуры данного периода, отдельных ее достижений.
  4. Составление словарей, терминологических и персональных. Поскольку курс включает довольно большое число специальных терминов и имен, рекомендуется составлять отдельные небольшие словарики — например, архитектурных терминов, музыкальных жанров, художников, композиторов, литераторов и т.д.

5. Подготовка к выступлению на семинарах с сообщениями по отдельным темам (по выбору студента). При подготовке необходимо обратить внимание на свободную ориентацию в избранном материале, яркую и увлекательную его подачу, контакт с аудиторией, привлечение иллюстраций (в том числе звуковых), по возможности — ТСО.

Промежуточная и итоговая аттестация. Учебный план включает зачет по данному предмету во втором семестре и экзамен в третьем.

Экзамен проводится по билетам, утвержденным кафедрой; один из вопросов в каждом билете — атрибуция и анализ художественных текстов — предполагает умение соотнести предъявленную репродукцию или фрагмент литературного, музыкального произведения с определенной эпохой, стилем, жанром, в отдельных случаях — автором, выявить в нем черты, репрезентирующие данную эпоху, стиль и т.д.

Зачет выставляется по результатам работы студента в течение семестра (выступлениям, итогам викторин, контрольных заданий) либо он проводится в форме свободного собеседования по всем пройденным в семестре темам.

Контрольные задания к курсу

  1. Составить синхронистическую таблицу развития художественной культуры (в конкретные исторические периоды).
  2. Составить перечень основных художественных понятий, характеризующих художественную культуру (конкретного исторического периода).
  3. Составить словарь жанров и (или) терминов к теме “Развитие (конкретного вида искусства) в (конкретный исторический период)”.
  4. Составить словник для словаря “Главные представители художественной культуры (определенной эпохи)”.
  5. Дать характеристику основных художественных стилей и направлений (барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм, неоклассицизм, абстракционизм и др.), указать образцы этих стилей.
  6. Привести примеры художественных параллелей в творчестве представителей разных видов искусства.
  7. Дать характеристику творчества крупнейших представителей художественной культуры (конкретного исторического периода, выборочно).
  8. Назвать факты претворения мифологической (исторической, социальной) тематики в разных видах мирового и отечественного искусства в разные исторические периоды.
  9. Составить перечень памятников художественной культуры, связанных с темой “Античность и Петербург”.
  10. Проанализировать конкретный памятник художественной культуры (или его фрагмент).
  11. Составить репертуарный список произведений, идущих в театрах С.-Петербурга или исполняющихся в концертных залах, по определенной теме (например — “античная драматургия”, “театр классицизма”, “оперы Моцарта”, “романтическая опера”, “старинная музыка” и т.д.)
  12. Составить каталог произведений на определенную тему (например, “Музыкальная тематика в живописи XVII в. в Эрмитаже”, “Страницы (русской) истории в Русском музее”, “Природа (время года, птицы, лес, море) в искустве” и т.д.).

тематический план*

Тема

Кол-во

часов

лекций

семинаров

1

Введение

2

2

Художественная культура первобытного общества

2

1

3

Художественная культура Месопотамии и Древнего Египта

2

1

4

Художественная культура Древней Индии, Древнего Китая, Мезоамерики

2

1

5

Античная художественная культура

2

2

6

Художественная культура западноевропейского средневековья

2

1

7

Художественная культура Византии и Древней Руси

2

1

8

Художественная культура эпохи Возрождения

2

2

9

Художественная культура Западной Европы XVII — первой половины XVIII в.

2

1

10

Художественная культура Западной Европы второй половины XVIII в.

2

1

11

Русская художественная культура XVIII в.

2

1

12

Художественная культура Западной Европы и США XIX в.

2

1

13

Русская художественная культура XIX в.

2

1

14

Развитие художественной культуры Европы на рубеже XIX – XX вв.

2

2

15

Развитие русской художественной культуры рубежа веков

2

1

16

Общие тенденции развития художественной культуры XX в.

2

1

17

Особенности развития отечественной художественной культуры в советский и постсоветский периоды

2

Всего:

54 часа

*Примечание: распределение часов является ориентировочным и может варьироваться.

Содержание курса

Тема 1. Введение

Предмет “История художественной культуры” и история предмета. Разные подходы к определению понятия “культура”. Система культуры. Культура и культуры. Соотношение понятий “культура”, “художественная культура”, “искусство”, художественное и эстетическое. Культура как воспитание.

Трехмерное строение художественной культуры, ее институциональное, содержательное и морфологическое измерения. Искусство как самосознание культуры. Ценность искусства. Виды искусства, их специфика, историческая изменчивость иерархии.

Основные этапы развития художественной культуры. Специфика истории и географии художественной культуры. Различные подходы к ее изучению и история этого изучения.

Виды и формы изучения дисциплины и самостоятельной работы студентов. Роль художественной культуры Петербурга в этом изучении. Аспекты аксиологического подхода в данном процессе. Междисциплинарные связи. Перспективы использования полученных знаний.

Тема 2. Художественная культура первобытного общества

Понятие “первобытного общества”. Периодизация первобытной культуры. Условность хронологических рамок в отношении первобытной культуры. Археологический и сравнительно-этнографический методы ее изучения. Первичность материальной деятельности. Синкретизм первобытной культуры. Миф и особенности первобытных мифологий. Тотемизм и анимизм. Магический обряд и художественная культура. Зарождение основных видов искусства и основных принципов отражения мира в искусстве. Реализм и символизм. Гармония, симметрия, ритм. Художественное обобщение и гипербола. Фантастическое.

Основные археологические центры первобытной культуры. Пещеры и пещерная живопись. Первобытные Венеры. Эволюция изображения людей и животных в разные периоды. Звериный стиль. Петроглифы. Керамика, прикладное искусство. Орнамент. Мегалиты (менгиры, дольмены, кромлехи) и рождение монументальной идеи.

Памятники первобытной культуры на территории нашей страны. Трипольская керамика, кобанская бронза, скифское золото, сокровища Пазырыкских курганов в Эрмитаже.

Очаги и элементы первобытной культуры в XIX и XX вв. Ценности первобытной культуры. Связь первобытной и народной художественной культуры. Отголоски первобытной культуры в детском художественном творчестве. Возможности использовать достижения первобытного искусства в педагогике начальной школы.

Тема 3. Художественная культура Месопотамии и Древнего Египта

Значение культур Междуречья в истории человечества. Роль природной среды и понятие “ильной цивилизации”. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Развитие государства и художественная культура Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии, их преемственность. Понятия канона, канонической культуры. Государственная религия и монументальная архитектура. Города. Зиккураты и дворцы. Клинопись и развитие литературы. Эпос о Гильгамеше. Библиотека Ашшурбанипала. Сведения о музыкальной культуре.

Египет как “ильная цивилизация”. Роль Нила в формировании государственности и культуры. Особенности религиозных представлений (пантеон богов, зооморфизм, заупокойный культ) и их определяющая роль в жизни и художественной культуре. Культ фараона. Формирование канона. Периодизация истории Египта.

Монументальность, величественность, возвышенность, статичность как художественные принципы египетского искусства. Иерархия видов искусств. Комплексный характер воздействия египетского искусства. Монументальная архитектура как ведущий вид искусства, ее идеологическое значение. Основные жанры архитектуры. Эволюция пирамиды, ее смыслы. Типы храмов. Взаимосвязь архитектуры, изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, живопись) и письменности. Особенности изображения человека в скульптуре и живописи, его эволюция в более поздние периоды. Своеобразие амарнского периода. Прикладное искусство.

Сведения о музыкальном искусстве. Изображения музыкальных инструментов. Многообразие литературных жанров. Мистерии. Высокий уровень культуры, грамотности в Среднем и Новом царствах. Социальный статус ученого и художника.

История изучения Египта. Памятники египетской художественной культуры в Петербурге. Возможности использования ее достижений в начальных классах.

Тема 4. Художественная культура Древней Индии,

Древнего Китая, Мезоамерики

Значение индийской культуры. Периодизация истории Индии. Доарийские и арийские племена. Раскопки в Мохендро-Даро и Хараппе; до-арийские города. Своеобразие индийской мифологии и религий. “Веды”, “Махабхарата”, “Рамаяна” — выдающиеся литературные памятники Индии. Пластичность, музыкальность изобразительного искусства и архитектуры. Буддийские скальные храмы. Скульптура Гандхары.

Музыкальное искусство Индии. Рага — одно из высших достижений мировой музыкальной культуры. Духовность, медитативность, импровизационность. Особенности музыкального языка, его отличие от европейского (микроинтервалы и др.) Разнообразие музыкальных инструментов. Индия и Россия.

Яркая самобытность китайской цивилизации и культуры. Основные этапы ее истории. Достижения Древнего Китая в области науки. Философские, этические и эстетические воззрения. Культ природы. Гармоничность, поэтичность, каноничность художественного творчества, сохранение его специфики на всем протяжении истории Китая. Развитие пейзажной живописи. Жанр “цветы-птицы”. Иероглифы, поэзия и живопись. Эстетизация быта. Прикладное искусство — керамика, бронзовые сосуды, фарфор, резной камень, лак, кость, ткани. Своеобразие китайской музыки. Пентатоника как основной лад. Тональные языки и музыка. Жанр китайской оперы.

Памятники художественной культуры Индии и Китая в Эрмитаже.

Общие черты раннеклассовых цивилизаций и художественных культур Старого Света и Древней Америки. Взаимосвязь государства, религии и художественной культуры; ведущая роль монументальной архитектуры. Зооморфные божества. Изображения человека. Специфика и основные художественные центры культуры ольмеков (Теотиоакан), майя (Чичен-Ица, Кокан и др.), ацтеков (Теночтитлан). Историческая судьба художественной культуры этих народов.

Место древних внеевропейских цивилизаций в современной культуре.

Тема 5. Античная художественная культура

Всемирно-историческое значение античной культуры.

Понятие античности, его возникновение, географические и хронологические рамки. Основные очаги и этапы развития античной культуры. Своеобразие общественно-экономического уклада Древней Греции. Полис как основа античной культуры. Проблема свободы и рост индивидуального начала.

Античная мифология, ее антропоцентризм, разветвленность, художественность, значение для античной и последующих культур. Пантеон богов. Культурные герои. Единство духовного и физического; идея гармонически развитой личности и ее гуманистическая, педагогическая ценность.

Эгейская культура — своеобразное связующее звено между Востоком и Древней Грецией. Основные центры (Крит, Микены, Тиринф, Троя). Архитектура и живопись Кносского дворца. Стили вазописи. Эстетические особенности минойской культуры — светский характер, жизнерадостность. “Циклопическая” архитектура элладской культуры, Микен и Тиринфа — “Львиные ворота”, акрополь. “Маска Агамемнона”. Шлиман и его раскопки. Кикладские идолы.

Периодизация культуры Древней Греции (гомеровский, архаический, классический и эллинистический периоды). Ведущая роль пластических искусств. Эволюция храма (мегарон, храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер), его структура. Смысл и принципы ордерной системы. Сравнительная характеристика греческих ордеров. Театры, стои, булевтерии, стадионы. Основные памятники архитектуры. Роль скульптуры в архитектуре. Эволюция скульптуры от архаики к эллинизму (от статики к динамике). Великие скульпторы Эллады, их наследие, художественные индивидуальности. Эволюция вазописи, многообразие форм и стилей. Другие виды живописи.

Развитие литературных жанров. Эпос и лирика. Театр в общественной жизни и художественной культуре Древней Греции. Эволюция трагедии, ее величайшие представители, структура. Комедия. Роль музыки и танца в театре и культуре в целом. Музыкальные инструменты (лира, авлос, кифара). Пифийские игры. Древнегреческие философы об искусстве, музыке в частности, его воспитательном воздействии. Учение об этосе. Исследования в области музыкальной акустики.

Особенности художественной культуры этрусков. Загадочность формирования этноса. Города, их инфраструктура, дороги, туннели, мосты, геометрически правильная планировка. Свод. Особенности заупокойного культа; росписи гробниц и саркофаги. Портрет. Стили керамики. Бронзовое литье. Влияние на римскую культуру.

Греция и Рим — два типа мышления и мировосприятия. Своеобразия римской культуры и греческого влияния на нее. Идеальность греческой скульптуры и жесткий реализм римского портрета. Эволюция жанра портрета. Документализм. Развитие монументальной архитектуры, появление новых жанров — форум, триумфальная арка, колонна (Траяна), акведук, бани и др. Применение бетона. Главные архитектурные памятники. Стили помпейской живописи. Литература и театр. Распространение греко-римской культуры и ее интернационализация. Влияние культур других народов, входивших в состав Римской империи.

Памятники античной культуры на территории нашей страны. Античность и Петербург. Памятники античности в Эрмитаже. Античные сюжеты, темы в русской литературе.

Ценности античной культуры и педагогика начальной школы.

Тема 6. Художественная культура

западноевропейского средневековья

Проблемы хронологических рамок и периодизации средневековой культуры. Определяющая роль христианской идеологии в период средневековья. Закон “отрицания отрицания” в истории художественной культуры. Отказ от идеалов античности, разделение мира на духовный и телесный, “горний” и “дольний”. Понятия греха и святости.

Христианская культура в Римской империи. Падение Рима, великое переселение народов, образование варварских государств. Варварское, христианское и античное в культуре средневековья. Процесс феодализации и эволюция христианства. Теоцентризм, каноничность, традиционализм, символичность, коллективность, анонимность художественной культуры средневековья. Дифференциация культуры — церковная (культовая), аристократическая (замковая), крестьянская, городская (ремесленная), взаимоотношения этих субкультур. Монастырь как центр культуры.

Иерархия видов искусства в разные периоды средневековья. Библия и ее роль в христианстве и художественной культуре. Другие литературные жанры. Рукописная книга, книжная миниатюра, прикладное искусство в дороманский период. Величие достижений романской и готической архитектуры, ее конструктивные и художественные особенности, главные памятники. Храм как модель мира. Скульптура в храме. Богослужение как синтез искусств. Роль музыки в богослужении. Григорианское пение, его истоки, эстетические и языковые особенности. Сложение системы культовых жанров. Месса, реквием, Stabat Mater, Magnificat, Passionы, их смысл, функция, особенности структуры. Литургическая драма. Мотет. Эволюция музыкального стиля в эпоху средневековья, переход от монодии к ранним формам полифонии. Появление композиторских школ. Возвышенность — основная эстетическая категория музыки средних веков.

Куртуазность рыцарской культуры и культ прекрасной дамы. Музыкально-поэтическое творчество трубадуров, труверов, минезингеров. Рыцарский роман. Танец в средневековой культуре.

Положение народной культуры в средние века, ее сложные взаимоотношения с христианской церковью. Фольклор в профессиональном светском и культовом искусстве. “Смеховая” культура в крестьянском и городском быту, ее социальное значение. Жонглеры, гистрионы, менестрели. Площадной театр и карнавал. Изобретение книгопечатания и его роль в укреплении городской, бюргерской культуры.

Памятники западноевропейского средневековья в Эрмитаже.

 

Тема 7. Художественная культура Византии и Древней Руси

Разделение Римской империи на Западную и Восточную и его значение для мирового исторического процесса. Основные этапы более чем тысячелетней истории Византии. Подвижность географии византийской империи и византийского влияния в разные исторические периоды. Византия и античность. Византийский вариант христианства и раздел единой христианской церкви на католическую и православную. Религиозное и светское в культуре Византии. Формирование византийского богослужебного обряда. Византийские гимнографы и создание системы поэтически-музыкальных жанров православной церкви. Воздействие византийского богослужения. Храм как символ мира и христианина: внешняя скромность при внутреннем богатстве. Западный и восточный типы храма. Храм св. Софии в Константинополе — одно из величайших достижений художественного гения человечества. Система росписи храма — система религиозной иерархии. Мозаика и фреска. От фаюмского портрета к иконе. Иконопочитание и иконоборчество. Отказ от реалистических завоеваний позднеантичных художников и высокодуховный символический язык религиозной живописи Византии. Культовое и светское прикладное искусство. Светские развлечения, государственные праздники, игры на ипподроме. Бродячие актеры, акробаты и др. Искусство книги.

Византия и западноевропейское средневековье. Страны византийского влияния. Переоценка византийского наследия в XIX в. Памятники византийской художественной культуры в Эрмитаже.

Древняя Русь как преемница Византии. Культура языческой Руси. Проблема “двоеверия“: языческое и христианское в русской культуре. Византийское и самобытное: усвоение византийских канонов и их адаптация.

Структура русского православного храма. Исторические и региональные особенности эволюции типа храма от Киевской Руси до XVII в. Изменение византийской концепции. Деревянное зодчество. Формирование иконостаса, его структура. Русская икона — воплощение русской духовности. Шедевры византийской иконописи в русской культуре. Исторические и региональные особенности эволюции иконописи и фресковой росписи. Величайшие мастера русской живописи, их творческие индивидуальности. Особенности иконографии типичных сюжетов. Эволюция русской православной музыки: от знаменного распева к партесному пению.

Восточнославянская письменность и формирование славянских литератур. Памятники древнерусской литературы. Искусство рукописной книги.

Взаимоотношения церковного и народного искусства. Скоморохи. Судьба народных музыкальных инструментов. Основные этапы развития и жанры музыкального фольклора. Многообразие художественных технологий и образов прикладного искусства.

Памятники древнерусской архитектуры на территории Ленинградской области. Древнерусское искусство в Русском музее, Эрмитаже и других музеях города. Художественное наследие Древней Руси в начальной школе (народная игрушка, декоративная роспись, музыкально-танцевальный фольклор, икона, образцы церковного пения).

Тема 8. Художественная культура эпохи Возрождения

Что возрождали в эпоху Возрождения? Политические и экономические предпосылки Возрождения. Современные дискуссии о сущности Возрождения. “Возрождения” в истории культуры. Возрождение и античность. Возрождение и средневековье: “возрожденческое” в средневековье и средневековое в Возрождении. Смена традиционной формы культуры креативной, коллективного, анонимного — индивидуальным, личностным. Ценность новаторства. Антиклерикальность. Антропоцентризм и гуманизм. Противоречивость эпохи Возрождения.

Хронологические рамки и география Возрождения. Италия как классическая страна Возрождения, его проявления в других регионах. Возвращение идеала гармонически развитой личности, единства духовного и телесного и изменения в иерархии видов искусства. Живопись — ведущий вид искусства в эпоху Возрождения. Роль театра и литературы в утверждении ренессансной культуры. Специфика проявлений ренессансных черт в музыкальном искусстве, архитектуре.

Черты старого и нового в творчестве Данте, Джотто и других представителей Проторенессанса. Идеализация, гармония как характерная черта итальянского изобразительного искусства. Живописные школы Италии, их эволюция в периоды Раннего, Высокого и Позднего Ренессанса, широта и разнообразие художественных индивидуальностей, величайшие достижения. Возрождение в итальянской архитектуре. Социальное положение художника в Италии.

Своеобразие изобразительного искусства Северного Возрождения: соотношение средневекового и ренессансного, религиозного и светского, идеального и реального, возвышенного и низменного, обыденного, элементы гротеска, фантастики, социальной критики, философских обобщений в творчестве мастеров нидерландской, немецкой, французской школ. Гравюра как явление ренессансной культуры.

Тема природы, детский портрет в живописи Возрождения.

Старое и новое в музыкальной культуре Возрождения. Бытование музыки. Развитие вокальной полифонии строгого стиля в творчестве мастеров Нидерландов, Франции, Италии, Англии, Испании. Мадригал как творческая лаборатория композиторов. Жанры, связанные с народной музыкой (вильянсико, вилланелла, качча и др.) Роль танца в жизни разных слоев общества и многообразие танцевальных жанров. Начало эмансипации инструментальной музыки и жанр сюиты. Роль лютни. Возникновение оперы. Музыка и живопись.

Черты Возрождения в древнерусской культуре.

Памятники художественной культуры Возрождения в Эрмитаже. Музыка и живопись Возрождения в восприятии младших школьников.

Тема 9. Художественная культура Западной Европы

XVII — первой половины XVIII вв.

Углубление религиозных, классовых, межнациональных, геополитических противоречий. Неравномерность развития и противоположность политических и экономических систем ведущих европейских стран. Развитие науки и религиозный фанатизм. Духовная напряженность как эмоциональная доминанта художественной культуры. Переход от ренессансного оптимистического гуманизма к трагическому гуманизму. Многообразие, сложность художественной культуры. Трагическое, возвышенное, величественное в искусстве, их взаимоотношения с другими эстетическими категориями.

Проблема художественных стилей и направлений эпохи — барокко, классицизм, рококо, реализм, их разновидности, географическая и временная локализация, разные варианты взаимодействия и взаимовлияния.

Барокко как ведущий стиль эпохи, его связь с католицизмом, контрреформацией. Яркие проявления барочности в живописи и архитектуре Италии, Фландрии, Южной Германии. Своеобразие преломления стиля барокко в музыке Италии и Германии. Классицизм как доминирующий стиль французского абсолютизма, его варианты в литературе, театре, архитектуре, живописи, музыке. Рококо как реакция на барокко и классицизм, его черты в изобразительном, прикладном, музыкальном искусстве Франции. Разные типы реализма в творчестве “малых” голландцев и Рембрандта. Сочетание реализма и барочности в творчестве испанских и фламандских, реализма и рококо — французских мастеров. Тема природы в живописи. “Пары” Г. Вёльфлина в анализе художественных произведений периода.

Проблема стиля в музыкальной культуре. Зигзаги развития оперного искусства. Возникновение жанров оратории и кантаты как компромисс между требованиями церкви и света. Орган в музыкальной культуре Европы. Клавесин и клавикорд как символы светской музыки. Крупнейшие клавирные школы (английская, французская, итальянская, немецкая). Роль скрипки в становлении гомофонии и утверждении жанра концерта. Жанры прелюдии и фуги, токкаты, ричеркара, танцевальной сюиты. Тематика программной музыки, возможности ее использования в начальной школе. Творчество И.С.Баха — вершина художественной культуры. Бах как педагог. Музыка периода в восприятии младших школьников.

Тема 10. Художественная культура Западной Европы

второй половины XVIII в.

Просвещение как идеологическое движение, его социальные и эстетические идеи. Философия в культуре Просвещения. Условность хронологических рамок. Вторая половина XVIII в. как центр этой эпохи. Уроки Великой Французской буржуазной революции как попытки претворения в жизнь ее основных идей.

Классицизм — главный художественный стиль эпохи. Классицизм и Просвещение. Отличие просветительского классицизма от абсолютистского. Просветительский реализм и сентиментализм. Искусство и революция. Театр как общественная трибуна, его ведущее место в иерархии искусств. Театральные жанры и театральные войны. Энциклопедисты о театре. Роль оперы. Война “глюкистов” и “пиччинистов” и оперная реформа Глюка. Комедия и комическая опера. Победа третьего сословия на театральной сцене — предвестник победы политической (“Свадьба Фигаро” у Бомарше и Моцарта). Может ли архитектура воплощать идеи гражданственности? Ансамблевость в архитектуре. Греческое и римское в живописи и архитектуре классицизма.

Развитие инструментальной музыки и формирование симфонического оркестра. Мангеймская и венская классическая школы. Общие черты и особенности жанров симфонии, сонаты, концерта, квартета. Диалектичность сонатной формы — отражение диалектики мира.

Изменение социального статуса художника. Демократизация культурной жизни. Профессионализация образования. Изучение искусства прошлого.

Музыка Гайдна, Моцарта, Бетховена в начальной школе.

Тема 11. Русская художественная культура XVIII в.

Путь в Европу: реформы Петра I и их значение для русской культуры. Методы и средства (в том числе принудительные) европеизации России. Петербург — окно в Европу. Иностранные мастера, ученичество, пенсионерство. Становление национальных кадров. Академия наук. Академия художеств и другие учебные заведения в области художественной культуры и искусства. Искусство в системе общего и специального образования и воспитания.

Этапы и идеи градостроительства в Петербурге. От петровского барокко к зрелому классицизму: национальные варианты общеевропейских стилей, главные представители и памятники петербургской архитектуры XVIII в. Общественная жизнь и жанры изобразительного искусства. Гравюра петровского времени. Миниатюра на эмали. Петровские пенсионеры-художники. Образы Петра I в живописи и скульптуре. Доминирование жанра портрета, этапы его развития, выдающиеся представители. Барокко и классицизм в скульптуре. Исторический жанр и первые картины на сюжеты из русской истории.

Гражданственность литературы XVIII в. Роль журналов и театра в утверждении идей Просвещения. Формирование русского стихосложения.

Развитие инструментальной музыки. Военные оркестры. Традиции партесного пения в православном богослужении и отражение новой тематики в петровских кантах. Появление музыкально-театральных трупп и развитие музыкального театра. Формирование русской композиторской школы в последней трети XVIII в. Жанр хорового концерта — золотой фонд русской музыкальной культуры. Русская комическая опера. Начало изучения русской народной песни, первые сборники, обработки, использование в опере. Сентиментализм в русской поэзии и музыке.

Своеобразие функционирования художественной культуры в России. Дворянское любительство и крепостной профессионализм. Крепостные артисты, музыканты, художники, их судьбы. Иностранный и отечественный художник в России.

Эволюция отношения к художественной культуре XVIII в. на разных этапах развития русского общества. Петербург и художественная культура России XVIII в. в педагогике начальной школы.

Тема 12. Художественная культура Западной Европы и США XIX в.

Аристократические и буржуазные начала в художественной культуре XIX в. Распространение публичных форм культурной жизни — строительство концертных и выставочных залов, усиление роли периодической печати, появление новой публики. “Не продается вдохновение, но можно рукопись продать”: искусство как товар, доступность и платность услуг художника и художественных произведений. Интернационализация культуры и Всемирные выставки. Салон в художественной культуре.

Романтизм — главенствующее художественное направление первой половины XIX в. Широта и многообразие национальных и индивидуальных вариантов романтизма. Его инвариант — разочарование в идеалах Просвещения и неприятие буржуазной действительности, поиски нового идеала и уход в глубину душевной жизни. Аспекты романтизма — тяготение к призрачному, фантастическому, странному, далекому, народному, титаническому, противопоставление природы обществу. Романтизм и проблемы национального. Романтизм как стиль жизни; единство жизни и творчества. Художественное творчество как высший вид деятельности; социальная самооценка, варианты общественной позиции художника-романтика; проблемы адресата. Романтики и культурное наследие прошлого.

Ведущая роль музыки и поэзии в иерархии видов искусств в романтизме. Варианты романтизма в литературе Англии, Германии, Франции. США. Романтизм в живописи Франции и Германии. Ретроспективизм как проявление романтизма в архитектуре.

Национальные школы музыкального романтизма (австро-немецкая, французская, итальянская, польская, венгерская, чешская, норвежская) и их представители. Роль и многообразие вокальных жанров: песня, романс, серенада, баркарола, баллада. Песенные циклы. Фортепиано — главный инструмент романтизма. Жанры прелюдии, ноктюрна, этюда, рапсодии и др. Многообразие национальных танцев. Вальс как интернациональный символ романтического мироощущения. Симфоническая поэма и программная симфония. Новая программность в романтизме и проблема синтеза искусств. Музыка романтиков для детей. Исполнительское искусство; виртуозность как романтический вызов. Оперные школы и жанры в художественной культуре XIX в. Реформа Вагнера.

Реализм и романтизм. Врастание романтизма в реализм, их многообразные взаимодействия и сочетания. Литература и живопись критического реализма. Реализм в опере. Проблема реализма в музыке.

Вакенродер о педагогической ценности музыки. Романтическое искусство в современном мире. Аспекты его педагогического использования.

Тема 13. Русская художественная культура XIX в.

Место и значение русской художественной культуры XIX в. в истории отечественной и мировой культуры. От ученичества — к учительству, от импорта — к экспорту. Высокая социальная ценность искусства. Художественная культура и общественная борьба. Нравственность и искусство. Искусство как служение. Искусство и национальная идея.

Особенности политического развития России в XIX в., его основные вехи (война 1812 г., восстание декабристов, освобождение крестьян) и этапы развития художественной культуры. Петербург — центр русской художественной культуры XIX в.

Война 1812 г. и рост национального самосознания. Особенности основных художественных направлений первой трети XIX в. — классицизма, романтизма, реализма, их достижения в разных видах искусства, взаимодействие. Плодотворность синтеза направлений (Пушкин, Глинка, Брюллов). Высшие достижения классицизма в архитектуре Петербурга. Классицизм и “героический” романтизм в общественной борьбе, в движении декабристов.

Роль музицирования в городской и усадебной культуре. Перерастание сентиментализма в романтизм в русском романсе. Создание русского литературного (Пушкин) и музыкального (Глинка) языка, синтез русского и европейского, народного и аристократического в них. Создание двух типов русской оперы (народно-исторической и сказочной) и русской симфонической школы. Тема Востока в русской культуре. Романтические и реалистические тенденции в портретной живописи. Крестьянская тематика в музыке и живописи.

Трагические настроения в “постдекабристском” искусстве. Кризис классицизма. Романтизм и критический реализм (Лермонтов, Гоголь, Даргомыжский, Федотов). Третий тип русской оперы — лирико-психологический. “Маленький человек” в искусстве. Роль художественной критики.

Реформы 60-х и “шестидесятники”. Утверждение критического реализма. Ведущая роль литературы. Журналы. Величайшие достижения русского реализма в литературе, театре, музыке, живописи. Новые формы организации культуры. Русское музыкальное общество и создание Петербургской и Московской консерваторий. “Могучая кучка” и Бесплатная музыкальная школа. Развитие оперных и симфонических жанров. Товарищество передвижных выставок и художественные музеи.

Осмысление поворотных событий русской истории в литературе, музыке, живописи. Современная социальная проблематика, темы протеста, революционной борьбы, борьбы за человеческое достоинство, право на счастье в разных видах искусства. Тема русской сказки, былинные образы в музыке и живописи. Многообразие русской природы в поэзии, прозе, живописи, музыке. Значение жанра портрета в живописи.

Влияние русской культуры XIX в. на мировую. Ее роль в современной культуре, педагогике.

Тема 14. Развитие художественной культуры Европы

на рубеже XIX – XX вв.

Кризисные черты в обществе и художественной культуре рубежа веков. Условность хронологических рамок и главные хронологические ориентиры (от разгрома Коммуны до первой мировой войны). Ощущения “конца века” и “заката Европы”. Философские искания и культура. Кризис романтизма и реализма и “дробление” направлений. Центробежные тенденции в искусстве. Конфликт личности и общества в романтизме и реализме и разные типы его решения в художественных течениях рубежа веков.

Париж как мировая столица нового искусства. Лозунг “искусство для искусства” и “Парнас”. Реабилитация эстетического. Символ в искусстве и символизм как художественное течение. Символизм и романтизм. Вагнер и символизм. Реализм и натурализм. Художественные открытия французских импрессионистов и их роль в мировой культуре. Импрессионизм как реализм, отказавшийся от социальной проблематики. Между символизмом и импрессионизмом: новый язык и образность в творчестве Дебюсси. Поиски постимпрессионистов и пути развития живописи в ХХ в. Фовизм. “Наивное” искусство.

Противоположность немецкого и французского духа. Начало экспрессионизма в живописи и музыке Австрии и Германии. Г. Малер — последний великий гуманист и симфонист Европы. Экспрессионизм как “высшая и последняя стадия” романтизма. Его социальность и пессимизм. Предупреждение и пророчество. Абсолютизация и эмансипация отдельных средств выразительности и стремление идти до конца в своих поисках. “Мост”, “Синий всадник” и новая венская школа. Атональность в музыке и абстракционизм в живописи. Своеобразная реалистичность экспрессионизма: “Бомбы падают атонально” (Шенберг).

Эклектизм и историзм в конце XIX в. “Стиль модерн” как отражение поисков нового большого интернационального стиля. Усиление ретроспективных, неоклассических устремлений как реакция на усложнение образности и языка. Многообразие классицистских и неоклассических тенденций и моделей. Взаимосвязь раннего неоклассицизма и изучения культуры прошлого, развития искусствознания, возрождения старинной музыки и музыкальных инструментов. Широкая пропаганда классического наследия.

Значение периода для всей художественной культуры XX в. Художественное наследие импрессионизма и неоклассицизма в педагогике начальной школы.

Тема 15. Развитие русской художественной культуры рубежа веков

Общее и особенное в русской художественной культуре периода. Углубление общественных противоречий. Нарастание революционной ситуации. Русские революции и культура. Продолжение великих традиций русского реализма и завершение творческого пути многих его представителей. Академизация некоторых черт былого бунтарства: передвижники и Академия художеств, Римский-Корсаков и ”Беляевский кружок”, Чайковский и его продолжатели. Великое старое и дерзкое новое. Роль журналов (“Весы”, “Мир искусства”, “Аполлон”). Искания русской идеалистической философии и искусство.

Начало “серебряного века” русской поэзии. Русский символизм в поэзии, музыке, живописи: Скрябин как музыкальное знамя символизма; параллель “Блок — Скрябин — Врубель”. Акмеизм и имажинизм. “Мир искусства” и многообразие русского эстетизма. Ретроспективные устремления. Русский и французский XVIII в., славянское язычество и христианство, русская сказка и лубок в восприятии и творчестве мирискусников и близких им композиторов: параллели “Римский-Корсаков/Лядов — Билибин/Рерих — Ремизов”. Книжная графика и искусство книги. Творческое объединение “Голубая роза”. Театр в художественной культуре периода. Государственные и частные театры Москвы и Петербурга. Шаляпин и новый уровень понимания задач певца в опере. Дягилев и “Русские сезоны” в Париже. Русский балет. Работа художников в театре.

Богоискательство и новая волна в русской православной музыке и живописи.

Урбанизм и новое варварство. Антиромантические, новаторские тенденции в музыке (Стравинский, Прокофьев), футуризм в поэзии и художественные объединения “Бубновый валет” и “Ослиный хвост”. “Супрематизм”, “лучизм”, “кубофутуризм”.

Мирискусническая книга в детском чтении. Фольклорные мотивы в музыке в музыкальном воспитании младшего школьника.

Тема 16. Общие тенденции развития художественной культуры

в XX в.

Возрастание темпов развития и расширения художественной культуры. Географическая и историческая широта понятия “современная культура”, актуализация в ней практически всего художественного наследия человечества. Научно-технический прогресс и художественная культура: почти неограниченные возможности изучения, пропаганды, использования любых художественных произведений прошлого. Организация изучения художественной культуры прошлого. Музеи, научно-исследовательские институты, издания, каталогизация, реставрация и т.д. Тяготение к “полным собраниям сочинений” во всех областях, включая концертную деятельность, как характерная черта “собирательной” стороны художественной культуры XX в. Оборотная сторона этой доступности — тиражирование, вульгаризация, утрата уникальности, снижение ценности единичного акта художественного восприятия. Диалоги культур.

Место современного художественного творчества в современной художественной культуре. Сложность и противоречивость, поляризация и многополярность. Элитарная, демократическая, массовая культура и искусство. Новые виды искусства.

Стремление к новаторству, к пределу, к логической исчерпанности идеи и развитие авангардных течений. Варианты абстракционизма (неопластицизм, ташизм), кубизма, сюрреализма. Антиэстетичность и “эстетизация безобразного” в ряде течений. Дадаизм в литературе. Драма абсурда. Экспрессионизм и антифашизм. Переход от атональности к додекафонии и сериальности. Алеаторика — реакция на тотальную сериальность. Соноризм, пуантилизм, конкретная музыка. Широта понятия электронная музыка и возможности электронных инструментов. Неоклассицизм в искусстве XX в., многообразие его моделей. Неофольклоризм и открытие новых фольклорных пластов. “Наивное” и народное искусство в XX в.

Интернационализация и проблема национального. Роль “молодых” национальных школ. Взаимоотношения художественных культур Европы и Азии, Африки, Латинской Америки. Джаз как явление глубоких межкультурных обменов.

Элитарность авангардных течений и утрата публики. Индустриализация, коммерциализация и массовая культура. Культура и контркультура. Андеграунд. Молодежные движения и различные течения рок-музыки. Широкое распространение псевдокультуры и псевдоискусства. Отказ от этических норм. Пропаганда насилия, наркотиков, порнографии. Поп-культура. Кич. СМИ и создание новых жанров. “Мыльные оперы”. “Война и мир” на 20 страницах. Способы вульгаризации шедевров: обработки, использование их в рекламе и т.д.

Художественная педагогика в XX в. Широкое распространение художественного образования и воспитания. Создание новых педагогических систем. Плодотворное развитие детской литературы, поэзии, театра, музыки как феномен культуры XX в.

Тема 17. Особенности развития отечественной

художественной культуры в советский и постсоветский периоды

Сложность и противоречивость развития отечественной культуры в данные периоды. Место художественной культуры и искусства в политической и идеологической системе страны после Октября. Вопросы культурной политики в трудах коммунистических вождей. Искусство и революционная агитация. Ленинский план монументальной пропаганды. “Искусство принадлежит народу...” Новая публика. Национальная политика в области художественной культуры. Почти полное уничтожение церковной художественной культуры.

Широкий спектр художественной палитры 20-х гг. Сосуществование объединений противоположной эстетической направленности (АСМ, РАПМ, “Проколл”, РАПП, Пролеткульт, ЛЕФ, АХРР, ОСТ и др.) Творческие искания этого периода. Изменение ситуации в 30-е гг. Культ личности и унификация эстетики. “Социалистический реализм” или разновидность классицизма? Массовые репрессии и искусство. Партийное руководство художественной культурой. Методы “кнута и пряника”. Организационные формы: профессиональные творческие союзы, дома творчества, издательства, журналы и т.д. Система художественного образования. Достижения музыкального и литературного творчества. Триумфы советской музыкально-исполнительской школы за рубежом. Развитие песенного жанра, кино. Высокий профессиональный уровень советского театра, оперы, балета, фольклорных и танцевальных коллективов.

Художественная культура в годы Великой Отечественной войны. Деятели искусства фронту. Гуманизм и патриотизм. Публицистика и лирика в годы войны. Тема Великой Отечественной войны в отечественном и мировом искусстве.

Ужесточение репрессий и идеологического диктата в послевоенные годы. “Исторические” постановления ЦК в области культуры. ХХ съезд КПСС и недолговременная “хрущовская оттепель”. Поколение “шестидесятников” в художественной культуре. Период “застоя” и культура. Расширение производства и потребления в сфере художественной культуры. Усиление скрытой и явной борьбы художественной интеллигенции с официозным искусством и административными методами управления культурой. Всенародное распространение бардовской песни как один из феноменов этой борьбы. Неформальные творческие объединения и “бульдозерные выставки”. Активное освоение новых технологических приемов и идейных концепций. Своеобразие советского рока и развитие массовой культуры. Легализация неформальных течений в конце 80-х гг.

Массовое развитие детской литературы и иллюстрации, детского кино, музыки, художественного образования и воспитания как характерная черта всех периодов развития советского общества.

Тенденции развития отечественной культуры в период после распада Союза. Отказ от принципов руководства культурой и отмена цензуры. Позитивные (свобода художественного творчества, актуализация целых пластов забытой или запрещенной литературы, появление новых фондов, объединений, журналов и т.д.) и негативные последствия этого (неконтролируемый поток желтой прессы, порнографии, пропаганда национальной и социальной нетерпимости и др.) Снижение “среднего” качества художественной продукции. Финансовые трудности большинства организаций культуры, проблемы выживания и др. Кризис в развитии искусства для детей — мультипликационного и художественного кино, песни, литературы. Возможные пути выхода из кризиса. Многообразие современных форм художественного образования и воспитания детей.

Рекомендуемая литература

Основная

Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: В 2 т. — М., 1967.

Балашша И., Гал Д.Ш. Путеводитель по операм. — Будапешт, 1967. Т.1-2.

Введение в теорию художественной культуры: Учебное пособие / Науч. ред. проф. Л.М.Мосолова. – СПб., 1993.

Буслович Д.С. Люди, боги, герои. – СПб., 1992.

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – СПб., 1994.

Вийранд Т. Молодежи об искусстве. — Таллинн, 1990.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985.

Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. – СПб., 1995-97. Т. 1-3.

Всемирная история литературы.- М., 1989. Т.1-4.

Всеобщая история архитектуры. — М., 1963, Т.1-2.

Всеобщая история искусств. — М., 1966. Т.1-5.

Гомбрих Э. История искусства. — М. 1998.

Грибунина Н.Г. История художественной культуры. — Тверь, 1993.

Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. — М., 1960. Т. 1.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1-3. — М., 1990-92.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. 2-е изд. – М., 1999.

Зотов А.И. Русское искусство с древнейших времен до начала 20 в. — М., 1979.

Ильина Т.В. История искусств: В 2 ч. — М., 1993-1994.

Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика: Кн. для учителя: В 3 ч. / Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. – М., 1987.

Искусство народов СССР: В 9 т. — М., 1971.

Искусство стран и народов мира: Энциклопедия. — М., 1981.

История зарубежного театра. — М., 1977. Т.1-3.

История искусства зарубежных стран: В 3 т. / Под общ. ред. М.В. Доброклонского. — М., 1979.

История русского искусства: В 13 т. / Под ред. И.Э.Грабаря, В.Н.Лазарева и В.С.Кеменова. — М., 1953-1969.

История русского искусства: Учебник для худ. вузов: В 2 кн. / Акад. художеств. — М., 1981.

История русской архитектуры. — М., 1956.

История русской музыки: В 10 т. — М. 1983.

Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. – Л., 1972.

Керам К. Боги, гробницы, ученые. — М.,1963.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. — М., 1982 — 1983. Т. 1-2.

Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.

Малая история искусств (серия)

Мировая художественная культура в памятниках: Учебное пособие. – СПб., 1997.

Мифы народов мира. — М., 1991-1992. Т. 1-2.

Мосолова Л.М., Валицкая А.П., Щедрина Г.К. Мировая художественная культура: В 2 ч. – Л., 1991.

Музыкальная энциклопедия. — М., 1973 -1982. Т. 1-6.

Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. — М., 1977.

Популярная художественная энциклопедия. Архитектура, Живопись, скульптура, декоративное искусство: В 2 кн. — М., 1986.

Художественная культура СССР: Лингвострановедческий словарь. — М., 1984.

Цивилизации. Вып. 1-2. – М., 1993.

Эстетика: Словарь. — М., 1989.

Янсон Х.В., Янсон Энтони Ф. Основы истории искусств. – СПб., 1996.

Дополнительная

Художественная культура первобытного общества

Антропоморфные изображения. — Новосибирск, 1987.

Конен В. Пути американской музыки. — М., 1977. Гл.2: Истоки негритянской музыки.

Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. — М., 1973 (Малая история искусств)

Окладников А.П. Утро искусства (искусство палеолита). — Л., 1967.

Первобытное искусство (Кн.1-3). — Новосибирск, 1976-1980.

Ранние формы искусства. — М., 1972.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. — М., 1985.

Тэйлор Э. Первобытная культура. — М., 1939.

Федорова Л.Н. Африканский танец. — М., 1986.

Формозов А.А. Очерки по первобытному искусству. — М., 1969.

Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. 2-е изд. — М., 1980.

Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия / Сост. И.А.Химик. – СПб., 1994.

Художественная культура Месопотамии и Египта

Авдиев В.И. История Древнего Востока. — М., 1970.

Белицкий М. Забытый мир шумеров. — М., 1980.

Белянский А.А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. — М., 1970.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.

Древние цивилизации. — М., 1989.

Замаровский В. Их величества пирамиды. — М., 1986.

Искусство Древнего Египта. — М., 1972.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. — М., 1959.

Кинк Х. Как строились египетские пирамиды. — М., 1967.

Кремер С.Н. История начинается в Шумере. — М.,1965.

Любимов Л. Искусство Древнего мира.

Матье М.Э. Искусство Древнего Востока. — М., 1968.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М., 1970.

Музыкальная культура Древнего мира. — 1937.

Оппенхейм Л.А. Древняя Месопотамия. — М., 1980.

Павлов В.В. Египетский портрет 1 — 4 века. — М., 1967.

Пиотровский Б.Б. Искусство Урарту. — Л., 1962.

Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. — М., 1985.

Рак И.В. Мифы Древнего Египта. – СПб., 1993.

Фаюмский портрет / Сост. альбома В.Павлов. — М., 1965.

Целлар К. Архитектура страны фараонов. — М., 1990.

Чизхолм Дж., Миллард Энн. Ранние цивилизации. — М., 1995.

Художественная культура Древней Индии, Древнего Китая, Мезоамерики

История Древнего Востока: зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческих цивилизаций.

Кинжалов Р.В. Искусство Древней Америки. — М., 1962.

Конрад Н.И. Восток и Запад. — М., 1972.

Кухарский В. Китайская традиционная музыкальная драма // Кухарский В. О музыке и музыкантах наших дней. — М., 1979.

Массон В.М. Средняя Азия и Древний Восток. — М., 1964.

Рагхава Р. Менон. Звуки индийской музыки: Путь к раге. — М., 1982.

Роуленд Б. Искусство Востока и Запада. — М., 1958.

Соди Деметрио. Великие культуры Мезоамерики. — М., 1985.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. Изд. 2-е. — М., 1982.

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. — М., 1965.

Античная художественная культура

Античная литература. — М., 1986.

Античная музыкальная эстетика. — М.. 1960.

Античная художественная культура: Учебное пособие / Науч. ред. Г.К. Щедрина. – СПб., 1993.

Античность как тип культуры. — М., 1982.

Брянцева В. Мифы Древней Греции и музыка. — М., 1966.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. — М., 1972.

Головня В.В. История античного театра. — М., 1972.

Греческая трагедия. — М., 1972.

Златковская Т.Д. У истоков европейской культуры. Троя. Крит. Микены. — М., 1961.

Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. — М., 1977.

Кто есть кто в античном мире. — М., 1993.

Культура Древнего Рима. — М., 1992. Т.1-2.

Лурье С.Я. и др. Древняя Греция.

Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. — Л., 1962.

Санкт-Петербург и античность. — СПб., 1993.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. — М., 1971.

Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. — М., 1980.

Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. — М., 1966.

Художественная культура западноевропейского средневековья

Городская культура Средневековья и начала Нового времени. — Л., 1986.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1980.

Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М., 1981.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М., 1980.

Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. — М., 1964.

Даркевич В.П. Аргонавты Средневековья. — М., 1976.

Даркевич В.П. Народная культура Средневековья. — М., 1988.

Добиаш-Рождественская О. Культура западноевропейского средневековья. — М., 1987.

Муратова К. Мастера французской готики. 12-13 вв. — М., 1988.

Нессельштраус Ц.Г. Искусство средних веков. — М., 1968.

Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. — М., 1974.

Тяжелов В.М. Искусство средних веков. — М., 1975.

Хейзинга Й. Осень средневековья. — М., 1982.

Художественный язык средневековья. — М., 1982.

Художественная культура Византии и Древней Руси

Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. — М., 1974.

Брюсова В.Г. Живопись 17 в. — М., 1984.

Бычков В.В. Византийская эстетика. — М., 1977.

Вагнер Г. Проблема жанров в древнерусском искусстве. — М., 1974.

Вагнер Г. Скульптура Древней Руси. — М., 1969.

Высоцкий С. Светские фрески Софийского собора в Киеве. — 1989.

Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. — М., 1966.

Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. — М., 1970.

Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. — М., 1976.

Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. — М., 1966.

Каргер М.К. Древний Киев: В 2 т. — М.; Л., 1958-1961.

Каргер М.К. Новгород Великий. — М.; Л., 1961.

Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. — М., 1999.

Косцова А. Сюжеты древнерусских икон. — СПб., 1992.

Культура Византии. — М., 1984.

Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. — М., 1966.

Лазарев В. Феофан Грек и его школа. — М., 1961.

Лазарев В.Н. Византийская живопись. — М., 1971.

Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. — М., 1973.

Лелеков Л.А. Искусство Древней Руси и Восток. — М., 1978.

Леонов А. Симон Ушаков. Русская живопись 17 в. — М.; Л., 1945.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1976.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. – М., 1981.

Мень Александр. Православное богослужение: Таинство, слово и образ. — М., 1991.

Музыкальная эстетика России XI – ХVШ веков. — М., 1973.

Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве 17 в. — М., 1955.

Очерки русской культуры 13-15 вв. — М., 1969.

Очерки русской культуры 16 в. — М., 1977.

Очерки русской культуры 17 в. — М., 1979.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. — М., 1984.

Удальцова Э.В. Византийская культура. — М., 1988.

Художественная культура эпохи Возрождения

Аникст А.А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы. — М., 1966.

Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984.

Арган Дж. История итальянского искусства: В 2 т. — М., 1990.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М., 1989.

Бахтин М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1965.

Бояджиев Г.М. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. — Л., 1975.

Бронфин Е. Клаудио Монтеверди.- Л., 1970.

Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М., 1971.

Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. — М., 1987.

Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. — М., 1967.

Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. В 2 кн. — М., 1978.

Искусство Запада / Под ред. М.Я.Либмана. — М., 1971.

Искусство раннего Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия / Под ред. Е.М. Ротенберга. — М., 1980.

Коннов В. Нидерландские композиторы XV-XVI вв. — Л., 1984.

Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. — М., 1979.

Культура Возрождения и Реформация. — Л., 1981.

Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. — М., 1979.

Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. — М., 1972.

Лебединский М. Портреты Рафаэля. — М., 1983.

Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. — М., 1972.

Лосев А. Эстетика Возрождения. — М., 1982.

Львов С.А. А. Дюрер. — М., 1985.

Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. — М., 1996.

Никулин Н. Золотой век нидерландской живописи. — М., 1982.

Прокопп М. История живописи 14 в. — Будапешт, 1988.

Рутенбург В.И. Итальянский период от раннего Средневековья до Возрождения. — Л., 1987.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. — М., 1976.

Санти Б. Рафаэль. – М., 1995.

Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет 16 в. — М., 1964.

Типология и периодизация культуры Возрождения / Под ред. В.И. Рутенбурга. — М., 1978.

Художественная культура Западной Европы XVII-XVIII вв.

Аберт Г. Моцарт. — М., 1978-1985 (и др. изд.) Т.1-2.

Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч.1 и 2. 2-е изд., доп. — М., 1985.

Альшванг А. Бетховен. — М., 1977.

Варшавская М.Я. Рубенс в Эрмитаже. — Л., 1975.

Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи. — М., 1957.

Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Ч.1. — М., 1963.

Герман М.Ю. Хогарт и его время. — Л., 1977.

Гершензон-Чегодаева Н.М. Фламандские живописцы. — М., 1949.

Гивенталь И., Щукина-Гингольд Л. Музыкальная литература. Вып. 2. — М., 1984.

Друскин М. Клавирная музыка. — М., 1960.

Друскин М.С. И.С.Бах. — М., 1982.

Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. — М., 1975.

Золотов Ю.К. Французский портрет в Эрмитаже. — Л., 1982.

История искусства зарубежных стран 17-18 вв. / Под ред. В.И.Раздольской. — М., 1988.

Каптерева Т. Искусство Франции 17 в. — М., 1969.

Кац Б. Времена — люди — музыка. — Л., 1988.

Кеменев В. Картины Веласкеса. — М., 1969.

Конен В. Пёрселл и опера. — М., 1978.

Левина И.М. Искусство Испании XVI-XVII вв. — М., 1966.

Лившиц М.А. и др. Искусство XVII в. — М., 1971.

Лившиц М.А. Французское искусство XV-XVIII вв. — Л., 1967.

Лисенков Г. Английское искусство XVIII в. — Л., 1964.

Малицкая К.М. Испанская живопись XVI-XVII вв. — М., 1947

Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв / Сост. В.Шестаков. — М., 1971.

Новак Л. Йозеф Гайдн: Жизнь, творчество, историческое значение. — М., 1973.

Раабен Л.Н. Жизнь замечательных скрипачей. — М.; Л., 1967.

Рабей В. Г.Ф.Телеман. — М., 1974.

Раздольская В.И. Рубенс. — Л., 1973.

Розеншильд К. Музыка во Франции ХУП — начале XVIII в. — М., 1979.

Ротенберг Е.И. Рембрандт. — М., 1956.

Скудина Г.С. Рассказы о И.С.Бахе. — М., 1985.

Форкель И.Н. О жизни, искусстве и о произведениях И.С. Баха. — М.: Музыка, 1974.

Хохловкина А. Западноевропейская опера. — М., 1962.

Чегодаев А.Д. Ватто. — М., 1963.

Чичерин Г.В. Моцарт: Исследовательский этюд. — Л., 1987 (и др. изд.).

Швейцер А. И.С.Бах. — М., 1987.

Шекалов В.А. Старинная музыка в начальной школе. — Л., 1989.

Эйнштейн А. Моцарт. — М., 1977.

Русская художественная культура XVIII в.

Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках.- СПб., 1994.

Краснобаев В.И. Русская культура второй половины XVII — начала XIX вв. — М., 1983.

Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера: Канцелярия от строений в русской живописи перв. половины XVIII в. — М., 1965.

Очерки русской культуры XVIII в.: В 4 ч. — М., 1985-1990.

Первые художники Петербурга / Сост. В.Г.Андреева. — Л., 1984.

Ройзман Л. Орган в истории русской музыкальной культуры. — М., 1979.

Русское искусство барокко. — М., 1977.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников ХУШ в. / Под ред. А. Леонова. — М., 1952.

Рыцарева М. Композитор М.С. Березовский. — М.,1983.

Рыцарева М. Композитор Д.С. Бортнянский. — Л., 1979.

Серия “Зодчие нашего города”.

Художественная культура Западной Европы и США XIX в.

Берлиоз Г. Мемуары. — М., 1962.

Бэлза И. Шопен. — М., 1968.

Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. — М., 1977.

Вульфиус П. Ф. Шуберт. — М., 1983.

Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 3. — М., 1989.

Галь Г. Брамс, Вагнер, Верди: Три мастера, три мира. — М., 1986.

Григорьев В.Ю. Никколо Паганини. — М., 1987.

Друскин М. История зарубежной музыки. Вып. 4. — М., 1976.

Житомирский Д. Р. Шуман. — М., 1964.

Кенигсберг А. Вебер. — Л., 1981.

Кожина Е. Романтическая битва: Очерки французской романтической живописи 1820-х гг. — Л., 1969.

Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. — М., 1976.

Левашева О. Эдвард Григ. — М., 1975.

Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 4. — М., 1987.

Левик Б. Р. Вагнер. — М., 1988.

Мильштейн Я. Ф. Лист. — М., 1956. Т. 1-2. (2-е изд. — М., 1971).

Музыка Австрии и Германии XIX в. — М., 1975.

Музыкальная эстетика Германии XIX века: В 2 т. / Сост. А.В. Михайлов, В.П. Шестаков. — М., 1981-1982.

Музыкальная эстетика Франции XIX в. / Сост. Е.Ф. Бронфин. — М., 1974.

Соловцова Л. Дж. Верди. — М., 1981.

Хохлов Ю. Ф.Шуберт. — М., 1978.

Царева Е. Иоганнес Брамс. — М., 1968.

Русская художественная культура XIX в.

Васина-Гроссман В.А. М.И. Глинка. — М., 1979.

Грабарь И.Э. И.Е. Репин. Т.1-2. — М., 1963-1964.

Зорина А.П. А.П. Бородин. — М., 1987.

Кунин И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. — М., 1979.

Очерки по истории русского портрета первой половины 19 в. / Под ред. И.М. Шмидта. — М., 1963.

Очерки истории русского портрета второй половины 19 в. / Под ред. Н.Г. Машковцева. — М., 1963.

Познанский В.В. Очерки формирования русской национальной культуры. Первая пол. Х1Х в. — М., 1975.

Прибегина Г.А. П.И. Чайковский. — М., 1984.

Русская художественная культура второй половины Х1Х в. — М., 1988.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины Х1Х в. / Под ред. А. Леонова. — М., 1954.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины Х1Х в.: В 5 т. — М., 1962-71.

Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 — нач. 20 вв. — М., 1986.

Русская художественная культура конца XIX — начала XX вв.

Бенуа А. Мои воспоминания. 2-е доп. изд. — М., 1990. Т.1-2.

Борисовская Н.А. Бакст. — М., 1979.

Бэлза И. А.Н. Скрябин. — М., 1982. .

В.В. Кандинский. Каталог выставки. — Л., 1989.

Грабарь И.Э. В.А. Серов. — 2-е изд. — М. 1980.

Добужинский М.В. Воспоминания. — М., 1987.

Капланова С.П. М.С. Сарьян. — М., 1973.

Коган Д.З. Врубель. — М., 1980.

Константин Коровин вспоминает. 2 доп. изд. — М., 1990.

Костин В.И. Петров-Водкин. — М., 1966.

Кравченко К.С. Конёнков. — М., 1967.

Крюков А.Н. А.К. Глазунов. — М., 1982.

Лапшин Н.М. “Мир искусства”: Очерки истории и творческой практики. — М., 1977.

Очерки по истории русского портрета конца 19 — нач. 20 вв. / Под ред. Н.Г. Машковцева. — М., 1964.

Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже: 1908-1929. — М., 1988.

Полякова Е. Н. Рерих. — М., 1973.

Поспелов Г.Г. Бубновый валет. — М., 1990.

Русская художественная культура конца Х1Х — начала ХХ вв. Кн. 1-4. — М., 1968-1980.

Сарабьянов Д. Русская живопись конца 1900 — начала 1910 годов. — М., 1971.

Сергей Дягилев и русское искусство. — М., 1982. Т.1-2.

Сидоров А.А. Русская графика начала ХХ в. — М., 1969.

Соколова О.И. С.В. Рахманинов. — М., 1983.

Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины Х1Х — начала ХХ в. — М., 1984.

Художественная культура конца XIX – XX вв.

Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х гг. 20 в. — М., 1982.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. — М., 1972.

Апчинская Н.В. Майоль. — М., 1981.

Архитектура Запада. Мастера и течения. — М., 1972.

Борьба тенденций в современном западном искусстве. — М., 1986.

Бурдель Э.А. Искусство скульптуры. — М., 1968.

Валериус С. Прогрессивная скульптура ХХ века. — М., 1973.

Вейс Д. Роден. — М., 1969.

Вентури Л. Импрессионизм. — М., 1969.

Димитров Д.О. О современном изобразительном искусстве. — М., 1987.

Дмитриева Н.А. Пикассо. — М., 1971.

Друскин М. Игорь Стравинский. — Л., 1982.

Жадова Л. Фернан Леже. — М., 1970.

Жадова Л.А. Монументальная живопись Мексики. — М., 1965.

Западное искусство: ХХ век. — М., 1978.

Иконников А.В. Современная архитектура. — М., 1983.

Искусство стран Латинской Америки. — М., 1986.

Искусствознание Запада об искусстве 20 в. — М., 1988.

Калитина Н.Н. Французская пейзажная живопись. 1870-1970. — Л., 1972.

Кантов А.И. Изобразительное искусство 20 в. — М., 1988.

Кассу Ж. Энциклопедия символизма. — М., 1999.

Конен В. Пути американской музыки. — М., 1977.

Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. — М., 1978.

Ле Корбюзье. Архитектура ХХ в. 2-е изд. — М., 1977.

Маца И. Проблемы художественной культуры ХХ в. — М., 1969.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. — М., 1959.

Музыка ХХ века. Ч.1-2. — М.: Музыка, 1976-1985. — (там же см. библиографию).

Полевой В.М. Искусство 20 в.: 1901-1945. — М., 1991. -(Малая история искусств).

Полевой В.М. ХХ век. — М., 1989.

Ревалд Д. Постимпрессионизм. — Л.; М., 1962.

Ревалд Д. История импрессионизма. — М., 1999.

Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. — М., 1999.

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. — М., 1989.

Семенов О.С. Д.Сикейрос. — М., 1980.

Современное западное искусство ХХ век: Проблемы и тенденции. — М., 1982.

Стравинский И. Диалоги. Л., 1971.

Стравинский И. Хроника моей жизни. — Л., 1963.

Уиттик А. Европейская архитектура ХХ в. — М., 1960-1964. Т.1-2.

Художники ХХ в. По страницам журнала “Творчество”. — М., 1974.

Шедевры искусства XX века. — М., 1997.

Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ в. — М., 1990.

Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. — М., 1966.

Энтелис Л. Силуэты композиторов ХХ века. — Л., 1975.

Эсколье Р. Матисс. — М., 1979.

Яворская Н.В. Современная французская живопись. — М., 1977.

Особенности развития отечественной культуры советского

и постсоветского периода

Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. — М., 1973.

Массовая культура и советское изобразительное искусство. — М., 1988.

Советская панорамная живопись: Сб. ст. / Сост. Х.А.Ушенин. — Л., 1965.

Сохор А. Георгий Свиридов. — М., 1972.

Тигранов Г. Арам Хачатурян. — Л., 1978.

Толстой В.П. Советская монументальная живопись. — М., 1958.

Хентова С. Шостакович: В 2-х т. — Л., 1985-86.

Шостакович о времени и о себе. — М., 1980.

Юренев Р. Краткая история советского кино. — М., 1979.

 

Теория музыки и детская музыкальная литература.

Программы