А.Б. Афанасьева, Н.А. Уреевская,

В.А. Шекалов, А.А. Щербакова

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

И ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Пояснительная записка

Курс “Теория музыки и детская музыкальная литература” предназначен для базового обучения на факультете начального образования. Целесообразно знакомство со многими его темами на дошкольном факультете, а также на некоторых гуманитарных факультетах. Курс относится к предметам культурологического цикла. Его методологической базой является метод историзма. Студенты ознакомятся с музыкальными произведениями, их языком и образным миром в историческом аспекте развития музыкального искусства от древних образцов монодической культуры до сложных образцов XX в. Тем самым данный курс в системе бакалавриата логически следует за предметом “История художественной культуры”, развивает близкие методологические установки на ином материале и ставит новые задачи в образовании студентов.

Специфика содержания курса состоит, во-первых, в углубленном обращении к музыкальному искусству в срезе музыки для детей; во-вторых, в тесной интеграции искусствоведческих знаний и практических навыков, формирующихся в процессе лабораторных, семинарских и лекционных занятий. Основы теории и анализа музыки студенты познают в процессе освоения истории музыки, развития музыкального языка.

Основная цель курса — познакомить студентов с широким кругом произведений детской музыкальной литературы в исторической проекции и с элементами анализа музыки в интеграции теории и истории музыки.

При изучении дисциплины формируются общие учебные и специальные умения и навыки, отвечающие задачам овладения нотной грамотой, основами теории музыки и анализа мелодии, фактуры, формы, жанров. Студенты овладевают навыками пения, сольфеджирования, дирижирования, игры на фортепиано и детских музыкальных инструментах. Выдвигается и сверхзадача курса — развить у студентов умение сопоставлять произведения разных видов искусств (прежде всего музыки, литературы, живописи).

Формы организации занятий — лекции, лабораторные, семинары.

Формы самостоятельной работы:

Промежуточные формы аттестации — семинары, проверка самостоятельных и контрольных работ.

Итоговая аттестация — зачет.

Ожидаемые результаты. Можно прогнозировать, что в результате обучения студенты будут глубже воспринимать музыкальные произведения, более грамотно судить о них, вести с детьми и их родителями беседы о детской музыке, сопоставлять музыкальные сочинения с произведениями живописи и детской литературы, включать музыку в уроки гуманитарного цикла.

Сфера детской музыки традиционно рассматривалась в узком смысле как музыка, написанная для исполнения детьми. В более широком плане в нее включается и музыка, написанная специально для слушания детьми. В настоящее время характерна тенденция к более широкому пониманию этой сферы, в чем несомненно велика заслуга программы по музыке, созданной под руководством Д.Б.Кабалевского и постоянно совершенствующейся коллективными усилиями многих музыкантов. Практики в работу с детьми включают разнообразные музыкальные сочинения, которые могут быть адаптированы педагогом для восприятия детской аудиторией.

В данной программе в сферу детской музыкальной литературы включается широкий круг музыкальных произведений, который может быть близок эстетическим и психологическим нормам восприятия искусства детьми. Сфера эта незамкнута, и в какой-то мере границы ее условны.

Ключевые понятия курса и особенности его построения отражены в темах лекций и лабораторных занятий.

Так как в системе бакалавриата данный курс предшествует курсу “Основы эстетического воспитания”, которым завершается базовый культурологический цикл, некоторые темы и музыкальные произведения не включены в содержание программы (они могли бы войти в нее, если бы курс был автономным). Так, музыкальные картины природы присутствуют в содержании курса. Однако произведения, имеющие названия “Времена года” (А. Вивальди, Й. Гайдна, П. Чайковского, А. Глазунова) не рассматриваются здесь, потому что логично входят в содержание курса “Основы эстетического воспитания”.

Специфические задачи курса вызывают необходимость деления учебной группы для лабораторных занятий на неподготовленных студентов, незнакомых или малознакомых с нотной грамотой (в дальнейшем — первая подгруппа), и на подготовленных (в объеме ДМШ), а также студентов получающих специализацию “Методика музыкально-эстетического воспитания в начальной школе”.

Естественно, при общности содержания курса задания у них различаются по степени сложности и уровеню практического овладения программой. Так, знакомясь с музыкой эпохи Возрождения студенты первой подгруппы записывают нотами мелодию “Ave Maria” Д. Каччини и поют ее в сопровождении фортепиано. Студенты же второй подгруппы записывают и исполняет то же произведение в вокальном трехголосии, постигая тем самым не только визуально, но и в исполнительской практике особенности голосоведения, и наблюдая вызревание внутри полифонической ткани гомофонно-гармонической фактуры. Или, например, при знакомстве с музыкой XX в. первая подгруппа в основном приобретает слуховой и визуальный опыт анализа таких характерных черт музыки XX в. как “эмансипация“ диссонанса, усложнение лада, разложение мажоро-минорной системы, тогда как студенты второй подгруппы проигрывают сочинения С. Прокофьева, Б. Бартока и др., приобретают опыт сольфеджирования и пения с текстом сложной мелодики (например, на материале оперы Б. Бриттена “Ноев ковчег“). Так в силу своих возможностей на материале детской музыкальной литературы студенты с разной степенью глубины осваивают каждый стилистический пласт.

В целом же для всех студентов знакомство с основами теории и анализа музыки, практическое овладение начальными навыками нотной записи, сольфеджирования, пения в ансамбле, игры на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон, ксилофон, ударные инструменты), направлено на освоение особенностей музыкального языка определенного стиля, а также постижение эстетического содержания музыкального произведения и его формы в широком смысле. В какой мере студентам удается овладеть навыками мелодического, фактурного, гармонического, структурного анализа, умением вскрыть взаимодействие эмоционально-образного мира музыкальных произведений с системой средств музыкальной выразительности — должно найти отражение в качестве выполненных заданий на зачетных занятиях.

В целом освоение данного курса является базой для последующего овладения методическими приемами включения музыки в уроки гуманитарного цикла и внеклассную работу. Материал курса будет использоваться студентами в собственной методической и практической работе.

 

Тематический план

   

Количество часов

пп

Темы занятий

Лекций

Лабораторных занятий

1

Предмет детской музыкальной литературы

2

 

2

Основы музыкального анализа

4

2

3

Фольклор как детство человеческой культуры

4

2

4

Звуковая палитра старинной музыки XVI — первой половины XVIII в.

2

2

5

Вечные ценности музыки И.С. Баха. И.С. Бах как педагог

2

2

6

Феномен детскости в музыке венского классицизма

2

4

7

Многообразие субъективных картин мира в творчестве композиторов-романтиков

2

4

8

Русская музыкальная классика XIX в. - сокровищница детской музыки

2

4

9

Панорама детской музыки XX в.

6

4

 

Итого

26

24

 

Содержание курса

Тема 1. Предмет детской музыкальной литературы

Условность понятия детской музыкальной литературы, широта объема, открытость, различные трактовки. Критерии отбора произведений для детей в общей музыкальной литературе; эстетические, художественные, педагогические, психологические. Специфические особенности музыки, написанной специально для слушания и исполнения детьми, а также музыки, которая может быть педагогически адаптирована для детской аудитории.

 

Тема 2. Основы музыкального анализа

Свойства музыкального звука (высота, длительность, громкость, тембр) и система выразительных средств музыки (звуковысотность: строй, лад, тональность, регистр; метроритм, темп, агогика; артикуляция; динамика; тембр). Интонация как основополагающая смысловая единица музыки. Три основные типа фактуры (склада) — монодия, гомофония, полифония. Понятия горизонтали и вертикали. Гармония. Интервал, аккорд, кластер. Консонанс и диссонанс. Мелодия и аккомпанемент.

Историческое развитие системы выразительных средств музыки, их преломление в разные эпохи в разных странах.

Основные принципы строения музыкальной речи: повтор, контраст. Приемы развития в музыке. Варьирование, секвенция, модуляция. Элементы музыкальной формы: мотив, фраза, предложение, период. Понятие каданса. Основные музыкальные формы: одно-, двух-, трехчастная, куплетная, вариационная, рондо, сонатная.

Взаимосвязь содержания и формы в широком и узком смыслах. Музыкальные жанры и специфика анализа разных жанров.

Рекомендации к лабораторным занятиям

I подгруппа

1. Освоение азов нотной грамоты: звукоряда в пределах нотоносца, знаков альтерации, системы основных длительностей, пауз.

2. Игра на детских музыкальных инструментах и фортепиано, сольфеджирование и запись в виде нотного, ритмического или слухового диктанта простейших мелодий, подбор их по слуху в наиболее употребительных тональностях (до 3-х знаков).

3. Знакомство с кварто-квинтовым кругом тональностей, с их буквенным обозначением, с интервалами и аккордами.

4. Определение на слух интервала, аккорда и кластера, консонанса и диссонанса, устоя и неустоя в ладу, вокальных и инструментальных тембров.

II подгруппа

1. Музыкальный диктант — письменный и устный.

2. Пение и определение на слух интервалов и аккордов на ступенях лада. Интонирование, слушание и игра цифровок.

3. Сольфеджирование инструктивных, фольклорных и художественных образцов.

4. Гармонический (слуховой и визуальный) анализ. Ладо-функциональная и колористическая роль гармонии.

5. Гармонизация мелодии.

6. Игра диатонических и хроматических секвенций, модуляций в тональности 1-й степени родства, кадансов.

 

 

 

 

 

Тема 3. Фольклор как детство человеческой культуры

Современное понимание фольклора как многосоставной народной культуры. Основные черты традиционного фольклора — бесписьменность, анонимность, вариантность, коллективность, синкретизм.

Виды народной культуры: словесная, музыкальная, хореографическая, игровая, изобразительно-прикладная. Их зарождение, общее и различное в каждом из них. Древний обряд как синкретичное единство всех видов художественной куль туры. Неразрывность связей в бытовании видов народного творчества, развитие специфики каждого в ходе исторического процесса.

Народное искусство — зародыш всех видов профессионального искусства и их неисчерпаемый родник на разных стадиях исторического развития.

Полифункциональность и полиэлементность фольклора.

Крестьянский и городской фольклор — общее и различное. Жизнь традиционной песни в современном городе.

Наиболее близкие детям области народного творчества: - детский фольклор, календарно-обрядовый, музыкально-хореографический фольклор, декоративно-прикладное искусство. Их особенности, основы классификации, типичные образцы.

Рекомендации к лабораторным занятиям

Для I и II подгрупп

Запись и разучивание образцов фольклора, их пение, игра народных песен на ксилофоне, металлофоне и фортепиано, вождение хороводов, освоение элементов театрализации в календарно-обрядовых формах. Знакомство с русскими народными инструментами, игра на ударных (шумовых) народных инструментах. Музыкальная викторина

1. Определить жанр народной песни.

2. Определить тембр народного инструмента.

3. Определить инструментальный состав ансамбля.

Составить кроссворд на тему “Народная песня” (самостоятельная работа).

Вопросы

1. Жанры фольклора в различных видах народной культуры.

2. Песенный фольклор: богатство жанров, специфика каждого из них.

3. Особенности манеры пения в вокальных ансамблях разного рода: аутентичном, фольклорном молодежном, народной песни, а также в народном академическом хоре.

4. Роль фольклора в эстетическом воспитании детей.

 

Тема 4. Звуковая палитра музыки

XVI — первой половины XVIII в.

Понятие “старинная музыка”, его широта, условность. Альтернативные понятия. Основные эстетические ценности и категории этой музыки: прекрасное, возвышенное, величественное, трагическое, комическое, их проявления в разные исторические периоды. Соотношение культового и светского, вокального и инструментального начал. Основные группы жанров в аспекте художественной и педагогической ценности (доминирование вокальных культовых жанров в композиторском творчестве и преобладающая ценность светской инструментальной музыки для работы с детьми). Соотношение полифонического и гомофонно-гармонического склада в разные периоды и в разных жанрах.

Особенности восприятия музыки XVI — первой половины XVIII вв. учащимися младших классов, возможности ее использования в рамках различных уроков и внеклассной работы.

Связь с народным творчеством светской вокальной музыки эпохи Возрождения. Танцевально-песенное начало в лютневой музыке.

Вариации на темы народных песен, образы природы, батальная тематика, танцы в творчестве английских вёрджиналистов. Ладовое своеобразие английской музыки.

Танцевальные жанры, программная сюита, образы природы и женский портрет в творчестве французских клавесинистов. Утонченность и аристократичность образной сферы. Особенности формы рондо. Знакомство с оркестровыми инструментами, видами ансамбля, развитие тембрового слуха на материале творчества А. Вивальди, А. Корелли, Дж. Тартини. Специфика программных концертов Вивальди. Образный мир клавесинных сонат Д. Скарлатти. Виртуозность и народно-демократические основы — специфические черты итальянской школы.

Синтез национальных школ в творчестве Генделя. Знакомство с крупными вокально-инструментальными жанрами, углубление восприятия возвышенных и патетических образов на материале его ораторий и инструментальной музыки.

 

 

Рекомендации к лабораторным занятиям

I и II подгруппы

1. Запись, игра, пение основной интонации “Кукушки“ Дакена, “Аве Мария” Дж.Каччини, студенческого гимна “Гаудеамус”.

2. Анализ ладовых особенностей пьес английских вёрджиналистов (“Листопад” М. Пирсона, Вариаций В. Бёрда).

3. Анализ формы рондо на примере одной из пьес французских клавесинистов (Дакен. “Кукушка“; Дандриё. “Страдающая“) и вариационной формы (Гендель. Пассакалия из Сюиты соль минор, Чакона соль мажор; Берд. “Вариации на свист извозчика”; Ж.Ф. Рамо. Гавот с вариациями).

4. (1 подгруппа) Игра на фортепиано простейших пьес [фрагментов с аккомпанементом квинты (напр., Г.Телеман. Ригодон)].

(2 подгруппа) Игра на фортепиано и исполнительский анализ избранных произведений старинной музыки. Анализ мелизматики.

5. Прослушивание и анализ лютневой музыки, танцевальных и программных произведений английских вёрджиналистов и французских клавесинистов, выявление общего и различий в близких образах (“Перекличка птиц“ Рамо и “Кукушка“ Дакена, “Кукушка“ Куперена, “Концерт птиц“ Дандрие; “Листопад” Пирсона и “Тростники“ Куперена).

Вопросы и задания

1. Определить главные особенности и отличия английской, французской, итальянской школы.

2. Раскрыть основные особенности (возможности с содержательной точки зрения, достоинства и определенные ограничения) форм рондо и вариаций.

3. Составить список произведений старинных композиторов к определенным темам уроков природоведения, чтения, рисования.

4. Составить методическую разработку и подобрать музыкальный материал к темам “Певческие голоса и особенности вокального исполнительства” (на материале старинной музыки), “Знакомство с инструментами и развитие тембрового слуха” на материале концертов А.Вивальди.

 

Тема 5. Вечные ценности музыки Баха. Бах как педагог

Творчество Баха как синтез достижений всего предшествующего развития музыки. Всеобъемлющая широта образно-эмоциональной сферы, глубина содержания, совершенство формы. Соотношение различных жанров в его творчестве, их сравнительная ценность для начальной школы.

Бах как педагог. Его принципы воспитания музыканта. Система музыкально-педагогических сочинений. “Клавирная книжечка Ф.Э. Баха”, “Нотные тетради А.М. Бах”. Их жанровые и дидактические основы: опора на бытовые жанры, опережающее развитие музыкального восприятия, сочетание вокального и инструментального обучения, система творческих заданий. Художественно-педагогические идеи инвенций и симфоний. Разнообразие танцевальных жанров в сюитах. Хорошо темперированный клавир — энциклопедия баховских образов.

Особенности восприятия учащимися различных образных сфер: трагического и комического, возвышенного и величественного, программного и изобразительного у Баха. Бах как величайший полифонист. Проблема развития полифонического слуха младших школьников. Опыт использования музыки Баха в начальной школе и возможные пути его расширения.

Рекомендации к лабораторным занятиям

I подгруппа

1. Пение, запись нот и (или) ритма, слуховой интонационный анализ, анализ выразительности отдельных баховских тем (инвенций, маленьких прелюдий и фуг, фуг Хорошо темперированного клавира и др.)

2. Описание особенностей того или иного танца. Определение размера, названия танцев в “Нотной тетради А.М. Бах“, сюитах Баха.

3. Анализ приемов полифонического развития, строения одной из фуг.

4. Сравнение различных интерпретаций прелюдий и фуг.

5. Анализ “Шутки“ и “Каприччио на отъезд возлюбленного брата” как примеров юмора в творчестве Баха.

Вопросы и задания

1. Раскрыть особенности и достоинства полифонического склада изложения.

2. Привести (подобрать) примеры раскрытия Бахом различных образно-эмоциональных сфер.

3. Сравнить творчество Баха с творчеством Генделя, других старинных композиторов.

4. Подобрать примеры использования Бахом выразительных особенностей различных интервалов, отдельных интонаций.

 

 

 

 

II подгруппа

1. Сольфеджирование, анализ и игра тем Баха.

2. Анализ приемов полифонического письма и строения инвенций, прелюдий, фуг, частей сюит.

3. Исполнительская интерпретация пьес и фрагментов произведений Баха.

Вопросы и задания

1. Охарактеризовать образный строй и выразительные средства органных, вокально-инструментальных произведений Баха.

2. Хорошо темперированный клавир. Художественные и технические задачи сочинения.

3. И.С. Бах и его предшественники.

4. И.С. Бах и его потомки.

 

Тема 6. Феномен детскости в музыке венского классицизма

Гармоничность мировосприятия — фундамент стиля венского классицизма. Его основополагающие черты: ясность мысли, простота положения, стройность форм, образная обобщенность, гармония разума и чувства. Близость основ классицизма психологии восприятия мира детьми.

Особенности музыкального языка, базирующиеся на утверждении и расцвете гомофонно-гармонической фактуры, мажоро-минорной системы, функциональной гармонии, ясного членения структур. Типовые мелодические модели. Простота фактуры и гармонии в раннем классицизме (И. Стамиц, ранний Й. Гайдн), их развитие, усложнение формы и тембровой палитры в зрелом классицизме (творчество позднего Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена).

“Солнечность“ видения мира (на примере мажорных сонат, песен, симфоний Й. Гайдна и В. Моцарта). “Детская“ симфония Й. Гайдна — первый в истории музыки пример игры детей с симфоническим оркестром. Познание драматургии сонатно-симфонического цикла через радость музицирования с профессиональным оркестром.

Шутки в творчестве венских классицистов: Менуэт из Лондонской симфонии Es-dur и “Лягушачий квартет” Й. Гайна, “Ярость по поводу потерянного гроша“, скерцо, контрдансы Л. Бетховена.

“Волшебная флейта“ В. Моцарта — философская сказка для детей и взрослых. Вечные темы сказочных мифов (добро и зло, верность и измена, дружба и коварство) в преломлении философских идей Просвещения.

Эстетические категории героического и лирического в творчестве Л. Бетховена. Обретение гармонии с миром через преодоление и борьбу. Образный мир “Пасторальной” симфонии (№ 6).

Методические рекомендации к лабораторным занятиям

I подгруппа

1. Запись, сольфеджирование и игра на фортепиано, ксилофоне, металлофоне типичных для классицизма мелодий (тематических зерен), например: Темы Andante 6-dur Гайдна; главной партии фп. сонаты с-dur, № 16, Моцарта; главных партий 1-й части Третьего фп. концерта, 1-й части Третьей симфонии, 1-й части и 4-й части Пятой симфонии Бетховена.

2. Запись и пение с текстом “Азбуки”, “Весенней песни” Моцарта, “Сурка” и “Застольной песни” Бетховена.

3. Анализ драматургии “Детской симфонии” Гайдна, построение собственной линии музицирования и дирижирования в игре на детских музыкальных инструментах совместно с грамзаписью.

4. Прослушивание, элементарный анализ мелодии, гармонии и формы некоторых сонат и симфоний венских классиков. Выявление роли интервалики, лада, типа движения мелодии для создания характера музыкального образа (на примере 40-й симфонии Моцарта, 6-й симфонии Бетховена).

II подгруппа

1. Музыкальный диктант и сольфеджирование на материале музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена.

2. Игра и слушание цифровок, включающих аккорды Т, S, D (в основном виде и обращения).

3. Анализ тематизма, гармонии, формы, структуры цикла сонат и симфоний Гайдна, Моцарта, Бетховена. Оркестровый состав, симфоническая партитура венских классиков.

4. Исполнение (по нотам и наизусть) тем, фрагментов, произведений детской музыки венских классиков.

5. Гармонизация стилизованных под музыку венского классицизма мелодий.

6. Пение под собственный аккомпанемент вокальных фрагментов и произведений детской музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена.

 

 

 

Вопросы и задания

1. Детская музыка и музыка Гайдна.

2. Детская музыка и симфонии Моцарта.

3. Детская музыка и творчество Бетховена.

4. Знакомство с рекомендованными страницами оперы Глюка “Орфей“.

 

Тема 7. Многообразие субъективных картин мира

в творчестве композиторов-романтиков

Краткий обзор основных национальных школ: композиторы-романтики в Германии, Франции, Италии, Польше, Чехии, Норвегии. Проявление в их произведениях характерных черт романтизма: дисгармонии в мировосприятии, в отношениях художника и общества, богатства субъективного внутреннего мира и тонкость эмоциональных переживаний, отражающихся в индивидуализации музыкальных образов, опоры на вечные ценности объективной реальности: природу, историю и искусство прошлого, религию, возрастания национального самосознания и роли фольклора в творчестве. Демократизация слушательской аудитории и в связи с этим поиск и развитие композиторами-романтиками средств доходчивости в восприятии музыки. Программность, синтез искусств, роль звукоизобразительности, картинности, яркости музыкальных образов как компенсация усложнения музыкального языка (новые краски гармонии, тональных соотношений, тембров, акустические феномены в фактуре, обогащение формы, особенно сонатной, и подвижной изменчивости образа в развитии. Близость основ художественно-творческой платформы романтиков особенностям восприятия музыки детьми школьного возраста.

Эмоциональная чуткость и особенности звукоизобразительности в творчестве Ф. Шуберта (на примере песен: “Форель”, “Маргарита за прялкой”, “Мельник и ручей” и др.). Мир детства в творчестве Р. Шумана: “Альбом для юношества“, “Детские сцены”, “Лесные сцены“. Шуман — мастер музыкального портрета [на примере “Карнавала“: Пьеро и Арлекин, автопортрет (Эвсебий, Флорестан), портреты друзей — Шопен, Паганини, Киарина, Эстрелла]. Эмоциональная изменчивость, аристократическая нервность музыки Ф.Шопена, национальная основа его танцев. Романтические оперы К.-М. Вебера.

Образы сказок и природы Норвегии в мире Э. Грига. Изящество сказочной фантастики в увертюре “Сон в летнюю ночь” Ф. Мендельсона, его симфонической картине “Гебриды”. Яркая характеристичность “Карнавала животных” К.Сен-Санса, “Игр для детей” Ж. Бизе.

Рекомендации к лабораторным занятиям

I подгруппа

Прослушивание и анализ вышеуказанных произведений. Выявление общего и различного в воплощении близких образов, например, Григ “Шествие гномов“ и “В пещере горного короля“; Шуберт “Форель” и “Мельник и ручей” и др. Поиск собственных названий, вербальных программ, живописных и литературных аналогий. Предвосхищение средств выразительности по заданному композитором названию пьесы (игра “Если бы я был композитором“).

Пение песен Шуберта; запись и игра на фортепиано тем “Утро“, “В пещере горного короля“ Грига. Построение и игра характерных для романтизма аккордов: D, D, T с удвоенной терцией. Музыкальная викторина по произведениям классицизма и романтизма.

II подгруппа

1. Музыкальный диктант и сольфеджирование на материале музыки Шуберта (песни, темы симфоний, камерно-инструментальных произведении), Грига (темы инструментальных и вокальных пьес), Вебера (из увертюры к опере “Вольный стрелок“).

2. Игра и слушание цифровок с альтерированной S, расширением S и D сфер, красочными сопоставлениями.

3. Мелодико-гармонический, фактурный, структурный анализ песен (“Форель”, “Мельник и ручей”, “Серенада”, “Приют”, “Лесной царь”), экспромтов, музыкальных моментов, танцевальных пьес Шуберта; прелюдий, мазурок, ноктюрнов, вальсов Шопена; романсов и фрагментов инструментальных произведений Грига; “Песен без слов”, тем скрипичного концерта Мендельсона; пьес из фортепианных циклов и сборников, романсов и песен Шумана.

4. Анализ формы и выразительных средств в крупных сочинениях романтиков (части фортепианного концерта Грига, скрипичного концерта Мендельсона, баллад и скерцо Шопена).

5. Исполнительская интерпретация фрагментов сочинений композиторов-романтиков.

6. Пение под собственный аккомпанемент фрагментов вокальных произведений Шуберта и Грига.

 

 

Вопросы к семинару

1. Общее и различное в музыке классицизма и романтизма: диалог стилевых направлений.

2. Различия в трактовке народных сказок в творчестве классицистов и романтиков (антитеза для обсуждения — зингшпили, “Волшебная флейта” Моцарта и “Вольный стрелок” Вебера).

3. Миниатюра — ведущий жанр музыкального романтизма: ее жизнь, развитие, особенности в творчестве разных композиторов, значение для детской музыкальной литературы.

 

Тема 8. Русская музыкальная классика XIX в. –

сокровищница детской музыки

Формирование национального сознания в русской музыке. Оперное творчество М.И. Глинки — две ведущие магистрали русской оперной школы. “Иван Сусанин” — образец героико-исторической темы в русской опере, ее продолжение в творчестве М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева. Образы Сусанина и Собинина и Антониды как типическое воплощение героического и лирического начал в русском характере. Образ Вани — первое воплощение патриота-подростка в русской оперной традиции.

“Руслан и Людмила” — образец эпической драматургии русской сказочной оперы. Контраст русского и интернационального в музыкальных портретах оперы. Роль северного и восточного фольклора в обрисовке фантастической сферы.

Мир детства в русской музыке. Психологизм и речевая выразительность вокального цикла Мусоргского “В детской”. Жизнь ребенка XIX в. по звуковым картинам вокального цикла “16 песен для детей” и “Детского альбома” для фортепиано П. Чайковского. Сказочные и фольклорные образы, характеристичные сценки в “Картинках с выставки” Мусоргского.

Разнообразие жанра сказочной оперы в творчестве Римского-Корсакова. Особенности славянского музыкального языка в весенней сказке “Снегурочка”. Сказочный эпос оперы-былины “Садко”. Черты небылицы в опере “Сказка о царе Салтане”. Опера-скоморошина “Золотой петушок”. Опера-легенда “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Звуковые особенности (в творчестве Римского-Корсакова) осенней сказки “Кащей бессмертный”. Характерные черты драматургии сказочных опер Римского-Корсакова: противопоставление музыкального языка реальной и фантастической сфер, парный контраст женских персонажей, использование русского и иноземного фольклора, характерных черт разнонациональной мелодики.

Формирование отечественного балета в творчестве П.И. Чайковского. Реформирование им традиционного “дивертисментного” классического балета. Симфоническая основа балетной драматургии. Разнообразие и особенности каждого из трех балетов-сказок. Лирико-драматический симфонизм в балете “Лебединое озеро”. “Спящая красавица” — шедевр балетной драматургии. Колористическое богатство балета “Щелкунчик”. Контраст музыкального языка в показе образов добра и зла. Принципы симфонического развития в балетах Чайковского.

Музыкальные портреты разных национальностей и стран в характерных танца балетных дивертисментов.

Рекомендации к лабораторным занятиям

I подгруппа

Прослушивание и анализ вышеназванных произведений с введением игровых ситуаций и творческого моделирования музыки (цветового, пластического, драматического), особенно в работе над “Детским альбомом” и балетами Чайковского, “В детской” Мусоргского, “Сказке о царе Салтане” Н.Римского-Корсакова. Музыкальные викторины по теме. Сопоставление музыкальных образов с аналогичными образами в русской литературе и живописи XIX в. Просмотр спектакля детского музыкального театра “Детский альбом” с обсуждением.

II подгруппа

1. Сольфеджирование, музыкальный диктант на материале музыки Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Лядова.

2. Вокальное освоение, заучивание наизусть тем романсов, фрагментов оперных арий русских композиторов.

3. Анализ выразительных средств фортепианного и оркестрового сопровождения и его роли в создании художественного образа в вокальной музыке русских композиторов.

4. Раскрытие образов главных героев в операх Глинки и Римского-Корсакова.

5. Анализ формы и средств выразительности в крупных симфонических произведениях русских композиторов — “Камаринской”, “Испанских увертюрах”, “Вальсе-фантазии” Глинки, 1-й симфонии (1, 2 части), 4-й симфонии (4 часть), “Итальянском каприччио” Чайковского, “Шехерезаде” Римского-Корсакова, “Волшебном озере” и “Кикиморе” Лядова.

Вопросы к семинару

1. “Детский альбом” Чайковского глазами ребенка и взрослого человека XX в. (по просмотру спектакля).

2. Принципы оперной драматургии Римского-Корсакова.

3. Реформирование жанра балета в творчестве Чайковского.

4. Инструментальная сказка у русских композиторов.

 

Тема 9. Панорама детской музыки XX в.

Выделение детской музыки в качестве одного из важных направлений творчества многих композиторов XX в. Разнообразие стилистических направлений и творческих поисков, национальных музыкальных школ. Усложнение музыкального языка, развитие системы средств выразительности, повышение в музыке ХХ в. роли тембра и опоры на жанровые модели.

Роль сказочной тематики в композиторском творчестве начала XX в. Сказка в творчестве А. Лядова: звуковая фантастика симфонических картин “Баба Яга”, “Кикимора”, “Волшебное озеро”. Сравнение звукописи Лядова с импрессионистическим языком симфонической сказки “Ученик чародея” П. Дюка и его оперы “Ариадна и Синяя борода”.

“Петрушка” И. Стравинского: музыкальное и театрально-психологическое новаторство во взгляде на мир кукол. Неофольклоризм масленичной панорамы. Эстетика варваризма в сказочном творчестве раннего И. Стравинского в противовес импрессионистической эстетике гедонизма.

Оригинальность звуковых находок в зарубежных операх-сказках: “Дитя и волшебство” М. Равеля, “Умница” К. Орфа, “Замок герцога “Синяя борода”” Б. Бартока.

Взгляд импрессионистов на мир ребенка: по фортепианным циклам К. Дебюсси “Детский уголок” и М. Равеля “Матушка гусыня”. От неофольклоризма к модернизму: путешествие в мир современной музыки по “Микрокосмосу” Б. Бартока.

С. Прокофьев — новатор и наследник традиций русской школы в детских песнях, фортепианных пьесах и циклах, драматургии сказочного музыкального театра (на примере балетов “Золушка” и “Сказ о каменном цветке”, оперы “Любовь к трем апельсинам”).

Развитие обозначенных Прокофьевым линий в детской музыке второй половины XX в. Авангардизм музыкального языка в балете Д. Шостаковича “Сказка о попе и работнике его Балде”. Заостренность музыкальных характеристик в балете Р. Щедрина “Конек-Горбунок”. Русский колорит в первом балете для народных инструментов “Сказка о рыбаке и рыбке” В. Бояшова. Феерия сказочных опер С. Баневича “Фердинанд Великолепный”, “Стойкий оловянный Солдатик”, “История Кая и Герды”.

Богатство образов внутреннего и окружающего миров по детским песням и зарисовкам “Детским альбомов“ С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Р. Щедрина, Г. Свиридова, В. Гарилина, С. Слонимского,Ю. Корнакова и др. Сравнение их с разных точек зрения: раскрытия глубины постижения мира ребенка, музыкально-стилистических особенностей, авторских интерпретаций общих жанровых моделей.

Дидактическая функция детской музыки — новое явление в XX в.: целенаправленное знакомство детей с инструментами симфонического оркестра (симфоническая сказка “Петя и волк” Прокофьева, “Путеводитель по оркестру” Бриттена, опера Баневича “Городок в табакерке”); оперными формами (“Давайте ставить оперу” Бриттена, “Браво-брависсимо” Л. Десятникова).

Возрастание роли детского исполнительства в XX в.: на примере опер Бриттена: “Маленький трубочист или давайте ставить оперу”, “Ноев ковчег“ и П. Хиндемита “Мы строим город”. Детские песни и кантаты советских композиторов, инструментальные концерты для юных исполнителей.

Активная позиция композиторов XX в. в эстетическом воспитании детей: от сочинения инструктивной музыки до создания систем музыкального воспитания (Б. Барток, Э. Кодай, Д. Кабалевский, К. Орф).

Панорама современного мира детской музыки: творчество детей, сочинения профессионалов композиторов, конкурсы “Творчество юных”, музыкальные фестивали, театральные постановки.

Рекомендации к лабораторным занятиям

I подгруппа

Прослушивание, анализ, игровые ситуации в работе над музыкальными произведениями. Пение песен для детей русских и зарубежных композиторов (“Болтунья” С. Прокофьева, “А у меня опять 36 и пять” А. Петрова, “Темноты боится Петя” А. Сироткина, “В пятницу после обеда” Б. Бриттена 5 песен “Маленькому словаку” Б.Бартока и др.). Сочинение сказок по прослушивании “Сказок старой бабушки” Прокофьева. Сравнение образного мира ребенка и его музыкального воплощения по “Детским альбомам” в русской и иноземной культуре, во временных средах XIX, начала и конца XX в. Поиск аналогий в литературе и живописи XX в., в произведениях детской музыки.

 

 

II подгруппа

Построение и игра аккордов квартовой и секундово-квартовой структуры. Слуховой, нотно-визуальный анализ, опыт музицирования примеров с усложнением лада Прокофьева, образцов разложения мажоро-минорной системы и атональности в “микрокосмосе” Бартока, “эмансипации” диссонанса по фрагментам музыки Шостаковича, Щедрина, Орфа и др.

Составление кроссвордов и викторин по детской музыке Прокофьева, Щедрина, Гаврилина и др.

Темы семинарских занятий

1. Богатство и разнообразие песен для детей в творчестве советских композиторов.

2. Детское исполнительство в XX в.

3. Проблемы детского музыкального театра.

4. Сюжеты и образы детской музыки XX в.

 

Рекомендуемая литература

К теме 1

Асафьев Б. Русская музыка о детях и для детей // Советская музыка. 1948. № 6.

Гродзенская Н. Школьники слушают музыку. — М., 1969.

Кабалевский Д. Про трех китов н многое другое. — М., 1970.

Очаковская О. Музыкальные издания для общеобразовательной школы, — Л., 1967 (библ. ).

Радынова О. Музыкальное развитие детей. — М., 1997.

К теме 2

Бершадская Т. Лекции по гармонии. — Л., 1978, 1985.

Варфоломеев А. Музыкальная грамота для баянистов и аккордеонистов. Вып.1-4. — Л, 1983-1990.

Кушнарев X. О полифонии. — М., 1975.

Мазель Л. О мелодии. — М., 1952.

Мазель Л. Строение музыкальных произведений. Изд. 2-е. — М., 1979.

Незванов Б. Интонировка в курсе сольфеджио. — Л., 1985.

Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. — Л., 1977.

Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М., 1974.

Способин И.В. Музыкальная форма, (любое изд. )

Способин И.В. Элементарная теория музыки (любое изд. )

Тюлин Ю. Краткий курс теоретической гармонии. — М., 1978.

Тюлин Б., Бершадская Т. и др. Музыкальная форма. — М., 1972.

Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. Вып. 1-2. — М., 1970, 1975.

 

К теме 3

Афанасьева А. Праздники русского народного календаря. — Л., 1996.

Владыкина-Бачинская Н. Русское народное музыкальное творчество. — М., 1965.

Владыкина-Бачинская Н. Музыкальный стиль хороводных песен. — М., 1967.

Земцовский И. Русская протяжная песня. — Л., 1967.

Климов А. Основы русского народного танца. — М., 1981.

Лебединский Л. Народная музыкально-поэтическая миниатюра. — М., 1984.

Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. Комаровой. — М., 1997.

Народный танец. Проблемы изучения / Под ред. Л. Ивлевой, А. Соколова-Каминского. — Л., 1991.

Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. — М., 1988.

Фольклорная азбука. — М., 1996.

Попова Т. Основы русской народной музыки. — М., 1977.

Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. — М., 1984.

Рубцов Ф. Статьи по музыкальному фольклору. — Л., 1962.

Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. — М., 1997.

К теме 4

Ванда Ландовская о музыке. — М., 1991.

Друскин М. С. Клавирная музыка. — М., 1960.

Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. — М., 1973.

Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. — М., 1982-1983. Т. 1-2.

Раабен Л. Н. Жизнь замечательных скрипачей. — М.; Л., 1967.

Рассказы о музыке и музыкантах. Вып. 2. — Л., 1977.

Розеншильд К. История зарубежной музыки до середины XVIII в. — М., 1979.

Розендшильд К. Музыка во Франции XVII — начала XVIII в. — М., 1979.

Роллан Р. Гендель // Ролан Р. Музыкально-критическое наследие. Вып. 2. — М., 1987.

Шекалов В. А. Марш в старинной музыке Англии // Беседы о музыке в начальной школе. (Эстетическая библиотека учителя. Вып. 1. ) — СПб., 1995.

Шекалов В. А. Старинная музыка в начальной школе. — Л., 1989.

Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975 (разд. “Танцевальная музыка в Западной Европе в XVII-XVIII столетиях”).

К теме 5

Документы жизни и деятельности И.С. Баха. — М., 1980.

Благинина Т.И. Музыка И.С. Баха в начальной школе (из опыта работы) // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. — М., 1986. С. 5-56. То же см. в: Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия. — М., 1990. С. 142-147 (Библиотека учителя музыки).

Друскин М.С. И.С. Бах. — М., 1982.

Ринкявичус З. Воспринимают ли дети полифонию? — М., 1985.

Скудина Г. С. Рассказы о И.С. Бахе. — М., 1985.

Форкель И. Н. О жизни, искусстве и о произведениях И.С. Баха. — М., 1974 (и др. издания).

Швейцер А. И. С. Бах. — М., 1964.

Шекалов В. А. Старинная музыка в начальной школе. — Л., 1989.

К теме 6

Альшванг А. Й. Гайдн. — М., 1947.

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. — М., 1952.

Браудо Е. История музыки. — М., 1928, 1935.

Гофман Э. Т. А. Музыкальные новеллы // Избр. произведения. Т. 1. — М., 1962.

Конен В. Театр и симфония. — М., 1975.

Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. — М., 1984.

Кремлев Ю. Йозеф Гайдн. — М., 1972.

Левик Б. История зарубежной музыки. Вып. 2. — М., 1966.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. — М., 1982-1983. Т. 1-2.

Мазель Л. Проблемы классической гармонии. — М., 1972.

Рабинович А. Гайдн. — Л. 1930, 1937.

Роллан Р. Музыканты прошлых дней. — М., 1938.

Стасов В. Избранные сочинения. — М., 1952. Т. 3.

Стендаль. Жизнеописания Гайдна, Моцарта, Метастазио // Собр. соч. — М., 1959. Т. 8.

Черная Е. Моцарт. — М., 1956, 1966.

Черная Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. — М., 1966.

Чичерин Г. Моцарт. — Л., 1970.

К теме 7

Асафьев Б. Григ. — М.;Л., 1948.

Бэлза И. Фридерик Шопен. — М., 1950, 1969.

Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX в. — М., 1967.

Вульфиус П. Ф. Шуберт. — Л., 1979.

Житомирский Д. Роберт Шуман. — М., 1964.

История зарубежной музыки. Музыка Австрии и Германии XIX в. — М., 1975. \

Кенигсберг А. Увертюры Мендельсона. — М., 1961.

Кенигсберг А. К.М. Вебер. — М.; Л., 1965.

Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. — М., 1972.

Кремлев Ю. Шопен. — М., 1971.

Левашева О. Эдвард Григ. — М., 1962.

Мазель Л. Исследования о Шопене. — М., 1971.

Стасов В. Избранные сочинения. — М., 1952. Т. 3.

Стасов В. Статьи о музыке. — М., 1980. Т. 5-А.

Шуман Р. О музыке и музыкантах. — М., 1975-1979. Т. 1-2.

Xохловкина А. Западноевропейская опера. — М., 1961.

 

К теме 8

Альшванг А. Избранные сочинения. — М., 1964. Т. 1.

Асафьев Б. Избранные труды. — М., 1954-55. Т. 1-4.

Асафьев Б. О балете. — Л., 1974.

Асафьев Б. Об опере. — Л., 1976.

Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX в. — Л., 1968, 1979.

Асафьев Б. Симфонические этюды. — Л., 1922, 1970.

Васина-Гроссман В. Русский классический романс XIX в. — М., 1956.

Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. — М., 1982.

Глинка М. Записки. — Л., 1953.

Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX в. — Л., 1973. Т. 2, 3. История русской музыки / Под общ. ред. Н. Туманиной. — М., 1950-1960. Т. 1, 3.

Кремлев Ю. Эстетика природы в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. — М., 1962.

Ливанова Т., Протопопов В. М.И. Глинка. — М., 1955. Т. 1, 2.

Михайлов М. А.К. Лядов. — Л., 1961.

Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX — начала XX в. — М., 1982.

Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. — СПб., 1909; М., 1955.

Римский-Корсаков Н. Исследования. Материалы. Письма. — М., 1953. Т. 1, 2.

Розанов А. М.И. Глинка. — М., 1987.

Розанова Ю. Симфонические принципы балетов Чайковского. — М., 1976.

Ручьевская Е. Чайковский. — Л., 1983.

Слонимский Ю. П.И. Чайковский и балетный театр его времени. — М., 1956.

Соллертинский И. Критические статьи. — Л., 1963.

Соллертинский И. Статьи о балете. — Л., 1973.

Соловцов А. Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова. — М., 1964, 1969.

Туманина Н. Чайковский. Путь к мастерству. — М., 1962.

Туманина Н. Великий мастер. — М., 1968.

Чайковский П. Литературные произведения и переписка // Полн. собр. соч. — М., 1953-1981. Т. 2-17.

Чайковский П. О музыке, о жизни, о себе. — Л., 1976.

Яковлев В. Пушкин и музыка. — М.; Л., 1949, 1957.

Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. — М., 1952.

К теме 9

Абрамовский Г. Д. Кабалевский. — М., 1960.

Алексеев А. Французская фортепианная музыка конца XIX начала XX в. — М., 1961.

Друскин М. Игорь Стравинский. — Л.; М., 1979.

Кабалевский Д. Про трех китов и многое другое. — М., 1970.

Катонова С. Балеты Прокофьева. — М., 1962.

Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. — Л., 1970.

Леонтьева О. Карл Орф. — М., 1964.

Леонтьева О. Западноевропейские композиторы XX в. — М., 1964.

Мартынов И. Бела Барток. — М., 1968.

Мартынов И. Клод Дебюсси. — М., 1964.

Нестьев И. Бела Барток. — М., 1969.

Нестьев И. На рубеже двух столетий. — М., 1967.

Прожидаев Г.Д.Б. Кабалевский. — М. 1970.

Прокофьев С. Автобиография. — М., 1973.

Рзянкина Т. Композиторы — детям. — Л., 1962.

Розендшильд К. Молодой Дебюсси и его современники. — М., 1963.

Смирнов В. Морис Равель. — Л., 1984.

Сосновская О. Советские композиторы — детям. — М., 1970.

Стравинский И. Диалоги. — Л., 1970.

Таурагис А. Бенджамин Бриттен. — М.; Л., 1965.

Тихая С. Ленинградские композиторы — детям. Вып. 1, 2. — Л., 1980, 1985.

Томпакова О. Книга о русской музыке для детей. — М., 1966.

Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX в. — М., 1971.

 

Основы Изобразительного Искусства.

Программы