А.А. Щербакова, И.Д. Пелих

Школа лектора-искусствоведа

Пояснительная записка

Спецкурс, посвященный истории и теории искусств, занимает особое место в учебной программе специализации по художественной культуре Санкт-Петербурга и безусловно может быть полезным каждому учителю. Общение посредством искусства — одна из эффективных методик эстетического воспитания и, в первую очередь, это относится к начальной школе.

Задачи спецкурса — повышение культурного уровня и овладение навыками лекционного мастерства, а именно: изучение важных проблем искусствоведения и истории художественной культуры, приемов искусствоведческого анализа, законов композиционного построения материала, способов соединения (“монтажа”) разных видов и жанров литературы, профессиональное включение зрелищно-игровых элементов в единую лекционную структуру. Приобретенные знания и навыки должны быть прочными и легко актуализироваться, так как в значительной мере направлены на публичные выступления и экскурсионную деятельность.

Особое внимание уделено периоду трансформации сценария в звучащую композицию. Музыка речи (голосо-речевая выразительность), мимико-пластическая культура, артистизм, законы искусства словесного действия и общения — комплекс умений будущего лектора и оратора.

В программу включены лекции по проблемам предмета, углубленное искусствоведческое изучение материала студенческих работ, режиссерский и актерский тренинг, апробация лекционного текста на семинарских занятиях. Курс рассчитан на самостоятельную работу студентов по сбору и обработке информации к лекциям, освоению художественных текстов, изучению источников, на выступление в разнообразных аудиториях.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название тем

Количество часов

Лекции

Семинары

Лабораторные

1

Искусствоведение как учебный предмет

4

   

2

Виды искусств

2

   

3

Лекторская деятельность. Структура, композиция, технология подготовки лекции

4

 

2

4

Искусствоведческое исследование. (Содержательный план лекции)

 

6

 

5

Техника речи лектора

   

2

6

Речевая культура оратора

   

4

7

Искусство словесного действия и общения

   

4

Всего:

28 часов

Содержание курса

Тема 1. Искусствоведение как учебный предмет

Искусствоведение как наука. Предмет, сферы, методы исследования. Искусствознание и художественная критика. Общие и специальные проблемы. Исторические вехи развития искусствоведческого знания. Искусствознание и культура личности. Искусствоведческое знание в педагогической профессии.

Теория художественного произведения. Художественные направления и стили. Анализ произведения. Специфика искусствоведческого анализа в литературе, музыке, изобразительном искусстве, в синтетических художественных формах.

Тема 2. Виды искусств

Уникальность и общие закономерности видов искусства. Содержательное пространство и специфика языка искусств. Принципы классификации. Роды и жанры искусства. Моноискусства и художественый синтез. В союзе муз. Принцип дополнительности, синергетика в функционировании и историческом развитии художественной культуры.

Тема 3. Лекторская деятельность. Структура, композиция,

технология подготовки лекции

Зарождение и развитие лекторской практики. Ораторское искусство. Риторика. Поэтика. Функции и виды лекций. Тема, идея, актуальность, цель. Структура содержания и форма лекции.

Типы и схемы лекций. Техника лекции (Н.Н. Кохтев).

Этапы работы:

- докоммуникативный (создание сценария);

- предкоммуникативный (репетиция, речь для себя);

- коммуникативный (публичное выступление, ответы на вопросы, дискуссия);

- посткоммуникативный (самооценка и анализ выступления).

Художественные лекции-доклады В.Н. Яхонтова. Соотношение главных и второстепенных частей в построении. Взаимосвязь частей. Специфика соединения стилевого и жанрового многообразия материала (авторский текст, проза, поэзия, документ и т.п.) в единой структуре. Принципы и приемы стилистического анализа.

Монодические, диалогические, полифонические способы изложения материала. Прием контаминации и интерполяции. Прием укрупнения и расширения описательных и событийных эпизодов.

Сюжетный и бессюжетный монтаж.

Приемы и способы развития лекционного материала: ассоциативный, параллельный, транзитный (построение тематических блоков по историческому или хронологическому принципу), экстенсивный (развитие основной темы по принципу количественного увеличения микротем), дивергенционный, интегральный.

Ассоциации по принципу контраста, сходства, смежности.

Романная структура лекции. Драматургический план содержания: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, финал, заключение, выводы, вопросы (В. Стасов, Р. Роллан, А. Швейцер, И. Соллертинский, М. Бахтин, Л. Бернстайн).

Монтажный метод: полифонический монтаж, вертикальный монтаж (С. Эйзенштейн).

Тема 4. Искусствоведческое исследование

(содержательный план лекции)

Освоение художественного материала. Проникновение. Общение. Творческое постижение. Отбор и изучение искусствоведческой литературы. Погружение в тему. Композиционный замысел лекции. Содержательное, информационное наполнение ее основных блоков. Реализация замысла, его оценка. Вживание в “роль”. Чтение лекции как творческий процесс. Апробация в учебной группе, в студенческой и школьной аудитории.

 

 

 

Тема 5. Техника речи лектора

Общие свойства убедительного слова. Ясность речи. Яркость речи. Обоснованность речи. Звучность речи. Последовательность речи.

Характеристика голоса: тембр, диапазон, сила, выносливость, полнота.

Сила голоса — “не в громкости и крике, а в голосовых повышениях и понижениях, т.е. в интонации... в контрасте между высокими и низкими звуками или же в переходе от piano к forte и их взаимоотношениях“ (К.С. Станиславский).

Выносливость (твердость, постоянство) голоса — способность долго и не утомляясь говорить полными, чистыми звуками.

Полнота голоса — способность владеть наибольшим количеством звуков со всеми их оттенками.

Диапазон (объем) голоса зависит от количества находящихся в нем относительных тонов или нот. Регистры.

Внешняя и внутренняя техника речи.

Паузы логические, грамматические, психологические, ритмические, физиологические. Без логической паузы речь безграмотна, без психологической — она безжизненна. Логическая пауза служит уму, психологическая — чувству. Психологическая пауза — красноречивое молчание (К.С. Станиславский). Выразительная и смысловая роль пауз. Паузы припоминания. Паузы умолчания. Паузы напряжения.

Ударения ритмическое, логическое, грамматическое, психологическое.

Смысловой ритм и звуковой ритм. Словесная инструментовка. Ритмическая структура звукосочетаний. Фонетическая организация ритма — расположение интонационных модуляций во времени.

Основной речевой тон — мелодия (логический рисунок фразы, ее смысл) и тембр (эмоциональный состав фразы).

Гибкость речи — повышение и понижение голоса от основного тона, изменения лада и тембра.

Подвижность речи — способность управлять скоростью ее ритмического движения, ее темпами, переходя свободно и произвольно от самых медленных, протяжных до самых быстрых, стремительных, соблюдая полную отчетливость и правильность произношения.

Темп речи — скорость произнесения фраз. Слагается из моментов звучания и моментов молчания (пауз).

Ритм речи — чередование ударных и неударных элементов речи, чередование длительности звучания и молчания (пауз), понижение и повышение тона через одинаковую (или пропорциональную) меру времени.

Речевые такты и логические паузы. Логический центр. Логическое ударение. Логическая фильтрация. Логическая иерархия. Скелетирование фразы.

Зависимость качества речи от акустических возможностей помещения и степени его освещенности.

Недостатки речи: аспирация, захлебывание, гнусавость, картавость, шепелявость, косноязычие, вялость, манера говорить сквозь зубы.

Тема 6. Речевая культура оратора

Способы выступления: чтение текста с листа, чтение по памяти, речевая импровизация, комбинированный.

Основные стили произношения:

- высокий (поэтический, ораторский, академический и др.) — стилистически окрашенный;

- нейтральный (основной) — стилистически неокрашенный;

- низкий (разговорный) — стилистически окрашенный.

Две разновидности нейтрального стиля: строгое, абсолютно нормированное произношение и свободное, менее нормированное произношение.

Функциональные речевые стили: художественный, официально-деловой, газетно-публицистический, научный, разговорный. Стилистическая полифония публичной лекции.

Структура и объем предложений в звучащей речи. Вводные слова, вводные конструкции и предложения.

Интонация — как личностно окрашенное выражение мысли и чувства говорящего, мелодия фразы. Музыкальные элементы речи: мелодия, гармония, ритм, темп и тембр. Интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная. Знаки препинания (точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и пр.) и их “голосовые фигуры”. Составные части интонационной выразительности: логическая, образная, эмоциональная, стилевая. Интонация как внешнее выражение внутренних психологических процессов. Интонация и действенные задачи.

Логичность, простота, доступность, понятность речи.

Средства экспрессивного синтаксиса: присоединительные конструкции, парцелляции, сегментированные конструкции, анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, оксюморон, градация, инверсия, риторическое обращение, риторический вопрос.

Эмоционально-экспрессивная выразительность высказывания: тропы (аллегория, гипербола, перифраза, симфора, синекдоха, сравнение, эпитет); фразеологизмы (книжные, разговорные, просторечные, грубо-просторечные). Пословицы, поговорки, крылатые слова, выражения. Лексическая сочетаемость. Грамматические особенности публичной речи.

Стилистический диссонанс (эмоционально-экспрессивная и функционально-речевая окраски).

Речевые штампы (слова-паразиты, универсальные слова, канцеляризмы).

Тема 7. Искусство словесного действия и общения

Параметры оценок состава аудитории: социально-профессиональный, культурно-образовательный, возрастной, однородности.

Понятия: действие, сквозное действие, сверхзадача, сверх-сверхзадача. Предпосылки словесного действия..

Словесное действие и словесное бездействие. “/.../ при словесном общении с другими, мы сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о видении. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное. Слушать... — означает видеть то, о чем говорят, а говорить — значит рисовать зрительные образы” (К.С. Станиславский). Мера и качество видений.

Соотношение логического и эмоционального.

Композиционная структура: зачин (этикетная речевая формула), вступление (тема, круг проблем, процесс восприятия), содержание, заключение

Невербальная коммуникация (жесты, мимика).

Этапы формирования органического процесса общения:

— ориентирование и выбор объекта,

— привлечение на себя внимания,

— пристройка и подготовка объекта к восприятию,

— передача своих видений объекту.

Работа над созданием эффекта импровизации (А. Закушняк).

Типы общения: внешнее (видимое, мимико-пластическое) и внутреннее (невидимое, душевное). Прямое и косвенное общение. Самообщение. Общение с отсутствующим или мнимым субъектом. Приемы коллективного общения: массовый объект — индивидуальный объект. Комбинация типов общения.

Пространственные зоны общения: интимная (от 15 до 46 см), личная (от 46 до 1,2 м), социальная (от 1,2 до 3,6 м), общественная, public (б. 3,6 м). Культурные факторы, влияющие на величину зон (А. Пиз).

“Провалы” общения и непрерывность восприятия. Монолог, диалог, полилог.

Невербальная коммуникация (жесты, мимика). Жест-знак. Жест-намек. Жест-метафора. Жест “общего места”. Жест ритмический. Жест иллюстративный. Жест истолковательный (“подтекстовый“).

Основные средства воздействия на слушателей — этос (симпатии к нравственным качествам говорящего), логос (убедительность рассуждений и фактов), пафос (эмоции слушателей).

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ,

рекомендуемые к самостоятельной

разработке студентами

1. Если бы Глинка вел дневник....

2. Ф.Шопен, Ф.Лист в ХХI в.

3. Встречи на площади Искусств.

4. В любимых залах Эрмитажа.

5. Музыка света.

6. Художественные кружки, салоны, твоческие союзы в России и Западной Европе.

Рекомендуемая литература

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1972.

Аннушкин В.И., Муратова К.В. Как научиться владеть словом // Русская речь. 1989. №1.

Античные риторики. – М., 1978.

Арнаудов М. Психология литературного творчества. – М., 1970.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М., 1978. С.60-65, 158-165.

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.

Баранов А.Н. Что нас убеждает. Общественное сознание и язык. – М., 1990.

Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика. – М., 1982.

Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М., 1995.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М., 1983.

Волков А.А. Структура лекции. – М., 1986.

Волков А.А., Фадеева Е.А. Воплощение замысла в лекции. – М., 1989.

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. – М., 1988.

Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М., 1988.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М., 1978.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.

Даниэль С.М. Смотреть и видеть. – СПб., 1998.

Днепров В.Д. Роман, живопись, музыка. С единой точки зрения. – Л., 1989.

Ефимов А.И. О культуре публичной речи // Русская речь. 1989. №5. С.103-107.

Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. – СПб., 1996.

Каган М.С. Морфология искусств. – Л., 1972.

Капанидзе Л.А., Красильникова Е.В. Жест в разговорной речи // Русская разговорная речь. – М., 1973.С. 464 — 481.

Каплан И. Анализ языка художественного произведения. – М., 1992.

Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1994.

Катышева Д.Н. Литературный монтаж. – М., 1973. С.29-93, 123-143.

Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать риторических наставлений. Ч.1, 2. – СПб., 1834.

Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. – М., 1960.

Князьков А.А. Техника речи и постановка голоса. Вып. 1,2. – М., 1990.

Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург, 1992. С.81-110.

Контекст. Литературно-теоретическое исследование. – М., 1974-1982.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М., 1992.

Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Е. Искусство публичного выступления. – М., 1988.

Кочарян С.А. В поисках живого слова. – М., 1979. С.83-89, 99-134.

Леммерман Х. Учебник риторики: Тренировка речи с упражнениями. – М.,1997.

Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. – Киев, 1994.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

Минеева С.А. Учет лектором восприятия и оценки лекции слушателями // Вопросы лекционной пропаганды. Вып. 9. – М., 1985. С.79 -93.

Николаева Т.М. Жест и мимика в лекции. – М., 1972.

Очеретовская Н.Л. Содержание и форма в музыке. – Л., 1985.

Пелих И.Д. В творческой лаборатории мастеров литературной эстрады. – Л., 1990. С.8-34, 61-76.

Пелих И.Д. Речевой тренинг учителя. – СПб., 1998.

Петрова А.Н. Комплексная система упражнений для воспитания голоса и речи актера в конкретных сценических условиях // А.Н. Петрова. Сценическая речь. – М., 1981.

Речевые приемы и ошибки: Типология, деривация и функционирование. – М., 1989.

Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции. – М., 1989.

Рождественский Ю.В. Риторика: (или как избежать ошибок при общении). – М., 1992.

Роллан Р. Бетховен // Собр.соч. – М., 1957. Т. 12.

Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. – М., 1975.

Савкова З.В. Энергия живого слова. – СПб., 1991.

Семиотика и искусствометрия. – М., 1972.

Смелкова З.С. Азбука общения. – Самара, 1994.

Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1995.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Собр. соч.: В 9 т. — М., 1983. Т. 1.

Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1989. Т. 3. Речь и ее законы; Т. 2. Общение

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

Халин С.М. Методика публичного выступления. – Тюмень, 1996.

Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1986.

Эйзенштейн С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1965. Т. 2.

Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. – М., 1991.

Яхонтов В.Н. Театр одного актера. – М., 1958. С.175-265.

 

Реализм и условность в истории, теории и практике изобразительного искусства.

Программы