А.Н. Фанталов

 

РЕАЛИЗМ И УСЛОВНОСТЬ В ИСТОРИИ, ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

 

Программа элективного курса и методические рекомендации для студентов факультета начального образования

 

 

 

Печатается по решению кафедры эстетического воспитания

РГПУ им. А.И. Герцена

Авторская программа и методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, преподавателям дисциплин эстетического цикла, студентам педагогических вузов. Теория и практика изобразительного искусства рассматривается с точки зрения параллельного развертывания его инвариантных начал: реалистического и условно-декоративного. Теоретическая часть программы включает характеристику основных этапов развития изобразительного искусства и их стилистических особенностей. В практической части предложена попытка выстроить последовательную систему обучения основным принципам и законам тематического рисования. В целом, программа направлена на подготовку к педагогическому творчеству в области эстетического и художественного воспитания в системе начального образования, предоставляет инструмент анализа произведений искусства, способность к творческому саморазвитию.

 

 

 

Автор: А.Н. Фанталов

Научный редактор: канд. психол. наук, доцент Т.А. Барышева

Рецензенты: канд. пед. наук, профессор кафедры политологии и психологии СПб ГУН и ПТ Ю.А. Жигалов; канд. искусств., доцент кафедры эстетического воспитания РГПУ им. А.И. Герцена И.Д. Пелих.

 

 

 

 

Количество аудиторных часов: 50, лекций - 18, практических - 32.

Цель дисциплины:

формирование комплексной теоретической и практической подготовленности студентов в области теории и методики изобразительного искусства в системе начального образования.

Задачи дисциплины:

– сформировать знания об основных этапах, стилистических особенностях и закономерностях исторического развития искусства;

– развить основные практические умения и навыки в области живописи и графики, заложить основы композиционного мышления;

– содействовать осознанию духовно-ценностной природы искусства, педагогического потенциала эстетической и художественно-творческой деятельности;

– подготовить студентов к педагогическому творчеству в области эстетического и художественного воспитания в системе начального образования;

– предоставить студентам инструмент анализа произведений искусства.

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание учебного материала базируется на культурологической концепции П.А. Сорокина и современных разработках в области преподавания изобразительного искусства. Организация материала строится на принципах:

историзма – рассмотрения художественной культуры и эстетического воспитания как систем, развивающихся во времени;

творческой активности – создания оптимальных условий для самостоятельного освоения знаний, опыта творческой деятельности и реализации потенциальных возможностей каждого студента.

 

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества усвоения знаний проводится в виде семинаров, контрольных работ с вопросами репродуктивного и проблемного характера с одной стороны, и выполнения творческих самостоятельных работ по живописи, графике и композиции с другой.

 

Итоговая аттестация

Предполагает зачет, где определяется степень сформированности знаний по вопросам, рассматриваемым в лекционной части, либо создание творческой композиции (на основании умений и навыков, полученных при выполнении лабораторных заданий).

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Особенность данной методики рисования состоит в идее борьбы и взаимодействия реалистического и условно-декоративного искусства, которым в культурологии соответствуют понятия "сенсативного" и "идеационного" типов культур по классификации Питирима Сорокина. С этой точки зрения, искусство рассматривается в историко-социальном аспекте.

Понятия "реалистического" и "условно-декоративного" красной нитью проходят через лекционные и лабораторные занятия, позволяя сформировать целостное мировосприятие. Целью курса является обучение рисованию взрослых и детей, их системная теоретическая и практическая подготовка в области изобразительного искусства. Кроме того, программа предоставляет инструмент анализа произведений искусства, способность к творческому саморазвитию.

Важной представляется и попытка выстроить последовательную систему обучения основным принципам и законам композиции. Знание этих принципов позволяет более свободно и творчески подходить к изображению предметов и явлений окружающего мира, способствует интеллектуальному развитию.

При этом использовался как собственный опыт автора программы, так и опыт других педагогов Санкт Петербурга, особенно Ю.Д. Шевчика. В том, что касается цветоведения, опора осуществлялась на разработки В.В. Кандинского и Н.В. Серова.

Композиция преподносится не как обучение одним лишь отвлеченным законам – все законы и правила должны помогать отражать на листе бумаге мир и выражать свое отношение к нему.

На начальном этапе обучения рисованию в программе резко преобладает условно-декоративный подход (плоскостное изображение), что связано с большой сложностью передачи пространства и объема (тем более при рисовании по представлению). Здесь даются навыки декоративного рисования, понятия симметрии – асимметрии, стилизации. Внимание уделяется композиционной организации листа (выбор формата, его равномерное заполнение, выделение центра при помощи различных видов контраста).

Для того чтобы возможно было выразить свое отношение к изображаемым объектам, мы вводим понятие характера – жесткого и мягкого.

Часть работ выполняется акварелью, часть тушью (здесь даются простейшие графические навыки).

Уже в течение первых занятий, обучаемые должны постепенно привыкнутъ до начала работы на основном формате выполнять небольшие эскизы.

При переходе к тематическому рисованию происходит как дальнейшее развитие навыков и умений, уже усвоенных обучаемыми, так и приобретение ими новых знаний. Появляются большие требования к рисованию человеческой фигуры. В ряде упражнений ставится задача изображения открытого и закрытого пространства, передача объема.

В отличие от первых занятий, где композиции носили статичный характер, мы теперь вводим понятие динамики – движения, говорим об использовании различных цветов при выражении того или иного эмоционального состояния.

В процессе выполнения упражнений с формальными геометрическими элементами показывается возможность анализа произведений изобразительного искусства.

К концу курса обучаемые должны уметь самостоятельно находить сюжет и выбирать изобразительные средства для его выражения. Здесь основной акцент делается на создание тематической картины, которая традиционно понимается как венец изобразительного искусства. В качестве тематического материала предполагаются мифологии различных народов мира.

В завершении проводятся лекции, посвященные современным технологиям в искусстве, предусматривающие самостоятельную работу с некоторыми компьютерными программами. Установка автора данного курса такова: компьютерные технологии это только форма искусства, содержание которого определяется гуманистическим наследием многовековой истории человеческой культуры.

Учебным планом предусмотрено сочетание в курсе лекционного цикла (18 часов) и лабораторных занятий (32 часа). В силу некоторого ограничения времени и большой трудоемкости в овладении практическими изобразительными умениями и навыками значительную роль играет самостоятельная работа студентов. Программой предусмотрены также посещения художественных музеев.

Курс связан с другими учебными дисциплинами: "Мировой художественной культурой", музыкой, "Основами эстетического воспитания".

Обучение рисованию 1

Обучение рисованию 2

Обучение рисованию 3

Обучение рисованию 4

Обучение рисованию 5

Обучение рисованию 6

Обучение рисованию 7

Обучение рисованию 8

Обучение рисованию 9

Обучение рисованию 10

Творческие работы 1

Творческие работы 2

Творческие работы 3

 

Картины А.Н. Фанталова и его учеников:

200 МИФОЛОГИЧЕСКИХ КАРТИН.

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ.

fantalov@mail.ru