И.Д. Пелих
литературный театр
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс “Литературный театр” является продолжением программы спецкурса “Театральный Петербург”, включенным в систему углубленной эстетической подготовки бакалавров образования — учителя начальных классов
.Опыт сценической интерпретации литературных произведений позволил сформироваться театру нового типа — Литературный театр и Театр поэтического представления. Литературный театр — жанр сценического искусства, в основе драматургии которого лежит мировая художественная проза и поэзия.
Спецкурс состоит из двух частей: теоретической и практической. Теория курса дает общее представление о специфике искусства звучащей литературы. Студенты, знакомясь с деятельностью мастеров устного слова (древне-греческие рапсоды, русские народные сказители, рассказчики XIX в.), более подробно изучают литературный театр ХХ в., его основные школы, направления, жанры и формы.
На практических занятиях студенты осваивают основные приемы идейно-тематического, структурного анализа литературного произведения; объективные и субъективные законы трансформации литературного (книжного) текста в звучащую композицию; методы построения композиций (параллельный, ассоциативный монтаж и др.); виды композиций (цикл, программа и т.п.); получают знания о различных способах интерпретации лирики и прозы.
Формы практических занятий: прослушивание грамзаписей выдающихся мастеров литературной эстрады (В.Н. Яхонтов, Д.Н. Журавлев, С.А. Кочарян, А.И. Шварц, А. Шагинян, С.Ю. Юрский, А. Демидова и др.); просмотр литературных спектаклей (театр “Монплезир” И.Ларина, “Приют комедианта” Ю. Томошевского и др.), выполнение заданий для самостоятельной работы.
По итогам занятий студент самостоятельно создает малую форму литературной композиции и разрабатывает ее театрализованную партитуру.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Название тем |
Количество часов |
||
Лекции |
Практич. занятия |
Индивидуальные занятия |
||
1 |
Искусство звучащего слова в древнем мире |
0,5 |
||
2 |
Искусство сказителей, певцов, рассказчиков в России (XIX-XX вв.) |
2 |
||
3 |
Профессионализация искусства звучащего слова (XIX в.) |
0,5 |
||
4 |
Школы, направления, жанры на литературной эстраде |
2 |
||
5 |
Художественная проза на драматической сцене |
2 |
||
6 |
Идейно-тематический и структурный анализ произведения |
2 |
||
7 |
Анализ событийного ряда |
2 |
||
8 |
Приемы А.Я.Закушняка в организации сценического варианта литературного текста |
1 |
||
9 |
“ Монтаж” как творческий метод В.Н.Яхонтова |
1 |
||
10 |
“ Драматургия чтения“ С.А.Кочаряна |
1 |
||
11 |
Сценарные разработки и методика их создания |
3 |
6 |
|
12 |
Работа над образом лирического героя |
2 |
2 |
|
13 |
Работа над образом рассказчика и образами действующих лиц |
3 |
6 |
|
Всего: |
36 часов |
Содержание курса
Тема 1.
Искусство звучащего слова в древнем миреДревняя Греция — колыбель искусства декламации.
Аэд (лирник, кифарист) — певец-импровизатор героического эпоса. Рапсод — певец древнегреческих поэм “Илиады” и “Одиссеи“.
Развитие композиционных и исполнительских приемов по трем направлениям:
то-апангельтикон (повествовательный род),
то-драматикон (драматический род),
то-миметикон (изобразительный — в жесте и мимике — род).
Амебейная композиция античной поэзии: повторение синтаксических частей (строк, полустиший и др.). Cостязание рапсодов на празднествах Панафиней в Древней Греции.
Дружинный (профессиональный) и народный эпосы Древней Руси. Княжеско-дружинные поэты и певцы, скоморохи (плясцы сквернословцы), бахари (сказочники), калики перехожие.
Тема 2.
Искусство сказителей, певцов, рассказчиковНародное устное творчество в России XIX-XX вв. “Олонецкая губерния и ее рапсоды” (А.Ф. Гильфердинг). Русская былина, ее слагатели и исполнители: В.П. Щеголенок, А.П. Сорокин, М.Д. Кривополенова, династии Рябининых и Крюковых.
Учение А. Астаховой о трех исполнительских стилях русских мастеров устного творчества. Сочетание “общих“ и “типических” мест в построении былины, старины. Диалогическое построение. Параллельное развитие самостоятельных образов. Внутренний смысловой параллелизм.
Система композиционных средств: запев, зачин, присказка, ретардация (замедление действия), троичность событий, общие места.
Система стилистических средств: параллелизмы, символика, гиперболы, постоянные эпитеты, тавтология.
Кижская школа (вводные частицы: как, ведь, де).
Толвуйская школа (вводные частицы: нынь или нунь, же, было есть, е).
Обусловленность формы, характера и границ импровизации жанровой спецификой и отношением самого исполнителя к эпическому материалу. Традиции и новаторство (В.Е. Гусев). Влияние исполнительской задачи на повторяемость эпических формул и их детализации. “Эпическая память” и “эпическое сознание” народных мастеров звучащей литературы. Значение напева в устном произведении (П.Н. Рыбников, А.В. Марков, Н.Е. Ончуков).
Тема 3.
Профессионализация искусстваЛитературные (дворянско-чиновничьи) кружки и аристократические салоны. Литературная кофейня в Москве (1830-1840). Авторское чтение трагедии “Борис Годунов” в воспоминаниях современников.
Актеры Малого театра — М.С. Щепкин, П.М. Садовский, П.С. Мочалов и первые литературные вечера (1843). Реалистические традиции в устном рассказе. Взаимовлияние в формировании исполнительского стиля в устных и профессиональных авторских произведениях. М.С. Щепкин — первый чтец произведений Н.В. Гоголя. Статья Н.В. Гоголя “Чтение русских поэтов перед публикой”. Публичное авторское чтение: Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, А.Ф. Писемский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский.
П.А. Никитин — первый профессиональный чтец России.
И.Ф. Горбунов (1831-1895), актер Александринского театра — автор-импровизатор устных рассказов — “Сцены из народного быта”. Условный образ-маска “генерал Дитятин”. Три способа существования в искусстве рассказывания: от автора, от рассказчика, от действующего лица. Основные образы разрабатываемые на литературной эстраде. Роль костюма и атрибута в сценической интерпретации устных рассказов. Л.Н.Толстой, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов о творчестве И.Ф. Горбунова — рассказчика.
В.Н. Андреев-Бурлак (1843-1888) — автор, режиссер, исполнитель литературных спектаклей первого в России “театра одного актера”. “Записки сумасшедшего” Н.В. Гоголя. Сценография спектакля “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского (рассказ Мармеладова). Прием использования “бессловесных партнеров”. Монтаж эпизодов романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы” (монологи штабс-капитана Снегирева) — первая литературная композиция по произведению. Опыты В.Н. Андреева-Бурлака в области инсценизации художественной прозы в оценке В.В. Стасова.
Классы выразительного чтения при Педагогическом музее в Соляном городке (1875). “Чтение как искусство” Э.Легуве (1876).“Трактат об искусстве декламации
” Братьев Коклен. “Этюды выразительного чтения художественных литературных произведений” Д.Д. Коровякова (1893, СПб.) — первая отечественная теоретико-методическая разработка.Тема 4.
Школы, направления, жанрына литературной эстраде
Декламация в России — ее теоретики и практики: Д.Д. Коровяков, В.В. Сладкопевцев, Ю.Э. Озаровский, В.К. Сережников и др. Эстетика и методика сольной и коллективной (многоголосой, хоровой) декламации в трудах В.К. Сережникова, В.Н. Всеволодского-Гернгросса, С.И. Бернштейна, Б.М. Эйхенбаума, Л.Л. Сабанеева и др.
М.Н. Ермолова, М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, И.М. Москвин, Ю.М. Юрьев и их деятельность на литературной эстраде.
Мелодекламации Н.Н. Ходотова, Г.А. Лишина, В.Ф. Комиссаржевской.
Развитие исполнительских школ в авторском чтении — А.А. Блок, В.В. Маяковский, И. Северянин и др.
Просодическая и риторическая манера чтения. “Авторская” (тактирующая) — подчинение произносительных норм стихотворному ритму. “Актерская” (фразирующая) — подчинение стихотворного ритма логической фразеологии. Единство формы и содержания. “Искусственность” стиховой формы и естественность течения мысли. Технические нормы чтения поэзии. “Нейтрализация душевных эмоций” (Б.М. Эйхенбаум).
Институт Живого Слова. Государственный Институт Декламации; Театры чтецов — реж. В.К. Сережников (Москва), В.В. Суренский (Ленинград); Лаборатория сценического воспроизведения литературного текста при ГАХНе (рук. А.Я. Закушняк).
Объективная школа искусства чтеца — концепция Д.Д. Коровякова, Ю.Э. Озаровского. “Эффект идентификации
”. Система образов: автор-повествователь, “подставной” рассказчик, герой, персонаж.Субъективная школа искусства чтеца и ее основатель А.Я. Закушняк (1879-1930). “Эффект отстранения” (отчуждения). Система образов: актер-рассказчик, автор-повествователь, “подставной” рассказчик, герой, персонаж.
Первый петроградский кружок рассказчиков. “Методическое письмо по художественному рассказыванию” С.А. Сапожниковой (1931) и его отрицательное влияние на формирование исполнительского стиля чтецов.
Мастера литературной эстрады — В.В. Хенкин, А.И. Шварц, Г.В. Артоболевский, Д.Н. Журавлев, и др.
Литературный монтаж В.Н. Яхонтова (1924). Эпический “театр воображения” С.А. Кочаряна (1932).
“Товарищ, верь!” в “Театре на Таганке” (реж. Ю. Любимов). Пять актеров в создании образа А.С. Пушкина.
Театр одного актера — С.М. Балашов, В.Рецептер, В. Харитонов, А. Шагинян, А. Кузнецова, И. Ларин. Импровизации С. Юрского. “Приют комедианта” Ю. Томошевского.
Театр двух актеров, коллективные формы Литературного театра и театра поэтических представлений. “Манон Леско” А.
Прево (реж. Д. Катышева, театр “Диалог”). Трансформация повествовательного текста в диалогический. Подробная разработка внутренней жизни героев и предельная обобщенность, условность движенчески-пространственных решений.Тема 5.
Художественная проза на драматической сценеИнсценировки произведений Н.М. Карамзина. “Комические сцены из новой поэмы “Мертвые души”, сочинения Гоголя” в Александринском театре (1842). Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский о сценических редакциях собственных произведений. От “Пиковой дамы” А.С. Пушкина к “Пиковой даме” П.И. Чайковского — методологические принципы обращения с прозой.
Постановка К.С. Станиславского “Плоды просвещения” Л.Н. Толстого и “Село Степанчиково” Ф.М. Достоевского в Обществе искусства и литературы (1891).
Понятия “инсценировка” и “инсценизация”.
Литературный театр Вл.И.
Немировича-Данченко. Сценическое прочтение “Братьев Карамазовых” Ф.М. Достоевского (1911). Чтец — новое действующее лицо “спектакля-романа”. Постановочный прием “театр в театре”. “Лицо от театра” — главный герой “спектакля-романа” “Воскресение” (1930).Спектакль-реквием по повести Б.
Васильева “А зори здесь тихие” — реж. Ю.П. Любимов, (1971). Сочетание трагических и комических эпизодов. Режиссерское использование выразительных средств живописи, музыки, балета, пантомимы. “Слово от автора” как пересечения внутренних монологов, эпического отстранения, функции театральной реплики. Сценография Д. Боровского — от бытовой достоверности до метафорической обобщенности.“История лошади” (БДТ, реж. Г.А. Товстоногов) — синтез приемов и элементов разных исполнительских стилей: античный хор, русский балаган, эстетика Б. Брехта, мюзикл.
Проза Ф.
Абрамова на сцене МДТ (реж. Л. Додин).Тема 6.
Идейно-тематический иструктурный анализ произведения
Определение темы, идеи, сверхзадачи произведения. Дедуктивный и индуктивный методы анализа.
Структура произведения: экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка, финал. Прямая и косвенная экспозиция. Экспозиция и завязка — источник драматического конфликта.
Фабула — направленная и завершенная цепь событий. Сюжет. Роль фабулы в организации сюжета. Понятия
“действие“, “кусок”, “задача”.Конфликт
— главная движущая сила развития действия. Персонифицированный и неперсонифицированный конфликты. Сочетание “внешнего” и “внутреннего” конфликтов. Понятие “событие” и “препятствие” в развитии и торможении конфликта.Действие — цепь поединков. “Цепь событий” (каждое из них по сравнению с предыдущим представляет более высокий этап развития конфликта).
Кульминация — “предел, с которого наступает переход к счастью от несчастья или от счастья к несчастью” (Аристотель). Момент высшего напряжения, после которого начинается спад (“нисходящее действие”).
Развязка — результат развития драматического конфликта, выражение авторского отношения к изображаемому — идея автора.
Стиль автора: композиция, темпо-ритм, образный, лексический и синтаксический строй. Тема как единый смысл или основная проблема литературного произведения. Идея как социально-преобразующий аспект темы. Лейтмотивный и полифонический принципы становления и развития темы. Приемы стилистического анализа.
Тема 7.
Анализ событийного рядаТема, идея, конфликт.
Структура сюжета рассказа: экспозиция, завязка, развитие, действия, кульминация, развязка. Соотношение главных и второстепенных фрагментов в построении художественной перспективы чтения. Взаимосвязь, взаимовлияние, “безмолвное” контрапунктирование абзацев, кусков, глав, частей. Позвонки и хребет исполнения
. “Внутренний суфлер” (С.А.Кочарян).Мысль
— логическая организация текста.Смысл — интонационное многообразие текста.
Речевые такты и логические паузы. Логический центр. Логическое ударение. Логическая “фильтрация”. Логическая иерархия.
Логическая и смысловая перспективы. Логическая перспектива предложения, “цепи” предложений, фрагмента литературного произведения. Художественная перспектива. Перспектива переживаемого чувства.
Действие актера в роли и чтеца в литературном произведении.
Стилистические и жанровые особенности произведения и исполнительские задачи. Действенные задачи кусков и эпизодов и их связь со сверхзадачей исполнителя. Особенности выразительных средств (КАК?) исполнительских задач (ЧТО?).
Тема 8. Приемы А.Я. Закушняка в организации
сценического варианта литературного текста
А.Я. Закушняк (1879-1930) — основоположник субъективной школы искусства рассказчика. Свобода “соавторских” прав исполнителя и зависимость от художественно-стилистических особенностей произведения. Стиль автора: структура и ритм произведения, лексика, архитектура предложения, фразы.
Соавторская работа. Две тенденции соавторства: первая связана с изменениями, обусловленными спецификой звучащего слова, вторая — предопределена замыслом исполнителя.
Приемы построения композиции:
1. Монтаж фрагментов по принципу выбора одной темы:
- по роману Л.Н. Толстого “Воскресение” исполнительская композиция “История Масловой — обыкновенная история”, рассказывающая о жизни и любви Катюши только в доме Нехлюдова;
- по роману А.
Франса “Восстание ангелов” (в композиции использованы 11 глав из 35 глав произведения).2. По принципу сокращения текста всего произведения, так называемая “сквозная композиция“:
- по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”;
- по новелле Ги де Мопассана “Пышка”.
3. По принципу литературного монтажа:
- по роману Ф.М. Достоевского “Униженные и оскорбленные“ и поэме А.А. Блока “Двенадцать”.
Прием контаминации, приемы сокращения внутри предложения, фразы, абзаца; замена архаизмов. Использование различных редакций (“Тарас Бульба
” Н. Гоголя, 1833,1842). Прием динамизации экспозиционной части рассказа (“Зиночка” А.П. Чехова). Перевод диалогической формы в монологическую (“Тяжкое обязательство” Г. Успенского). Модификация художественных синтаксических конструкций с помощью фразеологических фигур. Синтаксические изменения (“Драма А.П. Чехова”).Тема 9. “
Монтаж” как творческий метод В.Н. ЯхонтоваМонтаж — один из способов построения пространственно-временной композиции в искусстве. Монтаж в киноискусстве: “Параллельный монтаж” Д. Гриффита, “Эффект Кулешова”, теоретические труды С. Эйзенштейна “Монтаж” (1938) и “Вертикальный монтаж” (1940).
Монтажное построение зрелища в Политическом театра Э.
Пискатора (1929).В.Н. Яхонтов — основоположник литературного монтажа как метода мышления на эстраде. Театральная и музыкальная культура автора монтажа.
Документально-художественный монтаж “Ленин” (1925).
Литературный спектакль “Пушкин” (
1926).Литературный спектакль “Петербург” (1927). Монтаж идейно-тематических линий произведений А.С. Пушкина “Медный всадник”, Н.В. Гоголя “Шинель”, Ф.М. Достоевского “Белые ночи”. “Монтажные узлы
”.Ассоциативное использование атрибутов и изменение их смысловой нагрузки по мере развития сюжета.
Роль музыки в организации конфликта и диалога в монтаже “Война” (1928).
Спектакль “Да, водевиль есть вещь!”. Сценография. Прием использования бессловесного партнера.
Тема 10. “Драматургия чтения” С.А. Кочаряна
Традиции мастеров устного народного творчества — основы эстетики эпического театра чтеца (1931). Работа над исполнительской композицией по законам драматургии. От “чтения глазом” к “чтению ухом”. “В сотворчестве с автором, в столкновении двух воль и эмоций родится новое, отличное от литературного качество, если можно так выразиться — драматургия чтения”. “Витязь в тигровой шкуре” Ш.
Руставели. Особенности соединения стихотворного и прозаического текста в единой звуковой композиции.50 вариантов сказаний “Яростные сасунцы” и исполнительская композиция “Давид Сасунский”. Прием укрупнения в создании исполнительского варианта.
Литературная композиция по поэме Гомера “Одиссея”.
Тема 11.
Сценарные разработки и методики их созданияСпецифика соединения стилевого и жанрового многообразия литературного материала (проза, поэзия, документ и т.п.) в единую сценарную структуру. Стиль автора: композиция, темпо-ритм, образный, лексический и синтаксический строй. Принципы и приемы стилистического анализа.
Редактирование и организация сценарного текста. Прием контаминации и интерполяции. Прием “укрупнения” и “расширения” описательных и событийных эпизодов.
Сюжетный и бессюжетный монтаж. Ассоциативный и принцип параллелилизма тематического развития. “Романная” структура сценария
.Проблема взаимосвязи прозаических и поэтических форм. Технологические приемы соединения прозаического и поэтического текста.
Типы сценарных разработок:
- литературно-поэтический (лирика, лирическая драма);
- литературно-музыкальный (с акцентом на звуковой партитуре);
- литературно-пластический (с акцентом на хореографии, пантомиме);
- литературно-документальный (с использованием экранных средств).
Формы — поэтический цикл, литературная программа, литературная композиция.
Тема 12.
Работа над образом лирического героя“Лирическое “я” есть “мы” зарисованных сознаний, а вовсе не “я” Б.Н. Бугаева” (А. Белый).
С.В. Шервинский “О двух воображениях”. Действительность в иллюзии (на сцене) и действительность, реализованная в памяти (поэта и чтеца). Духовные и душевные эмоции (Б.М. Эйхенбаум).
Две системы чтения лирики: “так, как актеры” и “так, как поэты”.
“Одиссея” Гомера в исполнении С.А. Кочаряна — синтез элементов исполнительских школ (рассказывания, академического чтения, представления, переживания, перевоплощения, игры).
Образ поэта и образ лирического героя в поэме А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.
Самообщение, общение с аудиторией. Зависимость силы и посыла звука голоса от характера произведения и размера помещения.
Тема 13.
Работа над образом рассказчика иобразами действующих лиц
Три этапа работы над текстом:
- создание исполнительской композиции,
- сочинение интонационной темпо-ритмической партитуры,
- работа над дополнительными приемами.
Образ автора-повествователя и образ рассказчика-исполнителя. “Эффект идентификации” и “эффект отчуждения”. Объективная и субъективная школы искусства рассказчика.
Типы рассказчика: автор-рассказчик, актер-рассказчик, персонаж-рассказчик, “маска”-рассказчик.
Образ рассказчика и авторский стиль. Отношение автора и отношение исполнителя к теме, сюжету и персонажам. “Отношение к отношению”. “Психологический монтаж” (А.Я. Закушняк).
Внешняя и внутренняя многоплановость чтения. “Тон современности” звучания.
Интонационная, темпо-ритмическая партитура как эквивалент идейно-художественных особенностей произведения (“Тарас Бульба” Н.В. Гоголя, “Униженные и оскорбленные” Ф.М. Достоевского, “Пышка” Ги де Мопассана, “Банковый билет” М. Твена в исполнении А.Я. Закушняка).
“Воспитание” условных рефлексов (на словах, фразах, жестах) для выработки умений быстрого перехода из одного настроения в другое, создания атмосферы произведений (на примере “Декамерона” Бокаччо в исполнении С.А. Кочаряна).
“Вводные приемы
”: апарт, песенка, атрибут, жест, мимика, костюм, звук — и их роль в создании образа рассказчика, автора, героя. атмосферы (“В порту”, “Пышка“ Ги де Мопассана в исполнении А.Я. Закушняка; “Сорочинская ярмарка” Н.В. Гоголя, рассказы И. Бабеля, “Сапожки”, “Обида” В. Шукшина, “Награжден” Ги де Мопассана в исполнении С.Ю. Юрского).Исполнительские данные (голос, фигура, темперамент) и стилистические особенности автора.
Стиль автора и стиль устной речи исполнителя-рассказчика. Особенности “мизансцены тела”.
Работа над созданием “эффекта импровизации”.
Методические указания к практическим занятиям
(Работа по темам: 11,12,13 — проходит на подгрупповых
и индивидуальных занятиях)
По темам 6,7. Идейно-тематический и структурный
анализ произведения.
Определение событийного ряда
Цель занятия: выработка навыков анализа композиционной структуры, выявления конфликта (его персонифицированный и неперсонифицированный характер), cпецифических стилевых особенностей литературного произведения. Освоение приемов построения событийного ряда.
Содержание занятий: разбор композиционной структуры литературного произведения (малая форма), выявление конфликта, авторской идеи, актуальности, сверхзадачи, событийного ряда.
Форма отчета: самостоятельный анализ выбранного произведения.
По теме 11. Сценарные разработки и методика их создания
Цель занятия:
изучение разных типов литературных сценариев, традиционных и натрадиционных композиционных структур, методов тематического развития. Формирование навыков стилистического анализа авторского текста, овладение приемами соединения прозаического и стихотворного текстов.Содержание занятий:
прослушивание записей литературно-поэти-ческих композиций. Изучение понятия стиль автора, принципов и приемов стилистического анализа, Редактирование и организация сценического варианта литературного текста.Форма отчета: создание фрагмента сценария из различных видов и жанров литературы.
По темам 12, 13. Работа над образами лирического героя,
рассказчика и действующих лиц
Цель занятия:
изучение разных театральных систем и использование их элементов в режиссерской работе. Навыки работы с исполнителями и методы создания сценических образов. Приемы разных типов общения.Содержание занятий: изучение законов словесного действия и словесного бездействия. Выразительные средства разных типов общения. Этюды на овладение искусством словесного действия и общения. Работа над поиском темпо-ритмо-звуковой “маски”, вводных приемов.
Форма отчета: режиссерская работа с исполнителем.
Рекомендуемая литература
К теме 1
Варнеке Б.В. Очерки из истории древнеримского театра. — СПб., 1903. С.218-
235.Кирпичников А.И.
К вопросу о древнерусских скоморохах // Сб.отд. русского языка и словесности АН. Т.52, № 5. СПб.,1891.С.1-21.Лихачев Д.С. Народное поэтическое творчество в годы феодальной раздробленности Руси // Русское народное поэтическое творчество. АН СССР. М.; Л., 1953. Т. 1.
Срезневский И.И. Русские калики древнего времени // Записки АН. 1962.
Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса. — М., АН СССР. 1958.
Фаминцев А.С. Скоморохи на Руси. — СПб., 1889.
К теме 2
Астахова А.М. Русские былины. — Л., 1935. С.20-38.
Всеволодский-Гернгросс В.Н. Искусство декламации. — Л., 1925. С.3-31.
Миллер В.Ф. Русская былина, ее слагатели и исполнители // Очерки русской народной словесности. Былины. — М., 1897. С.22-64.
Соколов Ю.М. Русский фольклор. — М., 1941.
Стасов В.В. Происхождение русских былин // Стасов В.В. Собр. соч. — СПб., 1894. Т. 3. С. 948-1259.
К теме 3
Артоболевский Г.В. Художественное чтение. — М., 1978. С. 26-35, 201-210.
Верховский Н.Ю. Книга о чтецах. — М.; Л., 1950. С.1
5-66.Дубнова Е.Я.
О литературной эстраде. — М., 1979.Кони А.Ф. И.Ф. Горбунов. — М., 1968. С.134-239.
Морозов М. Василий Николаевич Андреев-Бурлак. — М.; Л.,1948.
Нельс С.М. Андреев-Бурлак. — М., 1971.
К теме 4
Основная
Всеволодский-Гернгросс В.Н.
Искусство декламации. — Л., 1925. С.35-76.Катышева Д.Н. Литературный театр. — М., 1986.
Кочарян С.А. В поисках живого слова. — М., 1979.
Рецептер В.Э. Литература и театр. — Л., 1970.
Юрский С.Ю. Кто держит паузу. — М., 1989.
Яхонтов В.Н. Театр одного актера. — М., 1956.
Дополнительная
Аксенов В.Н.
Искусство художественного слова. — М., 1954.Алянский Ю.Л. Сурен Кочарян. — М., 1983.
Бернштейн И.С. Маяковский-чтец. Говорит СССР. — М., 1936. № 4. С.47-52.
Журавлев Д.Н. Жизнь. Искусство. Встречи. — М., 1985. С.179-266.
Кречетова Р. Сергей Юрский // Мастера художественного слова. — М., 1983.
Крымова Н.А. Владимир Яхонтов. — М., 1978.
К теме 5
Основная
Билинкис Я.М.
Логика прозы и логика сцены // Литературная Россия. 1981. 13 ноября. С. 16-17.Достоевский и театр. — Л.,1983. С. 103-492.
Комиссаржевский В. Метаморфозы прозы. О поисках сценического воплощения литературы // Литературная газета. 1978. № 2.
Лапкина Г.А. Классическая русская проза и современная сцена // Взаимодействие и синтез искусств. — Л., 1978. С. 90-106.
Михайлов А. Проза на сцене // Михайлов А. Образ спектакля. — М., 1978. С. 166-187.
Розовский М. Проза на сцене. — М., 1983.
Рудницкий К.Л. Театральные сюжеты. — М., 1990. С. 265-296.
Театр. Драма. Проза // Театр. 1975. № 5.
Цимбал С. Проза как театральный жанр // Звезда. 1978. № 10. С. 193 -202.
Дополнительная
Вишневский И. О прозе, не захотевшей стать драмой // Театр. 1979. №5. С. 42-43.
Голубовский Б. Романа вольное течение: Заметки режиссера // Театр. 1979. № 7. С. 75-80.
Голубовский Б. Место работы — театр. — М., 1986. С. 154-168.
Катышева Д.Н. Театр поэта. — М., 1989. С. 36-66, 72-82.
Книга на сцене
(Дискуссия) // Литературная газета. 1980. №№ 43-52; 1981. №№ 2,6.Крон А. Смена объектива // Театр. 1979. № 5. С. 56-58.
Максимов В. Актер и проза // Максимов В. Жизнь. Актер. Образ. — М., 1984. С. 88-100.
Розов В. Снова об инсценировках // Современная драматургия. 1984. № 3. С. 230-231.
Сокурова О. Некоторые предпосылки сближения и взаимодействия театра и романа // Театр и драматургия. Вып. 6. — Л., 1976. С. 124-141.
Цимбал С., Цимбал И. Размышления о театральной прозе // Нева. 1978. № 10. С. 193-202.
К теме 6
Основная
Аникст А.
Конфликт // Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. — М., 1974. С. 298-395.Артоболевский Г.В. Художественное чтение. — М., 1978. С. 102-116, 168-178.
Волькенштейн В.М. Метод построения сюжета // Волькенштейн В.М. Драматургия. — М., 1969. С. 186-247.
Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1987. С. 140-186.
Закушняк А.Я. Вечера рассказа. — М., 1984. С. 38-41, 193-202.
Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. — М., 1964.
Панкеев-Сахновский В.А. Драма. Конфликт. Композиция. — Л., 1969. С. 10-67.
Попов А.Д. Что такое сверхзадача и сквозное действие // Попов А.Д. Спектакль и режиссер. — М., 1972. С. 18-23.
Станиславский К.С.
Собр.соч.: В 8 т. — М., 1962. Т. 2. С. 332-347.Дополнительная
Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. — М., 1956. С. 91-96.
Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. — М., 1961.
Михайловский Б.В. Избранные статьи о литературе и искусстве. — М., 1969. С. 601-617.
Образцова А. Конфликт в пьесе и спектакле // Образцова А. Режиссер и современность. — М., 1961. С. 119-185.
Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами. — М., 1988. С. 144-276.
Шварц А.И. В лаборатории чтеца. — М., 1960. С. 23-162.
К теме 7
Основная
Аксенов В.
Искусство художественного слова. — М., 1954. С. 108-116.Артоболевский Г.А. Искусство художественного чтения. — М., 1978. С. 66-68.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986. С. 17-23.
Галендеев В.Н.
Об интонационно-логическом тренинге // Сценическая педагогика. — Л., 1976. С. 130-141.Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. — М., 1970. С. 47-64.
Кнебель М.О., Лурия А.Р. Пути и средства кодирования смысла // Вопросы психологии. 1971. № 4.
Кочарян С.А. В поисках живого слова. — М., 1979. С. 81-83, 117-120.
Пелих И.Д. Образ рассказчика и действующие лица. Специфика действенных задач рассказчика // Пелих И.Д. В творческой лаборатории мастеров литературной эстрады. — Л., 1990. С. 45-60.
Петрова А.Н. Законы речевого общения и логика сценической речи // Петро- ва А.Н. Сценическая речь. — М., 1981. С. 72-100.
Станиславский К.С. Т.3. С. 84-95, 112-115.
Эйхенбаум Б.М. О художественном слове // Эйхенбаум Б.М. О литературе. — М., 1987. С. 331-342.
Дополнительная
Аксенов В.Н.
Искусство художественного слова. — М., 1954. С. 108-113.Германова М.Г. Книга для чтецов. — 1960. С. 95-99.
Гонсовская М.В., Гурова В.И., Фролова Л.А. Сценическая речь (Работа над текстом). — М., 1986.
Катышева Д.Н. Работа чтеца над текстом. — М., 1960. С. 11-27.
Найденов Б.С., Шевелев Н.Н. Логика речи // Выразительное чтение. — М., 1972. С. 43-93.
К теме 8
Германова М.Г.
Книга для чтецов. — М., 1960.Закушняк А.Я. Вечера рассказа. — М., 1984.
Лубенская К.А. Мастерство литературной композиции в искусстве художественного чтения. — М., 1988.
Пелих И.Д. В творческой лаборатории мастеров литературной эстрады. — Л., 1990. С. 8-30.
К теме 9
Основная
Верховский Н.Ю.
Книга о чтецах. — М.; Л., 1950.Дубнова Е.А. “Театр одного актера” В.Н.Яхонтова и его традиции // Взаимодействие и синтез искусств. — Л., 1978. С.105-106.
Золотницкий Д. Владимир Яхонтов // Воображаемый концерт. — М., 1971. С. 70-73.
Катышева Д.Н. Литературный монтаж. — М., 1969.
Пелих И.Д. В.Н.Яхонтов. “Человек-театр” // В творческой лаборатории мастеров литературной эстрады. — Л., 1990. С. 61-67.
Яхонтов В.Н. Театр одного актера. — М., 1958.
Дополнительная
Андроников И.
Я хочу рассказать вам… — М., 1965. С. 392-412.Гвоздев А.А. “Петербург” // Жизнь искусства. 1927. №12.
Крымова Н. Яхонтов читает Маяковского и Зощенко // Нева. 1977. №6.
Лойтер Е. “Мой спектакль рождался из слов и музыки” // Сов. музыка. 1972. №1.
Труд актера. Вып.7. — М., 1960. С. 3-27.
Филиппов Б. Актеры без грима. — М., 1967. С. 145-160.
Яхонтов В. Война. Композиция. — Л., 1929.
Яхонтов В. Октябрь. Литературный монтаж. — М.; Л., 1927.
Яхонтов В. Ленин. Художественный доклад. — М.; Л., 1925.
К теме 10
Основная
Алянский Ю.Л.
Сурен Кочарян. — М., 1983.Кочарян С.А. В поисках живого слова. — М., 1978.
Кочарян С.А.
Как я работал над композициями своих программ // Москва театральная. — М., 1960.Ломунов К.Н. Сурен Кочарян читает “Крейцерову сонату”. — М.. 1960.
Пелих И.Д. С.А. Кочарян. “Театр воображения” // В творческой лаборатории мастеров литературной эстрады. — Л., 1990. С. 67-76.
Дополнительная
Володин Б.
Сурен Кочарян читает “Одиссею”. — М., 1964.Залесский В. Сурен Кочарян. — М., 1955.
Зись А. Сурен Кочарян // Театр. 1967. №6.
Кочарян С.А. В поисках живого слова. — М., 1960.
К теме 11
Артоболевский Г.В.
Художественное чтение. — М., 1978. С. 95-101.Закушняк А.Я. Вечера рассказа. — М., 1984. С. 39-45.
Катышева Д.Н. Литературный монтаж. — М., 1973. С. 29-93, 123-143.
Кочарян С.А. В поисках живого слова. — М., 1979. С. 39-51, 68-72.
Лубенская К.А. Мастерство литературной композиции в искусстве художественного чтения. — М., 1988.
Пелих И.Д. В творческой лаборатории мастеров литературной эстрады. — Л., 1990. С. 8-34, 61-76.
Савкова З.В. Искусство литературной композиции и монтажа. — М., 1985.
Яхонтов В.Н. Театр одного актера. — М., 1958. С. 175-265.
К теме 12
Основная
Бернштейн С.И.
Стих и декламация. — Л., 1927.Катышева Д.Н. Работа чтеца над текстом. — Л., 1978.
Тарасов В.И. Роль звуко-ритмических особенностей поэтической речи в работе актера над стихотворным текстом. — Л., 1977.
Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. — М., 1965.
Эйхенбаум Б.М. О камерной декламации // О поэзии. — Л., 1969.
Эйхенбаум Б.М. О художественном слове // Эйхенбаум Б.М. О литературе. — М., 1987.
Дополнительная
Коган Ф.И. Техника исполнения стиха. — М., 1936.
Луначарский А.В. О поэзии как искусстве тональном // Проблемы поэтики. — М.; Л., 1925. С. 33-42.
Слонимский А. Стих и образ // Литературный современник. — М.,1936. № 8. С. 165-168.
К теме 13
Основная
Артоболевский Г.В.
Художественное чтение. — М., 1978.Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. — М., 1954. С. 108-113.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. — М., 1986.
Гонсовская М.В., Гурова В.И., Фролова Л.А. Сценическая речь (работа над текстом). — М., 1986.
Закушняк А.Я. Вечера рассказа. — М., 1984.
Кочарян С.А. Там же. С. 81-83, 117-120.
Пелих И.Д. Проблемы воплощения авторского стиля в звучащем слове // Пе- лих И.Д. Там же. С. 45-60.
Петрова Э.А. Искусство рассказа. — Л., 1973.
Шварц А.И.
В лаборатории чтеца. — М., 1960. С. 23-73, 126-162.Шервинский С.В. Художественное чтение. — М., 1988.
Дополнительная
Горбушина Л.А.
Выразительное и рассказывание. — М., 1975.Катышева Д.Н. Работа над текстом. — М., 1970. С. 11-18, 32-39.