МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А.И. ГЕРЦЕНА

 

 

 

 

 

 

Программа дисциплины

ОПД. Р.02. Современные технологии эстетического воспитания

 

По направлению - 540600 ПЕДАГОГИКА

Профиль - 540607 Начальное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждена на заседании кафедры Утверждена на заседании Совета факультета

эстетического воспитания начального образования

(протокол № 8 от 14.06.2000 г. ) (протокол № 1,от 07.09.2000 г.)

Зав. кафедрой Барышева Т.А. Декан ФНО Матвеева Л.А.

 

Направление: 540600 Педагогика

Профиль: 540607 Начальное образование

Курс: 3

Семестр: 5

Количество часов на дисциплину: 144

Количество аудиторных часов: лекций - 72, лабораторных - 72.

 

Цель дисциплины: формирование компетентности студентов в области современных технологий эстетического воспитания и художественного образования.

Задачи дисциплины:

- развить основные информационно-исследовательские умения, связанные с получением, переработкой и освоением художественно-педагогической информации;

- подготовить студентов к опытно-экспериментальной, исследовательской работе и педагогическому творчеству в области эстетического воспитания и художественного образования.

- пpeдoставить условия для освоения студентами современных педагогических технологий в области эстетического воспитания и художественного образования;

- пoдготовить студентов к проведению уроков эстетического цикла и внеклассных занятий в системе начального образования;

- подготовить студентов к осуществлению межпpeдметных связей и интеграции эстетических, художественных, естественнонаучных, гуманитарных и лингвистических аспектов начального образования;

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание учебного материала базируется на современных представлениях и научных разработках в области различных направлений теории и практики эстетического воспитания и художественного образования и ориентировано на создание основы для самообразования и интеграции знаний в профессиональную педагогическую, научно-исследовательскую деятельность. Организация материала строится на принципах:

творческой активности - создания оптимальных условий для самостоятельного освоения знаний, опыта творческой деятельности и реализации потенциальных возможностей каждого студента;

вариативности - предоставления свободы выбора индивидуальной образовательной траектории в конкретных сферах эстетического и художественного образования в соответствии с интересами и возможностями;

интеграции – предоставления возможности включать эстетический и художественный опыт в профессиональную педагогическую, исследовательскую деятельность и в различные сферы начального образования;

образовательной рефлексии - осознания студентами актуальных достижений и перспективы саморазвития и самообразования.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме в виде:

семинаров,

контрольных работ с вопросами репродуктивного и проблемного характера,

тестов,

самоаттестации,

лекторской практики,

художественно-познавательных игр-конкурсов,

реферативных обзоров и сравнительного анализа идей, позиций, концепций,

творческих заданий,

составление банка данных художественно-педагогических технологий.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет , на котором определяются степень сформированности:

- информационно-исследовательских умений, связанных с освоением, переработкой и психолого-педагогическим анализом информации;

Основное содержание

1.Основные формы и современные технологии эстетического воспитания художественного образования в начальной школе.

Основные тенденции развития эстетического воспитания и художественного образования в современной школе. Система эстетического воспитания. Дисциплины эстетического цикла. Сравнительный анализ учебных программ дисциплин эстетического цикла в системе начального образования. Виды, формы и технологии эстетического воспитания и художественного образования в начальной школе.

2. Интегративные формы и технологии эстетического воспитания и художественного образования

Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Педагогические формы художественной интеграции. Уроки искусства и творчества Факультативные и внеклассные формы интегративных занятий.

Арттерапия и технологии психокоррекционной работы в системе начального образования. Виды арттерапии (музыкальная терапия, сказкотерапия, цветотерапия и т.д.)

Виды и технологии художественно-творческой деятельности на занятиях интегративного типа. Восприятие художественного текста как сотворчество.

Художественное экспериментирование. Художественное моделирование. Художественная игра, Драматизация. Художественно-интеллектуальная игра. Практика перевоплощения, ассоциирования, художественной метафоры. Импровизация. Опыт художественной герменевтики. Система творческих заданий.

Искусство и художественно-педагогические технологии на уроках гуманитарного и естественнонаучного циклов в начальной школе.

Межпредметные связи. Понятие художественно-информационного пространства в системе начального образования. Искусство на уроках природоведения, математики, русского языка и др.

3.Технологии развития художественно-творческих способностей

Понятие способностей. Способности и задатки. Общие и специальные художественные способности. Структура художественно-творческих способностей. Ведущие и вспомогательные свойства художественных способностей. Художественный талант. Гениальность.

Восприятие художественной информации. Сенсорные (музыкальные, изобразительные) споcoбности. Эмоциональная отзывчивость на эстетические аспекты реальности и художественные явления. Экспрессивная эмоциональность. Сохранение и воспроизведение художественной информации. Переработка художественной информации. Художественное мышление – специфика, функции. Роль воображения и ассоциативной деятельности. Способности к преобразованию в художественно-творческой деятельности. Специфика творческого процесса в художественно-творческой деятельности. Бессознательные компоненты в структуре творческого процесса.

Диагностика художественно-творческих способностей.

Художественно-педагогические методы и технологии. Классификации методов. Инструктивно-peпрoдуктивные технологии. Технологии стимулирования и активизации художественно-творческой деятельности. Исследовательские технологии. Метод эмоциональной драматургии. Игровые и диалоговые методы. Аналитические методы. Технологии моделирования художественно-творческого процесса. Методы стилевого постижения художественных явлений. Метод художественных обобщений. Креативные методы в системе эстетического воспитания и художественного образования.. Арт-технологии в развитии креативности личности. Потенциал искусства и художественной деятельности в развитии креативности.

4.Педагогические технологии в системе музыкально-эстетического воспитания и образования.

Музыкально-эстетическое воспитание в системе начального образования. Цели, задачи, функции. Педагогические формы музыкально-эстетического воспитания. Урок музыки. Структура, организация, драматургия. Внеклассные формы музыкального воспитания. Виды музыкальной деятельности. Музыкально-познавательная деятельность. Восприятие музыки -психологическая основа музыкальной деятельности. "Искусство слышать". Технологии, методы, приёмы развития музыкального восприятия. Музыкальная rpaмотность. Музыкально-познавательная деятельность. Анализ музыкальных произведений. Виды музыкально-исполнительской деятельности. Хоровое пение. Вокальный ансамбль. Методика музыкальнo-хорового воспитания детей. Охрана детского голоса. Вокальнo-хоровые навыки. Средства интерпретации хорового произведения. Инструментальное музицирование. Детские музыкальные инструменты. Ритмопластика (пластическое моделирование музыки). Моделирование музыки (вербальное, цветовое, графическое). Музыкально-игровая деятельность. Cюжетно-poлeвые игры, музыкальнo-познавательные, дидактические музыкальные игры. Театральное воплощение музыки (драматизация и сценарная разработка музыкального материала).

Виды детского музыкального творчества. Акустические эксперименты. Экспериментирование с элементами музыкального языка, алгоритмами форм. Свободная импровизация. Импровизация "на тему". Сочинение музыки на основе логики творческого процесса (подготовительный этап, замысел, поиск средств воплощения, воплощение, оценка, корректировка, результат).

5. Методика преподавания изобразительного искусства в современной системе начального образования

Цели и задачи обучения изобразительному искусству в начальной школе. Художественные материалы, виды и технологии изобразительной деятельности.

Психологические основы обучения изобразительному искусству.

Детское художественное творчество. Проблема соотношения обучения и творчества на уроках изобразительного искусства. Особенности детского рисунка. Мир детского рисунка, как проявление потребности ребенка познать окружающий мир и самого себя.

Сравнительный анализ существующих программ по изобразительному искусству. Программа “Изобразительное искусство и художественный труд”, разработанная под руководством Б.М. Неменского (цели, задачи, принципы, структура, содержание, технологии). Программа по декоративному рисованию Т.Я. Шпикаловой (цели, задачи, принципы, структура, содержание, технологии

Планирование, организация и проведение урока изобразительного искусства. Внеклассные формы работы с детьми по изобразительному искусству. Планирование, организация, технологии.

6.Технологические основы дизайна в начальной школе.

Техническая эстетика как научная основа дизайна и художественного конструирования. Социально-культурная роль дизайна в современном обществе. Виды, функции дизайна. . “Азбука дизайна” в начальной школе Художественное конструирование. Техническое конструирование. Моделирование. Проектирование. Экспериментирование. Традиционное народное искусство в системе дизайнообразования (функциональность, эстетическая выразительность, гармоничность). Декоративно-прикладное творчество. Художественные технологии обработки материалов (аппликации, мозаика, коллаж, шитьё, лоскутная техника и др.). Формирование конструкторских умений. Методы развития у детей интеллектуально-креативных и эстетических свойств личности в художественно-конструкторской деятельности. Технологии преобразования моделей. Компьютерное конструирование.

7. Информационные, электронно-коммуникативные технологии в сфере эстетического воспитания и художественного образования

Потенциал, специфика и перспективы развития информационных электронно-коммуникативных технологий в сфере художественного образования. Учебное телевидение (модульные технологии). Интерактивные технологии. Виртуальное проектирование (репродуктивное, продуктивное, инновационное). Дистанционные технологии. Технологии автоисследования. Интернет. Технологии компьютерного рисования: простейшие программы Photo Shop, Photo Editor и т.д. Основные типы графических файлов: JPEG, Gif, BMP. Технологии сбора аудиовизуальной информации в Интернет: программы Internet explorer, Netscape navigator. Технологии предоставления изобразительной информации FrontPage. Веб-дизайн. Элементарные понятия о голографии. Возможности использования современных информационных технологий в системе начального образования.

8.Педагогическое творчество и основы опытно-экспериментальной работы в сфере эстетического воспитания и художественного образования.

Творчество как педагогическая проблема. Педагогическое творчество на занятиях эстетического цикла в начальной школе. Педагогическая импровизация. Структура педагогических и психологических исследований в сфере эстетического воспитания. Искусствоведческие исследования. Организация экспериментальной работы. Виды научных работ и их специфика.

Виды учебных программ по предметам эстетического цикла (экспериментальная, модифицированная, авторская, типовая). Проектирование образовательных программ в области эстетического воспитания и художественного образования.

Основные понятия

эстетическое воспитание

художественное образование

искусство

творчество

креативность

художественная деятельность

художественная техника

художественный эксперимент

художественные способности

художественно-педагогическая система

педагогические технологии

арт-технологии

креативные технологии

информационные, электронно-коммуникативные технологии

начальное образование

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает: а) изучение искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы; б) подготовку к практическим занятиям и лекторской практике; в) самоаттестацию и самотестирование; г) разработку и реализацию авторских педагогических идей в сфере эстетического воспитания, д) составление банка данных диагностических средств, ж) систематизацию, классификацию и составление банка данных педагогических технологий, эффективных в сфере эстетического воспитания и художественного образования в системе начальной школы

.

Типовые задания для студентов

Проанализировать выдающиеся художественно-педагогические системы ХХ века.

Проанализировать основные виды и формы эстетического воспитания в системе современного начального образования.

Проанализировать альтернативные программы в области эстетического воспитания и художественного образования.

Разработать сценарный план различных занятий по эстетическому воспитанию.

Систематизировать, классифицировать и составить банк данных педагогических технологий, эффективных в определенной сфере эстетического воспитания и художественного образования в системе начальной школы

.

 

Литература

  1. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. - СПб., 1999.
  2. Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
  3. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. Программа /Под ред. Неменского Б.М. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов начальных факультетов педвузов. - М.: Изд. Центр Академия, 2001.
  5. Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. Выпуск 2. СПб.: 2000.
  6. Эстетическая библиотека учителя. Вып.1-3. - СПб, 1995, 1998, 2000.

Дополнительная литература

  1. Воронов В. А. Энциклопедия прикладного творчества. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
  2. Геронимус Т. М. Урок труда. Я все умею сам: Учебно-методический комплект по трудовому обучению для учащихся 1-4 классов четырехлетней начальной школы. – М., 1998.
  3. Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: История и современность. Методическое пособие для учителей / СПбГУПМ. - СПб, 2001.
  4. Кузин В. С., Сиротин В. И. Изобразительное искусство. Начальная школа: Программно-методические материалы. - М., 2000.
  5. Неменский Б. М. Мудрость красоты. - М., 1987.
  6. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - М., 1999.
  7. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов начальных отделений и факультетов средних учебных заведений. - М.: Изд. Центр Академия, 2000. - 128 с.
  8. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
  9. Фрейтаг И. П. Основы трудового обучения младших школьников на материале традиционной культуры русского севера СПб.: 2001.
  10. Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. - М., 2000.

Автор-составитель программы дисциплины "Современные технологии эстетического воспитания": Барышева Т.А., канд. психол. наук, доцент;

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки- 540600 Педагогика. Профиль 540607 Начальное образование

Hosted by uCoz