МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А.И.ГЕРЦЕНА

 

 

 

 

 

 

Программа дисциплины

ДПП. Ф09. Методика преподавания труда с практикумом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность - 03120 0– педагогика и методика начального образования

 

 

 

Утверждена на заседании кафедры Утверждена на заседании Совета факультета

эстетического воспитания начального образования

(протокол № 8, от 14.06.2000 г. ) (протокол №1, от 07.09.2000г.)

Зав. кафедрой Барышева Т.А. Декан ФНО Матвеева Л.А.

 

 

 

 

 

Специальность: 031200 – педагогика и методика начального образования

Курс: 3

Семестр: 5

Количество часов на дисциплину: 130

Количество аудиторных часов: лекций – 32, практических – 32.

Цель дисциплины: формирование компетентности студентов в области исто-рии, теории и методики трудового обучения и художественно-конструкторской деятельности (дизайна) в системе начального образования.

 

Задачи дисциплины:

- развить информационно-исследовательские умения, связанные с получением,

переработкой и освоением информации в области трудового обучения и воспи-тания младших школьников, теории дизайна, эстетики и технической эстетики;

- предоставить условия для освоения студентами системы знаний в области тру

дового обучения, художественного конструирования, технической эстетики как научной основы дизайна, методикой творческого поиска;

- предоставить условия для овладения студентами современных педагогических технологий в области трудового обучения младших школьников;

- подготовить студентов к творческому и методически грамотному проведению

уроков и внеклассных мероприятий по трудовому обучению

- подготовить студентов к осуществлению интегративного подхода к начально-му образованию.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины:

- творческая направленность (создание наиболее оптимальных условий для само

реализации каждого студента);

- обучение на основе альтернативных установок (художественное конструиро-

вание как творческий метод обеспечивает создание изделий дизайна на основе

интеграции искусства и техники, красоты и пользы; такое взаимодействие опре-

деляет содержание и способы учебной работы: поиск альтернативных решений

в условиях единства и борьбы противоположных начал и обращение творческо-

го поиска на создание новых форм);

- формирование проектно-художественных представлений (в дизайне создание

формы технического объекта осуществляется на художественной основе при по

мощи средств гармонизации, поэтому в основе художественного конструирова-

ния, как и эстетического воспитания лежит изучение основ композиции);

- становление гармонически развитой личности, осознание всеобщей гармонии мира и личности (важная роль отводится овладению законами гармонии, кото- рые во всех сферах художественной деятельности подчинены одной и той же логике);

- специфичность политехнических знаний при художественно-конструкторском подходе (освоение технологиями художественной обработки материалов, овла-

дение политехническими умениями (общетрудовыми и специальными), усвое-ние основ технической эстетики и ее активное внедрение в современные техно-логические процессы конструирования)

- интеграция (создание условий для включения художественно-конструкторско

го опыта в педагогическую и исследовательскую деятельность и в разные сферы начального образования.

- вариативность (широкие возможности для свободы выбора индивидуального образовательного направления в области трудового обучения в соответствии с интересами и способностями каждого студента).

Формы текущей аттестации:

- тесты;

- контрольные работы с широким применением стратегий и тактик поиска но-вых решений при конструировании изделий;

- самоаттестация;

- лекторская практика;

- семинары – практикумы;

- творческие мастерские;

- эвристические игры.

Формы итоговой аттестации:

Зачет, на котором определяется уровень:

- сформированности компетенций в области истории, теории и методики трудо-

вого обучения и художественно-конструкторской деятельности в системе начального образования;

- информационно-исследовательских умений, связанных с освоением, перера-боткой и анализом информации в психолого-педагогическом аспекте;

- практической подготовленности к профессиональной педагогической и иссле-

довательской деятельности в области трудового обучения и воспитания в на-чальной школе;

- готовности к осуществлению интегративного подхода к начальному образо-ванию.

Основное содержание:

  1. История развития трудового обучения и воспитания.

Трудовое обучение и воспитание в России (до XX в.).

Трудовое воспитание – основа народной педагогики. Введение трудового обу-чения как учебного предмета в России. Социальный заказ общества. Цель, зада-чи нового предмета. Особенности содержания. Особенности методики препо-давания.

История развития трудового обучения в советской школе.

Трудовое обучение в советской школе. Этапы развития. Система политехни-ческого обучения. Психологическая подготовка учащихся к труду. Содержание трудового обучения. Трудовое воспитание. Всестороннее развитие младших школьников в труде.

Трудовое обучение на современном этапе.

Современный этап в развитии трудового обучения. Концепции содержания начального образования в области трудового обучения. Основные тенденции развития трудового обучения в современном мире.

2. Трудовое обучение в системе начального образования.

Основные формы трудового обучения в начальной школе.

Педагогические формы трудового обучения. Урок трудового обучения. Струк-

тура урока. Лабораторные работы, опыты и наблюдения. Формы организации работы учащихся. Тематическое планирование. Культура и организация труда. Внеклассные формы трудового обучения. Праздники, выставки, конкурсы, мастерские, экскурсии. Тематическое планирование внеклассных мероприятий.

Психолого-педагогические основы современного урока трудового обучения.

Роль предметно-практической деятельности в развитии и познании. Расши-рение сенсорного опыта. Активизация умственной деятельности. Интенсифи-кация мышления. Стимул для развития произвольного внимания и целенаправ-ленного восприятия. Роль воображения в трудовой деятельности.

Виды деятельности.

Дизайн как вид деятельности.

Социально-культурная роль дизайна в современном обществе. Виды, функции

дизайна. Техническая эстетика – теория дизайна. Композиция в дизайне. Виды композиции. Категории композиции. Свойства и состояния композиции. Допол-

нительные средства композиции. Средства гармонизации. Основы цветоведе-ния. Художественно-конструкторский анализ. Функциональный анализ. Ком-позиционный анализ. Методы художественного конструирования. Формирова-ние конструкторских умений. Методы развития у детей интеллектуальных и эстетических креативных свойств в художественно-конструкторской деятель-ности. “Азбука дизайна” в начальной школе.

Народное традиционное искусство в системе дизайна.

Народное искусство как часть культуры. Эстетические особенности народного искусства и предметов традиционной культуры. Домашнее ремесло. Промыслы.

Синкретизм народного искусства. Традиционная культура Русского Севера. Се-мантика народных орнаментов. Развитие творческого опыта по созданию изде-лий на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

Конструирование. Моделирование. Проектирование. Экспериментирование. Компьютерное конструирование.

Изучение технологических и конструкционных свойств материалов и способы их обработки.

Бумага, картон, текстильные материалы, пластилин, глина, природные мате-риалы, древесина, мягкие металлы, пластмассы. Использование при изготовле-нии изделий готовых форм и полуфабрикатов.

Художественно-выразительные свойства конструкционных материалов.

Отражение механического и физического состояния материалов и конструкций в образной форме. Пластические возможности материалов для выражения при-

сущей им специфики. Художественно выразительные особенности материалов.

Изобразительные средства передачи фактуры материала.

Технологии художественной обработки материалов. Аппликация, мозаика, леп ка, папье-маше, плетение, чеканка и др.

Современные технологии, методы, приемы трудового обучения.

Понятие “педагогическая технология”. Структурные и функциональные компо

ненты педагогической технологии. Психические материалы развития, обучения и воспитания в педагогических технологиях. Методы трудового обучения, вос-

питания и развития личности. Классификации методов. Словесные методы. Де-монстрационные методы. Практические методы. Виды инструктажа. Процесс оценивания деятельности учащихся. Репродуктивные методы. Конструктивные методы. Эвристические методы. Проблемные методы. Исследовательские мето-ды. Программированные методы. Потенциал предмета в развитии креативности личности. Информационные технологии в трудовом обучении.

Технология ознакомления учащихся с объектом труда. Анализ образца. Чтение и работа по различным видам технической документации. Натуральные и изо-бразительные виды наглядности. Технологические операции. Правила и приемы

работы. Оборудование. Инструменты.

Альтернативные программы по трудовому обучению младших школьников.

3. Межпредметные связи в системе начального образования и место трудо

вого обучения в интеграции процесса обучения.

Виды интеграции. Технологии конструкторской деятельности на занятиях инте гративного типа. Бинарные уроки. Изобразительное искусство и трудовое обу-чение. Литература и трудовое обучение. Русский язык и трудовое обучение. Ма-

тематика и трудовое обучение. Природоведение и трудовое обучение.

Художественно-педагогические технологии. Дизайн в системе художественно-педагогических технологий.

  1. Педагогическое творчество в области трудового обучения младших школьников.

Профессионально-педагогическая компетентность – основа педагогического творчества. Педагогическое творчество на уроках трудового обучения.

Исследовательская работа в сфере трудового обучения. Экспериментальная и научная работа.

Виды учебных программ по трудовому обучению (типовая, усовершенствован-ная, экспериментальная, авторская). Проектирование модулей образовательных программ в области трудового обучения.

Основные понятия:

- трудовое обучение;

- предметно-практическая деятельность;

- конструкционные и технологические свойства;

- эстетическое воспитание;

- дизайн;

- художественное конструирование;

- техническая эстетика;

- проектно-художественный образ;

- композиция;

- художественно-педагогические технологии.

Организация самостоятельной работы:

- изучение литературы;

- подготовка к практическим занятиям и лекторской практике;

- самоаттестация;

- создание банка данных изделий дизайна;

- разработка и конструирование новых макетов, моделей.

Типовые задания для студентов:

Проанализировать основные этапы развития трудового обучения младших школьников.

Проанализировать основные формы трудового обучения в системе начального

образования.

Проанализировать альтернативные программы в области трудового обучения.

Разработать планы-конспекты различных занятий по трудовому обучению.

Сконструировать новые изделия дизайна.

Составить банк данных изделий дизайна.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. – М., 1999.

3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. – М., Просвещение, 2001.

4. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999.

5. Фрейтаг И.П. Основы трудового обучения младших школьников на мате-риале традиционной культуры Русского Севера: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.

Дополнительная литература

1. Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. – М., ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

2. Геронимус Т.М. Я все умею сам: Учебно-методический комплект по трудо-вому обучению для учащихся 1 – 4 классов четырехлетней начальной школы. – М., 1998.

3. Гукасова А.М., Мишарева Е.И., Романина В.И. Методика трудового обуче-ния. – М.: Просвещение, 1990.

4. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.

5. Огерчук Л.Ю. Технологическая подготовка учащихся и анализ программ трудового обучения начальной школы. – Начальная школа, 1998, №7.

6. Пармон Ф.М. Русский костюм как художественно-конструкторс-

кий источник творчества. – М., 1994.

7. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – 2-е изд. – М., 1988.

8. Цейтлин Н.Е., Рожнев Я.А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. – М., 1980

 

Автор-составитель программы “Методика преподавания труда с практикумом”: ассистент кафедры эстетического воспитания Мисюкевич А.Н.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 – педагогика и методика начального образования.

Hosted by uCoz