МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А.И.ГЕРЦЕНА
Программа дисциплины
ДПП. Ф09. Методика преподавания труда с практикумом
Специальность - 03120 0– педагогика и методика начального образования
Утверждена на заседании кафедры Утверждена на заседании Совета факультета
эстетического воспитания начального образования
(протокол №
8, от 14.06.2000 г. ) (протокол №1, от 07.09.2000г.)Зав. кафедрой Барышева Т.А. Декан ФНО Матвеева Л.А.
Специальность: 031200 – педагогика и методика начального образования
Курс:
3Семестр:
5Количество часов на дисциплину:
130Количество аудиторных часов:
лекций – 32, практических – 32.Цель дисциплины:
формирование компетентности студентов в области исто-рии, теории и методики трудового обучения и художественно-конструкторской деятельности (дизайна) в системе начального образования.
Задачи дисциплины:
- развить информационно-исследовательские умения, связанные с получением,
переработкой и освоением информации в области трудового обучения и воспи-тания младших школьников, теории дизайна, эстетики и технической эстетики;
- предоставить условия для освоения студентами системы знаний в области тру
дового обучения, художественного конструирования, технической эстетики как научной основы дизайна, методикой творческого поиска;
- предоставить условия для овладения студентами современных педагогических технологий в области трудового обучения младших школьников;
- подготовить студентов к творческому и методически грамотному проведению
уроков и внеклассных мероприятий по трудовому обучению
- подготовить студентов к осуществлению интегративного подхода к начально-му образованию.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины:
- творческая направленность (создание наиболее оптимальных условий для само
реализации каждого студента);
- обучение на основе альтернативных установок (художественное конструиро-
вание как творческий метод обеспечивает создание изделий дизайна на основе
интеграции искусства и техники, красоты и пользы; такое взаимодействие опре-
деляет содержание и способы учебной работы: поиск альтернативных решений
в условиях единства и борьбы противоположных начал и обращение творческо-
го поиска на создание новых форм);
- формирование проектно-художественных представлений (в дизайне создание
формы технического объекта осуществляется на художественной основе при по
мощи средств гармонизации, поэтому в основе художественного конструирова-
ния, как и эстетического воспитания лежит изучение основ композиции);
- становление гармонически развитой личности, осознание всеобщей гармонии мира и личности (важная роль отводится овладению законами гармонии, кото- рые во всех сферах художественной деятельности подчинены одной и той же логике);
- специфичность политехнических знаний при художественно-конструкторском подходе (освоение технологиями художественной обработки материалов, овла-
дение политехническими умениями (общетрудовыми и специальными), усвое-ние основ технической эстетики и ее активное внедрение в современные техно-логические процессы конструирования)
- интеграция (создание условий для включения художественно-конструкторско
го опыта в педагогическую и исследовательскую деятельность и в разные сферы начального образования.
- вариативность (широкие возможности для свободы выбора индивидуального образовательного направления в области трудового обучения в соответствии с интересами и способностями каждого студента).
Формы текущей аттестации:
- тесты;
- контрольные работы с широким применением стратегий и тактик поиска но-вых решений при конструировании изделий;
- самоаттестация;
- лекторская практика;
- семинары – практикумы;
- творческие мастерские;
- эвристические игры.
Формы итоговой аттестации:
Зачет, на котором определяется уровень:
- сформированности компетенций в области истории, теории и методики трудо-
вого обучения и художественно-конструкторской деятельности в системе начального образования;
- информационно-исследовательских умений, связанных с освоением, перера-боткой и анализом информации в психолого-педагогическом аспекте;
- практической подготовленности к профессиональной педагогической и иссле-
довательской деятельности в области трудового обучения и воспитания в на-чальной школе;
- готовности к осуществлению интегративного подхода к начальному образо-ванию.
Основное содержание:
Трудовое обучение и воспитание в России (до XX в.).
Трудовое воспитание – основа народной педагогики. Введение трудового обу-чения как учебного предмета в России. Социальный заказ общества. Цель, зада-чи нового предмета. Особенности содержания. Особенности методики препо-давания.
История развития трудового обучения в советской школе.
Трудовое обучение в советской школе. Этапы развития. Система политехни-ческого обучения. Психологическая подготовка учащихся к труду. Содержание трудового обучения. Трудовое воспитание. Всестороннее развитие младших школьников в труде.
Трудовое обучение на современном этапе.
Современный этап в развитии трудового обучения. Концепции содержания начального образования в области трудового обучения. Основные тенденции развития трудового обучения в современном мире.
2. Трудовое обучение в системе начального образования.
Основные формы трудового обучения в начальной школе.
Педагогические формы трудового обучения. Урок трудового обучения. Струк-
тура урока. Лабораторные работы, опыты и наблюдения. Формы организации работы учащихся. Тематическое планирование. Культура и организация труда. Внеклассные формы трудового обучения. Праздники, выставки, конкурсы, мастерские, экскурсии. Тематическое планирование внеклассных мероприятий.
Психолого-педагогические основы современного урока трудового обучения.
Роль предметно-практической деятельности в развитии и познании. Расши-рение сенсорного опыта. Активизация умственной деятельности. Интенсифи-кация мышления. Стимул для развития произвольного внимания и целенаправ-ленного восприятия. Роль воображения в трудовой деятельности.
Виды деятельности.
Дизайн как вид деятельности.
Социально-культурная роль дизайна в современном обществе. Виды, функции
дизайна. Техническая эстетика – теория дизайна. Композиция в дизайне. Виды композиции. Категории композиции. Свойства и состояния композиции. Допол-
нительные средства композиции. Средства гармонизации. Основы цветоведе-ния. Художественно-конструкторский анализ. Функциональный анализ. Ком-позиционный анализ. Методы художественного конструирования. Формирова-ние конструкторских умений. Методы развития у детей интеллектуальных и эстетических креативных свойств в художественно-конструкторской деятель-ности. “Азбука дизайна” в начальной школе.
Народное традиционное искусство в системе дизайна.
Народное искусство как часть культуры. Эстетические особенности народного искусства и предметов традиционной культуры. Домашнее ремесло. Промыслы.
Синкретизм народного искусства. Традиционная культура Русского Севера. Се-мантика народных орнаментов. Развитие творческого опыта по созданию изде-лий на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Конструирование. Моделирование. Проектирование. Экспериментирование. Компьютерное конструирование.
Изучение технологических и конструкционных свойств материалов и способы их обработки.
Бумага, картон, текстильные материалы, пластилин, глина, природные мате-риалы, древесина, мягкие металлы, пластмассы. Использование при изготовле-нии изделий готовых форм и полуфабрикатов.
Художественно-выразительные свойства конструкционных материалов.
Отражение механического и физического состояния материалов и конструкций в образной форме. Пластические возможности материалов для выражения при-
сущей им специфики. Художественно выразительные особенности материалов.
Изобразительные средства передачи фактуры материала.
Технологии художественной обработки материалов. Аппликация, мозаика, леп ка, папье-маше, плетение, чеканка и др.
Современные технологии, методы, приемы трудового обучения.
Понятие “педагогическая технология”. Структурные и функциональные компо
ненты педагогической технологии. Психические материалы развития, обучения и воспитания в педагогических технологиях. Методы трудового обучения, вос-
питания и развития личности. Классификации методов. Словесные методы. Де-монстрационные методы. Практические методы. Виды инструктажа. Процесс оценивания деятельности учащихся. Репродуктивные методы. Конструктивные методы. Эвристические методы. Проблемные методы. Исследовательские мето-ды. Программированные методы. Потенциал предмета в развитии креативности личности. Информационные технологии в трудовом обучении.
Технология ознакомления учащихся с объектом труда. Анализ образца. Чтение и работа по различным видам технической документации. Натуральные и изо-бразительные виды наглядности. Технологические операции. Правила и приемы
работы. Оборудование. Инструменты.
Альтернативные программы по трудовому обучению младших школьников.
3. Межпредметные связи в системе начального образования и место трудо
вого обучения в интеграции процесса обучения.
Виды интеграции. Технологии конструкторской деятельности на занятиях инте гративного типа. Бинарные уроки. Изобразительное искусство и трудовое обу-чение. Литература и трудовое обучение. Русский язык и трудовое обучение. Ма-
тематика и трудовое обучение. Природоведение и трудовое обучение.
Художественно-педагогические технологии. Дизайн в системе художественно-педагогических технологий.
Профессионально-педагогическая компетентность – основа педагогического творчества. Педагогическое творчество на уроках трудового обучения.
Исследовательская работа в сфере трудового обучения. Экспериментальная и научная работа.
Виды учебных программ по трудовому обучению (типовая, усовершенствован-ная, экспериментальная, авторская). Проектирование модулей образовательных программ в области трудового обучения.
Основные понятия:
- трудовое обучение;
- предметно-практическая деятельность;
- конструкционные и технологические свойства;
- эстетическое воспитание;
- дизайн;
- художественное конструирование;
- техническая эстетика;
- проектно-художественный образ;
- композиция;
- художественно-педагогические технологии.
Организация самостоятельной работы:
- изучение литературы;
- подготовка к практическим занятиям и лекторской практике;
- самоаттестация;
- создание банка данных изделий дизайна;
- разработка и конструирование новых макетов, моделей.
Типовые задания для студентов:
Проанализировать основные этапы развития трудового обучения младших школьников.
Проанализировать основные формы трудового обучения в системе начального
образования.
Проанализировать альтернативные программы в области трудового обучения.
Разработать планы-конспекты различных занятий по трудовому обучению.
Сконструировать новые изделия дизайна.
Составить банк данных изделий дизайна.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. – М., 1999.
3. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). В двух частях. – М., Просвещение, 2001.
4. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования. – М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
5. Фрейтаг И.П. Основы трудового обучения младших школьников на мате-риале традиционной культуры Русского Севера: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.
Дополнительная литература
1. Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества. – М., ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
2. Геронимус Т.М. Я все умею сам: Учебно-методический комплект по трудо-вому обучению для учащихся 1 – 4 классов четырехлетней начальной школы. – М., 1998.
3. Гукасова А.М., Мишарева Е.И., Романина В.И. Методика трудового обуче-ния. – М.: Просвещение, 1990.
4. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.
5. Огерчук Л.Ю. Технологическая подготовка учащихся и анализ программ трудового обучения начальной школы. – Начальная школа, 1998, №7.
6. Пармон Ф.М. Русский костюм как художественно-конструкторс-
кий источник творчества. – М., 1994.
7. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – 2-е изд. – М., 1988.
8. Цейтлин Н.Е., Рожнев Я.А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. – М., 1980
Автор-составитель программы “Методика преподавания труда с практикумом”: ассистент кафедры эстетического воспитания Мисюкевич А.Н.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 – педагогика и методика начального образования.