МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. А.И.ГЕРЦЕНА
Программа дисциплины
ДПП. Ф.11. Теория и методика музыкального воспитания
Специальность 03120
0 Педагогика и методика начального образования
Утверждена на заседании кафедры Утверждена на заседании Совета факультета
эстетического воспитания начального образования
(протокол №8, от14.06.2000 г. ) (протокол №1, от 07.09.2000 г.)
Зав. кафедрой Барышева Т.А. Декан ФНО Матвеева Л.А.
Специальность: 031200 – педагогика и методика начального образования
Курс:
3Семестр: 6
Количество часов на дисциплину
: 130Количество аудиторных часов
: лекций - 34 , практических - 34.Цель дисциплины
: формирование компетентности студентов в области истории, теории и методики музыкально-эстетического воспитания в системе начального образования.Задачи дисциплины
:- содействовать осознанию духовно-ценностной природы музыкального искусства, педагогического потенциала музыкально-эстетической деятельности;
- развить основные информационно-исследовательские умения, связанные с получением, освоением и переработкой информации в области музыкальной культуры и музыкально-эстетического воспитания младших школьников;
- подготовить студентов к исследовательской работе и педагогическому творчеству в области музыкально-эстетического воспитания в системе начального образования.
- пpeдoставить условия для освоения студентами современных педагогических технологий в области музыкально-эстетического воспитания младших школьников;
- пoдготовить студентов к проведению уроков музыкально-эстетического цикла и внеклассных занятий в системе начального образования;
- подготовить студентов к осуществлению межпpeдметных связей и интеграции эстетических, художественных, естественнонаучных, гуманитарных и лингвистических аспектов начального образования;
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Содержание учебного материала базируется на современных представлениях и научных разработках в области теории и практики музыкально-эстетического воспитания в системе начального образования и ориентировано на создание основы для самообразования и интеграции полученных знаний в профессиональную педагогическую, научно-исследовательскую деятельность.
Организация материала строится на принципах:
творческой активности - создания оптимальных условий для самостоятельного освоения знаний, опыта творческой деятельности и реализации потенциальных возможностей каждого студента;
вариативности - предоставления свободы выбора индивидуальной образовательной траектории в сфере музыкально-эстетического воспитания и образования в соответствии с интересами и возможностями;
интеграции – предоставления возможности включать музыкально-эстетический и художественный опыт в профессиональную педагогическую, исследовательскую деятельность и в различные сферы начального образования;
образовательной рефлексии - осознания студентами актуальных достижений и перспективы саморазвития и самообразования в области музыкальной культуры и музыкально-эстетического воспитания.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Оценка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме в виде:
семинаров,
контрольных работ с вопросами репродуктивного и проблемного характера,
тестов,
самоаттестации,
лекторской практики,
конкурсов педагогических идей,
музыкально-познавательных игр-конкурсов,
реферативных обзоров и сравнительного анализа идей, позиций, концепций,
творческих заданий,
составление банка данных художественно-педагогических технологий.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация предполагает зачет , на котором определяются степень:
Основное содержание
1.История музыкально-эстетического воспитания
Музыкально-эстетическое воспитание в Древнем мире (“Мифология и космос”)
Первые упоминания о целенаправленном музыкально-эстетическом воспитании в древневосточных цивилизациях. Космологические концепции музыки (Китай, Индия). Учение об этносе. Роль музыки в государственной системе Древнего Китая. Особенности музыкального образования в Древней Индии. Связь музыки с общекультурными установками в Древнем Египте, музыка в системе воспитания и образования в Древней Греции. Мифологичность и синкретизм античного мышления. Теории музыкального воспитания Платона и Аристотеля. Пифагорейская школа.
Музыкальная эстетика и воспитание в средние века, эпоху Возрождения и Реформации
“Человек и мироздание“ в музыкальной эстетике средних веков. Музыкальные открытия средневековья. Светское и культовое начала в практике музыкально-эстетического воспитания в средние века. Августин. Иоанн де Грохео, Гвидо д'Ареццо.
Музыка в системе искусств эпохи Возрождения, “человек и мир” в музыкальной эстетике Ренессанса, музыка как воплощение единства интеллектуального, духовно-эмоционального и физического начал. Гуманистические идеалы воспитания. М. Монтень, Царлино, И. Тинкторис и др. Музыка в системах протестантского и католического воспитания (М. Лютер, Ф. Фенелон. Школа И. Штурма).
Теория и практика музыкально-эстетического воспитания XVIII—XIX вв.
Функции искусства в эпоху Просвещения. Ф. Шиллер “Письма об эстетическом воспитании”. Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Спенсер, Д. Юм. Общественно-культурная жизнь как фактор музыкально-эстетичес-кого воспитания в XIX в. Целенаправленное и опосредованное музыкально-эстетическое воспитание. Домашнее музыкальное воспитание.
Музыкальное воспитание в России
Эволюция методики музыкального воспитания в России XVI— XVIII вв. Этикетность. Нормативность. Канонизированность певческого искусства средневековой России. Ренессансные тенденции в области музыкального образования в XVII в.
Идеи просветительства в русской музыкальной культуре XIX в. А.Н. Серов, В.В. Стасов. Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев.
Музыкально-эстетическое воспитание в России в мемуарной и художественной литературе. Музыкальное воспитание в учебных заведениях России. Домашнее музыкальное воспитание в XIX в.
Музыкально-педагогические системы XX в.
Основные тенденции развития музыкального воспитания в современном мире. Ж. Далькроз, З. Кодай. К. Орф, М. Монтессори, Ш. Судзуки. Рок-дидактика. Экспериментальная музыкальная педагогика. (М. Кагель, Ф.Делаланд, Елинек, Парди, Фризиус, Хоффер, Эгельхоф). Отечественные музыкально-педагогические системы XX в.
2. Музыкально-эстетическое воспитание в системе начального образования
Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе .Роль музыкального искусства в формировании духовной культуры ребёнка. Содержание музыки как фактор развития личности. Социальные функции музыкального искусства в современной педагогике. Сущность понятий музыкальное образование, развитие и воспитание школьника. Основные тенденции развития музыкально-эстетического воспитания и художественного образования в современной школе. Цели и задачи музыкального воспитания младших школьников. Сравнительный анализ учебных программ по музыке и музыкально-эстетическому воспитанию в системе начального образования.
Основные формы музыкально-эстетического воспитания и образования в начальной школе.
Педагогические формы музыкально-эстетического воспитания. .
Урок музыки. Структура, организация, драматургия. Урок музыки — урок искусства и творчества.
Внеклассные формы музыкального воспитания. Специфика, содержание и методика проведения. Беседы о музыке в начальной школе — функции, значение, виды. Тематические концерты. Музыкальные юбилеи. Конкурсы и викторины. Праздники музыки. Музыкально-познавательные игры. Концерты-загадки. Детский хор — вопросы организации и методика работы. Вокальные и инструментальные ансамбли. Детский музыкальный театр. Музыкальные экскурсии. Тематическое планирование внеклассных музыкальных занятий. Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе
Виды музыкальной деятельности .
Музыкальная деятельность в музыкально-эстетическом развитии детей. Психологическая структура музыкальной деятельности.
Восприятие музыки — психологическая основа музыкальной деятельности. Свойства музыкального восприятия. Слушание музыки. “Искусство слышать”.
Технологии, методы, приёмы развития музыкального восприятия. Музыкальная rpaмотность. Музыкально-познавательная деятельность. Анализ музыкальных произведений. Виды музыкально-исполнительской деятельности. Хоровое пение. Вокальный ансамбль. Методика музыкальнo-хорового воспитания детей. Охрана детского голоса. Вокальнo-хоровые навыки. Средства интерпретации хорового произведения. Инструментальное музицирование. Детские музыкальные инструменты. Ритмопластика (пластическое моделирование музыки). Моделирование музыки (вербальное, цветовое, графическое). Музыкально-игровая деятельность. Cюжетно-poлeвые игры, музыкальнo-познавательные, дидактические музыкальные игры. Театральное воплощение музыки (драматизация и сценарная разработка музыкального материала).
Виды детского музыкального творчества. Акустические эксперименты. Экспериментирование с элементами музыкального языка, алгоритмами форм. Свободная импровизация. Импровизация "на тему". Сочинение музыки на основе логики творческого процесса (подготовительный этап, замысел, поиск средств воплощения, воплощение, оценка, корректировка, результат).
Музыкальные способности и их развитие в младшем школьном возрасте
Современные представления о структуре музыкальности. Специфика музыкальных способностей. Восприятие музыкальной информации. Сенсорные музыкальные способности, музыкальный слух. Эмоциональная отзывчивость. Эмоциональный слух. Экспрессивная эмоциональность.
Сохранение и воспроизведение музыкальной информации, музыкальная память. Переработка музыкальной информации, музыкальное мышление. Роль воображения и ассоциативной деятельности.
Музыкально-исполнительские способности.
Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников.
Современные технологии , методы, приёмы музыкально---эстетического воспитания
Технологии в педагогике — как способы реализации цели. Классификации методов музыкального воспитания и развития личности. Информационно-рецептивные методы. Инструктивно-репродуктивные. Метод стимулирования и активизации музыкальной деятельности. Исследовательские технологии. Метод эмоциональной драматургии. Контроль на музыкальных занятиях с младшими школьниками. Оценка и отметка. Игровые и диалоговые методы Технологии моделирования художественно-творческого процесса. Методы стилевого постижения музыкальных явлений. Метод художественных обобщений. Креативные методы в системе музыкально-эстетического воспитания . Арт-технологии в развитии креативности личности. Потенциал музыки и музыкальной деятельности в развитии креативности. Эвристические методы музыкально-эстетического воспитания.
Информационные, электронно-коммуникативные технологии в сфере музыкально-эстетического воспитания и образования младших школьников – потенциал и перспективы
3. Музыка в интегративном процессе межпредметных связей в системе начального образования
Межпредметные связи. Понятие художественно-информационного пространства. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Виды художественно интеграции. Технологии музыкально-творческой деятельности на занятиях интегративного типа.
Музыка и художественно-педагогические технологии на уроках гуманитарного и естественнонаучного циклов в начальной школе. . Музыка на уроках природоведения, математики, русского языка, детской литературы и др. Художественно-педагогические методы и технологии.
Музыка в системе арттерапии. Музыкально-игровые, музыкально-креативные технологии психокоррекционной работы в системе начального образования.
4. Педагогическое творчество и основы опытно-экспериментальной работы в сфере музыкально-эстетического воспитания и образования в начальной школе.
Творчество как педагогическая проблема. Педагогическое творчество на занятиях эстетического цикла в начальной школе. Педагогическая импровизация. Структура педагогических и психологических исследований в музыкально- эстетического воспитания. Искусствоведческие исследования. Организация экспериментальной работы. Виды научных работ и их специфика.
Виды учебных программ по предметам музыкально-эстетического цикла (экспериментальная, модифицированная, авторская, типовая). Проектирование образовательных программ в области музыкально- эстетического воспитания и образования.
Основные понятия
Музыкально-эстетическое воспитание
музыкальное образование
музыкальное развитие
искусство
творчество
музыкальная деятельность
музыкальные способности
музыкально-педагогическая система
художественно-педагогические технологии
арт-технологии
начальное образование
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает: а) изучение искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы; б) подготовку к практическим занятиям и лекторской практике; в) самоаттестацию и самотестирование; г) разработку и реализацию авторских педагогических идей в сфере музыкально-эстетического воспитания, д) составление банка данных диагностических средств, ж) систематизацию, классификацию и составление банка данных педагогических технологий, эффективных в сфере музыкально-эстетического воспитания в системе начального образования
.
Типовые задания для студентов
Проанализировать выдающиеся музыкально-педагогические системы ХХ века.
Проанализировать основные виды и формы музыкально-эстетического воспитания в системе современного начального образования.
Проанализировать альтернативные программы в области музыкального воспитания и образования.
Разработать сценарный план различных занятий музыкально- эстетическому воспитанию.
Систематизировать, классифицировать и составить банк данных педагогических технологий, эффективных в сфере музыкально-эстетического воспитания в начальной школе
.
Литература
Дополнительная литература
Автор-составитель программы дисциплины "Теория и методика музыкального воспитания": Барышева Т.А., канд. психол. наук, доцент;
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 – педагогика и методика начального образования.