МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. А.И.ГЕРЦЕНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа дисциплины

ДПП. Ф.11. Теория и методика музыкального воспитания

 

Специальность 031200 Педагогика и методика начального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждена на заседании кафедры Утверждена на заседании Совета факультета

эстетического воспитания начального образования

(протокол №8, от14.06.2000 г. ) (протокол №1, от 07.09.2000 г.)

Зав. кафедрой Барышева Т.А. Декан ФНО Матвеева Л.А.

 

 

 

 

Специальность: 031200 – педагогика и методика начального образования

Курс: 3

Семестр: 6

Количество часов на дисциплину: 130

Количество аудиторных часов: лекций - 34 , практических - 34.

Цель дисциплины: формирование компетентности студентов в области истории, теории и методики музыкально-эстетического воспитания в системе начального образования.

Задачи дисциплины:

- содействовать осознанию духовно-ценностной природы музыкального искусства, педагогического потенциала музыкально-эстетической деятельности;

- развить основные информационно-исследовательские умения, связанные с получением, освоением и переработкой информации в области музыкальной культуры и музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

- подготовить студентов к исследовательской работе и педагогическому творчеству в области музыкально-эстетического воспитания в системе начального образования.

- пpeдoставить условия для освоения студентами современных педагогических технологий в области музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

- пoдготовить студентов к проведению уроков музыкально-эстетического цикла и внеклассных занятий в системе начального образования;

- подготовить студентов к осуществлению межпpeдметных связей и интеграции эстетических, художественных, естественнонаучных, гуманитарных и лингвистических аспектов начального образования;

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание учебного материала базируется на современных представлениях и научных разработках в области теории и практики музыкально-эстетического воспитания в системе начального образования и ориентировано на создание основы для самообразования и интеграции полученных знаний в профессиональную педагогическую, научно-исследовательскую деятельность.

Организация материала строится на принципах:

творческой активности - создания оптимальных условий для самостоятельного освоения знаний, опыта творческой деятельности и реализации потенциальных возможностей каждого студента;

вариативности - предоставления свободы выбора индивидуальной образовательной траектории в сфере музыкально-эстетического воспитания и образования в соответствии с интересами и возможностями;

интеграции – предоставления возможности включать музыкально-эстетический и художественный опыт в профессиональную педагогическую, исследовательскую деятельность и в различные сферы начального образования;

образовательной рефлексии - осознания студентами актуальных достижений и перспективы саморазвития и самообразования в области музыкальной культуры и музыкально-эстетического воспитания.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме в виде:

семинаров,

контрольных работ с вопросами репродуктивного и проблемного характера,

тестов,

самоаттестации,

лекторской практики,

конкурсов педагогических идей,

музыкально-познавательных игр-конкурсов,

реферативных обзоров и сравнительного анализа идей, позиций, концепций,

творческих заданий,

составление банка данных художественно-педагогических технологий.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет , на котором определяются степень:

 

Основное содержание

1.История музыкально-эстетического воспитания

Музыкально-эстетическое воспитание в Древнем мире (“Мифология и космос”)

Первые упоминания о целенаправленном музыкально-эстетическом воспитании в древневосточных цивилизациях. Космологические концепции музыки (Китай, Индия). Учение об этносе. Роль музыки в государственной системе Древнего Китая. Особенности музыкального образования в Древней Индии. Связь музыки с общекультурными установками в Древнем Египте, музыка в системе воспитания и образования в Древней Греции. Мифологичность и синкретизм античного мышления. Теории музыкального воспитания Платона и Аристотеля. Пифагорейская школа.

Музыкальная эстетика и воспитание в средние века, эпоху Возрождения и Реформации

“Человек и мироздание“ в музыкальной эстетике средних веков. Музыкальные открытия средневековья. Светское и культовое начала в практике музыкально-эстетического воспитания в средние века. Августин. Иоанн де Грохео, Гвидо д'Ареццо.

Музыка в системе искусств эпохи Возрождения, “человек и мир” в музыкальной эстетике Ренессанса, музыка как воплощение единства интеллектуального, духовно-эмоционального и физического начал. Гуманистические идеалы воспитания. М. Монтень, Царлино, И. Тинкторис и др. Музыка в системах протестантского и католического воспитания (М. Лютер, Ф. Фенелон. Школа И. Штурма).

Теория и практика музыкально-эстетического воспитания XVIII—XIX вв.

Функции искусства в эпоху Просвещения. Ф. Шиллер “Письма об эстетическом воспитании”. Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Спенсер, Д. Юм. Общественно-культурная жизнь как фактор музыкально-эстетичес-кого воспитания в XIX в. Целенаправленное и опосредованное музыкально-эстетическое воспитание. Домашнее музыкальное воспитание.

Музыкальное воспитание в России

Эволюция методики музыкального воспитания в России XVI— XVIII вв. Этикетность. Нормативность. Канонизированность певческого искусства средневековой России. Ренессансные тенденции в области музыкального образования в XVII в.

Идеи просветительства в русской музыкальной культуре XIX в. А.Н. Серов, В.В. Стасов. Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков, С.И. Танеев.

Музыкально-эстетическое воспитание в России в мемуарной и художественной литературе. Музыкальное воспитание в учебных заведениях России. Домашнее музыкальное воспитание в XIX в.

Музыкально-педагогические системы XX в.

Основные тенденции развития музыкального воспитания в современном мире. Ж. Далькроз, З. Кодай. К. Орф, М. Монтессори, Ш. Судзуки. Рок-дидактика. Экспериментальная музыкальная педагогика. (М. Кагель, Ф.Делаланд, Елинек, Парди, Фризиус, Хоффер, Эгельхоф). Отечественные музыкально-педагогические системы XX в.

2. Музыкально-эстетическое воспитание в системе начального образования

Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе .Роль музыкального искусства в формировании духовной культуры ребёнка. Содержание музыки как фактор развития личности. Социальные функции музыкального искусства в современной педагогике. Сущность понятий музыкальное образование, развитие и воспитание школьника. Основные тенденции развития музыкально-эстетического воспитания и художественного образования в современной школе. Цели и задачи музыкального воспитания младших школьников. Сравнительный анализ учебных программ по музыке и музыкально-эстетическому воспитанию в системе начального образования.

Основные формы музыкально-эстетического воспитания и образования в начальной школе.

Педагогические формы музыкально-эстетического воспитания. .

Урок музыки. Структура, организация, драматургия. Урок музыки — урок искусства и творчества.

Внеклассные формы музыкального воспитания. Специфика, содержание и методика проведения. Беседы о музыке в начальной школе — функции, значение, виды. Тематические концерты. Музыкальные юбилеи. Конкурсы и викторины. Праздники музыки. Музыкально-познавательные игры. Концерты-загадки. Детский хор — вопросы организации и методика работы. Вокальные и инструментальные ансамбли. Детский музыкальный театр. Музыкальные экскурсии. Тематическое планирование внеклассных музыкальных занятий. Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе

Виды музыкальной деятельности .

Музыкальная деятельность в музыкально-эстетическом развитии детей. Психологическая структура музыкальной деятельности.

Восприятие музыки — психологическая основа музыкальной деятельности. Свойства музыкального восприятия. Слушание музыки. “Искусство слышать”.

Технологии, методы, приёмы развития музыкального восприятия. Музыкальная rpaмотность. Музыкально-познавательная деятельность. Анализ музыкальных произведений. Виды музыкально-исполнительской деятельности. Хоровое пение. Вокальный ансамбль. Методика музыкальнo-хорового воспитания детей. Охрана детского голоса. Вокальнo-хоровые навыки. Средства интерпретации хорового произведения. Инструментальное музицирование. Детские музыкальные инструменты. Ритмопластика (пластическое моделирование музыки). Моделирование музыки (вербальное, цветовое, графическое). Музыкально-игровая деятельность. Cюжетно-poлeвые игры, музыкальнo-познавательные, дидактические музыкальные игры. Театральное воплощение музыки (драматизация и сценарная разработка музыкального материала).

Виды детского музыкального творчества. Акустические эксперименты. Экспериментирование с элементами музыкального языка, алгоритмами форм. Свободная импровизация. Импровизация "на тему". Сочинение музыки на основе логики творческого процесса (подготовительный этап, замысел, поиск средств воплощения, воплощение, оценка, корректировка, результат).

Музыкальные способности и их развитие в младшем школьном возрасте

Современные представления о структуре музыкальности. Специфика музыкальных способностей. Восприятие музыкальной информации. Сенсорные музыкальные способности, музыкальный слух. Эмоциональная отзывчивость. Эмоциональный слух. Экспрессивная эмоциональность.

Сохранение и воспроизведение музыкальной информации, музыкальная память. Переработка музыкальной информации, музыкальное мышление. Роль воображения и ассоциативной деятельности.

Музыкально-исполнительские способности.

Диагностика и развитие музыкальных способностей младших школьников.

Современные технологии , методы, приёмы музыкально---эстетического воспитания

Технологии в педагогике — как способы реализации цели. Классификации методов музыкального воспитания и развития личности. Информационно-рецептивные методы. Инструктивно-репродуктивные. Метод стимулирования и активизации музыкальной деятельности. Исследовательские технологии. Метод эмоциональной драматургии. Контроль на музыкальных занятиях с младшими школьниками. Оценка и отметка. Игровые и диалоговые методы Технологии моделирования художественно-творческого процесса. Методы стилевого постижения музыкальных явлений. Метод художественных обобщений. Креативные методы в системе музыкально-эстетического воспитания . Арт-технологии в развитии креативности личности. Потенциал музыки и музыкальной деятельности в развитии креативности. Эвристические методы музыкально-эстетического воспитания.

Информационные, электронно-коммуникативные технологии в сфере музыкально-эстетического воспитания и образования младших школьников – потенциал и перспективы

3. Музыка в интегративном процессе межпредметных связей в системе начального образования

Межпредметные связи. Понятие художественно-информационного пространства. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Виды художественно интеграции. Технологии музыкально-творческой деятельности на занятиях интегративного типа.

Музыка и художественно-педагогические технологии на уроках гуманитарного и естественнонаучного циклов в начальной школе. . Музыка на уроках природоведения, математики, русского языка, детской литературы и др. Художественно-педагогические методы и технологии.

Музыка в системе арттерапии. Музыкально-игровые, музыкально-креативные технологии психокоррекционной работы в системе начального образования.

4. Педагогическое творчество и основы опытно-экспериментальной работы в сфере музыкально-эстетического воспитания и образования в начальной школе.

Творчество как педагогическая проблема. Педагогическое творчество на занятиях эстетического цикла в начальной школе. Педагогическая импровизация. Структура педагогических и психологических исследований в музыкально- эстетического воспитания. Искусствоведческие исследования. Организация экспериментальной работы. Виды научных работ и их специфика.

Виды учебных программ по предметам музыкально-эстетического цикла (экспериментальная, модифицированная, авторская, типовая). Проектирование образовательных программ в области музыкально- эстетического воспитания и образования.

Основные понятия

Музыкально-эстетическое воспитание

музыкальное образование

музыкальное развитие

искусство

творчество

музыкальная деятельность

музыкальные способности

музыкально-педагогическая система

художественно-педагогические технологии

арт-технологии

начальное образование

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает: а) изучение искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы; б) подготовку к практическим занятиям и лекторской практике; в) самоаттестацию и самотестирование; г) разработку и реализацию авторских педагогических идей в сфере музыкально-эстетического воспитания, д) составление банка данных диагностических средств, ж) систематизацию, классификацию и составление банка данных педагогических технологий, эффективных в сфере музыкально-эстетического воспитания в системе начального образования

.

Типовые задания для студентов

Проанализировать выдающиеся музыкально-педагогические системы ХХ века.

Проанализировать основные виды и формы музыкально-эстетического воспитания в системе современного начального образования.

Проанализировать альтернативные программы в области музыкального воспитания и образования.

Разработать сценарный план различных занятий музыкально- эстетическому воспитанию.

Систематизировать, классифицировать и составить банк данных педагогических технологий, эффективных в сфере музыкально-эстетического воспитания в начальной школе

.

 

Литература

  1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов начальных факультетов педвузов. - М.: Изд. Центр Академия, 2001.
  2. Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. Выпуск 2. СПб.: 2000.
  3. Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: История и современность. Методическое пособие для учителей / СПбГУПМ. - СПб, 2001.
  4. Эстетическая библиотека учителя. Вып.1-3. - СПб, 1995, 1998, 2000.
  5. Музыкальное образование в школе: Уч.пособие/под.ред Школяр Л.В.-М., 2001

Дополнительная литература

  1. Петрушин В.И. Музыкальная психология М.: Владос, 1997.
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебн.пособие для студентов высших учеб. заведений.- М.: ВЛАДОС, 2000
  3. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов начальных отделений и факультетов средних учебных заведений. - М.: Изд. Центр Академия, 2000.
  4. Волкова П., Казанцева Л. Уроки музыки — уроки творчества (развитие творчества младших школьников) // Проблемы детского музыкального воспитания: Сб. трудов рам им. Гнесиных: Вып. 13.— М., 1994.
  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Музыка в начальных классах: Методическое пособие / Под ред. Д.Б. Кабалевского. — М., 1980.
  7. Нечаева О.С. Программа Музыка. Интегративный курс для мл. школьников: В 2 ч. – Серпухов, 1996.
  8. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития. — М.: Аквариум, 1997.

 

Автор-составитель программы дисциплины "Теория и методика музыкального воспитания": Барышева Т.А., канд. психол. наук, доцент;

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200 – педагогика и методика начального образования.

Hosted by uCoz