МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа дисциплины

ДПП. Ф.10 Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом

 

Специальность 031200 Педагогика и методика начального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждена на заседании кафедры Утверждена на заседании Совета факультета

эстетического воспитания начального образования

(протокол №8, от 14.06.2000 г. ) (протокол №1, от 07.09.2000г.)

Зав. кафедрой Барышева Т.А. Декан ФНО Матвеева Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность 031200 - педагогика и методика начального образования

Курс: 3

Семестр: 5

Количество часов на дисциплину: 130

Количество аудиторных часов: лекций - 32, практических -32 .

 

Цель дисциплины: формирование компетентности студентов в области истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства в системе начального образования.

Задачи дисциплины:

- содействовать формированию представлений о содержании и значении изобразительного искусства,

- содействовать осознанию педагогического потенциала художественно-творческой деятельности;

- развить основные информационно-исследовательские умения, связанные с получением, освоением и переработкой информации в области изобразительного искусства и художественно-эстетического воспитания младших школьников;

- подготовить студентов к исследовательской работе и педагогическому творчеству в области художественно-эстетического воспитания в системе начального образования.

- создать условия для освоения студентами современных педагогических технологий в области художественно-эстетического воспитания младших школьников;

- пoдготовить студентов к проведению уроков художественно-эстетического цикла и внеклассных занятий в системе начального образования;

- подготовить студентов к осуществлению межпpeдметных связей в системе начального образования.

- дать студентам знания, умения и навыки в области рисунка, живописи, композиции.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание учебного материала базируется на современных представлениях и научных разработках в области теории и практики художественно-эстетического воспитания в системе начального образования и ориентировано на создание основы для самообразования и интеграции полученных знаний в профессиональную педагогическую, научно-исследовательскую деятельность.

Организация материала строится на принципах:

творческой активности - создания оптимальных условий для самостоятельного освоения знаний, опыта творческой деятельности и реализации потенциальных возможностей каждого студента;

вариативности - предоставления свободы выбора индивидуальной образовательной траектории в сфере художественно-эстетического воспитания и образования в соответствии с интересами и возможностями студентов;

интеграции – предоставления возможности включать художественный опыт в профессиональную педагогическую, исследовательскую деятельность и в различные сферы начального образования;

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме в виде:

семинаров,

анализа результатов изобразительной деятельности студентов (учебные и творческие работы),

деловых игр,

тестов,

самоаттестации,

лекторской практики,

конкурсов педагогических идей,

составление банка данных художественно-педагогических технологий.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет, на котором определяются степень:

Основное содержание

1.История художественно-эстетического воспитания и образования

История методов обучения рисованию от древности до наших дней

Методы обучения рисованию в древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. Рисование в средние века. Рисование в эпоху Возрождения. Становление академической системы художественного образования и эстетического воспитания. Методы преподавания рисования в 18, 19 и 20 веке.

Методы обучения рисованию в учебных заведениях России в 18 -20 вв. Педагогические взгляды художника-педагога П. П. Чистякова. Постановка проблем художественного образования и эстетического воспитания России в начале 20 века. Методы обучения рисованию в советской школе.

2. Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников

Роль изобразительного искусства в формировании духовной культуры ребёнка

. Социальные функции изобразительного искусства в современной педагогике. Основные тенденции развития художественного образования и воспитания в современной школе. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Дидактические принципы обучения. Объем знаний, которыми должны овладеть школьники с 1 по 4 класс. Формирование у детей представлений о содержании и роли изобразительного искусства в жизни людей.

Сравнительный анализ учебных программ по изобразительному искусству в системе начального образования. Базовые программы по изобразительному искусству для начальной школы. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" разработанная коллективом авторов под руководством Б. М. Неменского. Программа "Изобразительное искусство", разработанная под руководством В.С. Кузина.

3. Изобразительная грамота и творчество

Рисование с натуры.

Основы рисунка и живописи. Средства художественной выразительности. Художественные материалы и инструменты. Техники работы различными материалами на занятиях ИЗО в начальной школе. Основы преподавания композиции и цветоведения в начальной школе. Последовательность выполнения рисунка. Передача формы предмета, глубины пространства, тональных и цветовых отношений и т.д. Соответствие объекта рисования эстетическим требованиям. Организация правильного размещения натуры. Создание условий на уроке для развития зрительного восприятия учащихся, их глазомера и зрительной памяти. Рисование по памяти и по представлению.

Тематическое рисование.

Выбор сюжета и передача в рисунке художественного замысла. Организация всех элементов изображения в единое целое. Передача в рисунке пространства и объема. Развитие зрительных представлений детей при передаче пространства. Принцип привлечения жизненного опыта учащихся в процессе работы, использование живых примеров из окружающей жизни. Отход от шаблона в изобразительной деятельности детей. Создание условий для развития фантазии и воображения ребенка.

Декоративное рисование.

Декоративно-прикладное искусство, его значение в жизни человека. Использование в работе приема стилизации. Знакомство детей с понятиями: узор, орнамент, мотив, ритм, симметрия). Программа Т. Я. Шпикаловой (принципы, структура, содержание). Русские народные художественные промыслы (Хохлома, Городец, Гжель, Жостово, русская матрешка и т.д.). Традиции и современность. Эмоциональное восприятие детьми произведений народного искусства. Художественная практика учащихся на основе эстетического освоения народного искусства.

4. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста

Художественные способности и их развитие в младшем школьном возрасте

Психологические основы обучения изобразительному искусству. Восприятие пространства и изобразительная деятельность. Зрительная память. Особенности художественного мышления. Фантазия, воображение. Понятие способностей. Способности и задатки. Художественные способности. Ведущие и вспомогательные свойства художественных способностей. Признаки, свидетельствующие о наличии способностей к изобразительной деятельности. Художественный талант. Гениальность. Возрастные особенности младших школьников и их учет в процессе преподавания ИЗО в начальной школе. Диагностика художественных способностей детей в процессе преподавания ИЗО в начальной школе.

5. Организация изобразительной деятельности младших школьников и развитие их творчества на уроке и во внеклассной работе

Основные формы художественно-эстетического воспитания и образования в начальной школе. Типы и структура уроков изобразительного искусства.

Виды уроков изобразительного искусства. Педагогическая драматургия на занятиях ИЗО в начальной школе. Подготовка к уроку. Цели, задачи, тема урока, вид изобразительной деятельности на уроке. Общие требования. Сценарий урока и развернутый план-конспект урока. Ход урока. Фронтальная работа с классом и индивидуальная работа с учащимися. Педагогический рисунок. Соотношение теории и практики на уроке. Синтез искусств на занятиях ИЗО в начальной школе. Подведение итогов урока. Анализ и оценка детских работ. Оформление выставки работ учащихся. Групповая и коллективная форма работы на уроке.

Художественное оформление урока изобразительного искусства.

Наглядные пособия и иллюстративный материал. Размещение наглядности на уроке. Оформление класса и классной доски к уроку. Технические средства обучения на занятиях ИЗО в начальной школе. Материально-техническая часть урока ( раздаточный материал, художественные материалы. Оформление декоративного панно в классе.

Виды деятельности на уроках ИЗО.

. Художественная деятельность учащихся на уроке. Рисование с натуры; рисование на темы, декоративная работа, лепка, аппликация и беседы об изобразительном искусстве. Изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие произведений изобразительного искусства, явлений окружающей действительности; выполнение групповых и коллективных заданий; просмотр и обсуждение детских рисунков и т.д. Коллективные и групповые работы на занятиях ИЗО в начальной школе. Игровые технологии на уроках ИЗО. Организация восприятия произведений изобразительного искусства в начальной школе.

Внеклассные формы занятий по ИЗО в начальной школе.

Планирование, организация и проведение внеклассной работы с детьми по изобразительному искусству. Беседы по искусству, викторины, конкурсы детского рисунка, выставки работ учащихся. Оформление класса и школы к празднику. Художественное оформление школьных спектаклей, концертов. Посещение художественных музеев. Домашнее рисование учащихся. Работа художественной студии или кружка изобразительного искусства. Сценарий мероприятия в зависимости от его формы и содержания. Музеи искусства в системе художественного образования и воспитания младших школьников.

Детское художественное творчество. Соотношение обучения и творчества на уроке ИЗО.

Понятие "художественного творчества". Значение воображения художественном творчестве. Развитие воображения у детей. Особенности детского рисунка. Мир детского рисунка как проявление потребности ребенка познать окружающий мир, познать самого себя. Специфика детского творчества. Критерии, показывающие наличие творческого начала в художественной деятельности детей. Исследователи детского рисунка. Выставки детского творчества. Детские картинные галереи. Учитель - организатор и руководитель учебного процесса, изобразительной деятельности детей. Основные профессиональные педагогические умения. Создание на уроке обстановки благоприятной для творчества.

Основные принципы программы по ИЗО для начальной школы "Изобразительное искусство и художественный труд".

Три сферы художественной деятельности (по программе Б. М. Неменского). Система взаимодействия изобразительного искусства с жизнью. Работа с детьми на основе наблюдения и изучения окружающей действительности. Преподавание ИЗО в 1 классе. Преподавание ИЗО во 2 классе. Преподавание ИЗО в 3 классе. Принцип целостности эмоционального освоения темы в течение учебного года в процессе преподавания ИЗО в начальной школе. Тематические циклы. Проблема духовного развития личности ребенка, воспитания мира его чувств, эмоциональной чуткости, отзывчивости на добро и зло.

6. Использование альтернативных программ в процессе обучения детей изобразительному искусству.

Современные технологии, методы, приёмы художественно-эстетического воспитания, альтернативные программы

Современные технологии эстетического и художественного воспитания младших школьников. Эвристические технологии на уроках ИЗО. Уроки творчества. Современные учебники и учебные тетради для младших школьников используемые в процессе обучения ИЗО. Современные технологии обучения ИЗО (видеоуроки, компьютерное обучение). Современные программы развития детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста "Путешествие в мир искусства" Кожохиной С. К.; Программа "Изобразительное искусство в школе" Забелиной Е. И.; Музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!" для учащихся начальных классов "Мир музея" Соколовой Н.Д., Столярова Б. А., Бельфор Н. Н.

Основные понятия

художественно-эстетическое воспитание

художественное образование

изобразительное искусство

художественное творчество

изобразительная деятельность

художественные способности

начальное образование

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает: а) изучение искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы; б) подготовку к практическим занятиям и лекторской практике; в) самоаттестацию и самотестирование; г) разработку и реализацию авторских педагогических идей в сфере художественно-эстетического воспитания, д) составление банка данных диагностических средств, ж) подготовку наглядных пособий к занятиям по ИЗО.

Типовые задания для студентов

Проанализировать существующие программы по изобразительному искусству для начальной школы.

Проанализировать основные виды и формы художественно-эстетического воспитания в системе современного начального образования.

Изучить альтернативные программы в области художественного образования.

Разработать сценарный план различных занятий по изобразительному искусству.

Систематизировать, классифицировать и составить банк данных педагогических технологий, эффективных в сфере художественно-эстетического воспитания в начальной школе.

Выполнить учебные и творческие работы по изобразительному искусству (рисунок, живопись).

Литература

  1. Кузин В. С. , Сиротин В. И. Изобразительное искусство. Начальная школа. (Программно-методические материалы). - М., Дрофа, 2000

2. Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие.- М., 2000.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991

4. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998.

5. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. - М., 1999.

Дополнительная литература

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М., 1981

2. Шпикалова Т. Я., Алексеенко Е. В., Алферова Н. Н. и др. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Методические рекомендации. - М., Мозаика-синтез, 1997

3. Соколова Н.Д., Столяров Б. А., Бельфор Н. Н. Мир музея. Учебное пособие для учителей начальной школы. - СПб., 2000

4. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа.- Книга для учителя.- М., 1984

5. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста - М., 2002

6. Забелина Е. И. Изобразительное искусство в школе: Программа и методические разработки уроков в начальной школе. - Орел, Издательство соц. Образовательного центра, 1996

7. Торошилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. - Екатеринбург, 2001.

8. Неменский Б. М. Мудрость красоты - М., 1987

 

 

Автор-составитель программы дисциплины "Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом": Грецкая Е.Е., ассистент кафедры эстетического воспитания

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031200- педагогика и методика начального образования

 

Hosted by uCoz