Грецкая Е.Е.

ЖАНР "ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ" В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Жанр "исторический пейзаж" сформировался в русском искусстве на рубеже 19 и 20 веков, когда сам пейзаж определенной исторической эпохи стал предметом изображения для художников. В основе русского живописного исторического пейзажа лежали традиции русской исторической и пейзажной живописи. Постепенная эволюция пейзажных фонов исторических картин на протяжении 18 - 19 веков, с одной стороны, и пейзажный подход в живописи, наметившийся в русском искусстве в конце 19 века, с другой, привели к появлению картин - исторических пейзажей и выделению моноструктурного жанра " исторический пейзаж" из полиструктуры исторической картины. Исторический пейзажи на рубеже веков писали А.М. Васнецов, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, К.Ф. Богаевский и другие художники. Говоря об "историческом пейзаже" как живописном жанре, мы ограничивались в проведенном исследовании рамками русского искусства 18- начала 20 века, исходили из основных положений теории жанров (Н. А. Яковлева) и использовали метод системно-исторического жанрового анализа.

В современном искусствоведении словосочетание "исторический пейзаж" используется как по отношению к отдельным произведениям - пейзажам-ретроспекциям, так и по отношению к пейзажному фону исторической картины. Кроме того , термин "исторический пейзаж" применяется к произведениям не носящим ретроспективного характера, например , по отношению к картине И. Левитана "Владимирка" (1892 г.). Это говорит о том, что само понятие "исторический пейзаж" неоднозначно и может рассматриваться как пейзаж "из прошлого" и пейзаж "исторически значимый" по аналогии с исторической картиной, исторический пейзаж - фон и исторический пейзаж - произведение.

Исторический пейзаж как жанр - это целостность, возникающая, проходящая этапы становления, расцвета и постепенного угасания в 20 веке. Начальный этап развития жанра, в рамках классицистической, романтической, а в 60-80-ые годы 19 века в рамках реалистической жанровой системы проходил латентно, этап становления пришелся на последнее десятилетие 19 века, а расцвет жанра начинается с 1900 года, когда были написаны картины "Улица в Китай-городе. Начало 18 века" (1900 г.); "Москва середины 17 столетия: Москворецкий Мост и Водяные ворота" (1900г.); "Москва конца 17 столетия: на рассвете у Воскресенского моста" (1900 г.); "Всехсвятский Мост. Москва конца 17 века" (1901 г.) Аполлинарием Васнецовым.

Жанр "исторический пейзаж" обрел самостоятельность тогда, .когда совокупность тяготеющих к нему произведений создала особый и целостный художественный образ, передающий определенные социально исторические идеи средствами пейзажа. Тогда же в 1901 году появился и термин "исторический пейзаж", использованный В.В. Стасовым в очерке "Искусство в 19 веке". Впервые десятилетия 20 века " исторический пейзаж" был одним из наиболее ярких и значительных явлений в русской живописи.

Формирование жанра определялось не только тенденциями художественного процесса, но и стремлением общества художественно осмыслить историческое прошлое, прикоснуться к времени, расцвеченному сказками и легендами. Жанр развивался в тесной связи с исторической наукой и археологией, которые в этот период переживали пору расцвета.

Исходя из определения жанра живописи, как категории морфологии искусства , жанр "исторический пейзаж", как и любой жанр проявляется в конкретных произведениях в системе типологических признаков и имеет определенную структуру художественного образа жанра. Выявление признаков, являющимися основными для жанровой дифференциации жанра "исторический пейзаж" определялось его спецификой, ведь рисуя пейзаж далекой эпохи, художник изображает на картине определенную историческую обстановку, не опираясь на непосредственное восприятие изображаемого, а базируясь на историческом материале, сохранившихся архитектурных памятниках и собственных представлениях об ушедшей эпохе.

Жанр " исторический пейзаж" - это моноструктура. Художественный образ не распадается на отдельные "малые образы". Все жанрообразующие элементы (человек, природа, общество) подчиняются главному - образу природы (рукотворной и нерукотворной) исторической эпохи, удаленной от художника значительным промежутком времени. Художественным образом жанра " исторический пейзаж является пейзаж далекого прошлого, созданный на основе реконструкции исторической обстановки как способа преобразования предмета. Предмет изображения жанра "исторический пейзаж" - это пейзаж далекого прошлого, окрашенный эмоционально-личностным отношением художника к воссозданному им на холсте миру.

Предметно-функциональный детерминант жанра "исторический пейзаж" - это эпоха, удаленная от художника значительным промежутком времени. Изображенная через историческую обстановку, природную и архитектурную среду, представляющая интерес и даже объект любования для потомков, которые хотят приблизиться к "доброму старому времени", что объясняется их стремлением к прекрасному, идеальному миру и поисками его в историческом прошлом. (Языческая славянско-скандинавская древность и Древняя Русь Н.К.Рериха, изображения Москвы 17 века А.М. Васнецова, русское барокко 18 века Е.Е. Лансере, Франция 17 века А.Н. Бенуа, архаика К.Ф.Богаевского и др.).

Hosted by uCoz