РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.И.ГЕРЦЕНА


Факультет начального обучения

Кафедра эстетического воспитания

 

 

 

 

ПРОГРАММА

курса

"ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО МАСТЕРСТВА"

 

Составитель — И.Д.ПЕЛИХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2000

Дисциплина "ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО МАСТЕРСТВА"

Направление: 540600 Педагогика

Профиль: 5400607 Начальное образование

Курс: 2

Семестр: 4

Количество часов на дисциплину: 34

Количество аудиторных часов: лекций - 1, практических (подгруп повых) - 33.

.

 

Цель дисциплины: воспитание практических навыков речевой выразительности будущего педагога.

Задачи дисциплины; познакомить студентов с основами речевого мастерства,

законами искусства словесного действия; методикой тренинга речевого аппарата

(дыхание, артикуляция, дикция, диапазон голоса, резонаторы, полетность и сила

звука и т.п.); выработать умения самостоятельного тренинга речевого аппарата,

фонационного дыхания; овладевает комплексом технологических упражнений

"настройки" и развития способностей рече- голосового инструмента.

В процессе обучения студент должен изучить основные структурные поня

тия литературного текста (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), типы

конфликта; овладеть приемами идейно-тематического, структурного, логического

и действенного анализа; выработать навыки и умения самоподготовки речевого

аппарата и настройки голосового инструмента к выразительному воплощению

учебного материала в классной аудитории.

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание учебного материала базируется на историческом и современном представлениях речевой выразительности русской речи и ориентировано на создание основы для самообразования и интеграции знаний в профессиональную педагогическую деятельность. Организация материала строится на принципах: историзма - рассмотрения искусства художественного чтения и его эстетического воспитания как системы, развивающейся во времени; гуманизации образования - выявления возможностей самовоспитания и самообразования в области речевой выразительности и словесного действия; творческой активности - создания оптимальных условий для самостоятельного освоения знаний, опыта творческой деятельности и реализации потенциальных возможностей каждого студента.

Знания методов идейно-тематического, структурного, логического ана

лизов текстов различных жанров, законов искусства словесного действия и ис

кусства общения направлены на профессионализацию исполнительско-речевой

деятельности будущих учителей.

 

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме в виде:

анализа литературных текстов, орфоэпическая транскрипция выбранного

для исполнения произведения;

тему школьного урока);

и СТРТ), самостоятельное проведения речевого тренинга;

и действующих лиц, поиск верного способа существования в лирике и прозе,

создание “эффекта импровизации”.

 

Итоговая аттестация

В процессе обучения проводится три итоговых контрольных урока:

Форма зачета: публичное исполнение литературного произведения с

использованием речевых выразительных средств и элементов актерского мастерства.

Основное содержание

    1. Устное творчество Древней Греции, Рима, Руси. Искусство сказителей,
    2. рассказчиков, певцов в России XIX-XX вв.

      Влияние на развитие искусства художественного слова авторских чтений (И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский и др.). Основоположники первых литературных вечеров (1843 г.): М.С.Щепкин, П.С.Мочалов, П.М.Садовский и др.

      Классы выразительного чтения при Педагогическом музее в Соляном

      городке (1875). Курсы выразительного художественного чтения В.К.Сереж

      никова (1913). Государственный институт декламации. Речь А.В.Луначарского

      на открытии Института Живого Слова (1919).

      Понятия: поэтическая и театральная декламация, грамотное чтение,

      выразительное чтение, художественное чтение.

    3. Качества декламатора — учителя. Речь бытовая (разговорная) и
    4. профессиональная (педагогическая). Внешняя и внутренняя техника речи.

      Основные выразительные средства речи.

      Музыкальные элементы речи: мелодия, гармония, ритм, темп и

      тембр. Мелодия повествовательная, вопросительная, восклицательная. Знаки пре

      пинания (точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и пр.) и

      их "голосовые фигуры". Составные части интонационной выразительности: логи

      ческая, образная (видение), эмоциональная, стилевая. Интонация как внеш

      нее выражение внутренних психологических процессов. Интонация и действен

      ные задачи. Интонация — музыкальное выражение мысли и чувства говорящего,

      т.е. мелодия фразы.

    5. Анатомия, физиология, гигиена дыхательного аппарата. Значение постав
    6. ленного дыхания для будущего педагога. Классификация и отбор тренировочных

      упражнений. Анатомически выгодные и невыгодные условия для дыхания. Систе

      ма упражнений Л.Кофлера. Биомеханика и речевое дыхание. Дыхательная

      гимнастика с мысленным чтением (метод Ренье). Развитие непроизвольного про

      цесса дыхания — ритмическая регулировка выдоха. Правильно "воспитанное" ды

      хание — не объем набираемого воздуха, а способ его наиболее экономного ра

      спределения. Произвольное влияние на глубину дыхания, продолжительность

      вдоха, задержку дыхания и выдоха. Доборы дыхания. Особенности доборов в

      длинной фразе. Оправданность добора дыхания в местах логических пауз. Система

      упражнений Э.Скраупа.

    7. Характеристика голоса: тембр, диапазон, сила, выносливость, полнота.
    8. Тембр — специфическая звуковая окраска (цвет) голоса. Речевой аппарат, его

      устройство, функции отдельных частей.

      Методика исправления дефектов и недостатков речи. Учет индивидуальных

      особенностей речи при подборе тренировочных таблиц, слов, фраз, скороговорок,

      чистоговорок и других упражнений. Выработка у каждого учащегося навыков ана

      лиза работы по данному разделу, умение слышать себя.

      Речевой слух. Искусство претворения литературного произведения

      в звучащую композицию. Словесная инструментовка. Ритмическая структура зву

      косочетаний. Фонетическая организация ритма — расположение интонационных

      модуляций во времени.

      Скороговорки и чистоговорки, тексты на создание звукового образа.

      Подбор текстов, требующих по своему образному строю и действенным задачам

      использования всего диапазона голоса, смены ритма и темпа речи.

    9. Формирование литературного русского языка (XIV-XVII вв.). "Московский

говор" — как основа общенациональной орфоэпической системы. Качественные

изменения речи в сторону усиления элементов книжного, "буквенного" про

изнесения — Петербургская фонетическая школа (XVIII в.). Орфоэпический ми

нимум — основа произношения, общая для обеих разновидностей фонетических

систем во всех ее основных чертах.

Стили произношения:

высокий (поэтический, ораторский, академический и др.) — стилистически

окрашенный;

нейтральный (основной) — стилистически неокрашенный;

низкий (разговорный) — стилистически окрашенный.

Две разновидности нейтрального стиля: строгое, абсолютно нормированное

произношение и свободное, менее нормированное произношение.

Основные исполнительские стили:

- говорной (композиционный рисунок, близкий к речевой инто-нации);

- ораторский (просторечие, рассчитанное на широкое массовое воздействие);

- песенный (мелодическая ясность в отличие от речевой интонации);

стилей);

характерная для исполнения героического эпоса);

ной словесной инструментовки);

ся непосредственной связью между звуками слов и их смыслом).

    1. Определение темы, идеи произведения и сверхзадачи произведения.
    2. Дедуктивный и индуктивный методы анализа.

      Стиль автора: композиция, темпо-ритм, образный, лексический и синтакси

      ческий строй. Тема как единый смысл или основная проблема литературного про

      изведения. Идея как социально-преобразующий аспект темы. Лейтмотивный и

      полифонический принципы становления и развития темы. Приемы стилистическо

      го анализа.

      Структура произведения: экспозиция, завязка, перипетии, кульминация,

      развязка, финал. Прямая и косвенная экспозиция. Экспозиция и завязка — источ

      ник конфликта. Конфликт — как главная движущая сила развития действия.

      Персонифицированный и неперсонифицированный конфликты. Сочетание "внешнего"

      и "внутреннего" конфликтов. Понятие "событие" и "препятствие" в развитии и тор

      можении конфликта.

      Действие — цепь поединков. "Цепь событий" — каждое из которых по срав

      нению с предыдущим представляет более высокий этап развития конфликта.

      Кульминация — "предел, с которого наступает переход к счастью от несчастья или от

      счастья к несчастью" (Аристотель). Момент высшего напряжения после которого

      начинается спад ("нисходящее действие"). Развязка — выражение авторского отноше

      ния к изображаемому — идея автора.

      Логическая и смысловая перспективы. Перспектива переживаемого чувства.

      Структура сюжета рассказа. Соотношение главных и второстепенных частей в

      построении художественной перспективы чтения. Взаимосвязь, взаимовлияние,

      "безмолвное" контрапунктирование абзацев, кусков, глав, частей. Куски и задачи.

      Видение и сверхзадача. Сквозное действие и видение.

    3. Типы рассказчика: автор-рассказчик, актер-рассказчик, персонаж-рассказчик,

"маска"-рассказчик. Образ автора-повествователя и образ рассказчика-исполнителя.

"Эффект идентификации" и "эффект отчуждения". Объективная и субъектив

ная школы искусства рассказчика. Особенности "мизансцены тела".

Работа над созданием "эффекта импровизации".

Условия, обеспечивающие контакт учителя с аудиторией. Зависимость ка

чества чтения от акустических возможностей помещения и степени его освещенности.

Предпосылки словесного действия.

Типы общения: внешнее (видимое, телесное) и внутреннее (невидимое, душевное).

Прямое и косвенное общение. Самообщение. Общение с отсутствующим или

мнимым субъектом. Приемы коллективного общения: массовый объект — индиви

дуальный объект. Комбинация типов общения. Зоны общения: интимная, личная,

социальная, общественная (public). Культурные факторы, влияющие на величину зон.

“Провалы” общения и непрерывность восприятия. Понятие о монологе, диалоге,

полилоге.

Основные понятия

культура

художественная культура

эстетическая культура

отечественная художественная культура

искусство

творчество

синкретизм

каноничность

креативность

художественная деятельность

художественный стиль

жанр

форма

художественная техника

художественный эксперимент

художественная индивидуальность

художественные способности

ценностные ориентации

эстетическое воспитание

эстетическое сознание

художественное образование

художественно-педагогическая система

художественно-педагогические технологии

начальное образование

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов заключается в овладении объективной

и субъективной технологий речевого тренинга (ОТРТ и СТРТ).

голосо-речевого и дыхательного аппаратов, в основе которых лежат объективные

законы воспитания речевого слуха, совершенствования артикуляции и дикции, ре

зонатор ной системы, диапазона голоса, диафрагмального дыхания и т.д.

неорганических дефектов голоса и речи, свойственных индивидуму (субъекту).

“Режиссерской” работы в процессе воплощения литературных текстов.

 

 

Типовые задания для студентов

Перечислить сходства и отличия речи “бытовой” (человеческой) и

“педагогической” (условной)

Раскрыть понятия “внешняя” и “внутренняя” техника речи педагога

Подобрать упражнения или тексты, направленные на развитие дыхательных мышц. (Проведение тренинга)

Раскрыть понятия, характеризующие голос: тембр, диапозон, сила,

выносливость, полнота

Подобрать тренировочные тексты, развивающие голосоведение в разных

регистрах

Назвать типичные недостатки речевого голоса, природу их возникновения

Подобрать тренировочные упражнения, активизирующие работу органов речи педагога

Провести артикуляционную разминку с группой

Подобрать тренировочные тексты для настройки основного речевого тона и голоса

Подобрать упражнения, совершенствующие резонаторную систему

Провести звуко-речевой тренинг с группой

Перечислить неорганические дефекты речи и назвать природу их возникновения (“Антисловарь”)

Перечислить особенности МФШ и ЛФШ

Написать орфоэпическую транскрипцию, заданного текста

Подобрать тренировочные тексты, для использования разных исполнительских стилей в речевой деятельности

Провести идейно-тематический анализ, выбранного произведения

Выявить особенности композиционного строения, развития фабулы, конфликта

Продемонстрировать приемы и способы организации рече-голосовых

фигур главных и второстепенных (вспомогательных) речевых тактов, слов

Продемонстрировать речевое мастерство как способность исполь

зования разных исполнительских стилей. (Речевая импровизация)

Продемонстрировать навыки создания зрительных образов в воображении других

Продемонстрировать приемы использования разных типов общения

Охарактеризовать словесное бездействие, как типичный недостаток

исполнительско-речевой деятельности педагога

Темы для самостоятельной работы

Памятники первобытной культуры на территории региона.

Античная мифология в отечественном и европейском искусстве.

Развитие жанра портрета в истории художественной культуры.

Сюжеты русской иконописи.

Творческая индивидуальность в художественной культуре Возрождения.

Природа в живописи и музыке.

Мир детства в произведениях искусства.

Русская история в отечественной литературе, музыке, живописи.

Фольклор и профессиональное искусство.

Детское художественное творчество.

Эвристические технологии в системе эстетического воспитания.

Восприятие искусства как сотворчество.

Сравнительный анализ художественно-педагогических систем.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ *

* Прим.: Жирным шрифтом выделены книги, хранящиеся в фондах библиотеки факультета начального образования.

К ВВЕДЕНИЮ

Основная

Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., 1954. С.11-56.

Арго А.М. Звучит слово. М., 1968. С.28-60.

Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М., 1978. С.26-55.

Астахова А.М. Русские былины. Л.,1935. С.-20-38.

Варнеке Б.В. Античная декламация / В кн.: Ю.Э.Озаровский. Вопросы выразительного чтения. 2 — кн., СПб.,1901.

Верховский Н.Ю. Книга о чтецах. М., 1950.

Дубнова Е.А. О литературной эстраде. М., 1979.

Лихачев Д.С. Народное поэтическое творчество в годы феодальной раздробленности Руси // В кн.: Русское народное поэтическое творчество. Т.1. М.-Л., 1953.

Миллер В.Ф. Русская былина, ее слагатели и исполнители / Очерки русской народной словесности. Былины. М.1897. С.22-64.

Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 года / Т.1, изд. 4, АН СССР. М.-Л. 1949. С. 1-84.

Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.1941.

Русская советская эстрада. 1917-1929. Очерки истории. М., 1976. С.149-203.

Дополнительная

Асеев Б. Устные рассказы Прова Садовского / Театральная правда. Тбилиси., 1981. С.101-111.

Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.-Л. 1966.

Астахова А.М. Импровизация в русском фольклоре / Русский фольклор. Т.Х. М.-Л. , 1966. С.63-78.

Варнеке Б.В. Античные маски и декламация / Голос и речь. 1913, №1. С.18-19.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Искусство декламации. Л.1925. С.3-31.

Германова М. Книга для чтецов. М., 1960. С.8-14.

Киреев Л.И. О некоторых вопросах теории и практики звучащего слова в античные времена / Вопросы актерского мастерства и режиссуры- М., 1974. С.231 — 272.

Киреев Л.И. Искусство звучащего слова в античные времена (Древняя Греция и Древний Рим) / Автореферат дисс. ... канд. искусств. М., 1984.

Кирпичников А.И. К вопросу о древнерусских скоморохах / Сб.отд. русского языка и словесности АН. Т.52, N 5. СПб.,1891.С.1-21.

Луначарский А.В. “Речь на открытии Института Живого Слова” — Записки Института Живого Слова. Т.I. -Пг.1919. С.15-23.

Срезневский И.И. Русские калики древнего времени / Записки АН.1962. Т.1, кн.2 .С.186-210.

Стасов В.В. Происхождение русских былин / Стасов В.В. Собр. соч. Т.III. СПб., 1894. С. 948-1259.

Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса.

М., 1958.

Фаминцев А.С. Скоморохи на Руси. СПб.,1889.

К ТЕМЕ 1

Основная

Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М., 1978. С.26-55.

Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., 1986. С.3-46.

Волконский С.М. Выразительное слово. СПб., 1913.

Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М.1975.

Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение. М., 1978. С.33-67.

Дмитриева Е.Д. Методика родного языка. Выразительное чтение. М. 1968.

Жилин И.Е. Интонационная выразительность речи / В кн.: Проблемы сценической речи. Л.,1979.

Капская А.И. Формирование готовности студентов педвуза к исполнительско-речевой деятельности в системе профессиональной подготовки / Автореферат дисс. ...доктора пед. Наук. Киев.,1989.

Ладыженская Т.А. Живое слово как средство и предмет обучения.М.,1986.

Моргунов Б.Г. Проблемы звучащей речи ( основные принципы воспитания речевого мастерства чтеца и актера) . М.,1980.

Моргунов Б.Г. Законы звучащей речи . М.,1986.

Станиславский К.С. Речь и ее законы / С.с.: В 9 т. /Т.3, ч.II.М.,1990. С.76 -149.

Чихачев В.П., Ларионова Е.А. Техника речи учителя. М.,1986.

Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. Л. 1963.

Дополнительная

Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., 1954. С.11-56.

Арго А.М. Звучит слово. М., 1968. С.28-60.

Бернштейн С.И. Звучащая художественная речь и ее изучение // В кн.: Поэтика. Л., 1926.

Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М., 1984.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.,1969.

Пронина Т.П. Речевой слух актера. Л., 1986.

Чичерин А.В. Устная речь как искусство // Русская речь. 1975. N°4.

К ТЕМЕ 2

Основная

Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение. М., 1978. С.7-10.

Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург., 1992. С.35-71.

Муравьев Б.Л. От дыхания к голосу. Л., 1982.

Проблемы сценической речи ( Под ред.И.П.Козляниновой). М.1968.

Пелих И.Д. Речевой тренинг учителя.СПб. 1998.

Савкова З.В. Дыхание в звучащей речи / З.В.Савкова. Как сделать голс сценическим. М., 1975. С.46 — 57.

Саричева Е. Техника сценической речи. М.-Л., 1939. С.71-91.

Станиславский К.С. Речь и ее законы / Cм.: Там же. С.76-149.

Дополнительная

Гуперц. Гимнастика легких. Спб., 1892.

Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. М.-Л., 1966.

К ТЕМЕ 3

Основная

Брызгунова Е.А. Интонация. Основные понятия // В кн.: Русская грамматика. М., 1980.

Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1983.

Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение. М., 1978. С.10-21.

Князьков А.А. Техника речи и постановка голоса / Вып. 1,2. М.1990.

Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург., 1992. С.81-110.

Левидов И.И. Постановка голоса и фукциональные расстройства голосового аппарата .М., 1928.

Матанов Б. Игра как средство воспитания техники сценической речи.
Л., 1971.

Найденов Б.С., Завадская Т.Ф., Соловьева Н.М., Шевелев Н.Н. Выразительное чтение. М., 1972. С.94-133.

Начальные этапы голосо-речевого тренинга / Сост. Ю.А.Васильев, А.Н.Куницын. Л.,1988.

Пелих И.Д. Речевой тренинг учителя. Спб. 1998.

Петрова А.Н. Комплексная система упражнений для воспитания голоса и речи актера в конкретных сценических условиях / А.Н.Петрова. Сценическая речь. М.1981.

Савкова З.В. Как сделать голсо сценическим . М.,1975.

Станиславский К.С. Речь и ее законы / См.: Там же.

Субботовская Е.Б. Гигиена речевого голоса . Л.,11974.

Сценическая речь (Сост. Кобзева А.А.) . М.,1981.

Черкасова Н.А. Недостатки голоса драматического актера и некоторые способы их исправления . М., 1980.

Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. Рига., 1974.

Дополнительная

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Теория интонации. Пг., 1922.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. Закономерности мелодии человеческой речи / Голос и Речь. Кн.III, V.1913.

Гутман О. Гимнастика голоса основанная на физиологических законах . Спб.,1882.

Дэбе. Новооткрытая тайна исправления и усовершествования человеческого голоса и речи. М.,1876.

Жинкин Н.И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи // Вопросы психологии. 1978. N°4.

Иртлач С. Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи. М., 1978.

Линклэйтер К. Освобождение голоса. М.,1993.

Озаровский Ю.Э. Постановка звука и голоса / / Театр и Искусство, 1897, N 23, 27.

Промтова И.Ю. Интонационная выразительность актера / В кн.: Культуры сценической речи .М., 1979. С.161-264.

Сережников В.К. Техника речи. М.1929.

К ТЕМЕ 4

Основная

Васильев Ю.А. О дикции (проблемы и поиски) / В кн.: Теория и практика сценической речи. Л., 1985. С.122-133.

Васильева Т.И. Упражнения по дикции (согласные звуки). М., 1988.

Как работать над дикцией (Сост. Э.М.Чарели) . Иркутск.1969.

Куракина К.В. Восемнадцать упражнений вокального характера по воспитанию голоса и дикции драматического актера / В кн.: Теория и практика сценической речи. Л.,1985. С.13 — 145.

Пелих И.Д. Речевой тренинг учителя. СПб.1998.

Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М., 1978. С.16 — 132.

Саричева Е. Техника сценической речи. М.-Л., 1936. С.10-70; 92-107.

Солилова З. Техника речи и исполнительское мастерство. М., 1990.

Станиславский К.С. Пение и дикция / К.С.Станиславский. Там же., С.49- 75.

Чарели Э.М. Подготовка речевого аппарата к звучанию / В кн.: Сценическая речь. М., 1976.

Дополнительная

Козлянинова И.П. Дикция. М.,1964.

Куракина К.В. Основы техники речи в трудах К.С.Станиславского. М.1959.

Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. М., 1967.

Озаровский Ю.Э. Тераталогия звука / Театр и Искусство. 1897, N 28-29.

Суренский В.В. Ясность речи (Дикция). Воронеж, 1922.

Сценическая речь (Сост. Л.А.Фролова). М.,1981.

Титова А.А. Дикция и орфоэпия. М., 1981.

К ТЕМЕ 5

Основная

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972.

Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка (Пособие для учителей). М., 1978.

Любимова Н.А., Братыгина А.Г., Вострова Т.А. Русское произношение. Звуки. Ударения. Ритмика. М., 1981.

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

Дополнительная

Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. Л., 1976.

Гвоздев А.Н. К.С.Станиславский о фонетических средствах языка. М. 1957.

Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1977.

Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. М. 1960.

Пеньковский А.Б. О некоторых закономерностях усвоения орфоэпических норм / В кн.: Вопросы культуры речи. М., 1967. Вып.8.

Щерба Л.В. О разных стилях произношения. М., 1921.

К ТЕМЕ 6

Основная

Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М., 1978. С.66-68, 95-116,
150-155, 168-178.

Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., 1986. С.17-30.

Закушняк А.Я. Вечера рассказа. М., 1984. С.31-62, 137, 193-202.

Катышева Д.Н. Работа чтеца над текстом. М. 1970. С. 39-45.

Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М., 1970. С.47-64.

Кочарян С.А. В поисках живого слова. М., 1979. С.34-65, 81-120.

Панкеев-Сахновский В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Л., 1969. С.10-67.

Пелих И.Д. Проблемы воплощения авторского стиля в звучащем слове / И.Д.Пелих. В творческой лаборатории мастеров литературной эстрады. Л.,1990. С.35-44.

Станиславский К.С. Собр.соч.: В 9 т./ Т.3. М., 1989. С.84-95, 112-115.

Дополнительная

Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1953.

Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., 1956. С. 911-116.

Аникст А. Конфликт / В кн.: Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974. С.298-395.

Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

Волькенштейн В.М. Метод построения сюжета / В кн.: Волькенштейн В.М. Драматургия. М., 1969. С.186-247.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. С.140-186.

Гегель. Манера, стиль и оригинальность / В кн.: Гегель. Эстетика. В 4 т. Т.1. М., 1968.

Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1970. С.92-166.

Эйхенбаум Б.М. О художественном слове / кн.: Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

К ТЕМЕ 7

Основная

Буяльский Б.А. Искусствро выразительного чтения. М., 1986. С. 17-23.

Галендеев В.Н. Об интонационно-логическом тренинге / В кн.: Сценическая педагогика. Л.,1976. С.130-141.

Майман Р.Р.,Дмитриева Е.Д., Найденов Б.С. выразительное чтение. Практика. М. 1980.

Методика выразительного чтения ( Под общ. ред. Т.Ф.Завадской). М.1977.

Методические указания для занятий по выразительному чтению. М.1968.

Найденов Б.А., Шевелев Н.Н. Логика речи . Выразительное чтение. М.,1972. С. 43-93.

Петрова А.Н. Законы речевого общения и логики сценической речи/ А.Н.Петрова. Сценическая речь. М.,1981. С. 72-100.

Станиславский К.С. Речь и ее законы / К.С.Станиславский. Там же. С. 80 — 132.

Шевелев Н.Н. Логика речи. М.,1959.

К ТЕМЕ 8

Аксенов В.Н. Искусство художественного слова . М., 1954.

Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М.,1978.

Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.,1986.

Закушняк А.Я. Вечера рассказа. М.,1984. С. 192-193.

Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М.,1970.С.47-64.

Кочарян С.А. В поисках живого слова. М.,1979.С. 81-83,117-120.

Пелих И.Д. Образ рассказчика и действующие лица. Специфика действенных задач рассказчика / Пелих И.Д. В творческой лаборатории мастеров литературной эстрады. Л., 1990, С.35 -45.

К ТЕМЕ 9

Основная

Артоболевский Г.В. Там же. С.102-116.

Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., 1954. С. 108-113.

Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., 1986.

Гонсовская М.В., Гурова В.И., Фролова Л.А. Сценическая речь (работа над текстом) . М.,1986.

Закушняк А.Я. Вечера рассказа. М., 1984.

Кочарян С.А. Там же. С. 81-83, 117-120.

Пелих И.Д. Проблемы воплощения авторского стиля в звучащем слове / И.Д.Пелих. Там же. С. 45-60.

Петрова Э.А. Искусство рассказа. Л.,1973.

Шварц А.И. В лаборатории чтеца. М.,1960.С.23-73, 126-162.

Шервинский С.В. Художественное чтение. М.,1988.

Дополнительная

Бендер Н.А. Художественное чтение. М.,1975.

Горбушина Л.А. Выразительное и рассказывание. М., 1975.

Катышева Д.Н. Работа над текстом. М.1970. С.11-18, 32-39.

 

ТЕМА 10

Основная

Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., 1954. С.135-151.

Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М., 1978. С.60-65, 158-165.

Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., 1986. С.46-63.

Закушняк А.Я. Вечера рассказа. М., 1984. С.34-36, 53-55, 207-218, 309-312.

Киреев Б.А. Техника словесного действия. Л., 1974.

Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М., 1960.

Кочарян С.А. В поисках живого слова. М., 1979. С.83-89, 99-134.

Кох И.Э. Основы сценического движения. М., 1970.

Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. М.1988.

Основы сценического движения. М.1976.

Станиславский К.С. Общение . С.С. в 9 тт./ Т.3.,1989. С.318-352.

Шварц А.И. В лаборатории чтеца. М.,1960. С.135-138.

Дополнительная

Андрачников С.Г. Сценическая пластика. М. 1990.

Волконский С.М. Выразительный человек. СПб. 1913.

Германова М.Г. Книга о чтецах. М., 1960. С.100-112.

Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. М.1986.

Заярная О.Г. Общение и псевдообщение в театре / В кн. Искусство театра. Свердловск, 1987. С.171-184.

Катышева Д.Н. Работа чтеца над текстом. М., 1970. С. 8-11.

Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М.,1978. С.128-188.

Лебединский П.А. Мимика лица. Ярославль. 1913.

Леонтьев А.А. Психология речевого общения / Дисс. ... докт.псих. наук. М., 1974.

Рапопорт И.М. Сценическое общение / В кн.: От упражнения к спектаклю. Вып.3.,М.,1973. С.23-31.

 

Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., 1986. С.46-63.

Кнебель М.О. Слово в творчестве актера. М., 1970.

Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., 1986. С.46-63.

Hosted by uCoz