МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных программ

и стандартов

профессионального образования

_________________Л.С. Гребнев

"_____"____________________г.

 

 

Примерная программа дисциплины

ДПП.02 История художественной культуры

и основы эстетического воспитания

 

Рекомендуется Министерством образования Российской Федерации

по направлению подготовки

540600 ПЕДАГОГИКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина история художественной культуры

и основы эстетического воспитания

Направление: 540600 Педагогика

Профиль: 5400607 Начальное образование

Курс: 3, 4

Семестр: 5, 6, 7

Количество часов на дисциплину: 100

Количество аудиторных часов: 42, из них 28 лекций, 14 практических

 

Цель дисциплины: формирование духовной культуры студентов, знаний и ценностных ориентаций в области художественной культуры и эстетического воспитания.

Задачи дисциплины:

сформировать знания об основных этапах, стилистических и региональных особенностях и закономерностях исторического развития художественной культуры и эстетического воспитания;

развить основные информационно-исследовательские умения, связанные с получением, переработкой и освоением художественной информации;

содействовать осознанию духовно-ценностной природы искусства, педагогического потенциала эстетической и художественно-творческой деятельности;

подготовить студентов к опытно-экспериментальной работе (ОЭР) и педагогическому творчеству в области эстетического и художественного воспитания в системе начального образования.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание учебного материала базируется на современных представлениях об истории художественной культуры и современных научных разработках в области эстетического воспитания и художественного образования и ориентировано на создание основы для самообразования и интеграции знаний в профессиональную педагогическую деятельность. Организация материала строится на принципах:

историзма - рассмотрения художественной культуры и эстетического воспитания как систем, развивающихся во времени;

гуманизации образования - выявления возможностей самовоспитания и самообразования в области эстетической и художественной культуры;

творческой активности - создания оптимальных условий для самостоятельного освоения знаний, опыта творческой деятельности и реализации потенциальных возможностей каждого студента;

сочетания инвариантности и вариативности. Инвариантный компонент в содержании составляют фундаментальные закономерности развития эстетической и художественной культуры, вариативность позволяет учитывать индивидуальные интересы и предоставить свободу выбора в конкретных сферах художественной культуры и эстетического воспитания.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме в виде:

семинаров,

контрольных работ с вопросами репродуктивного и проблемного характера,

тестов,

рецензий и аннотаций,

самоаттестации,

лекторской практики,

художественно-познавательных игр-конкурсов,

терминологических диктантов,

реферативных обзоров и сравнительного анализа идей, позиций, концепций, художественных текстов,

творческих заданий,

составление словарей к конкретным темам, банка данных художественно-педагогических технологий.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает зачет и экзамен, на которых определяются степень сформированности:

знаний об основных этапах, стилистических и региональных особенностях и закономерностях исторического развития художественной культуры и эстетического воспитания;

информационно-исследовательских умений, связанных с освоением, переработкой и психолого-педагогическим анализом художественной информации;

ценностных ориентаций, эстетических и художественных потребностей и интересов;

подготовленности к ОЭР и творческой деятельности в области эстетического воспитания и художественного образования.

Основное содержание

1. Художественная культура и эстетическое воспитание. Система культуры. Соотношение понятий “культура”, “художественная культура”, “искусство”, художественное, эстетическое. Специфика истории и географии художественной культуры, основные этапы её развития, различные подходы к изучению. Искусство как самосознание культуры. Виды искусства, их специфика, принципы классификации, историческая изменчивость иерархии.

2. Художественная культура первобытного общества. Периодизация первобытной культуры; условность хронологических рамок. Археологический и сравнительно-этнографический методы ее изучения. Синкретизм первобытной культуры; её внеличностный характер. Миф, анимизм, тотемизм и фетишизм, магия, обряд в первобытном мировоззрении и культуре. Различные концепции зарождения искусства. Формирование культурной традиции как основы организации и передачи опыта; понятие “традиционной культуры”. Археологические центры первобытной культуры. Эволюция изображения животных и людей. Основные принципы отражения мира в искусстве: “первобытный реализм” и “символизм”. Прикладное искусство, орнамент. Мегалиты и рождение монументальной идеи. Памятники первобытной культуры на территории нашей страны. Её очаги и элементы традиционной культуры в XIX и XX вв. Первобытная культура и детское художественное творчества.

3. Художественная культура Месопотамии и Древнего Египта. Преемственность художественных культур Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии. Понятия канона, канонической культуры. Государственная религия и монументальная архитектура. Клинопись и развитие литературы. Эпос о Гильгамеше.

Периодизация истории Древнего Египта. Роль религиозных представлений в художественной культуре. Художественно-эстетические принципы египетского искусства. Взаимосвязь монументальной архитектуры, изобразительного искусства и письменности. Особенности изображения человека. Своеобразие амарнского периода. Музыкальное искусство. Литературные жанры. Мистерии. Социальный статус культуры, ученого и художника. Памятники египетской культуры в нашей стране.

4. Общее и особенное в художественной культуре Древнего Ирана, Древней Индии, Древнего Китая, Мезоамерики. Взаимосвязь государства, религии и художественной культуры; ведущая роль монументальной архитектуры. Своеобразие мифологий и религий. Памятники художественной культуры Ирана, Индии, Китая. Космологические концепции музыки. Философские, этические и эстетические воззрения. Эстетическое воспитание на Востоке. Специфика культуры ольмеков, майя, ацтеков. Место древних внеевропейских цивилизаций в современной культуре.

5. Всемирно-историческое значение античной культуры, этапы её развития. Своеобразие общественно-экономического уклада. Антропоцентризм. Античная мифология. Идея гармонически развитой личности и ее гуманистическая, педагогическая ценность.

Основные центры и особенности эгейской культуры.

Периодизация культуры Древней Греции. Ведущая роль пластических искусств. Смысл и принципы ордерной системы. Роль скульптуры в архитектуре. Эволюция скульптуры. Вазопись и другие виды живописи. Развитие литературных жанров. Театр в греческой культуре. Роль музыки и танца в театре и культуре в целом. Древнегреческие философы о воспитательном воздействии искусства. Учение об этосе.

Особенности художественной культуры этрусков и её влияние на римскую культуру.

Греция и Рим – два типа мышления и мировосприятия. Римский портрет. Новые техники и жанры монументальной архитектуры. Помпейская живопись. Литература и театр. Распространение греко-римской культуры и её интернационализация.

Памятники античной культуры на территории нашей страны. Античность и отечественная культура. Ценности античности и педагогика начальной школы.

6. Художественная культура христианского мира в Средние века. Варварское и античное в культуре средневековья. Теоцентризм, каноничность, символичность, коллективность, анонимность художественной культуры. Религиозное и нравственно-эстетическое воспитание. Храм как модель мира. Храмовое действо как синтез искусств. Дифференциация культуры; церковная, аристократическая, крестьянская, городская субкультуры.

Проблемы периодизации средневековой культуры Западной Европы. Монастырь как центр культуры. Литературные жанры, рукописная книга, прикладное искусство в дороманский период. Конструктивные и художественные особенности романской и готической архитектуры. Скульптура в храме. Эволюция музыкального стиля и система культовых жанров. Рыцарская культура. “Смеховая” культура в крестьянском и городском быту. Изобретение книгопечатания и его роль в укреплении городской культуры.

Византия и раздел христианской церкви. Воздействие византийского богослужения и создание системы поэтически-музыкальных жанров православной церкви. Западный и восточный типы храма. Система росписи храма. Символический язык религиозной живописи. Иконопочитание и иконоборчество. Государственные праздники и светские развлечения. Искусство книги. Страны византийского влияния.

Древняя Русь как преемница Византии. Проблема “двоеверия”. Эволюция типа храма. Русская икона и иконостас. Исторические и региональные школы живописи. Иконография типичных сюжетов. Великие русские живописцы. Развитие русской православной музыки. Древнерусская рукописная и первопечатная книга. Церковь и народное искусство. Музыкальный фольклор. Прикладное искусство. Художественное наследие Древней Руси в начальной школе.

7. Политические и экономические предпосылки Возрождения. Античное и средневековое в Возрождении. Черты культуры: креативность, антиклерикальность, антропоцентризм. Противоречивость эпохи Возрождения. Её хронология и география.

Италия - классическая страна Возрождения. Возвращение идеала гармонически развитой личности. Живопись как ведущий вид искусства. Роль театра и литературы в утверждении ренессансного мировоззрения. Старое и новое в творчестве деятелей Проторенессанса. Общие черты итальянской живописи и разнообразие школ, творческих индивидуальностей в периоды Раннего, Высокого и Позднего Ренессанса. Итальянская скульптура и архитектура. Своеобразие изобразительного искусства Северного Возрождения. Традиции и новаторство в музыкальной культуре. Возникновение оперы.

Эстетические идеалы Возрождения в истории художественного образования.

8. Углубление религиозных, классовых, геополитических противоречий в Европе XVII – первой половины XVIII века. Трагическое, возвышенное, величественное в искусстве. Барокко - ведущий стиль эпохи. Классицизм - доминирующий стиль французского абсолютизма. Рококо в искусстве Франции. Проявления реализма в живописи и литературе. Национальные школы живописи и взаимовлияние разных стилей. Развитие оперы, инструментальных и вокально-инструментальных жанров. Национальные музыкальные школы и синтез их достижений в творчестве И.С. Баха. Музыка данного периода в музыкальном воспитании детей.

9. Социальные и эстетические идеи Просвещения, его расцвет во второй половине XVIII века. Просвещение и классицизм. Общее и различное в абсолютистском и просветительском классицизме. Просветительский реализм и сентиментализм. Искусство и Великая Французская буржуазная революция. Театр как общественная трибуна. Театральные жанры и театральные войны. Оперная реформа К.В. Глюка. Комедия и комическая опера. Идеи гражданственности в живописи и архитектуре. Развитие инструментальной музыки. Сонатно-симфонический цикл в творчестве композиторов венской классической школы. Диалектичность сонатной формы - отражение диалектики мира. Развитие идей эстетического воспитания.

10. Русская художественная культура XVIII века и реформы Петра I. Искусство в системе образования и воспитания. Академия художеств и другие учебные заведения. Своеобразие функционирования художественной культуры. Дворянское любительство и крепостной профессионализм. Взаимодействие европейской и отечественной культуры.

Этапы и идеи градостроительства в России. Барокко и классицизм в архитектуре и скульптуре. Жанры изобразительного искусства. Отражение эпохи в музыкальном и театральном искусстве. Формирование русской композиторской школы. Начало изучения русской народной песни. Сентиментализм в русской поэзии и музыке. Гражданственность литературы. Формирование русского стихосложения. Роль журналов и театра в утверждении идей Просвещения.

11. Художественная культура Западной Европы и США XIX века. Демократизация и интернационализация культуры и Всемирные выставки. Салон в художественной жизни. Развитие художественного образования.

Классицизм и романтизм в первой половине XIX века. Многообразие национальных и индивидуальных вариантов романтизма. Эстетические доминанты романтизма. Романтизм и культурное наследие прошлого. Романтизм в литературе и живописи. Ретроспективизм как проявление романтизма в архитектуре. Ведущая роль музыки в иерархии видов искусства. Программность в музыке и проблема синтеза искусств. Романтическая опера и реформа Вагнера. Развитие исполнительского искусства. Музыка романтиков для детей. Романтизм и реализм. Литература и живопись критического реализма. Проблема реализма в музыке. Искусство XIX века в современном мире; его педагогическая ценность.

12. Мировое значение художественной культуры России XIX века. Идеи просветительства и искусство. Взаимопроникновение национальных культур народов России. Этапы развития художественной культуры и художественного образования. Война 1812 года и рост национального самосознания. Особенности классицизма, романтизма, реализма в России первой половины XIX в., их взаимодействие. Высшие достижения классицизма в архитектуре Петербурга. Классицизм и “героический” романтизм в движении декабристов. Пушкин и “золотой век” русской поэзии. Создание русской симфонической школы и основных типов русской оперы. Романтические и реалистические тенденции в живописи. Развитие критического реализма в “постдекабристский” период. “Маленький человек” в искусстве. Роль художественной критики.

Реформы 1860-х годов и новые формы организации культуры: творческие сообщества и центры художественного образования. Достижения реализма в литературе, театре, живописи и музыке. Историческая и социальная проблематика, фольклор и природа России в разных видах искусства. Жанр портрета в живописи.

Роль художественной культуры России XIX в. в современной культуре и педагогике.

13. Развитие художественной культуры и идей эстетического воспитания в Европе и России на рубеже XIX - XX вв. Условность хронологических рамок. Кризисные черты. Философские искания и культура. Центробежные тенденции в искусстве.

Париж как мировая столица нового искусства. Лозунг “искусство для искусства”. Реализм, натурализм, символизм, импрессионизм в искусстве Франции. Постимпрессионизм и пути развития живописи. Фовизм. “Наивное” искусство. Стиль “модерн” как отражение поисков нового интернационального стиля. Зарождение экспрессионизма в искусстве Австрии и Германии. Атональность в музыке и абстракционизм в живописи. Ретроспективные, неоклассические устремления, связь с изучением культуры прошлого. Экспериментальная художественная педагогика.

Особенности русской художественной культуры рубежа веков. Идеалистическая философия и искусство. Журналы. “Серебряный век” поэзии. Многообразие художественных течений. “Мир искусства” и другие художественные объединения. Графика и искусство книги. Театр в художественной культуре. “Русские сезоны” в Париже. Новаторские тенденции в искусстве. Искусство и революция.

14. Общие тенденции развития художественной культуры и художественно-педагоги-ческих систем XX века. Географические и исторические параметры понятия “современная культура”. Научно-технический прогресс и художественная культура. Диалоги культур. Место современного художественного творчества в культуре, его многополярность. Новые виды искусства. Авангардные течения и художественный эксперимент. Индустриализация, коммерциализация и массовая культура. Молодежные движения и контркультура. Псевдокультура и псевдоискусство. Интернационализация и проблема национального.

Развитие отечественной культуры в советский период. Место художественной культуры и искусства в идеологической системе. Уничтожение церковной культуры и его последствия. Художественная палитра 20-х гг. Культ личности и унификация эстетики. “Социалистический реализм”. Массовые репрессии и искусство. Система художественного образования. Достижения музыкального и литературного творчества, киноискусства. Развитие театра. Триумфы советской музыкально-исполнительской школы за рубежом.

Художественная культура в годы Великой Отечественной войны. Военная тема в отечественном и мировом искусстве.

Идеологический диктат в послевоенные годы. "Оттепель” и поколение “шестидесятников” в искусстве. Период “застоя” и культура. Официозное искусство и художественная оппозиция. Позитивные и негативные тенденции развития отечественной культуры в “постсоветский” период.

Создание новых педагогических систем и развитие детской литературы, поэзии, театра, музыки как феномен культуры XX века.

15.Основы эстетического воспитания и художественного образования. Сущность эстетического воспитания. Эстетическое воспитание в исторической перспективе. Эстетическая культура общества и личности. Разрушение эстетико-культурных начал в обществе и его следствия. Эстетическое сознание, эстетические потребности, эстетическое отношение, эстетические ценности. Эстетическая деятельность. Связь эстетического воспитания с другими видами воспитания. Формы эстетической активности. Философские, искусствоведческие и психолого-педагогические основы эстетического воспитания. Этапы эстетического развития личности (эмоционально-стихийный, оценочно-образный, нормативно-традиционный, сотворческий, личностно-рефлексивный, аналитико-интегративный). Эстетические и художественные факторы развития личности. Основные тенденции развития системы эстетического воспитания и художественного образования на современном этапе.

16. Функции искусства в системе эстетического воспитания. Личность как субъект художественной культуры. Эвристические возможности искусства. Виды и психологическая структура художественно-творческой деятельности. Развитие художественных способностей. Развитие креативных свойств личности в процессе художественной деятельности. Диагностика эстетического и художественного развития личности.

17. Эстетическое и художественное воспитание в системе начального образования. Дисциплины эстетического цикла. Инвариантный и вариативный компоненты в системе художественного образования. Музыкально-эстетическое воспитание. Цели, задачи, функции. Виды музыкальной деятельности. Детское музыкальное творчество. Структура музыкальных способностей - диагностика и развитие. Основные формы и современные технологии музыкально-эстетического воспитания младших школьников. Урок музыки. Структура, организация, драматургия. Изобразительное искусство и художественный труд в системе эстетического воспитания. Цель, задачи, функции. Основные дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства и художественного труда в школе. Формы организации изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности. Основы музейной педагогики. Эстетическое воспитание детей средствами театра. Хореография (ритмопластика) в системе эстетического воспитания. Современные технологии эстетического воспитания и художественного образования. Сравнительный анализ учебных программ в системе начального образования. Виды внеклассных форм эстетического воспитания и художественного образования в начальной школе. Задачи, планирование, организация.

18. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Исторические предпосылки художественной интеграции и дифференциации искусств. Художественная интеграция как отражение целостной эстетической картины мира. Виды и способы художественной интеграции. Педагогические формы взаимодействия различных видов искусства. Интегративные формы эстетического воспитания в начальной школе - уроки искусства и творчества. Интеграция контрастных элементов культуры. Искусство на уроках гуманитарного и естественнонаучного циклов в начальной школе. Межпредметные связи.

19. Педагогическое творчество и основы опытно-экспериментальной работы в сфере эстетического воспитания и художественного образования. Творчество как педагогическая проблема. Педагогика искусства - педагогика творчества. Эстетическая и художественная культура личности преподавателя как профессионально значимое качество. Ценностные ориентации в сфере художественной культуры. Коммуникативная культура. Артистизм. Эмоциональная культура. Педагогическое творчество на занятиях эстетического цикла в начальной школе. Педагогическая импровизация. Процесс становления творческой индивидуальности учителя. Стиль педагогической деятельности. Преодоление педагогических стереотипов. Результативность деятельности.

Основы опытно- экспериментальной работы в системе эстетического воспитания и художественного образования. Структура педагогических и психологических исследований в сфере эстетического воспитания. Искусствоведческие исследования. Организация экспериментальной работы. Диагностическая программа исследования. Методы обработки экспериментальных данных. Интерпретация результатов научного исследования. Виды научных работ и их специфика. Виды учебных программ по предметам эстетического цикла (экспериментальная, скорректированная, авторская, типовая). Проектирование образовательных программ в области эстетического воспитания и художественного образования.

Основные понятия

культура

художественная культура

эстетическая культура

отечественная художественная культура

искусство

творчество

синкретизм

каноничность

креативность

художественная деятельность

художественный стиль

жанр

форма

художественная техника

художественный эксперимент

художественная индивидуальность

художественные способности

ценностные ориентации

эстетическое воспитание

эстетическое сознание

художественное образование

художественно-педагогическая система

художественно-педагогические технологии

начальное образование

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает: а) изучение культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по дисциплине и конкретных памятников художественной культуры; б) подготовку к семинарским занятиям и лекторской практике; в) самоаттестацию и самотестирование; г) разработку и реализацию авторских педагогических идей в сфере эстетического воспитания. В выборе объектов и способов самостоятельной работы реализуется принцип вариативности.

Типовые задания для студентов

Подготовить выступление на определенную тему дисциплины для разных категорий слушателей.

Составить синхронистическую таблицу развития художественной культуры (в конкретные исторические периоды).

Составить перечень основных художественных понятий, характеризующих художественную культуру (конкретного исторического периода).

Составить словарь жанров и /или/ терминов к темам дисциплины.

Дать характеристику основных художественных стилей и направлений, привести характеризующие их примеры.

Дать характеристику творчества крупнейших представителей художественной культуры.

Проанализировать конкретный памятник художественной культуры (или его фрагмент).

Составить каталог художественных произведений на определённую тему.

Определить роль искусства в процессах воспитания и образования в различные культурно-исторические эпохи.

Проанализировать выдающиеся художественно-педагогические системы ХХ века.

Проанализировать основные виды и формы эстетического воспитания в системе начального образования.

Проанализировать альтернативные программы в области эстетического воспитания и художественного образования.

Разработать сценарный план различных занятий по эстетическому воспитанию.

Темы для самостоятельной работы

Памятники первобытной культуры на территории региона.

Античная мифология в отечественном и европейском искусстве.

Развитие жанра портрета в истории художественной культуры.

Сюжеты русской иконописи.

Творческая индивидуальность в художественной культуре Возрождения.

Природа в живописи и музыке.

Мир детства в произведениях искусства.

Русская история в отечественной литературе, музыке, живописи.

Фольклор и профессиональное искусство.

Детское художественное творчество.

Эвристические технологии в системе эстетического воспитания.

Восприятие искусства как сотворчество.

Сравнительный анализ художественно-педагогических систем.

Рекомендуемая литература

а) основная литература

  1. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. - М., 2000.
  2. Культурологическое образование: Комплекс учебных программ с методическими рекомендациями по культурологическим дисциплинам / Ред. Л.М. Мосолова. – СПб, 1999.
  3. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М., 1998
  4. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура: структурно-логические схемы. - М., 1999.
  5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 2000
  6. Гомбрих Э. История искусства. – М., 1998.
  7. Иллюстрированная история мирового театра / Под ред. Д.Р. Брауна. – М., 1999.
  8. История мирового искусства / Ред. Е.Сабашникова. - М., 1998.
  9. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. - СПб, 1999.

б) дополнительная литература

  1. Общие и специализированные энциклопедии, словари и справочники (например: Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. – М., 1997; Музыкальная энциклопедия. Т. 1-6. – М., 1973-82).
  2. Программы культурологических и эстетических дисциплин (например: Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования / Ред. Т.А. Барышева, А.А. Щербакова. Вып. [1], 2. – СПб, 1996, 2000).
  3. Работы по истории искусства и отдельных его видов (например: Ильина Т.В. История искусств: в 2-х ч. - М., 1993-94; Всемирная история литературы. Т.1-4. - М., 1989).
  4. Монографии и учебные пособия по отдельным темам курса (например: Введение в теорию художественной культуры: Учебное пособие / Науч. ред. проф. Л.М. Мосолова. - СПб, 1993; Античная художественная культура: Учебное пособие / Ред. Г.К. Щедрина. – СПб, 1993; Эстетическое воспитание в современном мире: Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. - М., 1991).
  5. Монографии о творчестве отдельных представителей художественной культуры и эстетического воспитания (например: Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. - М., 1972; Леонтьева О.Т. Карл Орф. - М., 1984).
  6. Статьи по темам курса из журналов ("Начальная школа", "Музыкальная жизнь", "Искусство в школе" и др.).
  7. Методические пособия, разработки и рекомендации (например: Эстетическая библиотека учителя. Вып. 1-3. - СПб, 1995, 1998, 2001; Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л., 1989).

Авторы-составители примерной программы дисциплины "История художественной культуры и основы эстетического воспитания": Барышева Т.А., канд. психол. наук, доцент; Шекалов В.А., канд. искусствоведения, доцент.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540600 Педагогика.

Программа обсуждена и одобрена на объединенном заседании учебно-методического совета по направлению 540600 - Педагогика Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. А.И. Герцена (протокол № 14 от 13 ноября 2000 г.)

Председатель совета УМО

По направлениям педагогического образования

на базе РГПУ им. А.И. Герцена _________________Г.А. Бордовский

Председатель УМС

по направлению 540600 Педагогика ____________________И.С. Батракова

Hosted by uCoz