Барышева Т.А.

(Санкт-Петербург)

 

Художественное образование ребенка в контексте социальной экологии

 

 

 Все виды искусства служат величайшему из искусств

 – искусству жить на земле

Б. Брехт

 

Наблюдаемый в обществе рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Успехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, подойти к осознанию системной сложности и целостности мира. Поэтому возникновение социальной экологии, и в том числе социальной экологии детства, как самостоятельной научной отрасли стало естественным следствием все более возрастающего интереса к данной проблеме представителей различных направлений естественных и гуманитарных наук.

Возникновение социальной экологии связано с фактом глобального экологического кризиса и необходимостью закрепления в системе образования нового миропонимания и замены системы «природа – общество» на представление об объективном существовании биосоциальной системы «человек – природа – культура – общество».

Генезис социальной экологии непосредственно связан с открытиями и учениями В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, П. Тейяра де Шардена, Л. Леви-Брюля, А. Швейцера, А. Меня, А. Л. Чижевского, Н. А. Бердяева, Л. Н. Гумилева и др.

Своим появлением термин «социальная экология» обязан социальным психологам Р. Парку и Е. Берджесу, которые впервые употребили его в своей работе по теории поведения в 1921 году.

В нашей стране условия для выделения социально-экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований сложились в 70-х годах ХХ века. Существенный вклад в развитие отечественной социальной экологии внесли Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Ф. Реймерс, С. Н. Соломина, В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов, В. П. Казначеев, Е. А. Спирин,.

Предметом изучения современной социальной экологии детства являются специфика и возможности гармонизации связей между ребенком и средой во всем ее многообразии (природой, обществом, семьей и т. д.).

В педагогическом контексте экология детства – это прежде всего бережное отношение к внутреннему миру ребенка, корректное педагогическое сопровождение и создание условий самореализации его индивидуальности. Под внутренними условиями перспективной реализации возможностей ребенка в современном мире мы понимаем:

‑ позицию субъекта собственной жизни;

‑ творческую позицию (креативное отношение к миру и себе);

‑ мотивацию самопознания и саморазвития;

‑ ориентиры для обоснованного самоопределения и выбора;

‑ духовно-ценностные ориентации;

‑ открытую, мобильную, адекватную реальности картину мира.

Благоприятной сферой развития внутренних условий реализации возможностей ребенка и источником гармонизации социальных отношений является искусство, художественная деятельность. Искусство можно рассматривать как духовную антропологию, как средство духовной эволюции человека.

В широком социальном контексте художественное образование ребенка рассматривается как процесс передачи новому поколению социального, культурного, исторического и онтологического опыта.

К арт-факторам, гармонизирующим сферу социальных отношений можно отнести:

1. Полифункциональность искусства. Выделяют: социально-преобразующую, эстетическую, эвристическую, художественно-концептуальную, прогностическую, суггестивную, гедонистическую, терапевтическую, мотивационную функции художественного творчества.

Искусство, по словам Л. С. Выготского, действует как «землетрясение», «расчищает дорогу» для самосовершенствования.

2. Интерогенность. Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев относят искусство к интерогенному типу деятельности, т. е. к деятельности, направленной на изменение субъекта. Сфера позитивного влияния искусства – весь спектр параметров личности: мотивация, эмоциональные, эстетические, интеллектуальные, экзистенциальные, коммуникативные свойства.

3. Многоплановость содержания, многообразие «моделей мира», воплощенных в художественных системах. Искусство затрагивает и моделирует весь спектр социальных отношений: внутренний мир человека,  динамику социальных процессов, фиксирует специфику социокультурной ситуации конкретной страны, национальные и индивидуальные особенности. Вся история художественной культуры представляет собой эволюционную смену стереотипов и картин мира. Каждое направление в искусстве – это своего рода философия бытия, новое мировоззрение. Искусство обогащает экзистенциальный мир ребенка.

4. Приоритет индивидуальности. Основными критериями оценки результатов художественного творчества являются категории – новизна, оригинальность, уникальность. Художественная деятельность лишена фонда жестких стандартов. Семантика художественного текста – многозначна, художественно-творческая деятельность предполагает свободу интерпретаций и индивидуальных проявлений ребенка.

5.Творчество, свобода преобразований. Сам процесс творчества в искусстве трактуется как преобразование наблюдений, впечатлений, фактов действительности и создание новой, художественной реальности. Автор перерабатывает жизненный опыт и строит новую реальность ‑ «художественный мир». Освоение разнообразных способов преобразования художественного материала позволяет ребенку увидеть неочевидное в привычном, открыть новые возможности «соединения материи», неожиданные качества явлений, оригинальные сочетания и, в конечном итоге, овладеть универсальными «технологиями» творческой деятельности.

6. Эмоционально-экспрессивная доминанта. В искусстве эмоции как явления психики и эмоциональность как свойство личности занимают особое место. Это определяется спецификой искусства, которое, по словам С. Моэма, является «манифестацией чувств». Эмоциональный мир человека смоделирован в искусстве во всем богатстве, динамике и многообразии. Искусство ‑ уникальная история, «энциклопедия» человеческих отношений. Таким образом, общение ребенка с искусством открывает перед ним возможности духовного сотворчества, постижения сложнейших процессов духовной жизни.

7. Потенциальная возможность трансцендентного переживания. В момент переживания художественного смысла произведения искусства человек испытывает катарсис и выходит на новый виток развития благодаря включению нового духовного опыта в свой экзистенциальный мир. Это происходит благодаря аналогичности и резонантности семантики художественного языка и семантики бессознательных структур человека.

8. Коммуникативная направленность. Коммуникативная функция получает специфическое отражение в структуре художественного текста и имеет «собственные средства кодирования».  Художественная коммуникация разворачивается как творческое общение, смысл которого ‑ «обратная связь», «эмоционально-смысловое сотворчество». Кроме этого, восприятие искусства предоставляет ребенку возможность «услышать самого себя».

В соответствии с потенциальными возможностями искусства в гармонизации социальных отношений возникает необходимость поиска новых мировоззренческих оснований и расширения «социально-гуманитарных горизонтов» художественного образования детей.

В связи с этим научной основой интегративной образовательной программы для школьников «Искусство и мир», разработанной на кафедре художественного образования ребенка Института детства РГПУ им. А. И. Герцена является социальная экология.

Поскольку социальная экология как часть экологии человека изучает взаимосвязь всех общественных структур, а также процессы гармонизации отношений человека с природной, культурной и социальной средой, основными содержательными ориентирами программы являются все сферы социо-культурных отношений воплощенных в художественных системах  – «Мой мир», «Моя семья», «Мир природы», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета».

Новизна данной программы заключается в акцентировании онтологического («Мой мир») и мировоззренческого («Моя планета») аспектов. Это системообразующие факторы в содержании программы.

«Мой мир» – величайшая «загадка» природы, которую человек «открывает» на протяжении всей жизни. В диалектике самопознания актуальных и потенциальных ресурсов заключается широкие возможности для эволюции личности. Основная идея – экология внутреннего мира, самопознание, самосовершенствование, гармонизация отношений ребенка с миром средствами различных видов искусства и художественно-творческой деятельности

«Моя планета» – данный содержательный ориентир программы непосредственно связан с мировоззренческим аспектом, развитием «планетарного экологического сознания». Он включает многоплановость художественной картины мира, воплощенную в искусстве (вселенную, общечеловеческие ценности, историю, культуру), концентрирует основные жизненные пространства ребенка. По существу ориентир «Моя планета» интегрирует все содержательные аспекты программы и является своеобразным результатом, позволяющим ребенку осознать свое «Я» как феномена мира.

Таким образом, гармонизируя средствами искусства внутренний мир ребенка и его картину внешнего мира, мы добиваемся устойчивого, радостного, жизнеутверждающего мировосприятия и таким образом создаем прочную основу для дальнейшего гармонического развития.

Hosted by uCoz