А.Б.Афанасьева (Санкт-Петербург)

Этнохудожественное образование ребенка: история и современность

 

Этнохудожественное образование является подсистемой этнокультурного образования, которое рассматривается и определяется автором как целостный процесс изучения и практического освоения ценностей этнокультуры во всем их многообразии, процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса, сочетающий моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту.

Этнохудожественное образование ребенка базируется на освоении им народной художественной культуры. В традиционном обществе ребенок овладевал ее ценностями исподволь с малолетства. Диалектический процесс обучения и воспитания происходил естественно и органично, в совместных действиях детей и взрослых, в кругу семьи, друзей, общины. Дети обучались многим необходимым знаниям, умениям, навыкам, приобретали опыт трудовой, нравственной, эстетической, обрядовой этнической культуры. Внутри народной культуры, в многосторонности жизненных норм и «образовывался» человек.

Структурная модель этнокультуры, созданная автором на основе анализа этнологической и культурологической литературы в качестве педагогической технологии, позволяет понять, как ребенок, являясь субъектом и объектом этнокультуры, впитывает ее (схема 1).

Совокупности родственных элементов этнокультуры составляют области, пересекающиеся между собой: этнофилологическую (язык, словесный фольклор), этнохудожественную (все виды фольклора и народного искусства, образующие народную художественную культуру), поведенческую (проявляющуюся в традиционной хозяйственно-экономической и бытовой деятельности, обычаях, обрядах, нормах этноэтикета, этнопсихологических и педагогических стереотипах), мировоззренческую (наиболее полно проявляющуюся в религии, мифологии, эмпирических представлениях народа на отношения человека к природе, мирозданию, к человеку, социуму, к основам воспитания, морали). Сама этнокультура существует в определенном географическом ландшафте и тесно связана с условиями природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.Структурная модель этнокультуры

В традиционной культуре все ее области находятся в естественном взаимодействии. Художественная культура является самосознанием этноса. Она более изменчива, вариативна в творческих формах, нежели глубинные ценностные элементы, располагающиеся в нижней части кольца схемы. Их соотношение можно уподобить надстройке и базису. Ребенок познает культуру через посредство окружающей среды: природы и традиционного коллектива (семьи, общины, церковного прихода, трудовой артели, детского или молодежного сообщества вечерки, народного ансамбля, праздника, семейно-бытового или календарного обряда). Причем разные области этнокультуры, синкретичные по своей природе, в сознании ребенка пересекаются и усваиваются в органичном синтезе, ведущими являются методы подражания и варьирования.

Во все времена этнокультурное воспитание ребенка начинается на первых этапах в семье. Но семейное образование разнообразно по глубине, оно стихийно, неуправляемо. Этнохудожественное образование может начинаться в дошкольных учреждениях. Но их посещают не все дети, а программы различны по уровню. Педагогически управляемый процесс начинается в начальной школе.

Школа как государственное учреждение была создана в России в Петровскую эпоху. Светские учебные заведения формировались на западноевропейский манер, в этнокультурном плане решалась задача лишь в отношении этноязыка, задачи этнохудожественного образования вовсе не входили в проблематику. Впервые о роли фольклора в обучении родному языку заговорил во второй половине XIX в. К. Д. Ушинский в связи с идеей создания русской национальной школы. Обучение литературе и музыке с учетом этнокультурных традиций воплотилось в яснополянской школе, созданной Л. Н. Толстым. В конце XIX ‑ начале ХХ в. в различных педагогических концепциях наметился путь массовой народной школы, сочетающий всеобщность и этнокультурную самобытность, включающую этнохудожественный компонент (С. А. Рачинский, П. Ф. Коптерев).

В советский период была сформирована общедоступная народная школа с разносторонним нравственным, физическим, умственным, эстетическим воспитанием детей, общим политехническим образованием, соответствующим состоянию науки того времени. Этнохудожественный компонент в ней сложился в двух педагогических формах. Первая представляет собой одиночный урок, включающий фольклорный материал (урок литературы, родного языка, музыки, изобразительного искусства, труда). Вторая ‑ «горизонтальный тематический цикл уроков». В нем на определенном уроке дети обращаются к фольклорной теме во временной горизонтали в разные дни, знакомятся и осваивают произведения одного вида народного творчества. Типичны такие циклы на уроках литературы (имеются во всех программах), системно разработан цикл уроков музыки в программе для 3 класса, созданной под руководством Д. Б. Кабалевского.

Однако обращение к фольклору на отдельном уроке было фрагментарным, а в горизонтальном цикле – односторонним. В разрозненной мозаике учебных предметов целостного представления об этнокультуре у детей не создавалось.

В годы перестройки этнокультурный компонент усилился. В системе образования он реализуется в основном в этнофилологической и этнохудожественной сфере и развивается по двум направлениям: углубление этнохудожественной специфики определенного предмета или формирование целостного представления об этнокультуре. Появились новые педагогические формы, знакомящих школьников с этнокультурными традициями народа. Для характеристики таких занятий автор вводит понятие «этнокультурное поле урока (занятия)», трактующееся как поле взаимодействия в педагогическом пространстве урока разных элементов этнокультуры, воздействующих на культурное поле ребенка. Опишем характерные инновационные формы.

Первая форма – «интегративные уроки этнокультурного содержания». Они основаны на взаимодействии разных видов народной культуры внутри одного урока, свойственны урокам музыки по новым программам (В. О. Усачевой, Л. В. Школяр; Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной), специализированным предметам. Интегративные уроки нередко проводятся в необычной форме, нацеленной на то, чтобы представление фольклорного материала было приближено к этнографической традиции. Это уроки-путешествия, уроки-посиделки, уроки, моделирующие народно-бытовую или обрядовую ситуацию. Информационно-художественное пространство такого урока обычно исходит из контекста народной культуры. Урок включает художественно-творческую деятельность детей, театрализацию. На уроках этого типа часто достигается синтез взаимодействия разных видов народной культуры: словесной и музыкальной в пении, триединство слова, музыки и хореографии в движении хоровода, изобразительного ряда в предметах декоративно-прикладного искусства и иллюстрациях народного зодчества, включенных в оформление пространства урока. Этнокультурное поле таких уроков насыщенное. Вторая форма – «углубленный горизонтальный цикл уроков этнокультурного направления». Таким циклам свойственно расширение рамок традиционной программы при изучении какого-либо вида народного творчества внутри учебного предмета (чаще литературы, изобразительного искусства). Учителя опираются на новые программы (например, М. П. Воюшиной), книги, вводят новый материал, создают авторские разработки уроков. На уроках господствует один вид народной культуры. Методически урок концентрируется на деятельностном освоении избранного вида: словесного фольклора, народного декоративно-прикладного искусства. Может привлекаться сопоставление с другими видами народной культуры с целью формирования «этнокультурного поля» в сознании школьников, однако поле это усеченное, ненасыщенное.

Третья инновационная форма представляет собой самостоятельный специализированный предмет, посвященный народной культуре, при освоении которой формируется широкое «этнокультурное поле».. В развитии этой линии характерно два направления. Первое: переработка содержания имеющихся в учебном плане предметов с целью познания народной культуры средствами данного предмета. Это программы Т. А. Шпикаловой «Основы народного и декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства. 1-4 классы», И. П. Фрейтаг «Основы трудового обучения на материале традиционной культуры Русского Севера». Они реализуются в методических системах уроков изобразительного искусства или художественного труда, базируются на одной из областей народной культуры. Но могут включаться образцы словесного, музыкального и обрядового фольклора и на уроке могут возникать переклички разных видов народного творчества. Так создается возможность интеграции элементов этнокультуры, хотя она выражена фрагментарно и не столь объемно.

Второе направление – разработка новых интегративных предметов, во многом отвечающим полиэлементной природе этнокультуры. Различная мера интеграции и сочетания элементов художественной этнокультуры свойственна программам «Русское народное творчество» Н. С. Ширяевой, «Изобразительное искусство, мифология и фольклор» Л. В. Неретиной, «Родная история. Живая Русь» Д. И. Латышиной, «Уроки фольклора» Е. С. Родинской, Л. Д. Назаровой. Больший уклон в этнокультурологический и краеведческий аспекты характерен учебным пособиям «Введение в народоведение. Родная земля» М. Ю. Новицкой, «Народоведение» А. А. Басаргиной, К. Л. Лисовой, Г. Ф. Суворовой. Культурологический подход прослеживается в учебном пособии «Основы православной культуры» А. И. Бородиной. Однако включение новых предметов затрудняется их отсутствием в учебном стандарте.

Автор статьи разработал и апробировал еще один путь этнокультурного образования в условиях сохранения традиционных предметов и классно-урочной системы. Путь этот выстроен на метаметодическом подходе в условиях межпредметной интеграции цикла уроков, основанного на общности тематического содержания и общих принципах освоения материала. Эта четвертая инновационная педагогическая форма: «вертикально-горизонтальный цикл» ‑ представляется как цикл уроков «Дни погружения в фольклорную тему (или в этнокультуру)». В процессе занятий школьники обращаются к народной культуре на разных предметах во временной вертикали (в течение учебного дня) и в горизонтали (на протяжении нескольких дней-недель). На уроках художественного цикла в центре внимания – фольклорная тема во взаимодействии разных видов народного творчества. На других уроках этнокультурный материал иллюстрирует учебную тему. В соответствии с метаметодическим подходом в цикле ставится новая цель – дать представление о фольклоре как части этнокультурного комплекса, сформировать целостное представление о народной культуре и развить этнокультурное сознание школьников. На содержательном уровне уроки цикла строятся на общности тем, образов; в организационно-деятельностном плане - на диалоге разных видов народной культуры с доминированием одного вида или с достижением их синтеза, а также на взаимодействии разных видов учебной деятельности по освоению этнокультурного материала

В инновационных формах, устремленных к интеграции, ребенок приобщается к этнокультурному наследию,  ощущая связь времен и   культур разных народов.

Hosted by uCoz