МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных программ

и стандартов

профессионального образования

_________________Л.С.Гребнев

"_____"____________________г.

 

 

 

Примерная программа дисциплины

ДПП.02 История и теория художественного образования

 

 

 

Рекомендуется Министерством образования Российской Федерации

по направлению подготовки

540600 ПЕДАГОГИКА

 

 

 

 

 

Программа курса

История и теория художественного образования

Направление: 540600 Педагогика

Профиль:

Курс:

Семестр: 1

Количество часов на дисциплину: 150 ч.

Количество аудиторных часов: 60 л., 2 ч. конс., 2,5 ч. экз.

Цель дисциплины: формирование компетенций и ценностных ориентаций в области истории и теории художественного образования.

Задачи дисциплины:

сформировать знания об основных этапах, типах, видах, формах, методах, исторических и региональных особенностях развития художественного образования и эстетического воспитания;

развить основные информационно-исследовательские умения, связанные с получением, переработкой и освоением художественно-педагогической информации;

содействовать осознанию духовно-ценностной природы искусства, педагогического потенциала эстетической и художественно-творческой деятельности;

подготовить студентов к опытно-экспериментальной работе (ОЭР) и педагогическому творчеству в области художественного образования.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание учебного материала базируется на современных представлениях об истории художественного образования и современных научных разработках в области эстетического воспитания и художественного образования и ориентировано на создание основы для самообразования и интеграции знаний в профессиональную педагогическую, исследовательскую деятельность. Организация материала строится на принципах:

историзма - рассмотрения художественного образования и эстетического воспитания как систем, развивающихся во времени;

гуманизации образования - выявления возможностей самовоспитания и самообразования в области эстетической и художественной культуры;

творческой активности - создания оптимальных условий для самостоятельного освоения знаний, опыта творческой деятельности и реализации потенциальных возможностей каждого студента;

сочетания инвариантности и вариативности. Инвариантный компонент в содержании составляют фундаментальные закономерности развития художественной культуры и образования, вариативность позволяет учитывать индивидуальные интересы и предоставить свободу выбора в конкретных сферах художественной культуры и художественного образования, видов и форм изучения.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Оценка качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме в виде:

контрольных работ с вопросами репродуктивного и проблемного характера,

тестов,

рецензий и аннотаций,

самоаттестации,

лекторской практики,

художественно-познавательных игр-конкурсов,

терминологических диктантов,

реферативных обзоров и сравнительного анализа идей, позиций, концепций,

творческих заданий,

составление словарей к конкретным темам, банка данных диагностических и развивающих художественно-педагогических технологий.

Итоговая аттестация

Итоговая аттестация предполагает экзамен, на которых определяются степень сформированности:

компетенций в области истории, теории и методики художественного образования;

информационно-исследовательских умений, связанных с освоением, переработкой и психолого-педагогическим анализом художественно-педагогической информации;

ценностных ориентаций, эстетических и художественных потребностей и интересов;

подготовленности к ОЭР и творческой деятельности в области эстетического воспитания и художественного образования.

 

Основное содержание

Раздел 1

1. История художественного образования как наука и учебный предмет.

Художественное образование как часть художественной культуры и как часть образования. Взаимосвязь понятий "культура", "искусство", "образование", "обучение", "воспитание", "художественное" и "эстетическое". Искусство и Х.О. Историческая эволюция проблемы Х.О., изменчивость целей и задач. Ретроспектива художественной картины мира и основные этапы становления и развития ХО. История художественного образования как взаимодействие развития эстетической мысли, художественной практики, организационных форм. Типы, виды, формы ХО.

2. Художественное пространство первобытного общества

Синкретизм первобытной культуры. Зачатки художественного мышления и творчества. Функции "художественного" в жизни первобытного человека. Мифологическое и художественное. Фигура "художника" в различных мифологиях. Магический обряд, ритуал и его художественное оформление. Формирование культурной традиции как основы организации и передачи опыта; понятие “традиционной культуры”. "Традиционное" искусство и формы Х.О. Вычленение художественной деятельности, появление синкретических и дифференцированных художественных профессий.

3. Роль искусства и художественного образования в культурах Месопотамии и Древнего Египта. Государство, религия и различные виды искусства. Понятия канона, канонической культуры. Клинопись и развитие литературы Месопотамии. Библиотека Ашшурбанипала.

Особенности религиозных представлений Древнего Египта и искусство. Социальный статус художника (скульптора, архитектора, музыканта). Художественное обучение. Особенности древнеегипетской письменности и искусство.

4. Идеи эстетического воспитания и художественного образования Древнего Востока.

Космологические представления об искусстве и их роль в системе художественного образования. Учение об этосе. Школы музыкального воспитания (гхарана) в Индии. Импровизационность индийской раги и устный профессионализм.

Художественное начало в китайской письменности. Китайские иероглифы, поэзия и живопись. Жанр китайской оперы и подготовка синтетического актера. Способы управления хором. Прикладное искусство и формы обучения художественному ремеслу.

6. Художественно-эстетические воззрения и художественное образование античности.

Идеал образованности греческой архаики и место в нем художественной деятельности (пения, игры на музыкальных инструментах, танца, красноречия). Различие в подходе к мусическим и изобразительным искусствам. Музыкально-гимнастическое образование 6-5 веков до н. э. Софисты и просветительское движение 5-4 вв. до н. э. Древнегреческие философы об "этосе" и воспитательная функция искусства (Платон, Аристотель). Теория музыки в системе образования. Школы Крита, Лесбоса. Аэды и кифареды. Роль хорового пения. "Конкурсы" в искусстве.

Ораторское искусство в системе римского образования. Особенности музыкального образования.

7. Художественное образование и нравственно-эстетическое воспитание в Средние века

Ведущая роль христианской идеологии в художественной культуре и художественном образовании. Дифференциация художественного образования - церковное (культовое), аристократическое (рыцарское), крестьянское, городское (ремесленное).

Роль Библии как художественного текста в общем и художественном образовании. Искусство рукописной книги и профессия переписчика-иллюстратора. Храмовое действо как синтез искусств. Роль искусства, особенно музыки, в системе подготовки священнослужителя и в общем образовании. Монастыри как центры художественного образования. Монастырские и кафедральные певческие и композиторские школы, иконописные мастерские. "Схола Канторум". Хейрономия. Реформа Гвидо д'Ареццо. Искусство в средневековых университетах. Средневековые трактаты по музыке. Музыка как наука.

Особенности художественного образования труверов, трубадуров и миннезингеров, менестрелей. Городские музыканты-инструменталисты и представители художественных ремесел. Цеховая организация и цеховое образование. Странствующие артисты синтетического типа - ваганты (голиарды), жонглёры, шпильманы и др.

8. Идеи Возрождения и художественное образование

Общие и педагогические идеи Возрождения, их влияние на художественное образование и эстетическое воспитание. Место искусства и художественного образования в эстетических идеалах Возрождения. Трактаты Пико делла Мирандола, Л. Аретино, Б.Кастильоне и других гуманистов. Универсализм личности как цель образования и воспитания.

Формирование музыканта широкого профиля - композитора, певца, инструменталиста, теоретика. Импровизация в системе подготовки музыканта. Мейстерзингеры и другие музыкально-певческие объединения, братства. Постепенное возрастание роли клавишных инструментов в музыкальном образовании. Трактаты Глареана, Дж.Царлино, Паумана, Томаса из Санта-Мария, Дируты. Метризы. Возникновение консерваторий из сиротских приютов (Венеция).

Болонская "Академия для вступивших на истинный путь" братьев Караччи (1585) и начало академического образования в живописи.

9. Художественное образование в Европе в XVII-XVIII веках.

Воззрения Я.А. Коменского, французских просветителей, И. Гете на роль искусства в образовании. Основные художественные стили и художественное образование. Создание Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1648) и аналогичных академий в других странах. Система обучения в них.

Развитие и особенности клавирной, вокальной и струнно-смычковой педагогики в Италии, Франции, Германии. Учебные пособия, трактаты И. Маттезона, В.Ф. Марпурга, И.Й. Фукса, Дж. Б. Мартини, М. Сен-Ламбера, Ф. Куперена, Ф.Э. Баха, И.И. Кванца, Л. Моцарта и др. И.С. Бах - педагог, система его музыкально-педагогических сочинений. Теория аффектов в музыкальной практике и педагогике.

10. Художественное образование в Европе и США в XIX веке

Аристократические и буржуазные черты в художественной культуре и художественном образовании XIX века. Демократизация культурной жизни и расширение сфер и методов художественного образования. Роль музеев, выставок, театров, концертных залов, прессы в художественном просвещении.

Открытие Парижской и других консерваторий, различных государственных, городских, частных учебных заведений. Система образования в Парижской консерватории. Узкая специализация в сфере музыкального образования (отделение композитора от исполнителя и теоретика). Романтизм и музыкальное образование. Вакенродер о педагогической ценности музыки. Появления широкого слоя любителей музыки, распространение домашнего и салонного музицирования (пение, игра в четыре руки). Тяготение к виртуозности и появление новой инструктивной музыкальной продукции (сборники упражнений, этюды и др.) Усиление роли механической тренировки в подготовке музыканта-исполнителя. Расширение профессии музыканта-педагога, подготовка педагогов для школ, музыкального воспитания в семье. Различные подходы к музыкальному образованию в университетах. Бетховен как педагог. Педагогическая деятельность и воззрения М. Клементи, К. Черни, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа.

Консервативная роль Академий художеств, Парижского Салона как официальных и регламентирующих учреждений в развитии художественного творчества и образования. Художественное образование на Всемирных выставках. Новые художественные течения и образование. Изучение исторического развития искусства как одна из основ художественного образования.

11. Художественное образование в Древней Руси

Традиционные народные художественные промыслы. Музыкальный фольклор, его жанры, способы существования и передачи. Рукописная книга в системе образования. Обучение церковному пению и иконописи на Руси. Певческая школа Андрея Боголюбского во Владимире (12 в.), Новгородская и московская певческие школы. Русские распевщики и педагоги (Савва Рогов, Федор Крестьянин, Стефан Голыш). "Стоглавый собор" о необходимости обучение "пению псалтырному" наравне с грамотой. Знаменное письмо и певческие азбуки. Партесное пение. Трактат Н.П. Дилецкого "Музыкальная грамматика". Братские школы. Киево-Могилянская и Славяно-греко-латинская академии. Хор государевых певчих дьяков.

12. Художественное образование в России XVIII века.

Реформы Петра I и художественное образование. Способы освоения европейской художественной культуры: приглашение крупных европейских мастеров, ученичество, пенсионерство, создание собственных учебных заведений. Петербург как центр художественной культуры и художественного образования.

Школа пения и инструментальной музыки в Глухове (Украина). Петербургская театральная школа. Придворная капелла. Канцелярия от строений. Прогрессивная роль Академии художеств (1757) в развитии отечественного художественного образования. Проект создания Екатеринославской муз. академии. Развитие театра, в том числе музыкального, и подготовка театральных кадров. Музыка и другие виды искусства в системе образования в Кадетском (Сухопутном шляхетском) корпусе, Московском университете, Смольном институте благородных девиц, Московском и Петербургском воспитательных домах, столичных и губернских гимназиях. Дворянское любительство и крепостной профессионализм. Художественное образование крепостных артистов, музыкантов, художников, их судьбы. Усиление роли русского фольклора в музыкальном образовании и воспитании. Переводные труды (Г.С. Лёлейна, В. Манфредини, Л. Моцарта и др.) и первые отечественные школы (И. Прач).

13. Художественное образование в России в XIX - начале XX века

Усиление разрыва между художественными потребностями русского общества и развитием художественного образования в первой половине века. Филармоническое общество и его роль в развитии системы музыкального образования. Основание Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1837). Театральные училища. Деятельность Придворной певческой Капеллы. Музыка в Училище правоведения, Горном институте и других учебных заведениях. Домашнее образование. Иностранные и отечественные музыканты-педагоги (И.Геслер, А. Гензельт, Дж. Филд, А.Л. Гурилев, А.Е. Варламов, А.О. Сихра и др.) в области фортепианного, гитарного, вокального обучения. Педагогическая деятельность М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского и становление русской вокальной школы.

Реформы 1860-х и художественное образование. Деятельность А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов: основание Русского музыкального общества (1859) и первых в России консерваторий - в Петербурге (1862) и Москве (1866). Развитие широкой сети концертно-просветительских и учебных учреждений по линии РМО (в Киеве, Саратове, Казани, Одессе и др.). Формирование "Могучей кучки" и создание М.А. Балакиревым и Г.Я. Ломакиным Бесплатной музыкальной школы. Роль педагогической деятельности А. Г. и Н.Г. Рубинштейнов, Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, Т. Лешетицкого, Л.С. Ауэра, Ф.М. Блуменфельда и других выдающихся музыкантов в становлении и расцвете русской композиторской и исполнительской школы. Развитие частных музыкальных и театральных школ. Роль церковного пения в общем музыкальном образовании и воспитании. Московское Синодальное училище церковного пения. Музыкально-педагогическая деятельность С.В. Смоленского, С.И. Миропольского, А.Н. Карасева, А.И. Пузыревского, А.Л. Маслова, Н.Я. Брюсовой. Шацкие и колония "Бодрая жизнь". "Народные консерватории".

Ослабление роли Академии художеств и "бунт четырнадцати" (1863). Просветительская деятельность Товарищества передвижных выставок (с 1870). Собирательская деятельность П.М. и С.М. Третьяковых. Реформы образования в Академии художеств. Выдающиеся русские художники-педагоги (И.Е. Репин, П.П. Чистяков и др.).

Развитие художественно-промышленного образования.

Региональные центры художественного образования - Киев, Харьков, Одесса, Екатеринбург, Казань, Вильнюс и др.

Эволюция художественной культуры рубежа веков и художественное образование. Деятельность "Мира искусства", музеев, журналов, общественных организаций в области художественного просвещения. МХАТ. Система Станиславского. Художественные и театральные студии рубежа веков. Борьба взглядов на художественное образование представителей разных художественных течений.

14. Художественное образование в ХХ веке

Распространение в ХХ веке художественного образования и эстетического воспитания как социально значимых факторов. Появление новых художественно-педагогических систем (информационно-художественная дидактика, арттерапевтическая педагогика, экспериментальная художественная педагогика, креативно-художественная педагогика, аудитивная коммуникативная педагогика и др.). Психологические исследования в области креативности.

Система музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза. Система Карла Орфа. Музыкальное воспитание в Венгрии (система Золтана Кодаи).

Эволюция искусства, художественных языков в ХХ веке. Эстетика авангарда и новаторская художественная педагогика.

Различные организационные формы, интеграция и дифференциация в художественном образовании.

Интенсивное развитие художественного творчества, ориентированного на детское восприятие - детской литературы, музыки, театра, кино, телевидения. ИСМЕ и другие международные организации. Научно-исследовательские центры, периодические издания в области художественного образования.

Техническая революция, средства массовой информации, компьютерные технологии в художественном образовании и эстетическом воспитании. Негативные тенденции художественной культуры XX века и их влияние на художественно-эстетическое образование и воспитание.

15. Развитие художественного образования в России после революции 1917 года

Временное “полевение” системы художественного образования. Замена Императорской академии художеств децентрализованной системой автономных мастерских и теоретических институтов, возглавляемых мастерами авангарда. Институт художественной культуры (Василий Кандинский); Экспериментальная школа искусств в Витебске (Марк Шагал и и Казимир Малевич). ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Эксперименты в области музыкального образования. Институт живого слова, Государственный институт декламации, театрально-художественные студии.

Ñîöèàëèñòè÷åñêèé ðåàëèçì è åãî ïîñëåäñòâèÿ. Ïîñòàíîâëåíèå ÖÊ ÂÊÏ(á) îò 23 àïðåëÿ 1932 è êîíåö ïëþðàëèçìà õóäîæåñòâåííûõ íàïðàâëåíèé. Ðîñïóñê âñåõ õóäîæåñòâåííûõ îáúåäèíåíèé è ââåäåíèå ñîþçíûõ è ðåñïóáëèêàíñêèõ ïðîôåññèîíàëüíûõ ñîþçîâ ïèñàòåëåé, õóäîæíèêîâ è êîìïîçèòîðîâ. Ïðîâîçãëàøåíèå ñîöèàëèñòè÷åñêîãî ðåàëèçìà, ñóòü êîòîðîãî îïðåäåëÿëàñü êàê “ïðàâäèâîå è èñòîðè÷åñêè âåðíîå èçîáðàæåíèå äåéñòâèòåëüíîñòè â åå ðåâîëþöèîííîì ðàçâèòèè”, îôèöèàëüíûì ñòèëåì ñîâåòñêîãî èñêóññòâà (1934). Âîññòàíîâëåíèå Àêàäåìèè õóäîæåñòâ êàê ðåãëàìåíòèðóþùåãî îðãàíà. Ðîëü öåíçóðû â õóäîæåñòâåííîì òâîð÷åñòâå è îáðàçîâàíèè.

Создание системы художественного образования в СССР – музыкальных, художественных школ, училищ, вузов по всей стране. Школы-десятилетки для музыкально одаренных детей (ЦМШ и др.). Система конкурсов и триумфы советской исполнительской школы. Становление и развитие художественного образования и просвещения в союзных республиках. Создание национальных школ, подготовка национальных кадров. Развитие самодеятельного искусства

Развитие традиционных художественных промыслов и система обучения в них.

Программы художественно-эстетического воспитания в детском саду и школе. Программы Н.А.Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского и другие.

16. Современные художественно-образовательные учреждения Санкт-Петербурга.

Структура организации и управления художественным образованием С.-Петербурга. Музыкальные школы, училища, колледжи. Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Хоровое училище им. М.И. Глинки, Академия культуры и искусства, музыкально-педагогический факультет РГПУ им. А.И. Герцена. Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой. Художественные школы, художественное училище им. В.А. Серова. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академия художеств). Государственная художественно-промышленная академия. Государственная Академия театрального искусства, Гуманитарный университет профсоюзов. Российский институт истории искусств. Фольклорные учреждения: фольклорный отдел при Пушкинском доме (ИРЛИ РАН), Центр русского фольклора при СПБ Консерватории, сектор фольклора РИИИ, факультет народного пения Академии культуры и искусства, фольклорный коллективы и ансамбли.

Раздел 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

Художественное образование как система.

Сущность и функции художественного образования в современном обществе и системе образования. Политика государства в области художественного образования. Основные тенденции развития художественного образования. Методология художественного образования. Современные теории эстетического воспитания и художественного образования (профессионального и общего). Системообразующий фактор в структуре художественного образования. Цели. Задачи. Принципы. Категориальный аппарат.

Мир личности в системе художественного образования

Субъект художественного образования: личность, её индивидуально-личностные, творческие, художественные особенности. Развитие личности в художественной деятельности. Роль искусства в саморегулировании личности и гармонизации системы “Я –мир”. Мир детства в истории художественной культуры. Художественное развитие ребёнка как психолого-педагогическая проблема. Развитие художественных потребностей и интересов.

Классификация искусств и формы художественного образования

Классы (бифункциональные, духовно-материальные, монофункциональные), роды (изобразительные, выразительные), виды (пространственные, временные), жанры искусств. Общие и особенные закономерности влияния различных видов искусства на человека.

Формы художественного образования в исторической ретроспективе. Традиционные и инновационные формы художественного образования. Художественно-практические, художественно-творческие, художественно-познавательные формы. Варианты структуры художественного образования.

Концепции полихудожественного воспитания и образования

Система искусств и художественное образование. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Виды и способы художественной интеграции. Исторические, генетические, морфологические, функциональные, семантические взаимосвязи искусств. Синтез, доминантность, контраст – типы интеграции. Педагогические формы взаимодействия искусств. Особенности воздействия интегративных форм художественного образования на личность ребёнка. Сравнительный анализ интегративно-художественных учебных программ (Д/С, начальная школа, школы искусства, дополнительное образование и т.д.).

Виды искусств в системе художественного образования

Архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, русские художественные промыслы и художественное образование.

Изобразительное искусство в системе художественного образования. Особенности художественно-графической деятельности ребенка

Музыка в системе искусств и художественного образования. Содержание музыки как фактор развития личности. Виды музыкальной деятельности. Музыкальное развитие ребенка. Детское музыкальное творчество. Современные технологии и формы музыкального образования. Сравнительный анализ учебных и образовательных программ (в системе общего, дополнительного и специального музыкального образования)

Театрально-художественное образование. Детский музыкальный театр, Литературный театр. Фольклорный театр.

Виды художественной деятельности

Восприятие художественного текста как сотворчество. Искусство видеть, слышать, понимать, интерпретировать, оценивать. Деятельность как фактор художественно-творческого развития детей. Художественное экспериментирование. Художественная игра. Художественно-познавательная деятельность. Художественное моделирование. Импровизация. Коллективное художественное творчество.

Структура художественных способностей.

Современные представления о структуре художественных способностей.

Общие и специальные (музыкальные, изобразительные, литературные и др.) художественные способности.

Восприятие художественной информации. Сенсорная основа художественных способностей. Импрессивная и эспрессивная эмоциональность в структуре художественных способностей.

Сохранение художественной информации (художественный тезаурус).

Переработка художественной информации. Художественный интеллект.

Художественно-творческие способности. Художественная одаренность.

Диагностика художественных способностей.

Творчество и художественное образование.

Творчество и художественное освоение мира. Эвристические характеристики искусства. Развитие креативности личности в художественно-творческой деятельности. Арт-креативные методы (перевоплощение, ассоциирование, метафорические преобразования, сценарная разработка и т.д.). Арттерапия – как метод творческого самовыражения. Детское художественное творчество как феномен культуры. Специфика детского художественного творчества.

Современные педагогические технологии в системе эстетического воспитания и художественного образования.

Педагогическая технология как способ реализации цели. Алгоритмы обучения и педагогическое творчество. Классификации методов в системе художественного образования. Информационно-рецептивные методы. Инструктивно-репродуктивные. Методы стимулирования и активизации художественно-познавательной деятельности. Исследовательские технологии.

Художественно-педагогические методы. Эвристические технологии. Методы освоения художественных технологий. Коммуникативно-электронные технологии в системе художественного образования. СМИ и художественное образование.

Основы опытно-экспериментальной работы в сфере эстетического воспитания и художественного образования.

Структура исследований в системе эстетического воспитания и художественного образования. Организация экспериментальной работы. Диагностическая программа исследований. Методы обработки экспериментальных данных. Интерпретация экспериментальных данных.

Жанры научных и методических работ: рецензирование, тезисы, статья, научный доклад, методические разработки, рекомендации. Проектирование учебных и образовательных программ в области художественного образования.

Основные понятия

художественная культура

отечественная художественная культура

художественное образование

искусство

творчество

креативность

художественная деятельность

художественный стиль

художественная техника

художественный эксперимент

художественная индивидуальность

художественные способности

ценностные ориентации

художественно-педагогическая система

художественно-педагогические технологии

начальное образование

дошкольное образование

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает: а) изучение культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по дисциплине; б) подготовку к лекторской практике; в) самоаттестацию и самотестирование; г) опытно-экспериментальную (диагностическую), исследовательскую деятельность; д) разработку и реализацию авторских педагогических идей в сфере художественного образования.

В выборе объектов и способов самостоятельной работы реализуется принцип вариативности.

Типовые задания для студентов

Подготовить выступление на определенную тему дисциплины для разных категорий слушателей.

Составить синхронистическую таблицу развития художественного образования (в конкретные исторические периоды).

Составить перечень основных художественных понятий, характеризующих ту или иную систему художественного образования.

Составить словарь терминов к темам дисциплины.

Сопоставить характеристику основных художественных стилей и принципов художественного образования в рамках данного стиля.

Дать характеристику педагогических принципов крупнейших представителей художественного образования.

Определить роль искусства в процессах воспитания и образования в различные культурно-исторические эпохи.

Проанализировать выдающиеся художественно-педагогические системы ХХ века.

Проанализировать основные виды и формы эстетического воспитания в системе начального образования.

Проанализировать альтернативные программы в области эстетического воспитания и художественного образования.

Разработать сценарный план различных занятий по эстетическому воспитанию.

Темы для самостоятельной работы

Художественно-педагогические идеи Платона.

Художественно-педагогические идеи Аристотеля.

Искусство в педагогических концепциях М. Монтессори (Р. Штайнера, П. Блонского)

Проблема фольклора в художественном образовании

Эстетическое воспитание и художественное образование в Японии (Китае, Индии, США)

Творческая индивидуальность в художественной культуре Возрождения.

Мир детства в произведениях искусства.

Детское художественное творчество.

Эвристические технологии в системе эстетического воспитания.

Восприятие искусства как сотворчество.

Сравнительный анализ художественно-педагогических систем.

Сравнительных анализ альтернативных программ эстетического (художественного) воспитания в д/с.

 

 

 

 

Литература

Основная

  1. Александрова Е.Я. Художественное образование в России: историко-культорологический очерк: Учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Мин-во культуры РФ, Высшее театральное училище им. В.В. Щукина. - М.: МГК, 1998. - 239 с.
  2. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
  3. Герцман Е.В. Античная музыкальная педагогика: Учеб. пособие… - СПб: ИГУП, 1996. - 96 с.
  4. Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование. - Владимир: ВГПУ, 1999. - 211 с.
  5. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Петербург). Факультет теории и истории искусств, 1937 - 1977: [сб. ст.] - СПб: СПб гос. академ. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры, 1998. - 62 с.
  6. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX—XX вв.: Хрестоматия. — СПб., 1995.
  7. Культурологическое образование: Комплекс учебных программ с методическими рекомендациями по культурологическим дисциплинам / Ред. Л.М. Мосолова. – СПб, 1999.
  8. Петровская И.В. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге. 1801-1917: Энциклопедия. - СПб: РИИИ, 1999. - 367 с.
  9. Праслова Г.А. Музыкальное образование как фактор развития человека в педагогической культуре Древней Руси (XI - XVII века): Учеб.-методич. пособие. - СПб: Изд-во РГПУ, 1999. - 80 с.
  10. Радынова О. Музыкальное развитие детей. — М., 1997.

 

Дополнительная

  1. Адищев В.И. Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России (конец XIX - начало XX века): Исследование / Пермский гос. пед. ун-т. - М.: Сфера, 2000. - 96 с.
  2. Вершинина Г.Б. ”... Вольна о музыке глаголить”: Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя. — М.: Новая школа, 1996.
  3. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокррекции. — СПб., 1996.
  4. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. Комаровой. — М., 1997.
  5. Проблемы музыкального образования и педагогики: Межвуз. Сб. науч. труд. /РГПУ им. А. И. Герцена. Ч. 1, 2. - СПб: РГПУ, 1999.
  6. Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. - Вып. 1, 2. / РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1996, 2000.
  7. Российская Академия художеств <…> М., 1998
  8. Творческая педагогика накануне нового века. — М., 1997.
  9. Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкального образования <…> СПб: Образование, 1996. - 79 с.
  10. Эстетическая библиотека учителя, Вып. 1-3. — СПб, 1995, 1998, 2000.

 

 

Авторы-составители примерной программы дисциплины "История и теория художественного образования": Барышева Т.А., канд. психол. наук, доцент; Шекалов В.А., канд. искусствоведения, доцент.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 540600 Педагогика.

Hosted by uCoz