Ирина Дмитриевна Пелих
Научные интересы
Театральная педагогика; речевое мастерство учителя; развитие актерских способностей; театрально-эстетическое воспитание; искусство общения.
Направление и тематика исследований
Морфология отечественного искусства звучащего слова; “театр одного актера” как феномен художественной культуры; театральные технологии в педагогическом процессе.
Содержание
Список публикаций
- Две эстетические концепции искусства художественного чтения / НИО Информкультура РГБ 04.03.1994. Рег. № 2818
- Искусство публичного чтения в России /конец ХIХ — начало ХХ вв./ НИО Информкультура РГБ15.08.96 Рег. № 3044
- Актеры - рассказчики ХIХ века и их роль в формировании отечественного искусства художественного чтения / НИО Информ культура РГБ 15.08. 1996 Рег. № 3045
- “Второе пространство” — его авторы и герои / НИО Информкультура РГБ 30.01.1998 Рег. № 3159
- С чего начинается общение в классе? // Сб. ст.: Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия / СПб., 1999
- Интерпретация в истории и теории искусства звучащего слова // Сб.ст.: Интерпретация в культуре. СПб., 1999
- В творческой лаборатории мастеров литературной эстрады / Л. ВЦСПС. 1990
- Речевой тренинг учителя. СПб., 1998
- Школа лектора-искусствоведа (Программа) / РГПУ им.А.И.Герцена, 2000
- Основы речевого мастерства (Программа) / РГПУ им.А.И.Герцена, 2000
Интернет-диалог
- считаю, что учитель должен обладать актерскими способностями;
- уверена, что вступительным экзаменам в педвуз должен предшествовать отборочный арттур-коллоквиум, эксперты- специалисты кафедры эстетики и эстетического воспитания;
проблемы
- Каким образом студент педвуза может стать носителем норм русского литературного произношения; эталоном для учащихся современной образовательной школы, если практические занятия по голосоведению и речевому мастерству отсутствуют в учебном плане Министерства образования РФ.
- Если будущий учитель не владеет законами музыки речи и его “инструмент свистит и шипит как расcтроенный рояль”, можно ли требовать от него умений развивать и поддерживать любовь к русской речи у детей.
вопросы
- К кому идти жаловаться на учителя, если у него плохая дикция, занудный голос, гнусавый тембр и, вообще, не слышно с последней парты?
- Что делать с учителем, если он (она) не знает кому поставлен памятник на пл. Искусств?
Читаемые курсы
Основы речевого мастерства; театральный Санкт-Петербург; актерское искусство в педагогическом мастерстве; школа лектора-искусствоведа; педагогический театр; литературный театр.
Факультатив
“Театр малых форм”
Цели – сценическая герменевтика литературных текстов, обучение законам искусства словесного действия, развитие импровизационных способностей. Ежегодный фестиваль театральных работ студентов.
Специализация
Методика театрально-эстетической работы в начальной школе
В процессе обучения на данной специализации студент получает общие знания в области зарубежного и отечественного театра, в частности, Школьного театра в России, театра для детей в послереволюционный период; современного детского театра, его основные формы, жанры, репертуар в контексте художественной культуры ХХ века.
Практические (лабораторные) занятия посвящены овладению следующими методиками: формирование речевой выразительности, воспитание пластической выразительности, проведение актерского тренинга, создание разных видов сценарных разработок. Специалист будет подготовлен к профессиональному использованию элементов театрального искусства в процессе преподавания различных предметов в начальной школе (литературы, природоведения, краеведения, русского и иностранного языков, ИЗО и др.)
Знания в области театрального искусства, овладение навыками режиссерского и сценарного мышления позволят учителю широко использовать элементы театрализации в организации учебного процесса; руководить различными формами театрального образования и воспитания в начальной школе ( кружки актерского мастерства, пластического воспитания, художественного слова; литературный театр и т.п.); организовать внеклассную работу средствами театрального искусства (лекции, театрализованные игры, тематические праздники, спектакли и др.)
Примерная тематика научных исследований для студентов
Курсовые
- Роль театра в формировании читательской культуры младших школьников
- Элементы актерского тренинга в преодолении неуспеваемости на уроках
классного чтения
- Театральная педагогика в современной начальной школе
- Особенности восприятия театрального спектакля учащимися начальных классов
- Театральное пространство для детей младшего школьного возраста
- Проблемы репертуара школьного театра
- Театральные игры в диагностике застенчивости у мл. школьников
- Театральные технологии в диагностике агрессивности мл.школьников
Выпускные
- Ролевые игры в психолого-коррекционной работе учителя
с застенчивыми детьми
- Ролевые игры как способ воспитания культуры общения у
младших школьников
- Игра-драматизация как метод формирования выразительности
устной иноязычной речи у младших школьников
- Особенности эмоционального восприятия младшим школь
ником речевых сообщений
- Особенности освоения младшими школьниками национально
нравственных ценностей при ознакомлении с православными
вятынями
- Роль театральных технологий в развитии эмпатии младших
школьников
- Особенности выбора героя художественного произведения
младшими школьниками с различным уровнем самооценки
- Ролевые игры в психолого-коррекционной работе учителя с застенчивыми детьми
Сно
Дипломы
- Игра-драматизация на уроках детской литературы в начальной школе
- Влияние артистизма учителя на повышение познавательного интереса учащихся к учебному процессу
- Особенности театрального искусства в эстетическом воспитании младшего школьника
- Игра-драматизация как средство развития письменной речи
- Театральные технологии в развитии творческих способностей на уроках русского языка. Воображение
- Активизация интереса младшего школьника на уроках ИЗО средствами театрального искусства