“Согласовано” “Утверждаю”
Декан факультета Зав.кафедрой
_______________ _____________
_______________ ______________
__________2001 г.
______________
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Современные технологии эстетического воспитания. Театральная педагогика и театральное образование
Направление подготовки: 031208 Эстетическое воспитание
Курс: 5
Форма обучения: очная
Семестр
: 9,10Количество часов, из них аудиторных: 80
/ 40Цель
Задачи
Принципы отбора содержания и организация учебного материала курса
Формы текущей аттестации
Формы итоговой аттестации
Основное содержание
Основные понятия курса
Организация самостоятельной работы
Рекомендуемая учебно-методическая литература
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА
Кафедра эстетического воспитания
______________________________________________________
ПРОГРАММА
“Современные технологии эстетического воспитания. Театральная педагогика и театральное образование”
Авторы: канд.психолог. наук,
доцент Т.А.Барышева (Разделы 1,4,5)
Канд.искусств.наук,
доцент И.Д.Пелих (Раздел 2,3)
Рецензенты: канд.философ. наук,
Доцент А.А.Щербакова
Канд.пед.наук, доцент И.Н.Турро
Санкт-Петербург
2001год
Программа утверждена
На заседании кафедры
__31января 2001 __
Протокол__№ 6_____
Зав.кафедрой
________ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе бакалавриата учебный курс “Современные технологии эстетического воспитания. Театральная педагогика и театральное образование” выполняет обобщающие и интегрирующие функции. Курс завершает базовую эстетическую подготовку учителя начальных классов и создает
основу для углубленной эстетической подготовки. В содержании курса интегрируются и профессионально адаптируются знания и практический опыт, полученный студентами на философских (“Эстетика”), культорологических (“История художественной культуры”), профессиональных (“Основы речевого мастерства”), психолого-педагогических дисциплинах.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА
Содержание курса базируется на современных научных разработках в области эстетики, искусствознания, педагогики и психологии искусства и творчества, теории и практики эстетического воспитания, театральной педагогики. Программа курса включает 4 раздела.
В 1 разделе (“Эстетическое воспитание в системе общего начального образования”) предметом изучения являются научные (философские, искусствоведческие, психолого-педагогические) основы эстетического воспитания младщих школьников. Раскрывается роль эстетического воспитания младших школьников.Раскрывается роль эстетических факторов в становлении и развитии личности ребенка.
Во 2 разделе Программы (“Театральная педагогика”) дана краткая история эволюции Школьного театра в Европе и России; раскрываются основные направления театральной педагогики современной школы.
В 3 разделе (“Театральное образование”) изучаются некоторые технологические приемы сценарно-режиссерского дела.
В 4 разделе (“Интегративные формы эстетического воспитания младших школьников”) подробно описаны возможности межпредметных связей различных видов искусства в педагогической практике начальной школы и использования художественных элементо в на уроках гуманитарного и естественно-научного циклов в системе начального образования.
5 раздел (“Заключительный”) посвящен проблемам педагогического творчества и основам опытно-экспериментальной работы учителя в области эстетического воспитания и художественного образования младших школьников.
ПРОГРАММА расчитана на 40 часов – лекций и 40 часов – лабораторных занятий.Форма итогового контроля – экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем |
|||
9 СЕМЕСТР |
Лекция |
Самост.раб. |
|
Раздел 1. Эстетическое воспитание в системе общего начального образования |
|||
Тема 1. Сушность эстетического воспитания (обше- научные основы) |
1 |
||
Тема 2.Эстетическая и художественная культура учителя |
1 |
||
Тема 3. Эстетические и художественные факторы развития личности младшего школьника |
1 |
||
Раздел 2.Театральная педагогика |
|||
Тема 4. Школьный театр в Европе и России |
2 |
||
Тема 5. Театральная педагогика в образова тельной школе |
3 |
||
Тема 6. Сценарий и режиссура урока. Основные понятия. |
3 |
||
10 СЕМЕСТР |
|||
Раздел 3.Театральное образование |
|||
Тема 7. Виды сценарных разработок |
2 |
||
Тема 8. Некоторые приемы в работе над сценарием |
6 |
||
Тема 9. Режиссура как зрелищно-игровая технология |
8 |
||
Тема 10. Музыкально-звуковое оформление сценария |
4 |
||
Раздел 4. Интегративные формы эстетического воспитания в начальной школе |
|||
Тема 11. Взаимодействие искусств в педагоги ческом процессе |
2 |
||
Тема 12. Виды художественно-творческой практики на уроках интегративного типа |
2 |
||
Тема 13. Искусство на уроках гуманитарного и естественно-научного циклов в начальной шк. |
2 |
||
Раздел 5. Педагогическое творчество и основы опытно-экспериментальной работы в сфере эстетического воспитания и художественного образования младших школьников |
|||
Тема 14. Роль учителя в эстетическом воспита нии младших школьников |
1 |
||
Тема 15. Основы опытно-экспериментальной работы в системе эстетического воспитания и театрального образования младшего школьника |
2 |
||
ВСЕГО: |
40 |
Содержание курса
“Современные технологии эстетического воспитания. Театральная педагогика и театральное образование”
Раздел 1. Эстетическое воспитание в системе начального образования
Тема 1. Сущность эстетического воспитания.
“Мир красоты и красота мира”. Эстетическая картина мира в младшем возрасте. Эстетическое воспитание как “системная генерация эстетических аспектов жизнедеятельности и отношений”. От эстетических элементов к эстетической целостности – основное направление эстетического воспитания. Эстетическое развитие – трансформация эстетической картины мира.
Связь эстетического воспитания с другими видами воспитания (нравственным, экологическим, интеллектуальным…)
Роль искусства в эстетичеком воспитании младших школьников.
Формы эстетической активности (контактная, рефлективно-интеллектуальная, креативная). Философские, искусствоведческие и психолого-педагогические основы эстетического воспитания.
Тема2. Эстетическая и художественная культура учителя
.Культура как генетический код человечества. Объективные и субъективные формы существования эстетической и художественной культуры. Разрушение эстетико-культурных начал в обществе и личности, его следствия.
Эстетическая и художественная культура учителя – профессионально значимое качество. Ценностные ориентации.
Тема 3.Эстетические и художественные факторы развития личности младшего школьника
Основные сферы эстетического воздействия и эстетическое воспитание в начально школе. Эстетическая среда школы. Эстетические компоненты общения в системах: учитель – ученик, учитель – учитель, ученик – ученик. Роль личности учителя в эстетическом воспитании младших школьников. Социальные функции искусства. Эстетические и художественные факторы развития креативности детей. Общее и специальное художественное образование. Предметы эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, хореография (ритмопластика), детская литература, художественные труд, театр, уроки искусства, уроки творчества.
Обучение искусству и воспитание искусством. Основные тендениции совершенствования и развития системы эстетического воспитания на современном этапе.
Вопросы к Разделу 1
1.В чем состоят научные основы эстетического воспитания в системе начального образования?
2. Раскрыть содержание и особенности взаимосвязей эстетического и других аспектов начального образования.
3. Дать определение понятиям Эстетическая культура, Художественная культура, Театральная культура личности.
4. Метод неоконченных предложений. “Художественная культура учителя это…” (определить структуру и содержание художественной культуры учителя как профессионально значимого качества).
4. Определить эстетические аспекты начального образования.
6. Отметить основные тенденции совершенствования и развития системы эстетического воспитания в школе на современном этапе.
Раздел 2. Театральная педагогика
ТЕМА 4. Школьный театр в Европе и России
Монастырские театрализованные представления в Европе (
XII- XiX вв).Спектакли при духовных, медицинских и других учебных заведениях Украины и Руси. Киевская духовная академия (1674). Славяно-греко-латинская академия (1687).
“Закон о театральных представлениях в школе ” Я.А.Коменского (“Великая дидактика”).
Ученики Сухопутного шляхетного кадетского корпуса ("Рыцарская Академия") – выдающиеся театральные деятели. Любительские спектакли учащихся Академии художеств, Смольного института, Артиллерийской школы и др.
Утилитарно-педагогические задачи Школьного театра. “Новое поприще к развитию и образованию у учащихся способностей в декламации и мимике”- М.М.Херасков.
ТЕМА 5. Театральная педагогика в образовательной школе
Драматизация как метод преподавания на уроках ручного труда, истории, географии, природоведения, математика ( Д.Х.Финлей, 1917).
“Терапевтический театр” Я.Л.Морено в 1920-годы. “Теория ролей и игрового катарсиса”. Диагностические функции методов социодрамы и психодрамы.
Театрализованные уроки французских учителей в 1950-60 годы (Р.Кузине, С.Френе, Р.Галя).
Включение элементов драматического искусства в Программу школьного образования (П.Слейд, Бирмингем).
Театральные методы работы над культурой устной и письменной речи.
Метод действенного анализа, режиссерские интерпретации на уроках литературы.
Актерский тренинг психо-физической системы. Мимико-пластическая культура. Техника саморегуляции, самоконтроля, самопрезентации младшего школьника.
Общность процессуальных характеристик театральной и педагогической деятельности (В.А.Кан-Калик,1976).
Интерпретация системы К.С.Станиславского с позиций требований исполнительско-речевой деятельности учителя (А.И.Капская, 1989).
Цели театральной педагоги – модернизация системы преподавания, воспитание чувства эстетического, психолого-коррекционные.
ТЕМА 6. Сценарий и режиссура урока. Основные понятия.
Предмет и сущность сценарно-режиссерской деятельности. Понятие режиссуры,игры в педагогике.
Основные этапы формирования сценария и зрелищно-игровые приемы его воплощения. Принципы и методы сценарно-режиссерской работы.
Режиссура внешняя и внутренняя. Структурно-композиционный аспект (внутренняя форма) сценария и его связь с тематическим и событийным уровнями содержания. Система изобразительных средств (внешняя форма) в соотношении с внутренней формой. Диалектика содержания и формы. Актуальная и потенциальная стороны содержания. Активность формы в процессе восприятия. Понятие non finito. Открытая система зрелищно-игровых камерных форм.
┬юяЁюё√ ъ 3 ╨рчфхыє
1. Цели и задачи Школьного театра
2. Психико-коррекционный потенциал театральной педагогики
3. Общность процессуальных характеристик педагогической и театральной деятельности
4. Актерский тренинг и психофизика учителя
5.Специфика внешней и внутренней режиссуры педагогического воздействия
6. Открытая и закрытая системы зрилищно-игровых форм занятий
Литература:
Аль-Мувейль Фадель Художественной воспитание младших школьников средствами детского театра в Кувейте / Автореф. ... дисс. канд. пед.наук - Киев, 1996
Андрианова-Перетц В.П. Новые материалы по истории русского школьного театра ХUIII века . К истории русского школьного театра в Астрахани - В кн.: Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, Т. IU - М.-Л. 1940. С.217 - 222
Андрианова-Перетц В.П. Сцена и приемы постановки в русском школьноим театре ХUII-ХUIII столетий / В кн.: Старинный спектакль в России - Л., 1928
Арбузов К.А. Театральные уроки в современной французской школе / Сб.ст. : Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы - М., 1991. С.52 - 66
Ахмедова М.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами детского театра (На материале Узбекского республиканского ТЮЗа им. Ю. Ахунбабаева и узбекских школ из Ташкента) - Ташкент, 1978
Веретина О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога (в подготовке к педагогической деятельности) / Дисс. ... канд. псих. наук - Спб., 1993
Берикханова Л.Ю. Педагогические импровизации в деятельности учителя. Автореферат дисс…канд.пед.наук. Красноярск, 1990
Бурнашев М.Н. Ученический театр (Академия Художеств в Петербурге 1817 -1850. Из истории русского школьного театра) / В кн.: Академия Художеств и ее отношение к театру в 1800 -1850 гг.
Веретина О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога. Автореферат дисс…канд. Психолог. Наук. Спб.,1993
Джонсон Финлей Х. Драматизация как метод преподавания - М., 1917
Елеонская А.С. Творческие взаимосвязи школьного и придворного театра в России / В кн.: Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины ХUIII века - М., 1975. С. 7 - 46
Зепалова Т.С. Уроки литературы и театра - М., 1982
Ершова А.П. (Театральная педагогика) / Начальная школа №7, 1990
Ершова А.П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников - М., 1982
Ершова А.П., Леваньшина Т., Никольский Л. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников - Ч.2. М., 1983
Камаева Г.И. Театрализованная игра и ее влияние на воспитание старшеклассника / Автореф. ... дисс. канд. пед. наук- Л.,19
83Лякишва Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированный урок по теме “Зима” с использованием методов “театральной педагогики” / Начальная школа № 1, 1995 (г.Орел, школа № 29)
Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Развиваем способности к переживанию / Семья и школа, №10, 1983 (См. также: 1982, № 2,6,10; 1983,№ 3,5)
Михайлова А.Я. Знакомимся с секретами драмы / Начальная школа №3, 1993
Морено Я.
Морозов П. История русского театра до пол. 18 века -Спб., 1889
Назаров В.К. Общение как фактор воспитания личности в коллективе художественной самодеятельности- Л., 1979
Перетц В. Театральные эффекты на школьной сцене в Киеве и Москве ХUII нач. ХUIII в. / В кн.: Старинный спектакль в России - Л., 1928
Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы всесоюзной научно-практической конференции - Полтава, 1991
Резанов В. И. Из истории русской драмы. Школьные действа ХUII - ХUIII вв. и театра иезуитов - М., 1910
Резанов В. И. К истории русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов- Нежин, 1910
Смирнов С.А. Понятие режиссуры и игры в педагогике
// Вестник высшей школы. 1987, №6Софронова Л.А. Поэтика славянского театра: ХUII - первая половина ХUIII века. Польша, Украина, Россия - М., 1981
Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх - М., 1991
Харькин В.Н.Педагогическая импровизация. М.,1992
Раздел 3. Театральное образование (методы театральной работы)
ТЕМА 7 .
Виды сценарных разработокСпецифика соединения стилевого и жанрового многообразия литературного материала (проза, поэзия, документ и т.п.) в единую сценарную структуру. Стиль автора: композиция, темпо-ритм, образный, лексический и синтаксический строй. Принципы и приемы стилистического анализа.
Редактирование и организация сценарного текста. Прием контаминации и интерполяции. Прием укрупнения и расширения описательных и событийных эпизодов.
Сюжетный и бессюжетный монтаж. Ассоциативный и параллельный принцип тематического развития в сценарном творчестве. Романная структура сценария.
Проблема взаимосвязи прозаических и поэтических форм. Технологические приемы соединения прозаического и поэтического текста. Ритмическое зашагивание и отталкивание.
Типы сценарных разработок:
— литературно-поэтический (лирика, лиро-драма);
— литературно-музыкальный (с акцентом на звуковой партитуре);
— литературно-пластический (с акцентом на хореографию, пантомиму);
— литературно-документальный (с использованием экранных средств).
Формы — поэтический цикл, литературная программа, литературная композиция.
Тема
8. Некоторые Приемы в работе над сценариемРедактирование и организация текста. Соавторская работа. Две тенденции соавторства: первая связана с изменениями обусловленными спецификой искусства звучащего слова, вторая — предопределена замыслом исполнителя.
Прием контаминации, приемы сокращения внутри предложения, фразы, абзаца; замена архаизмов. Использование двух редакций или нескольких редакций; прием динамизации экспозиционной части; изменение диалогической формы в монологическую. Модификация художественных синтаксических конструкций фразеологическими фигурами. Синтаксические изменения.
Монтаж — один из способов построения пространственно-временной композиции в искусстве. Монтаж в киноискусстве: “Параллельный монтаж” Д.Гриффита, “Эффект Кулешова”, теоретические труды С.Эйзенштейна “Монтаж”(1938) и “Вертикальный монтаж”(1940).
Монтажное построение зрелища в Политическом театра Э.Пискатора (1929).
В.Н.Яхонтов — основоположник литературного монтажа как метода мышления на эстраде. Музыкальная и театральная культура автора монтажа.
Ассоциативное использование атрибутов и изменение их смысловой нагрузки по мере развития сюжета.
Роль музыки в организации конфликта и диалога.
От “чтения глазом” к “чтению ухом”. “В сотворчестве с автором, в столкновении двух воль и эмоций родится новое, отличное от литературного качество, если можно так выразиться — драматургия чтения” (С.А.Кочарян).
ТЕМА 9.
РЕЖИССУРА КАК ЗРЕЛИЩНО--игровая ТЕХНОЛОГИЯМизансценирование как образно-пластическое мышление режиссера. Режиссер-интерпретатор. Режиссер-автор. Сценическое пространство: мизансценическая ось, мизансценический флюс, закономерности эффекта левой и правой стороны.
Симметрическая, круговая и диагональная мизансцены и их психологические образные стереотипы. Мизансценическая рифма. Мизансценический афоризм. Условная и традиционная мизансцены.
Прием фрагментации в решении массовых сцен. Мизансценическое решения эпизода. Диалог фигур. Пластическая композиция отдельной фигуры, мизансцена тела. Пластическая реплика и ее интонационные возможности.
Формообразующие и смыслообразующие элементы мизансцены: ритм и структура мизансцены; мизансцена и сценическая изобразительность; движение мысли в мизансцене; мизансцена и действие.
Искусство сценографии и его специфические особенности. Обусловленность сценографического и пластического решения общим сценарным замыслом. Символика и ее функции в игре.
Эскизный характер жеста и мимики. Жест-знак. Жест-намек. Жест-метафора. Многофункциональность и смысловой потенциал жесто-мимической партитуры.
ТЕМА 10. Музыкально-звуковое оформление в организацц сценария
Традиционный музыкальный антураж. Сонатно-симфонический принцип организации музыкальной партитуры сценария. Самостоятельность и относительная свобода музыкальных тем в сценарно-режиссерской партитуре. О символизме в театральной музыке.
Музыкальная тема как характеристика образа действующего лица или отвлеченной идеи. Лейттема (лейтмотив) как музыкальная маска персонажа. Цитатная музыка как дополнительная психологическая характеристика образа. Роль музыки в создании колорита места, времени или атмосферы действия.
Сюжетная и условная музыка. Лейтритм. Лейтгармония. Лейттембр. Конструктивно-композиционная роль условной музыки. Контрапунктные соотношения действия и музыки. Прием контраста. Эффект динамики и торможения действия. Роль музыки в усилении драматических начал, организация ритмической смены сцен и эпизодов.
Виды звуковых эффектов: панорамирование, имитирование, унисонное звучание, реверберация, звуковая перспектива.
Вопросы к 3 Разделу
1. Композиционная структура сценария
2. Лейтмотивный и полифонический принципы развития темы
3. Тема. Идея. Конфликт и его типы
4. Сюжет и фабула литературного сценария
5. Монтаж как метод мышления. Основные приемы монтажа В.Н.Яхон това
6. Редактирование литературного текста и организация сценарной драма тургии
7. Основные типы сценарных разработок
8. Мизансценирование как образно - пластическое мышление режиссера
9. Искусство сценографии и ее специфические особенности в зрелищно-игровых формах
10. Обусловленность сценографии общим сценарным замыслом
11. Самостоятельная и относительная свобода музыкальных тем в режиссерском сценарии
12. Сюжетная и условная музыка
13. Контрапунктные соотношения действия с музыкой
14. Действие, сквозное действие, сврхзадача. Учение К. С. Станиславского о сверх-сверхзадаче
15. Ассоциативный и параллельный примы монтажа
16. Понятия “событие” и “препятствие”. Их роль в развитии и торможении драматического конфликта
17. Литературный сценарий и пути его реализации в структуре различных театральных систем
18. Атмосфера и художественная целостность спектакля
Л И Т Е Р А Т У Р А
РАЗДЕЛ 3
Всеволодский В.Н.
Театр дома и в школе - Спб., 1912Гроховская В. Спектакль Театра для детей в учебно-воспитательной работе учителя начальной школы / В кн.: Художественная литература в начальной школе -М,1956. С. 227-242
Маркова О.В. Школьный театральный кружок (из опыта работы) / В кн.: Воспитательная работа в драматических кружках школы - М.,1951
Марченко Т. А. Театр воспитывает - М., 1976
Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младшего школьника - М., 1975
Нащекин Б.Н. Эстетическое образование и воспитание учащихся старших классов в сомодеятельном театральном коллективе / Автореф. дисс. ... к. пед. наук -М., 1972
Нахкур А. Г. Обучение театральному и киноискусству в средних классах общеобразовательной школы как фактор эстетического воспитания / Автореф. дисс. ... к. пед. наук -Тарту, 1984
Театр и образование - М., 1992
Рубина Ю.И., Завадская Т.Ф.. Шевелев Н.Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью - М.,1974
Петров А.И. Школьный театр - Махачкала, 1958
Поткин В.И. Художественно-педагогическая деятельность театрального коллектива подростков - Л., 1981
Сац Н. Дети приходят в театр - М., 1961
Софронова Л.А. Спасская К. Театр в школе I ступени / В кн.: Школьные спектакли и инсценировки. - М.-Л. 1926
Соловьева Е.Е. Игра - драматизация в школе - М., 1924
Седой Б.М., Ширяев В.Г., Сеннов В.Г. Театральный коллектив в школе и во внеклассном учреждении - М.,1950
Театр в школе
/ Под ред. В.Г. Ширяева - М., 1958Ширяев В. Г. Игры - драматизации / В кн. : Эстетическое воспитание в начальной школе - М., 1959
К ТЕМЕ 8
Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М., 1978
Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
Закушняк А.Я. Вечера рассказа. М., 1984. С.39-45.
Катышева Д.Н. Литературный монтаж. М., 1973..
Кочарян С.А. В поисках живого слова. М., 1979
Лубенская К.А. Мастерство литературной композиции в искусстве художественного чтения. М., 1988.
Пелих И.Д. В творческой лаборатории мастеров литературной эстрады. Л., 1990.
Савкова З.В. Искусство литературной композиции и монтажа. М., 1985.
Яхонтов В.Н. Театр одного актера. М., 1958.
К ТЕМЕ 9
Голубовский Б. Пластическая идея: мизансцена / В кн.: Место работы -- театр. М., 1986.
Захава-Некрасова Н.Б. О мизансцене в режиссерском искусстве / В кн.: От упражнения к спектаклю. Вып.4. М., 1974. С.52-63.
Катышева Д.Н. О соотношении движения и слова в сценической интерпретации поэтического произведения / В кн.: Катышева Д.Н. Театр поэта. М., 1989. С.83-97.
Львов-Анохин Б.А. Беседы режиссера. М., 1072. С.100-113.
М.Ю. Костюм-характер и характер костюма. / Художник и зрелище. М., 1990. С.33-39.
Малочевская И.Б. Выразительные средства спектакля. Л., 1985.
Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. Поэтика мизансцены. М., 1981.
Петров Н. Вопросы мизансценирования / В сб.: Мастерство режиссера. М., 1956.
Поламишев А. Стиль автора и образ спектакля. Вып.4. М., 1974. С.80-109.
Попов А.Д. Замысел режиссера / В кн.: Попов А.Д. Творческое наследие. В 3 тт. Т.1. М., 1979. С.345-359.
Практические занятия по режиссуре: обыгрывание предмета в мизансцене / В кн.: От упражнения к спектаклю. Вып.1. М., 1971. С.64-67.
Розовский М. Режиссер зрелища. М.,
1973.Рудницкий К.Л. Музыка текста / Современная драматургия. 1983., №1. С.256-261.
Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Л., 1980. С.82-84, 143-217, 268-277.
К Теме 10
Брехт Б. Об использовании музыки в эпическом театре / В кн.: Б.Брехт. Собр.соч. в 5 тт. Т.5/2. М., 1965. С.164-173.
Израилевский Б. Музыка в спектаклях Московского Художественного театра. М., 1965.
Катышева Д.Н. Музыка и сцена / В кн.: Катышева Д.Н. Театр поэта. М., 1989. С.93-124.
Козюренко Ю. И. Музыкальное оформление спектакля. М., 1979.
Лойтер Е. “Мой спектакль рождался из слов и музыки” / Советская музыка. № 1. 1972.
Меерович И. М. Музыка в спектакле драматического театра. М., 1983.
Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2-х ч. / Часть первая. 1891-1917. М., 1968. С.143-149.
Музыка в спектакле драматического театра. М., 1983.
Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. М., 1967. С.308-319.
Аль-Мувейль Фадель Художественной воспитание младших школьников средствами детского театра в Кувейте / Автореф. ... дисс. канд. пед.наук - Киев, 1996
Андрианова-Перетц В.П. Новые материалы по истории русского школьного театра ХUIII века . К истории русского школьного театра в Астрахани - В кн.: Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, Т. IU - М.-Л. 1940. С.217 - 222
Андрианова-Перетц В.П. Сцена и приемы постановки в русском школьноим театре ХUII-ХUIII столетий / В кн.: Старинный спектакль в России - Л., 1928
Арбузов К.А. Театральные уроки в современной французской школе / Сб.ст. : Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы - М., 1991. С.52 - 66
Ахмедова М.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами детского театра (На материале Узбекского республиканского ТЮЗа им. Ю. Ахунбабаева и узбекских школ из Ташкента) - Ташкент, 1978
Веретина О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога (в подготовке к педагогической деятельности) / Дисс. ... канд. псих. наук - Спб., 1993
Берикханова Л.Ю. Педагогические импровизации в деятельности учителя. Автореферат дисс…канд.пед.наук. Красноярск, 1990
Бурнашев М.Н. Ученический театр (Академия Художеств в Петербурге 1817 -1850. Из истории русского школьного театра) / В кн.: Академия Художеств и ее отношение к театру в 1800 -1850 гг.
Веретина О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога. Автореферат дисс…канд. Психолог. Наук. Спб.,1993
Джонсон Финлей Х. Драматизация как метод преподавания - М., 1917
Елеонская А.С. Творческие взаимосвязи школьного и придворного театра в России / В кн.: Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины ХUIII века - М., 1975. С. 7 - 46
Зепалова Т.С. Уроки литературы и театра - М., 1982
Ершова А.П. (Театральная педагогика) / Начальная школа №7, 1990
Ершова А.П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников - М., 1982
Ершова А.П., Леваньшина Т., Никольский Л. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников - Ч.2. М., 1983
Камаева Г.И. Театрализованная игра и ее влияние на воспитание старшеклассника / Автореф. ... дисс. канд. пед. наук- Л.,1983
Лякишва Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированный урок по теме “Зима” с использованием методов “театральной педагогики” / Начальная школа № 1, 1995 (г.Орел, школа № 29)
Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Развиваем способности к переживанию / Семья и школа, №10, 1983 (См. также: 1982, № 2,6,10; 1983,№ 3,5)
Михайлова А.Я. Знакомимся с секретами драмы / Начальная школа №3, 1993
Морено Я.
Морозов П. История русского театра до пол. 18 века -Спб., 1889
Назаров В.К. Общение как фактор воспитания личности в коллективе художественной самодеятельности- Л., 1979
Перетц В. Театральные эффекты на школьной сцене в Киеве и Москве ХUII нач. ХUIII в. / В кн.: Старинный спектакль в России - Л., 1928
Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы всесоюзной научно-практической конференции - Полтава, 1991
Резанов В. И. Из истории русской драмы. Школьные действа ХUII - ХUIII вв. и театра иезуитов - М., 1910
Резанов В. И. К истории русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов- Нежин, 1910
Смирнов С.А. Понятие режиссуры и игры в педагогике
// Вестник высшей школы. 1987, №6Софронова Л.А. Поэтика славянского театра: ХUII - первая половина ХUIII века. Польша, Украина, Россия - М., 1981
Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх - М., 1991
Харькин В.Н.Педагогическая импровизация. М.,1992
Всеволодский В.Н.
Театр дома и в школе - Спб., 1912Гроховская В
. Спектакль Театра для детей в учебно-воспитательной работе учителя начальной школы / В кн.: Художественная литература в начальной школе -М,1956. С. 227-242Маркова О.В. Школьный театральный кружок (из опыта работы) / В кн.: Воспитательная работа в драматических кружках школы - М.,1951
Марченко Т. А. Театр воспитывает - М., 1976
Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младшего школьника - М., 1975
Нащекин Б.Н. Эстетическое образование и воспитание учащихся старших классов в сомодеятельном театральном коллективе / Автореф. дисс. ... к. пед. наук -М., 1972
Нахкур А. Г. Обучение театральному и киноискусству в средних классах общеобразовательной школы как фактор эстетического воспитания / Автореф. дисс. ... к. пед. наук -Тарту, 1984
Театр и образование - М., 1992
Рубина Ю.И., Завадская Т.Ф.. Шевелев Н.Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью - М.,1974
Петров А.И. Школьный театр - Махачкала, 1958
Поткин В.И. Художественно-педагогическая деятельность театрального коллектива подростков - Л., 1981
Сац Н. Дети приходят в театр - М., 1961
Софронова Л.А. Спасская К. Театр в школе I ступени / В кн.: Школьные спектакли и инсценировки. - М.-Л. 1926
Соловьева Е.Е. Игра - драматизация в школе - М., 1924
Седой Б.М., Ширяев В.Г., Сеннов В.Г. Театральный коллектив в школе и во внеклассном учреждении - М.,1950
Театр в школе / Под ред. В.Г. Ширяева - М., 1958
Ширяев В. Г. Игры - драматизации / В кн. : Эстетическое воспитание в начальной школе - М., 1959