“Согласовано” “Утверждаю”

Декан факультета Зав.кафедрой

_______________ _____________

_______________ ______________

__________2001 г. ______________

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Современные технологии эстетического воспитания. Театральная педагогика и театральное образование

 

 

 

 

Направление подготовки: 031208 Эстетическое воспитание

Курс: 5

Форма обучения: очная

Семестр: 9,10

Количество часов, из них аудиторных: 80 / 40

Цель

Задачи

Принципы отбора содержания и организация учебного материала курса

Формы текущей аттестации

Формы итоговой аттестации

Основное содержание

Основные понятия курса

Организация самостоятельной работы

Рекомендуемая учебно-методическая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА

Кафедра эстетического воспитания

______________________________________________________

 

 

 

ПРОГРАММА

“Современные технологии эстетического воспитания. Театральная педагогика и театральное образование”

 

Авторы: канд.психолог. наук,

доцент Т.А.Барышева (Разделы 1,4,5)

Канд.искусств.наук,

доцент И.Д.Пелих (Раздел 2,3)

Рецензенты: канд.философ. наук,

Доцент А.А.Щербакова

Канд.пед.наук, доцент И.Н.Турро

 

Санкт-Петербург

2001год

Программа утверждена

На заседании кафедры

__31января 2001 __

Протокол__№ 6_____

Зав.кафедрой________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В системе бакалавриата учебный курс “Современные технологии эстетического воспитания. Театральная педагогика и театральное образование” выполняет обобщающие и интегрирующие функции. Курс завершает базовую эстетическую подготовку учителя начальных классов и создает основу для углубленной эстетической подготовки. В содержании курса интегрируются и профессионально адаптируются знания и практический опыт, полученный студентами на философских (“Эстетика”), культорологических (“История художественной культуры”), профессиональных (“Основы речевого мастерства”), психолого-педагогических дисциплинах.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА

Содержание курса базируется на современных научных разработках в области эстетики, искусствознания, педагогики и психологии искусства и творчества, теории и практики эстетического воспитания, театральной педагогики. Программа курса включает 4 раздела.

В 1 разделе (“Эстетическое воспитание в системе общего начального образования”) предметом изучения являются научные (философские, искусствоведческие, психолого-педагогические) основы эстетического воспитания младщих школьников. Раскрывается роль эстетического воспитания младших школьников.Раскрывается роль эстетических факторов в становлении и развитии личности ребенка.

Во 2 разделе Программы (“Театральная педагогика”) дана краткая история эволюции Школьного театра в Европе и России; раскрываются основные направления театральной педагогики современной школы.

В 3 разделе (“Театральное образование”) изучаются некоторые технологические приемы сценарно-режиссерского дела.

В 4 разделе (“Интегративные формы эстетического воспитания младших школьников”) подробно описаны возможности межпредметных связей различных видов искусства в педагогической практике начальной школы и использования художественных элементо в на уроках гуманитарного и естественно-научного циклов в системе начального образования.

5 раздел (“Заключительный”) посвящен проблемам педагогического творчества и основам опытно-экспериментальной работы учителя в области эстетического воспитания и художественного образования младших школьников.

ПРОГРАММА расчитана на 40 часов – лекций и 40 часов – лабораторных занятий.Форма итогового контроля – экзамен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

     

9 СЕМЕСТР

Лекция

Самост.раб.

 

Раздел 1. Эстетическое воспитание в системе общего начального образования

     

Тема 1. Сушность эстетического воспитания (обше- научные основы)

1

   

Тема 2.Эстетическая и художественная культура учителя

1

Тема 3. Эстетические и художественные факторы развития личности младшего школьника

1

   

Раздел 2.Театральная педагогика

     

Тема 4. Школьный театр в Европе и России

2

   

Тема 5. Театральная педагогика в образова тельной школе

3

   

Тема 6. Сценарий и режиссура урока. Основные понятия.

3

   

10 СЕМЕСТР

     

Раздел 3.Театральное образование

     

Тема 7. Виды сценарных разработок

2

   

Тема 8. Некоторые приемы в работе над сценарием

6

   

Тема 9. Режиссура как зрелищно-игровая технология

8

   

Тема 10. Музыкально-звуковое оформление сценария

4

   

Раздел 4. Интегративные формы эстетического воспитания в начальной школе

Тема 11. Взаимодействие искусств в педагоги ческом процессе

2

   

Тема 12. Виды художественно-творческой практики на уроках интегративного типа

2

   

Тема 13. Искусство на уроках гуманитарного и естественно-научного циклов в начальной шк.

2

   

Раздел 5. Педагогическое творчество и основы опытно-экспериментальной работы в сфере эстетического воспитания и художественного образования младших школьников

     

Тема 14. Роль учителя в эстетическом воспита

нии младших школьников

1

   

Тема 15. Основы опытно-экспериментальной работы в системе эстетического воспитания и театрального образования младшего школьника

2

   

ВСЕГО:

40

   

 

 

 

Содержание курса

“Современные технологии эстетического воспитания. Театральная педагогика и театральное образование”

 

Раздел 1. Эстетическое воспитание в системе начального образования

Тема 1. Сущность эстетического воспитания.

“Мир красоты и красота мира”. Эстетическая картина мира в младшем возрасте. Эстетическое воспитание как “системная генерация эстетических аспектов жизнедеятельности и отношений”. От эстетических элементов к эстетической целостности – основное направление эстетического воспитания. Эстетическое развитие – трансформация эстетической картины мира.

Связь эстетического воспитания с другими видами воспитания (нравственным, экологическим, интеллектуальным…)

Роль искусства в эстетичеком воспитании младших школьников.

Формы эстетической активности (контактная, рефлективно-интеллектуальная, креативная). Философские, искусствоведческие и психолого-педагогические основы эстетического воспитания.

Тема2. Эстетическая и художественная культура учителя.

Культура как генетический код человечества. Объективные и субъективные формы существования эстетической и художественной культуры. Разрушение эстетико-культурных начал в обществе и личности, его следствия.

Эстетическая и художественная культура учителя – профессионально значимое качество. Ценностные ориентации.

Тема 3.Эстетические и художественные факторы развития личности младшего школьника

Основные сферы эстетического воздействия и эстетическое воспитание в начально школе. Эстетическая среда школы. Эстетические компоненты общения в системах: учитель – ученик, учитель – учитель, ученик – ученик. Роль личности учителя в эстетическом воспитании младших школьников. Социальные функции искусства. Эстетические и художественные факторы развития креативности детей. Общее и специальное художественное образование. Предметы эстетического цикла: музыка, изобразительное искусство, хореография (ритмопластика), детская литература, художественные труд, театр, уроки искусства, уроки творчества.

Обучение искусству и воспитание искусством. Основные тендениции совершенствования и развития системы эстетического воспитания на современном этапе.

 

Вопросы к Разделу 1

1.В чем состоят научные основы эстетического воспитания в системе начального образования?

2. Раскрыть содержание и особенности взаимосвязей эстетического и других аспектов начального образования.

3. Дать определение понятиям Эстетическая культура, Художественная культура, Театральная культура личности.

4. Метод неоконченных предложений. “Художественная культура учителя это…” (определить структуру и содержание художественной культуры учителя как профессионально значимого качества).

4. Определить эстетические аспекты начального образования.

6. Отметить основные тенденции совершенствования и развития системы эстетического воспитания в школе на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Театральная педагогика

ТЕМА 4. Школьный театр в Европе и России

Монастырские театрализованные представления в Европе (XII- XiX вв).

Спектакли при духовных, медицинских и других учебных заведениях Украины и Руси. Киевская духовная академия (1674). Славяно-греко-латинская академия (1687).

“Закон о театральных представлениях в школе ” Я.А.Коменского (“Великая дидактика”).

Ученики Сухопутного шляхетного кадетского корпуса ("Рыцарская Академия") – выдающиеся театральные деятели. Любительские спектакли учащихся Академии художеств, Смольного института, Артиллерийской школы и др.

Утилитарно-педагогические задачи Школьного театра. “Новое поприще к развитию и образованию у учащихся способностей в декламации и мимике”- М.М.Херасков.

 

ТЕМА 5. Театральная педагогика в образовательной школе

Драматизация как метод преподавания на уроках ручного труда, истории, географии, природоведения, математика ( Д.Х.Финлей, 1917).

“Терапевтический театр” Я.Л.Морено в 1920-годы. “Теория ролей и игрового катарсиса”. Диагностические функции методов социодрамы и психодрамы.

Театрализованные уроки французских учителей в 1950-60 годы (Р.Кузине, С.Френе, Р.Галя).

Включение элементов драматического искусства в Программу школьного образования (П.Слейд, Бирмингем).

Театральные методы работы над культурой устной и письменной речи.

Метод действенного анализа, режиссерские интерпретации на уроках литературы.

Актерский тренинг психо-физической системы. Мимико-пластическая культура. Техника саморегуляции, самоконтроля, самопрезентации младшего школьника.

Общность процессуальных характеристик театральной и педагогической деятельности (В.А.Кан-Калик,1976).

Интерпретация системы К.С.Станиславского с позиций требований исполнительско-речевой деятельности учителя (А.И.Капская, 1989).

Цели театральной педагоги – модернизация системы преподавания, воспитание чувства эстетического, психолого-коррекционные.

 

ТЕМА 6. Сценарий и режиссура урока. Основные понятия.

Предмет и сущность сценарно-режиссерской деятельности. Понятие режиссуры,игры в педагогике.

Основные этапы формирования сценария и зрелищно-игровые приемы его воплощения. Принципы и методы сценарно-режиссерской работы.

Режиссура внешняя и внутренняя. Структурно-композиционный аспект (внутренняя форма) сценария и его связь с тематическим и событийным уровнями содержания. Система изобразительных средств (внешняя форма) в соотношении с внутренней формой. Диалектика содержания и формы. Актуальная и потенциальная стороны содержания. Активность формы в процессе восприятия. Понятие non finito. Открытая система зрелищно-игровых камерных форм.

┬юяЁюё√ ъ 3 ╨рчфхыє

1. Цели и задачи Школьного театра

2. Психико-коррекционный потенциал театральной педагогики

3. Общность процессуальных характеристик педагогической и театральной деятельности

4. Актерский тренинг и психофизика учителя

5.Специфика внешней и внутренней режиссуры педагогического воздействия

6. Открытая и закрытая системы зрилищно-игровых форм занятий

Литература:

Аль-Мувейль Фадель Художественной воспитание младших школьников средствами детского театра в Кувейте / Автореф. ... дисс. канд. пед.наук - Киев, 1996

Андрианова-Перетц В.П. Новые материалы по истории русского школьного театра ХUIII века . К истории русского школьного театра в Астрахани - В кн.: Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, Т. IU - М.-Л. 1940. С.217 - 222

Андрианова-Перетц В.П. Сцена и приемы постановки в русском школьноим театре ХUII-ХUIII столетий / В кн.: Старинный спектакль в России - Л., 1928

Арбузов К.А. Театральные уроки в современной французской школе / Сб.ст. : Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы - М., 1991. С.52 - 66

Ахмедова М.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами детского театра (На материале Узбекского республиканского ТЮЗа им. Ю. Ахунбабаева и узбекских школ из Ташкента) - Ташкент, 1978

Веретина О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога (в подготовке к педагогической деятельности) / Дисс. ... канд. псих. наук - Спб., 1993

Берикханова Л.Ю. Педагогические импровизации в деятельности учителя. Автореферат дисс…канд.пед.наук. Красноярск, 1990

Бурнашев М.Н. Ученический театр (Академия Художеств в Петербурге 1817 -1850. Из истории русского школьного театра) / В кн.: Академия Художеств и ее отношение к театру в 1800 -1850 гг.

Веретина О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога. Автореферат дисс…канд. Психолог. Наук. Спб.,1993

Джонсон Финлей Х. Драматизация как метод преподавания - М., 1917

Елеонская А.С. Творческие взаимосвязи школьного и придворного театра в России / В кн.: Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины ХUIII века - М., 1975. С. 7 - 46

Зепалова Т.С. Уроки литературы и театра - М., 1982

Ершова А.П. (Театральная педагогика) / Начальная школа №7, 1990

Ершова А.П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников - М., 1982

Ершова А.П., Леваньшина Т., Никольский Л. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников - Ч.2. М., 1983

Камаева Г.И. Театрализованная игра и ее влияние на воспитание старшеклассника / Автореф. ... дисс. канд. пед. наук- Л.,1983

Лякишва Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированный урок по теме “Зима” с использованием методов “театральной педагогики” / Начальная школа № 1, 1995 (г.Орел, школа № 29)

Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Развиваем способности к переживанию / Семья и школа, №10, 1983 (См. также: 1982, № 2,6,10; 1983,№ 3,5)

Михайлова А.Я. Знакомимся с секретами драмы / Начальная школа №3, 1993

Морено Я.

Морозов П. История русского театра до пол. 18 века -Спб., 1889

Назаров В.К. Общение как фактор воспитания личности в коллективе художественной самодеятельности- Л., 1979

Перетц В. Театральные эффекты на школьной сцене в Киеве и Москве ХUII нач. ХUIII в. / В кн.: Старинный спектакль в России - Л., 1928

Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы всесоюзной научно-практической конференции - Полтава, 1991

Резанов В. И. Из истории русской драмы. Школьные действа ХUII - ХUIII вв. и театра иезуитов - М., 1910

Резанов В. И. К истории русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов- Нежин, 1910

Смирнов С.А. Понятие режиссуры и игры в педагогике// Вестник высшей школы. 1987, №6

Софронова Л.А. Поэтика славянского театра: ХUII - первая половина ХUIII века. Польша, Украина, Россия - М., 1981

Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх - М., 1991

Харькин В.Н.Педагогическая импровизация. М.,1992

 

 

 

Раздел 3. Театральное образование (методы театральной работы)

ТЕМА 7 . Виды сценарных разработок

Специфика соединения стилевого и жанрового многообразия литературного материала (проза, поэзия, документ и т.п.) в единую сценарную структуру. Стиль автора: композиция, темпо-ритм, образный, лексический и синтаксический строй. Принципы и приемы стилистического анализа.

Редактирование и организация сценарного текста. Прием контаминации и интерполяции. Прием укрупнения и расширения описательных и событийных эпизодов.

Сюжетный и бессюжетный монтаж. Ассоциативный и параллельный принцип тематического развития в сценарном творчестве. Романная структура сценария.

Проблема взаимосвязи прозаических и поэтических форм. Технологические приемы соединения прозаического и поэтического текста. Ритмическое зашагивание и отталкивание.

Типы сценарных разработок:

— литературно-поэтический (лирика, лиро-драма);

— литературно-музыкальный (с акцентом на звуковой партитуре);

— литературно-пластический (с акцентом на хореографию, пантомиму);

— литературно-документальный (с использованием экранных средств).

Формы — поэтический цикл, литературная программа, литературная композиция.

Тема 8. Некоторые Приемы в работе над сценарием

Редактирование и организация текста. Соавторская работа. Две тенденции соавторства: первая связана с изменениями обусловленными спецификой искусства звучащего слова, вторая — предопределена замыслом исполнителя.

Прием контаминации, приемы сокращения внутри предложения, фразы, абзаца; замена архаизмов. Использование двух редакций или нескольких редакций; прием динамизации экспозиционной части; изменение диалогической формы в монологическую. Модификация художественных синтаксических конструкций фразеологическими фигурами. Синтаксические изменения.

Монтаж — один из способов построения пространственно-временной композиции в искусстве. Монтаж в киноискусстве: “Параллельный монтаж” Д.Гриффита, “Эффект Кулешова”, теоретические труды С.Эйзенштейна “Монтаж”(1938) и “Вертикальный монтаж”(1940).

Монтажное построение зрелища в Политическом театра Э.Пискатора (1929).

В.Н.Яхонтов — основоположник литературного монтажа как метода мышления на эстраде. Музыкальная и театральная культура автора монтажа.

Ассоциативное использование атрибутов и изменение их смысловой нагрузки по мере развития сюжета.

Роль музыки в организации конфликта и диалога.

От “чтения глазом” к “чтению ухом”. “В сотворчестве с автором, в столкновении двух воль и эмоций родится новое, отличное от литературного качество, если можно так выразиться — драматургия чтения” (С.А.Кочарян).

 

ТЕМА 9. РЕЖИССУРА КАК ЗРЕЛИЩНО--игровая ТЕХНОЛОГИЯ

Мизансценирование как образно-пластическое мышление режиссера. Режиссер-интерпретатор. Режиссер-автор. Сценическое пространство: мизансценическая ось, мизансценический флюс, закономерности эффекта левой и правой стороны.

Симметрическая, круговая и диагональная мизансцены и их психологические образные стереотипы. Мизансценическая рифма. Мизансценический афоризм. Условная и традиционная мизансцены.

Прием фрагментации в решении массовых сцен. Мизансценическое решения эпизода. Диалог фигур. Пластическая композиция отдельной фигуры, мизансцена тела. Пластическая реплика и ее интонационные возможности.

Формообразующие и смыслообразующие элементы мизансцены: ритм и структура мизансцены; мизансцена и сценическая изобразительность; движение мысли в мизансцене; мизансцена и действие.

Искусство сценографии и его специфические особенности. Обусловленность сценографического и пластического решения общим сценарным замыслом. Символика и ее функции в игре.

Эскизный характер жеста и мимики. Жест-знак. Жест-намек. Жест-метафора. Многофункциональность и смысловой потенциал жесто-мимической партитуры.

ТЕМА 10. Музыкально-звуковое оформление в организацц сценария

Традиционный музыкальный антураж. Сонатно-симфонический принцип организации музыкальной партитуры сценария. Самостоятельность и относительная свобода музыкальных тем в сценарно-режиссерской партитуре. О символизме в театральной музыке.

Музыкальная тема как характеристика образа действующего лица или отвлеченной идеи. Лейттема (лейтмотив) как музыкальная маска персонажа. Цитатная музыка как дополнительная психологическая характеристика образа. Роль музыки в создании колорита места, времени или атмосферы действия.

Сюжетная и условная музыка. Лейтритм. Лейтгармония. Лейттембр. Конструктивно-композиционная роль условной музыки. Контрапунктные соотношения действия и музыки. Прием контраста. Эффект динамики и торможения действия. Роль музыки в усилении драматических начал, организация ритмической смены сцен и эпизодов.

Виды звуковых эффектов: панорамирование, имитирование, унисонное звучание, реверберация, звуковая перспектива.

 

Вопросы к 3 Разделу

1. Композиционная структура сценария

2. Лейтмотивный и полифонический принципы развития темы

3. Тема. Идея. Конфликт и его типы

4. Сюжет и фабула литературного сценария

5. Монтаж как метод мышления. Основные приемы монтажа В.Н.Яхон това

6. Редактирование литературного текста и организация сценарной драма тургии

7. Основные типы сценарных разработок

8. Мизансценирование как образно - пластическое мышление режиссера

9. Искусство сценографии и ее специфические особенности в зрелищно-игровых формах

10. Обусловленность сценографии общим сценарным замыслом

11. Самостоятельная и относительная свобода музыкальных тем в режиссерском сценарии

12. Сюжетная и условная музыка

13. Контрапунктные соотношения действия с музыкой

14. Действие, сквозное действие, сврхзадача. Учение К. С. Станиславского о сверх-сверхзадаче

15. Ассоциативный и параллельный примы монтажа

16. Понятия “событие” и “препятствие”. Их роль в развитии и торможении драматического конфликта

17. Литературный сценарий и пути его реализации в структуре различных театральных систем

18. Атмосфера и художественная целостность спектакля

Л И Т Е Р А Т У Р А

РАЗДЕЛ 3

Всеволодский В.Н. Театр дома и в школе - Спб., 1912

Гроховская В. Спектакль Театра для детей в учебно-воспитательной работе учителя начальной школы / В кн.: Художественная литература в начальной школе -М,1956. С. 227-242

Маркова О.В. Школьный театральный кружок (из опыта работы) / В кн.: Воспитательная работа в драматических кружках школы - М.,1951

Марченко Т. А. Театр воспитывает - М., 1976

Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младшего школьника - М., 1975

Нащекин Б.Н. Эстетическое образование и воспитание учащихся старших классов в сомодеятельном театральном коллективе / Автореф. дисс. ... к. пед. наук -М., 1972

Нахкур А. Г. Обучение театральному и киноискусству в средних классах общеобразовательной школы как фактор эстетического воспитания / Автореф. дисс. ... к. пед. наук -Тарту, 1984

Театр и образование - М., 1992

Рубина Ю.И., Завадская Т.Ф.. Шевелев Н.Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью - М.,1974

Петров А.И. Школьный театр - Махачкала, 1958

Поткин В.И. Художественно-педагогическая деятельность театрального коллектива подростков - Л., 1981

Сац Н. Дети приходят в театр - М., 1961

Софронова Л.А. Спасская К. Театр в школе I ступени / В кн.: Школьные спектакли и инсценировки. - М.-Л. 1926

Соловьева Е.Е. Игра - драматизация в школе - М., 1924

Седой Б.М., Ширяев В.Г., Сеннов В.Г. Театральный коллектив в школе и во внеклассном учреждении - М.,1950

Театр в школе / Под ред. В.Г. Ширяева - М., 1958

Ширяев В. Г. Игры - драматизации / В кн. : Эстетическое воспитание в начальной школе - М., 1959

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К ТЕМЕ 8

Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М., 1978

Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

Закушняк А.Я. Вечера рассказа. М., 1984. С.39-45.

Катышева Д.Н. Литературный монтаж. М., 1973..

Кочарян С.А. В поисках живого слова. М., 1979

Лубенская К.А. Мастерство литературной композиции в искусстве художественного чтения. М., 1988.

Пелих И.Д. В творческой лаборатории мастеров литературной эстрады. Л., 1990.

Савкова З.В. Искусство литературной композиции и монтажа. М., 1985.

Яхонтов В.Н. Театр одного актера. М., 1958.

 

К ТЕМЕ 9

Голубовский Б. Пластическая идея: мизансцена / В кн.: Место работы -- театр. М., 1986.

Захава-Некрасова Н.Б. О мизансцене в режиссерском искусстве / В кн.: От упражнения к спектаклю. Вып.4. М., 1974. С.52-63.

Катышева Д.Н. О соотношении движения и слова в сценической интерпретации поэтического произведения / В кн.: Катышева Д.Н. Театр поэта. М., 1989. С.83-97.

Львов-Анохин Б.А. Беседы режиссера. М., 1072. С.100-113.

М.Ю. Костюм-характер и характер костюма. / Художник и зрелище. М., 1990. С.33-39.

Малочевская И.Б. Выразительные средства спектакля. Л., 1985.

Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. Поэтика мизансцены. М., 1981.

Петров Н. Вопросы мизансценирования / В сб.: Мастерство режиссера. М., 1956.

Поламишев А. Стиль автора и образ спектакля. Вып.4. М., 1974. С.80-109.

Попов А.Д. Замысел режиссера / В кн.: Попов А.Д. Творческое наследие. В 3 тт. Т.1. М., 1979. С.345-359.

Практические занятия по режиссуре: обыгрывание предмета в мизансцене / В кн.: От упражнения к спектаклю. Вып.1. М., 1971. С.64-67.

Розовский М. Режиссер зрелища. М., 1973.

Рудницкий К.Л. Музыка текста / Современная драматургия. 1983., №1. С.256-261.

Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Л., 1980. С.82-84, 143-217, 268-277.

К Теме 10

Брехт Б. Об использовании музыки в эпическом театре / В кн.: Б.Брехт. Собр.соч. в 5 тт. Т.5/2. М., 1965. С.164-173.

Израилевский Б. Музыка в спектаклях Московского Художественного театра. М., 1965.

Катышева Д.Н. Музыка и сцена / В кн.: Катышева Д.Н. Театр поэта. М., 1989. С.93-124.

Козюренко Ю. И. Музыкальное оформление спектакля. М., 1979.

Лойтер Е. “Мой спектакль рождался из слов и музыки” / Советская музыка. № 1. 1972.

Меерович И. М. Музыка в спектакле драматического театра. М., 1983.

Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2-х ч. / Часть первая. 1891-1917. М., 1968. С.143-149.

Музыка в спектакле драматического театра. М., 1983.

Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. М., 1967. С.308-319.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аль-Мувейль Фадель Художественной воспитание младших школьников средствами детского театра в Кувейте / Автореф. ... дисс. канд. пед.наук - Киев, 1996

Андрианова-Перетц В.П. Новые материалы по истории русского школьного театра ХUIII века . К истории русского школьного театра в Астрахани - В кн.: Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР, Т. IU - М.-Л. 1940. С.217 - 222

Андрианова-Перетц В.П. Сцена и приемы постановки в русском школьноим театре ХUII-ХUIII столетий / В кн.: Старинный спектакль в России - Л., 1928

Арбузов К.А. Театральные уроки в современной французской школе / Сб.ст. : Режиссер работает в школе: теоретические и методические проблемы - М., 1991. С.52 - 66

Ахмедова М.Н. Эстетическое воспитание школьников средствами детского театра (На материале Узбекского республиканского ТЮЗа им. Ю. Ахунбабаева и узбекских школ из Ташкента) - Ташкент, 1978

Веретина О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога (в подготовке к педагогической деятельности) / Дисс. ... канд. псих. наук - Спб., 1993

Берикханова Л.Ю. Педагогические импровизации в деятельности учителя. Автореферат дисс…канд.пед.наук. Красноярск, 1990

Бурнашев М.Н. Ученический театр (Академия Художеств в Петербурге 1817 -1850. Из истории русского школьного театра) / В кн.: Академия Художеств и ее отношение к театру в 1800 -1850 гг.

Веретина О.Р. Ролевая игра как метод моделирования диалога. Автореферат дисс…канд. Психолог. Наук. Спб.,1993

Джонсон Финлей Х. Драматизация как метод преподавания - М., 1917

Елеонская А.С. Творческие взаимосвязи школьного и придворного театра в России / В кн.: Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины ХUIII века - М., 1975. С. 7 - 46

Зепалова Т.С. Уроки литературы и театра - М., 1982

Ершова А.П. (Театральная педагогика) / Начальная школа №7, 1990

Ершова А.П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников - М., 1982

Ершова А.П., Леваньшина Т., Никольский Л. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительской и читательской культуры школьников - Ч.2. М., 1983

Камаева Г.И. Театрализованная игра и ее влияние на воспитание старшеклассника / Автореф. ... дисс. канд. пед. наук- Л.,1983

Лякишва Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированный урок по теме “Зима” с использованием методов “театральной педагогики” / Начальная школа № 1, 1995 (г.Орел, школа № 29)

Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Развиваем способности к переживанию / Семья и школа, №10, 1983 (См. также: 1982, № 2,6,10; 1983,№ 3,5)

Михайлова А.Я. Знакомимся с секретами драмы / Начальная школа №3, 1993

Морено Я.

Морозов П. История русского театра до пол. 18 века -Спб., 1889

Назаров В.К. Общение как фактор воспитания личности в коллективе художественной самодеятельности- Л., 1979

Перетц В. Театральные эффекты на школьной сцене в Киеве и Москве ХUII нач. ХUIII в. / В кн.: Старинный спектакль в России - Л., 1928

Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы всесоюзной научно-практической конференции - Полтава, 1991

Резанов В. И. Из истории русской драмы. Школьные действа ХUII - ХUIII вв. и театра иезуитов - М., 1910

Резанов В. И. К истории русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов- Нежин, 1910

Смирнов С.А. Понятие режиссуры и игры в педагогике// Вестник высшей школы. 1987, №6

Софронова Л.А. Поэтика славянского театра: ХUII - первая половина ХUIII века. Польша, Украина, Россия - М., 1981

Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх - М., 1991

Харькин В.Н.Педагогическая импровизация. М.,1992

 

 

Всеволодский В.Н. Театр дома и в школе - Спб., 1912

Гроховская В. Спектакль Театра для детей в учебно-воспитательной работе учителя начальной школы / В кн.: Художественная литература в начальной школе -М,1956. С. 227-242

Маркова О.В. Школьный театральный кружок (из опыта работы) / В кн.: Воспитательная работа в драматических кружках школы - М.,1951

Марченко Т. А. Театр воспитывает - М., 1976

Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младшего школьника - М., 1975

Нащекин Б.Н. Эстетическое образование и воспитание учащихся старших классов в сомодеятельном театральном коллективе / Автореф. дисс. ... к. пед. наук -М., 1972

Нахкур А. Г. Обучение театральному и киноискусству в средних классах общеобразовательной школы как фактор эстетического воспитания / Автореф. дисс. ... к. пед. наук -Тарту, 1984

Театр и образование - М., 1992

Рубина Ю.И., Завадская Т.Ф.. Шевелев Н.Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью - М.,1974

Петров А.И. Школьный театр - Махачкала, 1958

Поткин В.И. Художественно-педагогическая деятельность театрального коллектива подростков - Л., 1981

Сац Н. Дети приходят в театр - М., 1961

Софронова Л.А. Спасская К. Театр в школе I ступени / В кн.: Школьные спектакли и инсценировки. - М.-Л. 1926

Соловьева Е.Е. Игра - драматизация в школе - М., 1924

Седой Б.М., Ширяев В.Г., Сеннов В.Г. Театральный коллектив в школе и во внеклассном учреждении - М.,1950

Театр в школе / Под ред. В.Г. Ширяева - М., 1958

Ширяев В. Г. Игры - драматизации / В кн. : Эстетическое воспитание в начальной школе - М., 1959

Hosted by uCoz