ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Техника речи, логика речи, эмоцинально-образная выразительность, многообразие функциональных речевых стилей — составные аспекты речевого мастерства.

Цель курса: воспитание практических навыков речевой выразительности.

Задачи курса: выработать умения самостоятельного тренинга речевого аппарата, фонационного дыхания; познакомить студентов с основами речевого мастерства, законами искусства словесного действия.

Содержание курса. Программа предполагает вооружить студентов методикой тренинга речевого аппарата (дыхание, артикуляция, дикция, диапазон голоса, резонаторы, полетность и сила звука и т.п.). В процессе обучения студент приобретает практические навыки сложной и многосторонней работы над своим голосом; овладевает комплексом технологических упражнений "настройки" и развития способностей рече-голосового инструмента.

Студент обязан уметь образно, эмоционально и верно раскрывать идейное содержание публичного высказывания, освоить законы искусства словесного действия, применять различные типы общения.

Самостоятельная работа студентов заключается в овладении объективной и субъективной технологий речевого тренинга (ОТРТ и СТРТ).

ОТРТ - технологические приемы и методы формирования профессионального голосо-речевого и дыхательного аппаратов, в основе которых лежат объективные законы воспитания речевого слуха, совершенствования артикуляции и дикции, резонаторной системы, диапазона голоса, диафрагмального дыхания и т.д.

СТРТ - цикл тренировочных упражнений, направленных на исправление неорганических дефектов голоса и речи, свойственных индивидуму (субъекту).

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем

 

Практические
подгрупповые

Введение. Общие понятия о выразительности речи

 

2

Тема 1.Фонациональное дыхание. Тренинг

 

6

Тема 2. Характеристика речевого голоса

 

2

Тема 3 Артикуляция и дикция. Резонаторная система. Тренинг

 

6

Тема 4. Нормы русского литературного произношения

 

2

Тема 5. Логика речи

 

4

Тема 6. Речевая культура оратора

 

4

Тема 7. Искусство словесного действия

 

6

Тема 8. Искусство общения

 

4

Всего часов:

 

36

 

 

 

 

Введение. Общие понятия о выразительности речи

 

Речь бытовая (разговорная) и профессиональная. Общие свойства убедительного слова. Ясность речи. Яркость речи. Обоснованность речи. Звучность речи. Последовательность речи.

Внешняя и внутренняя техника речи. Основные выразительные средства речи. "Без логической паузы речь безграмотна, без психологической — она безжизненна. Логическая пауза служит уму, психологическая — чувству. Психологическая пауза — "красноречивое молчание" (К.С.Станиславский). Паузы логические, грамматические, психологические, ритмические, физиологические. Выразительная и смысловая роль пауз. Паузы припоминания. Паузы умолчания. Паузы напряжения.

Символические акценты: звукоподражательный, художественный, драматический. Ударения: ритмическое, логическое, грамматическое, психологическое.

Основной речевой тон. Структурные элементы: мелодия — выражение логического рисунка фразы, ее смысл; тембр — эмоциональная информация.

Гибкость речи — разнообразие и легкость надлежащих повышений и понижений от основного тона, в изменениях лада и изменениях тембра.

Подвижность речи — способность управлять скоростью ее ритмического движения, ее темпами, переходя свободно и произвольно от самых медленных, протяжных до самых быстрых, стремительных, соблюдая полную отчетливость и правильность произношения.

Темп речи — скорость произнесения фраз. Слагается из моментов звучания и моментов молчания (пауз).

Ритм речи — чередование ударных и неударных элементов речи, чередование длительности звучания и молчания (пауз), понижение и повышение тона через одинаковую (или пропорциональную) меру времени. К.С.Станиславский о "внутреннем и внешнем темпо-ритме".

"Смысловой ритм" и "звуковой ритм".

Музыкальные элементы речи: мелодия, гармония, ритм, темп и тембр. Мелодия повествовательная, вопросительная, восклицательная. Знаки препинания (точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и пр.) и их "голосовые фигуры". Составные части интонационной выразительности: логическая, образная (видение), эмоциональная, стилевая. Интонация как внешнее выражение внутренних психологических процессов. Интонация и действенные задачи. Интонация — музыкальное выражение мысли и чувства говорящего, т.е. мелодия фразы.

ТЕМА 1. Фонациональное дыхание. Тренинг

Анатомия, физиология, гигиена дыхательного аппарата.

Влияние осанки на процесс дыхания. Самомассаж органов дыхания, артикуляции, резонирования. Специфика дыхательного навыка и способы его формирования. Диафрагма — главная мышца вдоха. Мышцы брюшного пресса — главные мышцы выдоха.

Совмещение физических упражнений со звуко-речевым материалом. Типы дыхания. Верхне-ключичное, грудное, нижне-реберное. Смешанно-диафрагматичное дыхание — наиболее целесообразное в речевой постановке голоса. Тренировка дыхательных мышц — диафрагмы и межреберных мышц.

Классификация и отбор тренировочных упражнений. Анатомически выгодные и невыгодные условия для дыхания. Система упражнений Л.Кофлера. Биомеханика и речевое дыхание. Циклический и ациклический (игровые действия, броски, метания, подбрасывания и т.п.) характер тренинга дыхательной мускулатуры.

Дыхательная гимнастика с мысленным чтением (метод Ренье).

Развитие непроизвольного процесса дыхания — ритмическая регулировка выдоха. Правильно "воспитанное" дыхание — не объем набираемого воздуха, а способ его наиболее экономного распределения. Произвольное влияние на глубину дыхания, продолжительность вдоха, задержку дыхания и выдоха. Доборы дыхания. Особенности доборов в длинной фразе. Оправданность добора дыхания в местах логических пауз. Система упражнений Э.Скраупа.

 

ТЕМА 2. Характеристика речевого голоса

"Голос также имеет клавиатуру, как и фортепиано. У него две октавы, три рода нот и струны различной толщины; и как нельзя хорошо играть на фортепиано, не учась, точно так же нельзя, не учась, хорошо управлять своим голосом" (Э.Легуве).

Характеристика голоса: тембр, диапазон, сила, выносливость, полнота.Тембр — специфическая звуковая окраска (цвет) голоса. Основной тон плюс призвучие, образующееся благодаря отражению основного тона, в близ лежащих полостях: груди, гортани, зева, рта, носа. Три вида тембров:

- физический — обертонная природа человеческого голоса;

- фонетический — фонетический состав произносимого слова;

- психологический — душевное состояние в момент произнесения. Характеристика тембров: положительные (мажорные, светлые, радостные и т.п.) , отрицательные (минорные, темные, грустные и т.п.), сильные, яркие, веские, легкие, мягкие, нежные.

Сила голоса — "не в громкости и крике, а в голосовых повышениях и понижениях, т.е. в интонации... в контрасте между высокими и низкими звуками или же в переходе от piano к forte и их взаимоотношениях" (К.С.Станиславский).

Выносливость (твердость, постоянство) голоса — способность долго и не утомляясь говорить полными, чистыми звуками.

Полнота голоса — способность владеть наибольшим количеством звуков со всеми их оттенками.

Диапазон (объем) голоса зависит от количества находящихся в нем относительных тонов или нот. Регистры.

Индивидуальные занятия по постановке голоса. Мышечная свобода голосового аппарата при правильном голосоведении.

ТЕМА 3. Артикуляция и дикция. Резонаторная система. Тренинг

Речевой аппарат, его устройство, функции отдельных частей.

Артикуляция — работа активных органов речи (губ, языка, глотки, мягкого неба, нижней челюсти). Артикуляционная гимнастика.

Дикция — четкое и ясное произнесение звуков.

Классификация гласных и согласных звуков. Тренировочные таб-лицы. Произношение согласных звуков в сочетаниях с гласными на специально подобранных для этой цели словах и фразах.

Координация дыхания и звука.

Резонаторы — грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, полость глотки, полость носа, зубы.

Овладение верхним (головным), средним (основным) и нижним (грудным) регистрами, переходами от одного регистра к другому.

Устойчивость звука. Интенсивность и сила звука — степень усиления или ослабления выдыхания, т.е. силы или слабости произнесения при артикуляции звука, особенно гласного.

Недостатки речи: аспирация, "захлебывание", гнусавость, картавость, шепелявость, косноязычие, вялость, манера говорить сквозь зубы. Методика исправления дефектов и недостатков речи. Учет индивидуальных особенностей речи при подборе тренировочных таблиц, слов, фраз, скороговорок, чистоговорок и других упражнений. Выработка у каждого учащегося навыков анализа работы по данному разделу, умение слышать себя.

Речевой слух. "Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы, мысли" (К.С.Станиславский). Искусство претворения литературного произведения в звучащую композицию. Словесная инструментовка. Ритмическая структура звукосочетаний. Фонетическая организация ритма — расположение интонационных модуляций во времени.

Скороговорки и чистоговорки, тексты на создание звукового образа. Подбор текстов, требующих по своему образному строю и действенным задачам использования всего диапазона голоса, смены ритма и темпа речи.

ТЕМА 4. Нормы литературного произношения

Формирование литературного русского языка (XIV-XVII вв.). "Московский говор" — как основа общенациональной орфоэпической системы. Качественные изменения речи в сторону усиления элементов книжного, "буквенного" произнесения — Петербургская фонетическая школа (XVIII в.).

Орфоэпический минимум — основа произношения, общая для обеих разновидностей фонетических систем во всех ее основных чертах.

Редукция безударных гласных (а, о, е).

Ассимиляция (оглушение или озвончение) согласных.

Сочетание с непроизносимыми согласными. Смягчение твердых согласных перед мягкими согласными.

Практикум по транскрибированию для закрепления орфоэпических норм. Особенности произношения иноязычных слов.

Стили произношения:

высокий (поэтический, ораторский, академический и др.) — стилистически окрашенный;

нейтральный (основной) — стилистически неокрашенный;

низкий (разговорный) — стилистически окрашенный.

Две разновидности нейтрального стиля: строгое, абсолютно нормированное произношение и свободное, менее нормированное произношение.

ТЕМА 5. Логика речи

Речевые такты и логические паузы. Пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты и характеризуется изменением высоты тона и голоса. Длительность и наполненность пауз. Соединительные и разъединительные паузы.

Логический центр. Логическое ударение. Логическая фильтрация. Логическая иерархия. Скелетирование фразы.

Логическая и смысловая перспективы. Логическая перспектива предложения, "цепи" предложений, фрагмента литературного произве-дения. Художественная перспектива. " Без логической паузы речь безграмотна. Логическая пауза служит уму, психологическая — чувству...перспектива в речи зависит от внутреннего смысла." (К.С.Станиславский). Перспектива переживаемого чувства.

 

 

ТЕМА 6. Речевая культура оратора

Способы публичного выступления: чтение текста с листа, чтение по памяти, речевая импровизация, комбинированный.

Основные стили произношения:

высокий (поэтический, ораторский, академический и др.) — стилистически окрашенный;

нейтральный (основной) — стилистически неокрашенный;

низкий (разговорный) — стилистически окрашенный.

Две разновидности нейтрального стиля: строгое, абсолютно нормированное произношение и свободное, менее нормированное произношение.

Функциональные речевые стили: художественный, официально-деловой, газетно-публицистический, научный, разговорный. Стилистическая полифония публичной речи.

Структура и объем предложений в звучащей речи. Вводные слова, вводные конструкции и предложения.

Интонация — как личностно окрашенное выражение мысли и чувства говорящего, мелодия фразы. Музыкальные элементы речи: мелодия, гармония, ритм, темп и тембр. Интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная. Знаки препинания (точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и пр.) и их “голосовые фигуры”. Составные части интонационной выразительности: логическая, образная, эмоциональная, стилевая. Интонация как внешнее выражение внутренних психологических процессов. Интонация и действенные задачи.

Логичность, простота, доступность, понятность речи.

Средства экспрессивного синтаксиса: присоединительные конструкции, парцелляции, сегментированные конструкции, анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, оксюлюрон, градация, инверсия, риторическое обращение, риторический вопрос.

Эмоционально-экспрессивная выразительность высказывания: тропы ( аллегория, гипербола, перифраза, симфора, синекдоха, сравнение, эпитет); фразеологизмы ( книжные, разговорные, просторечные, грубо-просторечные). Пословицы, поговорки, крылатые слова, выражения. Лексическая сочетаемость. Грамматические особенности публичной речи.

Стилистический диссонанс( эмоционально-экспрессивная и функционально-речевая окраски).

Речевые штампы ( слова-паразиты, универсальные слова, канцеляризмы).

ТЕМА 7. Искусство словесного действия. Тема 8.Искусство общения

Условия, обеспечивающие контакт учителя с аудиторией. Зависимость качества чтения от акустических возможностей помещения и степени его освещенности.

Понятия: действие, сквозное действие, сверхзадача, сверх-сверхзадача. Предпосылки словесного действия. Словесное действие и словесное бездействие. “Говорить — значит действовать. Эту-то активность дает нам задача внедрять в других свои видения. Неважно, увидит другой или нет. Об этом позаботится матушка-природа и батюшка-подсознание /.../ при словесном общении с другими, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о видении. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное. Слушать... — означает видеть то, о чем говорят, а говорить — значит рисовать зрительные образы. Говорите не столько уху, сколько глазу” (К.С.Станиславский). Мера и качество видений.

Тема 8.Искусство общения

Пять стадий формирования органического процесса общения:

— ориентирование и выбор объекта

— привлечение на себя внимания

— пристройка и подготовка объекта к восприятию

— передача своих видений объекту

—взаимообмен “лучеиспускания и лучевосприятия душевных токов”(К.С.Станиславский).

Типы общения: внешнее (видимое, телесное) и внутреннее (невидимое, душевное). Прямое и косвенное общение. Самообщение. Общение с отсутствующим или мнимым субъектом. Приемы коллективного общения: массовый объект — индивидуальный объект. Комбинация типов общения. Зоны общения: интимная, личная, социальная, общественная (public). Культурные факторы, влияющие на величину зон.

“Провалы” общения и непрерывность восприятия. Понятие о монологе, диалоге, полилоге.

Невербальная коммуникация (жесты, мимика). Жест-знак. Жест-намек. Жест-метафора. Жест "общего места". Жест ритмический. Жест иллюстративный. Жест истолковательный ("подтекстовый").

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1972.

Аннушкин В.И., Муратова К.В. Как научиться владеть словом // Русская речь.- М., 1989, №1.

Античные риторики. М., 1978.

Баранов А.Н. Что нас убеждает. Общественное сознание и язык. - М.1990.

Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1983.

Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1978.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М.,1989.

Ефимов А.И. О культуре публичной речи // Русская речь. - М., 1989. - №5.-

С.103-107.

Капанидзе Л.А. , Красильникова Е.В. Жест в разговорной речи // В кн.: Русская разговорная речь. М., 1973.С. 464 - 481.

Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1994.

Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать риторических наставлений. Ч.1, 2. Спб, 1834.

Князьков А.А. Техника речи и постановка голоса / Вып. 1,2. - М., 1990.

Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург., 1992. С.81-110.

Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Е. Искусство публичного выступления. - М., 1988.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. - М., 1992.

Леммерман Х. Учебник риторики: Тренировка речи с упражнениями.- М..1997.

Николаева Т.М. Жест и мимика в лекции.М., 1972.

Савкова З.В. Энергия живого слова.- Спб., 1991.

Смелкова З.С. Азбука общения. - Самара, 1994.

Речевые приемы и ошибки: Типология, деривация и функционирование.- М., 1989.

Сопер П.Л. Основы искусства речи. -М., 1995.

Рождественский Ю.В. Риторика: ( или как избежать ошибок при общении). - М., 1992.

Халин С.М. Методика публичного выступленич. - Тюмень, 1996.

 

Hosted by uCoz