И.Д.Пелих
"ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО МАСТЕРСТВА"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Техника речи, логика речи, эмоцинально-образная выразительность, многообразие функциональных речевых стилей — составные аспекты педагогического речевого мастерства.
Цель: воспитание практических навыков речевой выразительности будущего педагога.
Задачи
:Содержание курса. Программа состоит из двух Разделов: “Внешняя техника речи”(Темы 1-5) и “Внутрення техника речи”(Темы 6-10) .
I Раздел Программы предполагает вооружить студентов методикой тренинга речевого аппарата (дыхание, артикуляция, дикция, диапазон голоса, резонаторы, полетность и сила звука и т.п.). В процессе обучения студент приобретает практические навыки сложной и многосторонней работы над своим голосом; овладевает комплексом технологических упражнений "настройки" и развития способностей рече-голосового инструмента.
Студент обязан уметь образно, эмоционально и верно раскрывать идейное содержание, художественное и стилистическоео своеобразие текстов различных жанров, освоить законы искусства словесного действия, применять различные типы общения. На решение этих задач направлен II Раздел Программы. В процессе обучения студент знакомится:
- с основными структурными понятиями литературного текста (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), типами конфликта;
- овладевает приемами идейно-тематического, структурного, логического и действенного анализа;
- вырабатывает навыки и умения самоподготовки речевого аппарата и настройки голосового инструмента к выразительному исполнению учебного материала в классной аудитории.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование тем |
Лекции |
Практические |
|
Введение. Истоки формирования искусства звучащего слова |
1 |
||
Тема 1. Общие понятия о выразительности речи |
1 |
||
I Раздел. Внешняя техника речи |
|||
Тема 2.Фонациональное дыхание. Тренинг |
2 |
||
Тема 3. Характеристика речевого голоса. Постановка |
6 |
||
Тема 4. Дикция. Резонаторно-артикуляционная деятельность в развитии голоса. |
4 |
||
Тема 5. Орфоэпия. Основные речевые и исполнительские стили |
1 |
2 |
|
II Раздел. Внутренняя техника речи |
|||
Тема 6. Идейно-тематический и структурный анализ литературного произведения |
2 |
|
|
Тема 7. Логический анализ текста |
1 |
||
Тема 8. Действенный анализ литературного произведения |
2 |
4 |
|
Тема 9. Работа над образом рассказчика |
8 |
||
Тема 10.Словесное действие. |
10 |
||
Всего часов: |
8 |
36 |
И.Д.Пелих
“ШКОЛА ЛЕКТОРА - ИСКУССТВОВЕДА”
Пояснительная записка
Спецкурс, посвященный истории и теории искусств, занимает особое место в учебной программе специализации по художественной культуре Санкт-Петербурга и безусловно может быть полезным каждому учителю. Общение посредством искусства — одна из эффективных методик эстетического воспитания и, в первую очередь, это относится к начальной школе.
Особое внимание уделено периоду трансформации сценария в звучащую композицию. Музыка речи (голосо-речевая выразительность), мимико-пластическая культура, артистизм, законы искусства словесного действия и общения — комплекс умений будущего лектора и оратора.
ЦЕЛЬ: Приобретенные знания и навыки должны быть прочными и легко актуализироваться, так как в значительной мере направлены на публичные выступления и экскурсионную деятельность.
Задачи:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Название тем |
Количество часов |
||
Лекции |
Семинары |
Лабораторные |
||
1 |
Искусствоведение как учебный предмет |
4 |
||
2 |
Виды искусств |
2 |
||
3 |
Лекторская деятельность. Структура, композиция, технология подготовки лекции |
4 |
2 |
|
4 |
Искусствоведческое исследование. (Содержательный план лекции) |
6 |
||
5 |
Техника речи лектора |
2 |
||
6 |
Речевая культура оратора |
4 |
||
7 |
Искусство словесного действия и общения |
4 |
||
Всего: |
28 часов |
И.Д.Пелих
“Современные технологии эстетического воспитания. Театральная педагогика и театральное образование”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание курса базируется на современных научных разработках в области эстетики, искусствознания, педагогики и психологии искусства и творчества, теории и практики эстетического воспитания, театральной педагогики.
Цель: Подготовить студентов к осуществлению межпредметных связей и интеграции эстетических, художественных, естественно-научных, гуманитарных и лингвистических аспектов начального образования.
Задачи:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем |
Лекция |
Пр.подгр. |
Раздел 1. Эстетическое воспитание в системе общего начального образования |
|
|
Тема 1. Сущность эстетического воспитания (обще- научные основы) |
2 |
|
Тема 2.Эстетическая и художественная культура учителя |
2 |
|
Тема 3. Эстетические и художественные факторы развития личности младшего школьника |
2 |
|
Раздел 2.Театральная педагогика |
||
Тема 4. Школьный театр в Европе и России |
2 |
|
Тема 5. Театральная педагогика в образовательной школе |
2 |
|
Тема 6. Сценарий и режиссура урока. Основные понятия. |
2 |
2 |
Раздел 3.Театральное образование |
||
Тема7. Виды сценарных разработок |
2 |
2 |
Тема8. Некоторые приемы в работе над сценарием |
2 |
2 |
Тема9. Режиссура как зрелищно-игровая технология |
2 |
2 |
Тема10. Музыкально-звуковое оформление сценария |
2 |
2 |
Раздел4.Интегративные формы эстети ческого воспитания в начальной школе |
||
Тема11. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе |
2 |
|
Тема12.Виды художественно-творческой практики на уроках интегративного типа |
2 |
|
Тема13.Искусство на уроках гуманитар ного и естественно-научного циклов в начальной шк. |
2 |
|
Тема 14. Роль учителя в эстетическом воспитании младших школьников |
2 |
|
Тема15.Основы опытно-экспериментальной работы в системе эстетического воспитания и театрального образования младшего школьника |
2 |
|
ВСЕГО: |
40 |
И.Д.Пелих
“
литературный театр”ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Опыт сценической интерпретации литературных произведений позволил сформироваться театру нового типа — Литературный театр и Театр поэтического представления. Литературный театр — жанр сценического искусства, в основе драматургии которого лежит мировая художественная проза и поэзия.
Цель:знать специфику искусства звучащей литературы (древне - греческие рапсоды, русские народные сказители, рассказчики XIX в.), более подробно изучают литературный театр ХХ в., его основные школы, направления, жанры и формы.
Задачи:
По итогам занятий студент самостоятельно создает малую форму литературной композиции и разрабатывает ее театрализованную партитуру.
№ п/п |
Название тем |
Количество часов |
||
Лекции |
Практич. Занятия |
Индивидуальные Занятия |
||
1 |
Искусство звучащего слова в древнем мире |
0,5 |
||
2 |
Искусство сказителей, певцов, рассказчиков в России (XIX-XX вв.) |
2 |
||
3 |
Профессионализация искусства звучащего слова (XIX в.) |
0,5 |
||
4 |
Школы, направления, жанры на литературной эстраде |
2 |
||
5 |
Художественная проза на драматической сцене |
2 |
||
6 |
Идейно-тематический и структурный анализ произведения |
2 |
||
7 |
Анализ событийного ряда |
2 |
||
8 |
Приемы А.Я.Закушняка в организации сценического варианта литературного текста |
1 |
||
9 |
“Монтаж” как творческий метод В.Н.Яхонтова |
1 |
||
10 |
“Драматургия чтения“ С.А.Кочаряна |
1 |
||
11 |
Сценарные разработки и методика их создания |
3 |
6 |
|
12 |
Работа над образом лирического героя |
2 |
2 |
|
13 |
Работа над образом рассказчика и образами действующих лиц |
3 |
6 |
|
Всего: |
36 часов |
И.Д.Пелих
“
Театральный Петербург”ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возникновение и развитие народного, церковного, школьного, придворного, крепостного или общедоступного театров в Санкт-Петербурге имели, в одних случаях, заимствованный, традиционный характер, в других — оригинальный, специфический, свойственный новой российской столице. Рождение и эволюция тех или иных театральных течений рассматриваются в контексте отечественной культуры. В программу спецкурса входит изучение малоизвестного периода театральной жизни — периода развития частных театров после отмены государственной монополии Дирекции императорских театров и их судьба в послереволюционное время.
Цель: Познание истории и развития детских театров, углубленные сведения современного театра позволят учителям активно формировать эстетический художественный вкус младших школьников лучшими образцами театральной культуры.
Задачи:
Тематический план
№ п/п |
Название тем |
Количество часов |
|
Лекции |
Семинары |
||
1 |
Истоки формирования русского профессионального театра |
2 |
|
2 |
Первый придворный театр России |
2 |
|
3 |
XVIII в. Русский сценический классицизм в Петербурге |
2 |
2 |
4 |
XIX в. Монополия императорских театров. Трагедия. Драма. Водевиль |
2 |
2 |
5 |
Музыкальный театр XIX в. |
2 |
2 |
6 |
1882 — 1917 гг. Частная антреприза |
2 |
|
7 |
Театральная жизнь в советский и постсоветский периоды |
2 |
2 |
8 |
Муниципальные театры и театры-студии. 1980-1990-е гг. |
2 |
4 |
9 |
XX в. Театр для детей. Его эстетическая и педагогическая значимость |
2 |
6 |
Всего: |
36 часов |
И.Д.Пелих
“ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР
(Сценарно-режиссерские основы
организации учебного процесса)”
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Метод театрализации в учебном процессе - один из путей формирования творческого самосознания школьника.
Цель: использовать знания сценарно-режиссерских основ в организации педагогического взаимодействия и обучения.
Задачи: изучить принципы построения сценария тематического урока, цикла уроков и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ |
Наименование тем |
Пр.подгр. |
Ввдение.Сценарно-режиссерское искусство как Художесственно-игровая система |
2 |
|
1. |
Структура сценария и его основные понятия |
4 |
2. |
Сценарные разработки и методы их создания |
10 |
3. |
Режиссура как зрелищно-пластическая технология. Сценография. Пластическая партитура. |
16 |
4. |
Музыкально-звуковое оформление и его роль в организации сюжета |
6 |
Всего: |
38 |
И.Д.Пелих
“Актерское искусство
в педагогическом мастерстве”
Пояснительная записка
Деятельность учителя в школьной аудитории подобно искусству “театра одного актера”. Искусство педагога – искусство переживания, требующее от него умений на каждом уроке заново создавать образ живого человека во всей его конкретности и достоверности.
Цель: совершенствование эмоционально-творческой и психофизической природы начинающего учителя.
Задачи:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ |
Название тем |
Пр.подгр. |
Раздел 1. Актерское мастерство |
||
1. |
Введение. Две школы актерского искусства |
2 |
2. |
Внимание. Восприятие. Наблюдательность |
4 |
3. |
Действие. Роль воображения в условиях вымысла |
6 |
4. |
Воспитание чувства правды и веры |
8 |
Раздел 2. Пластическая культура |
||
5. |
Музыкально-ритмическое воспитание |
10 |
6. |
Жест и мимика |
6 |
Всего: |
36 |