И.Д.Пелих

"ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО МАСТЕРСТВА"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Техника речи, логика речи, эмоцинально-образная выразительность, многообразие функциональных речевых стилей — составные аспекты педагогического речевого мастерства.

Цель: воспитание практических навыков речевой выразительности будущего педагога.

Задачи:

Содержание курса. Программа состоит из двух Разделов: “Внешняя техника речи”(Темы 1-5) и “Внутрення техника речи”(Темы 6-10) .

I Раздел Программы предполагает вооружить студентов методикой тренинга речевого аппарата (дыхание, артикуляция, дикция, диапазон голоса, резонаторы, полетность и сила звука и т.п.). В процессе обучения студент приобретает практические навыки сложной и многосторонней работы над своим голосом; овладевает комплексом технологических упражнений "настройки" и развития способностей рече-голосового инструмента.

Студент обязан уметь образно, эмоционально и верно раскрывать идейное содержание, художественное и стилистическоео своеобразие текстов различных жанров, освоить законы искусства словесного действия, применять различные типы общения. На решение этих задач направлен II Раздел Программы. В процессе обучения студент знакомится:

- с основными структурными понятиями литературного текста (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), типами конфликта;

- овладевает приемами идейно-тематического, структурного, логического и действенного анализа;

- вырабатывает навыки и умения самоподготовки речевого аппарата и настройки голосового инструмента к выразительному исполнению учебного материала в классной аудитории.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем

Лекции

Практические
подгрупповые

Введение. Истоки формирования искусства звучащего слова

1

 

Тема 1. Общие понятия о выразительности речи

1

 

I Раздел. Внешняя техника речи

Тема 2.Фонациональное дыхание. Тренинг

 

2

Тема 3. Характеристика речевого голоса. Постановка

 

6

Тема 4. Дикция. Резонаторно-артикуляционная деятельность в

развитии голоса.

 

4

Тема 5. Орфоэпия. Основные речевые и исполнительские стили

1

2

II Раздел. Внутренняя техника речи

Тема 6. Идейно-тематический и структурный анализ литературного произведения

2

Тема 7. Логический анализ текста

1

 

Тема 8. Действенный анализ литературного произведения

2

4

Тема 9. Работа над образом рассказчика
действующими лицами

 

8

Тема 10.Словесное действие.
Искусство общения

 

10

Всего часов:

8

36

 

И.Д.Пелих

“ШКОЛА ЛЕКТОРА - ИСКУССТВОВЕДА”

Пояснительная записка

Спецкурс, посвященный истории и теории искусств, занимает особое место в учебной программе специализации по художественной культуре Санкт-Петербурга и безусловно может быть полезным каждому учителю. Общение посредством искусства — одна из эффективных методик эстетического воспитания и, в первую очередь, это относится к начальной школе.

Особое внимание уделено периоду трансформации сценария в звучащую композицию. Музыка речи (голосо-речевая выразительность), мимико-пластическая культура, артистизм, законы искусства словесного действия и общения — комплекс умений будущего лектора и оратора.

ЦЕЛЬ: Приобретенные знания и навыки должны быть прочными и легко актуализироваться, так как в значительной мере направлены на публичные выступления и экскурсионную деятельность.

Задачи:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название тем

Количество часов

Лекции

Семинары

Лабораторные

1

Искусствоведение как учебный предмет

4

   

2

Виды искусств

2

   

3

Лекторская деятельность. Структура, композиция, технология подготовки лекции

4

 

2

4

Искусствоведческое исследование. (Содержательный план лекции)

 

6

 

5

Техника речи лектора

   

2

6

Речевая культура оратора

   

4

7

Искусство словесного действия и общения

   

4

Всего:

28 часов

 

 

 

 

 

И.Д.Пелих

“Современные технологии эстетического воспитания. Театральная педагогика и театральное образование”

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание курса базируется на современных научных разработках в области эстетики, искусствознания, педагогики и психологии искусства и творчества, теории и практики эстетического воспитания, театральной педагогики.

Цель: Подготовить студентов к осуществлению межпредметных связей и интеграции эстетических, художественных, естественно-научных, гуманитарных и лингвистических аспектов начального образования.

Задачи:

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Лекция

Пр.подгр.

Раздел 1. Эстетическое воспитание в системе общего начального образования

 

Тема 1. Сущность эстетического воспитания (обще- научные основы)

2

 

Тема 2.Эстетическая и художественная культура учителя

2

Тема 3. Эстетические и художественные факторы развития личности младшего школьника

2

 

Раздел 2.Театральная педагогика

   

Тема 4. Школьный театр в Европе и России

2

 

Тема 5. Театральная педагогика в образовательной школе

2

 

Тема 6. Сценарий и режиссура урока. Основные понятия.

2

2

Раздел 3.Театральное образование

   

Тема7. Виды сценарных разработок

2

2

Тема8. Некоторые приемы в работе над сценарием

2

2

Тема9. Режиссура как зрелищно-игровая технология

2

2

Тема10. Музыкально-звуковое оформление сценария

2

2

Раздел4.Интегративные формы эстети ческого воспитания в начальной школе

Тема11. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе

2

 

Тема12.Виды художественно-творческой практики на уроках интегративного типа

2

 

Тема13.Искусство на уроках гуманитар ного и естественно-научного циклов в начальной шк.

2

 

Тема 14. Роль учителя в эстетическом воспитании младших школьников

2

 

Тема15.Основы опытно-экспериментальной работы в системе эстетического воспитания и театрального образования младшего школьника

2

 

ВСЕГО:

40

 

 

 

И.Д.Пелих

литературный театр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Опыт сценической интерпретации литературных произведений позволил сформироваться театру нового типа — Литературный театр и Театр поэтического представления. Литературный театр — жанр сценического искусства, в основе драматургии которого лежит мировая художественная проза и поэзия.

Цель:знать специфику искусства звучащей литературы (древне - греческие рапсоды, русские народные сказители, рассказчики XIX в.), более подробно изучают литературный театр ХХ в., его основные школы, направления, жанры и формы.

Задачи:

По итогам занятий студент самостоятельно создает малую форму литературной композиции и разрабатывает ее театрализованную партитуру.

 

 

 

п/п

Название тем

Количество часов

Лекции

Практич. Занятия

Индивидуальные

Занятия

1

Искусство звучащего слова в древнем мире

0,5

   

2

Искусство сказителей, певцов, рассказчиков в России (XIX-XX вв.)

2

   

3

Профессионализация искусства звучащего слова (XIX в.)

0,5

   

4

Школы, направления, жанры на литературной эстраде

2

   

5

Художественная проза на драматической сцене

2

   

6

Идейно-тематический и структурный анализ произведения

 

2

 

7

Анализ событийного ряда

 

2

 

8

Приемы А.Я.Закушняка в организации сценического варианта литературного текста

1

   

9

“Монтаж” как творческий метод В.Н.Яхонтова

1

   

10

“Драматургия чтения“ С.А.Кочаряна

1

   

11

Сценарные разработки и методика их создания

 

3

6

12

Работа над образом лирического героя

 

2

2

13

Работа над образом рассказчика и образами действующих лиц

 

3

6

Всего:

36 часов

 

И.Д.Пелих

 

Театральный Петербург”

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возникновение и развитие народного, церковного, школьного, придворного, крепостного или общедоступного театров в Санкт-Петербурге имели, в одних случаях, заимствованный, традиционный характер, в других — оригинальный, специфический, свойственный новой российской столице. Рождение и эволюция тех или иных театральных течений рассматриваются в контексте отечественной культуры. В программу спецкурса входит изучение малоизвестного периода театральной жизни — периода развития частных театров после отмены государственной монополии Дирекции императорских театров и их судьба в послереволюционное время.

Цель: Познание истории и развития детских театров, углубленные сведения современного театра позволят учителям активно формировать эстетический художественный вкус младших школьников лучшими образцами театральной культуры.

Задачи:

Тематический план

п/п

Название тем

Количество часов

Лекции

Семинары

1

Истоки формирования русского профессионального театра

2

2

Первый придворный театр России

2

3

XVIII в. Русский сценический классицизм в Петербурге

2

2

4

XIX в. Монополия императорских театров. Трагедия. Драма. Водевиль

2

2

5

Музыкальный театр XIX в.

2

2

6

1882 — 1917 гг. Частная антреприза

2

7

Театральная жизнь в советский и постсоветский периоды

2

2

8

Муниципальные театры и театры-студии. 1980-1990-е гг.

2

4

9

XX в. Театр для детей. Его эстетическая и педагогическая значимость

2

6

Всего:

36 часов

 

 

И.Д.Пелих

“ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР

(Сценарно-режиссерские основы

организации учебного процесса)”

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Метод театрализации в учебном процессе - один из путей формирования творческого самосознания школьника.

Цель: использовать знания сценарно-режиссерских основ в организации педагогического взаимодействия и обучения.

Задачи: изучить принципы построения сценария тематического урока, цикла уроков и т.д.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

Наименование тем

Пр.подгр.

 

Ввдение.Сценарно-режиссерское искусство как

Художесственно-игровая система

2

1.

Структура сценария и его основные понятия

4

2.

Сценарные разработки и методы их создания

10

3.

Режиссура как зрелищно-пластическая технология. Сценография. Пластическая партитура.

16

4.

Музыкально-звуковое оформление и его роль в организации сюжета

6

 

Всего:

38

 

 

 

 

И.Д.Пелих

 

“Актерское искусство

в педагогическом мастерстве”

Пояснительная записка

Деятельность учителя в школьной аудитории подобно искусству “театра одного актера”. Искусство педагога – искусство переживания, требующее от него умений на каждом уроке заново создавать образ живого человека во всей его конкретности и достоверности.

Цель: совершенствование эмоционально-творческой и психофизической природы начинающего учителя.

Задачи:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

Название тем

Пр.подгр.

 

Раздел 1. Актерское мастерство

 

1.

Введение. Две школы актерского искусства

2

2.

Внимание. Восприятие. Наблюдательность

4

3.

Действие. Роль воображения в условиях вымысла

6

4.

Воспитание чувства правды и веры

8

 

Раздел 2. Пластическая культура

 

5.

Музыкально-ритмическое воспитание

10

6.

Жест и мимика

6

 

Всего:

36

Hosted by uCoz